Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д/з подготовить сообщение «Памятники Древнего Египта»

Поиск

«Искусство Древнего Египта эпох Древнего и Среднего царств»

В древнеегипетском тексте читаем: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу». Заупокойный культ в древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь. И все в усыпальнице, в ее архитектуре, в е росписях и изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми е наполняли, должно было выражать красоту жизни. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, мы невольно повторяем крылатое выражение: «Все на земле боится времени, но время боится пирамид!»

Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам Нила земля эта – одна из плодороднейших в мире. Надо только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. А это требует организованности, сплоченности в сильном рабовладельческом государстве.

Учитель объясняет новый материал с опорой на авторскую электронную презентацию.
Обучающиеся в ходе объяснения составляют опорный конспект, используя материал презентации, видеофильма и учебника.

Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:

Додинастический (4 тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век – начало XIX века до н.э.)
Новое царство (XVI – XII века до н.э)
Позднее время (XI в. – 332 год до н.э)

Значение египетской культуры. Периодизация. Территория Древнего Египта (от Древнего царства до Нового времени)
В отдельных странах древнего мира овладение грамотой требовало довольно сложных графических навыков. Так было и в Египте (Китае, Японии, Индии).
Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохранялись тысячелетиями, передавались из поколения в поколение.
Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и в живописи, поз и жестов к круглой скульптуре.
На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений.

Эпоха Древнего царства. Характерные особенности. («Триада Менкаура»).

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей.

В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами. Аналогичное оформление зала нижнего храма составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Считалось, что душа за неимением тела (если мумификация окажется несовершенной) может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться. Следовательно, большую роль в искусстве Египта играла скульптура, а ваятель пользовался почетом и назывался «санх», что значит «творящий жизнь».

Канон в египетской скульптуре

Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у нижнего заупокойного храма Хафра

Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов («ушебти»), помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших вельмож в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Выполненные вне требований канона, самыми простыми средствами, эти статуэтки отличаются яркой выразительностью.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.

Вырабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица – в профиль. Значительность фараона подчеркивается его размерами.

Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности.

Широкое распространение получили ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетался в них с зеленью трав, белизной одежд, синевой цветов

Среднее царство

Характерные особенности искусства эпохи Среднего царства

Среднему царству, т.е. Правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области. Грандиозное строительство во славу предшествующих фараонов отвлекло массы земледельческого населения от производительного труда, ослабляя тем самым экономическую мощь страны. Все это, вместе с возросшей самостоятельностью вельмож и местных правителей да грозными смутами, вылившимися в восстание крестьян и рабов, наложило свою печать и на духовную жизнь египтян.
Происходит некая переоценка ценностей, сопровождающаяся стремлением расширить область познания. В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.
В искусстве, сущность которого остается неизменной, сильнее пробивается реалистическая струя под влиянием художественных школ, возникших при дворах провинциальных правителей То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись.
Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Фараон все также обожествляется. Но пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича – сырца, что не так разорительно. Зато личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью, чем в Древнем царстве. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти, несколько поколебленной в эти века.
Статуя фараона Аменемхета III из черного гранита – прекрасный образец скульптуры Среднего царства. На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Подобно фараону Древнего царства Хефрену, он царственно восседает на троне. Но он еще более индивидуален, чем Хефрен: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Но, пожалуй, самое замечательное из дошедших до нас изваяний Среднего царства – голова фараона Сенусерта III. Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое-то внутреннее сомнение и скрытую грусть
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Живописно расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (пологим подъемом), увенчанная пирамидой, уподоблена горной вершине. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму из долины (1200 м), сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах.
Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами. Иероглифические письмена играют важнейшую роль в искусстве Египта, ибо каждый иероглиф – рисунок, подобно знаку выражавший вначале понятие или предмет. Замечательный памятник искусства Среднего царства – стела вельможи Хунена. Супруги (вельможа и его жена) рельефно изображены слева внизу. Лицо и ноги в профиль, грудь в фас, как полагается по канону, причем в позе обоих торжественность сочетается с неким стремительным ритмом, рождаемым параллельной направленностью лиц, рук и ступней. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, художник изобразил иероглифы. Это птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении. Но иероглифы красноречивы и для того, кто их читать не умеет. Ибо их совокупность составляет сказочно богатый узор, как бы целый мир стилизованных символических знаков, в котором приютилась вельможная чета, столь же загадочная для непосвященных в своей острой геометрической выразительности, как и эти декоративные письмена. Независимо от текста переданного иероглифами, нам кажется, что трудно придумать более гармоничный фон для стилизованного изображения этих знатных египтян, живших в конце III тысячелетия до н.э..
Их смысловое значение, совершенно забытое после падения египетской державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Розеттский камень— плита, найденная в 1799 годув Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке— начертанными древнеегипетскими иероглифами и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 г. Розеттский камень хранится в Британском музее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.012 с.)