Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная культура Японии.

Поиск

 

    На характер японской культуры решающее влияние оказало географическое положение страны: Япония расположена на островах Тихого океана и подвержена тайфунам и землетрясениям.

    Отличительные черты культуры Японии:

- лаконизм и простота

- мифологичность.

     Основу мифологии синто («путь /учение богов») составили представления о ками – духах природы, не имеющих зримого облика. В отличие от пантеизма японский синтоизм предусматривал не обожествление природы в целом, а преклонение перед конкретными духами скал, деревьев, водоемов, трав, цветов. Синтоизм обусловил появление особой эстетики, в которой ценилась естественная красота материала и незавершенность формы. В японской мифологии отсутствует единый творец мироздания. Самопроизвольное становление порядка сопровождалось появлением богов – ками, не имеющих пола и каких-либо внешних признаков.

- созерцательное мироощущение и идея духовного подвига как главной движущей силы.

Данная идея пришла в Японию вместе с буддизмом, отсюда и особенности архитектуры.

Первые монастыри были выстроены в традициях китайского зодчества с тяжелой изогнутой крышей, крепящейся при помощи сложной системы кронштейнов и покрытой серо-голубой черепицей, с красными лакированными колоннами и позолоченными металлическими деталями.

      Храмовый комплекс Тодайдзи.

Скульптура была тождественна человеческой природе, но божественная суть образов подчеркивалась преувеличенными масштабами и величавостью, которая выражалась в надменно поднятой голове, безразличном взгляде и идеальных чертах национального эпического типа.

        Статуя «Большой Будда».

Развивается скульптурный портрет и театральные маски.

   Распространение буддизма в Японии сопровождалось проникновением письменности и китайских книг и обусловило возникновение литературных произведений.

«Кодзики» («Записи деяний древности»)- в них отражены история страны, представления о богах и божественном происхождении японских императоров, описаны основные занятия и обычаи жителей страны.

«Манъёсю» - антология японской поэзии, включающая в себя народные и авторские песни. Основная тема – благоговейное отношение к природе:

                Вершины распростертых гор

                Как будто белым полотном покрыты,

                Иль, может быть,

                Цветы расцветшей сливы

                Их белизной заставили сверкать?

     Развивается эстетика «моно-но-авангард» - стремление запечатлеть наслаждение от созерцания ускользающей красоты.

Храмы-дворцы Амиды – нёрай – праобраз рая на земле. Строились на острове, в уединенных горах, близ воды. Неотъемлемой частью ансамбля были пейзажные сады.

Главный акцент в храме делался на статую божества.

 - стилевыми особенностями также являются символизм и живописность (меч – символ защиты, лотос – целомудрие и спасение, веревка – спасение)

В живописи главный акцент делался на действие, композицию (взгляд сверху сбоку), изысканные цветовые сочетания (нежно-зеленый, палево-розовый, сизо-голубой), графическую выразительность линий, певуче-музыкальный ритм картины (художник Фудзивара Такайоси, иллюстрирующий роман Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатори»).

Самурайская этика опиралась на культ воли, чести, вассальной преданности сюзерену. Замок Химэдзи – «Замок белой цапли» - лабиринт с непреступной башней, окруженный толстыми стенами и рвом. Вместе с тем замок необычайно декоративен.

Наиболее самобытным видом искусства стали «философские сады камней». Через композицию сада – микрокосма передавалось ощущение беспредельного мира. Состояние гармонии и тишины позволяет сосредоточиться и обрести гармонию духа.

Дайсэн –ин - пейзажный сад с холмами

Рёандзи – плоский сад

Развивается пейзажная живопись – Сэссю «Зимний пейзаж»

Ксилография – цветная гравюра на дереве.

Особенности менталитета: - философичность мышления, религиозность, стремление человека к гармонии с природой, острое переживание ее красоты и желание выразить свой внутренний мир через ее образы.

Культурные доминанты искусства Востока:

 - перманентное проникновение двух начал - мира природы и человека;

- идеи мироустройства и нравственные идеалы проявлялись в антропоморфных образах;

- универсальные нравственные ценности воплощаются в образах природы;

- искусство имело символический характер.

    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.009 с.)