Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Сущность, принципы и задачи делопроизводства
Процесс управления социальными системами, в том числе органами внутренних дел, сопровождается значительным количеством различных документов. С развитием компьютерных технологий делопроизводство становится доступным любому пользователю. При этом появилась возможность самостоятельно работать с самыми разными видами документов и создавать электронные архивы индивидуального пользования. В настоящее время под воздействием указанных тенденций возник новый термин - документационное обеспечение управления (ДОУ). Характерно, что в законодательных актах и обиходе этот термин понимается как тождественный термину делопроизводство. Однако это не вполне правильно, т.к., например, принципы ведения дел для управленческой документации отличаются от дел в судопроизводстве, в следственных органах, в нотариатах и других областях деятельности. Делопроизводство - отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Исходя из области циркуляции официальных документов, обычно выделяют управленческое и специальное делопроизводство. Управленческое делопроизводство регулируется системой законодательных актов и осуществляет операции с управленческой документацией (распорядительной, организационной, справочной). Систематизация документов в дела осуществляется службами ДОУ, а перечень наименований дел в организации утверждается в специальном документе - номенклатуре дел. Специальное делопроизводство регулируется законами, исполнение которых связано с реализацией основной функции учреждения или организации (правоохранительной, правообеспечительной, надзорной, контролирующей и др.). Создание и систематизация документов в дела осуществляется по специальным правилам, а заведение дел не связано напрямую с управленческим делопроизводством. Значение рациональной организации документационного обеспечения состоит в том, что она позволяет существенно повысить эффективность процесса управления. При этом существующие общие правила работы с управленческими документами, контроль над их движением и хранением, информационная работа с ними, другие компоненты делопроизводства создают условия для оптимизации управленческой деятельности.
Поэтому деятельность служб ДОУ принято относить к числу вспомогательных, обеспечивающих функций управления. Для усвоения знаний по делопроизводству необходимо уточнить его принципы. К числу основных принципов следует отнести: 1) п ринцип унификации предполагаетприведение какого-либо объекта к единой форме, системе. Процесс унификации выражается в создании наиболее общей универсальной модели, применяемой к ряду объектов с некоторыми общими признаками. 2) Принцип стандартизации предполагаетустановление и применение стандарта как эталона (образца), который принимается в качестве исходного для сопоставления с ним других подобных объектов. Стандарт как нормативно-методический документ - это комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утверждаемый компетентным органом. Между стандартизацией и унификацией не существует тождества, хотя оба процесса взаимосвязаны. Стандартизация - это высшая степень унификации, выраженная в обязательной правовой форме. 3) Принцип системности нормативно-методического регулирования делопроизводства является основой для установления единых требований к организации делопроизводства. Законодательные, нормативные и методические акты по делопроизводству структурируются, исходя из их иерархии и компетенции. В результате образуется система нормативно-методического обеспечения. 4) Принцип централизации органов контроля и методического обеспечения делопроизводства отражает значение соответствующих функций в системе органов власти и управления. Центральным органом контроля обеспечения делопроизводства в Российской Федерации являются Госстандарт, а методического контроля – Росархив. 5)Принцип децентрализации делопроизводства проявляется в том, что каждое министерство, ведомство, учреждение, предприятие самостоятельно устанавливает задачи служб документационного обеспечения в своих структурных подразделениях, исходя из ведомственных задач. Данный принцип закреплён в Инструкции по делопроизводству. В процессе развития делопроизводства сформировалась единая терминология этого вида деятельности. Некоторая часть терминов появилась вследствие использования компьютерной техники в делопроизводстве.
Наиболее распространёнными являются следующие термины. Документирование - запись информации на различных носителях по установленной форме. Оно предполагает некую форму представления информации, при этом процесс записи информации должен обеспечивать ее хранение на каком-либо твердом носителе - бумаге, полимере, оптическом, магнитном носителях и т.д. Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. По отношению к понятию информации главным является её фиксация, а способ (графика, печать, магнитозапись и прочее) - вторичным. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и прочее). Формирование и использование информационных ресурсов является сферой государственного регулирования в Российской Федерации. Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.Для документа важна форма представления информации. Эту форму обеспечивает наличие ряда реквизитов, совокупность которых на документе позволяет относить информацию к документам определенного вида и назначения, т.е. идентифицировать информацию. Реквизит документа - обязательный элемент оформления официального документа. Действующий стандарт для управленческой документации указывает для реквизитов строго определённое место на документе, но только некоторые из них являются обязательными и придают документу юридическую силу. Официальные документы - это документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке. Официальным документ становится только после его полного оформления и удостоверения, т.е. после заполнения необходимых реквизитов. Юридическая сила документа - свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.Понятие официального документа не тождественно понятию его юридической силы. При этом только юридическая сила документа способна передавать его распорядительное начало. Так, юридическая сила документа включает в себя три обязательных компонента: 1) соответствие содержания закону; 2) полномочность издающего органа; 3) оформление всех необходимых реквизитов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документу конкретного вида. Документы создаются, приобретают юридическую силу и циркулируют в структурах министерств, ведомств, учреждений, предприятий и организаций. В целях упорядочения работы с различными документами, а также обеспечения соответствующего взаимодействия с различными ведомствами и учреждениями формируется структурное звено, которое призвано контролировать правила работы с документами, проводить в жизнь единую систему делопроизводства. Общее название этих структур - службы документационного обеспечения управления.
Архивный документ - документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника.В определении имеется в виду любой документ на материальном носителе, который может сохраняться как в государственном, так и личном архиве. Нормативно-правовое регулирование делопроизводства - это область компетенции целого ряда центральных органов государственной власти и управления. Уполномоченные органы государственной власти устанавливают правила, нормативы и стандарты, которые в совокупности должны обеспечивать единую систему делопроизводства на территории Российской Федерации. Эта система должна обеспечивать: 1) обязательность исходных принципов делопроизводства для учреждений, организаций независимо от форм собственности. Например: государственный язык, на котором ведется делопроизводство; государственное регулирование в сфере использования информации и другие принципиальные положения; 2) установление основных задач и правил в сфере документационной деятельности. Например, создание типовых инструкций, образцов документов и т.д.; 3) общность требований к осуществлению документирования в наиболее важных областях государственного управления. Например, обороноспособность, судопроизводство, бухгалтерский учёт, гражданское состояние, сфера здравоохранения, правоохранительная деятельность и т.д. Особенность нормативно-методического регулирования делопроизводства в системе органов внутренних дел заключается в том, что отдельные его компоненты входят в функции большинства служб и подразделений. Например, дежурная часть является самостоятельным органом оперативного управления и одновременно обязана документировать целый ряд вопросов управленческой деятельности. Однако основные задачи делопроизводства решают специальные подразделения - секретариаты (канцелярии). Нормативно-методические акты МВД России в отношении организации делопроизводства не используют термин «документационное обеспечение управления». Единая система делопроизводства в аппарате и подразделениях МВД России реализуется в процессе исполнения ими своих задач и функций. Организация и совершенствование системы делопроизводства, а также контроль над соблюдением установленного порядка работы с документами осуществляются аппаратом министерства.
За организацию и состояние делопроизводства непосредственно отвечают начальники делопроизводственных подразделений - начальники секретариатов (канцелярий). Такое подразделение является самостоятельной структурной единицей. Начальнику указанного подразделения непосредственно подчинена вся деятельность по организации делопроизводства. Основные задачи секретариатов в органах внутренних дел можно разделить на документационные и организационные. Документационные задачи связаны с документированием процесса управления и организацией работы с документами, это: - приём и регистрация входящих документов, отправка исходящих документов; - предоставление документов руководителю для ознакомления и наложения им резолюции; - передача документов сотрудникам – исполнителям; - контроль над сроками исполнения документов; - информационно-справочная работа и т.д. Организационные задачи делопроизводства в наиболее общем виде связаны с вопросами оптимизации процессов управления и отдельных управленческих процедур. К числу организационных задач делопроизводства относятся: - подготовка рабочего места руководителя; -обслуживание штатных средств оргтехники и информационно-справочных картотек (автоматизированных баз данных); - организация приема посетителей, вызов сотрудников по указанию руководителя; - организация телефонных переговоров, выдача справок по телефону; - подготовка служебных командировок; -обучение методике организации документооборота, внедрение средств автоматизации делопроизводства и т.д. Вышеизложенный перечень документационных и организационных задач формирует необходимость предусматривать в структуре секретариатов создание специализированных подразделений. Сложность выполняемых обязанностей определяется также объемом документов, циркулирующих через секретариаты.
Вопрос 2. Понятие, содержание и правовое регулирование делопроизводства в правоохранительных органах (ОВД) Документационное обеспечение управления (делопроизводство) - этовид служебной деятельности органов внутренних дел, обеспечивающий документирование управленческой деятельности и организацию работы с документами. Таким образом, в структуре делопроизводства можно выделить два элемента: документирование и организацию работы е документами. Виды делопроизводства. Делопроизводство можно классифицировать по различным основаниям, в частности, в зависимости от: 1) функций управления; 2) сведений, содержащихся в документах. Применительно к функциям управления различают два вида делопроизводства: общее и специальное. Общее делопроизводство - это документирование общей управленческой деятельности и организация работы с соответствующими документами (по правилам общего делопроизводства создаются приказы, распоряжения, инструкции, директивы, письма и т. д.). Общее делопроизводство осуществляется в любой организации, в том числе в органах внутренних дел, по единым правилам.
Специальное делопроизводство обслуживает специальные функции управления, внешнюю деятельность организации. Например, оформление уголовно-процессуальных, административно-процессуальных документов и работа с ними осуществляются по правилам специального делопроизводства. В зависимости от содержащихся в документах сведений различают секретное и несекретное делопроизводство. Секретное делопроизводство осуществляется по специальным правилам, цель которых предотвратить случайную утрату документов и утечку сведений, составляющих государственную тайну. Соответственно, документирование сведений и работа с документами, не содержащими элементов государственной тайны, осуществляется по общим правилам и называется несекретным делопроизводством. Систему правовых и методических документов, регламентирующих делопроизводство в органах внутренних дел, можно представить следующим образом: 1) Законы Российской Федерации, в частности, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 2) Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения управления. Важнейшими из них являются постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» и от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». 3) Правовые акты и методические рекомендации федеральных органов исполнительной власти можно подразделить на акты межведомственного и ведомственного характера. Документы межведомственного характера в сфере делопроизводства являются ориентиром для ведомственного правового регулирования. К ним относятся государственные стандарты, в частности, ГОСТ Р. 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Ведомственные правовые акты по вопросам делопроизводства разрабатываются в каждом министерстве и ведомстве. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации были разработаны и приняты следующие основные нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления делопроизводства в органах внутренних дел: - Приказ МВД России от 4 декабря 2006 г № 987 «O документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации»; - Приказ МВД России от 22 сентября 2006 г № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»; -Приказ МВД России от 12 мая 2006 г № 340 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности подразделений Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения»; - Приказ МВД России от 24 декабря 2003 г. № 1022 «Об организации архивной работы в системе МВД России»; - Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России»; - Приказ МВД России от 30 июня 2012 года № 655 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации с указанием сроков их хранения»; - Приказ МВД России от 20 июня 2012 года № 615 «Инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел»; - Инструкция по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации» (утверждена Приказом МВД России от 15.03. 2005 года № 015- дсп, материалы данной инструкции в учебном процессе не используются). 4) Правовые акты и методические документы конкретных организаций. Важная роль в ведомственном нормативном регулировании принадлежит инструкциям по делопроизводству, разрабатываемым в каждом органе внутренних дел.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.04 с.) |