Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тщеславие, притворство и «маркетинговая» ориентация
Тщеславие — это страстная забота о своем имидже, или страсть жить для чужих глаз. Жизнь для того, чтобы произвести впечатление, подразумевает, что человека заботят не собственные переживания, а ожидания или фантазии других людей, то есть в нем сильны тщеславные устремления. Ничему больше так не подойдут слова «суета сует», о чем говорит проповедник в «Экклезиасте», как жизни для эфемерного, иллюзорного имиджа (в противоположность жизни, исходя из собственных возможностей). Говорить о тщеславии как о жизни для собственного имиджа все равно, что говорить о нарциссизме, и, действительно, можно рассматривать нарциссизм как универсальный аспект эго-структуры, отмеченной в правом углу энеаграммы. Но, так как слово «нарциссизм» использовалось по отношению ко многим личностным синдромам и особенно благодаря определению ДСР III, по поводу нашего энеа-типа VIII*, я не включил его в качестве рубрики этой главы. * ДСР III — сокращение, используемое в этой книге для Диагностического и Статистического Руководства по умственным расстройствам. Издание третье, переработанное. (Вашингтон, штат Колумбия, Американская психиатрическая ассоциация, 1987). Тщеславие присутствует в большей степени в «истеричной» области энеаграммы (охватывающей энеа-типы II, III и IV), однако, в случае с гордостью — оно удовлетворяется посредством комбинации воображаемой самонапыщенности и поддержки избранных людей, в то время как в энеа-типе III личность мобилизует себя для того, чтобы доказать объективно свою ценность путем активного восполнения собственного имиджа, приближения его к обобщенному идеалу. Это ведет к стремлению достижения успехов и хорошей формы, как это понимается большинством, или в соответствии с общепринятыми стандартами. Разница между энеа-типами III и IV лежит в основном в том факте, что первый идентифицирует себя с имиджем, который «проходит», в то время как последний имеет дело с имиджем, который его не удовлетворяет, и поэтому ему присущи бесконечные и бесполезные тщеславные попытки утвердиться. В результате энеа-тип III бодр, энеа-тип IV подавлен. Как упоминалось в предисловии, Ичазо говорил, скорее, об «обмане», чем о тщеславии, как о страсти энеа-типа III, относя тщеславие к сфере фиксаций. Исходя из своего преподавательского опыта, я понимаю тщеславность, скорее, как страсть, близкую к гордости, в то время как в обмане вижу познавательную сущность фиксации в характере энеа-типа III. Слово «обман» не лучшим образом объясняет особый вид введения в заблуждение, сопутствующий тщеславию, так или иначе это ложь в энеа-типе II и обман в энеа-типе VIII, что отличается от недостатка правдивости в отношении к фактам (энеа-тип III может быть достоверным, не искажающим факты источником информации), в тщеславности же присутствует недостаток правдивости по отношению к чувствам и притворство.
В противоположность комичности в энеа-типе II и трагичности в энеа-типе IV характерный настрой энеа-типа III — нейтральность, или контролируемость чувств, где признаются и находят свое выражение только «правильные чувства». Хотя в христианстве в традиционный список грехов включена гордость (superbta), а не тщеславие, мне кажется, что обе эти идеи сопоставимы, что отражается общепринятой символикой, где гордость изображают в виде женщины, смотрящейся в зеркало (как на картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов»). Интересно отметить, что характерологическая диспозиция энеа-типа III — единственная диспозиция, не включенная в ДСР III, из чего возникает вопрос, не связано ли это с тем фактом, что эта диспозиция определила формирование модальной личности в американском обществе начиная с двадцатых годов. Эрик Фромм обращается к этому явлению в обсуждении «маркетинговой ориентации» в работе «Человек сам для себя».* * Фромм Эрик, Человек сам для себя: Введение в психологию этики (Пью Йорк: Халт, Рипехарт и Уипстон, 1964). Структура черт характера
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.004 с.) |