Тема 1. 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность



Предмет психодиагностики как теоретической дисциплины - закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений.

Составные части теоретической психодиагностики: предметная область психологии, изучающая данные явления; дифференциальная психометрика - наука об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных; практика использования психологического знания.

Цели и задачи практической психодиагностики. Выбор и адаптация методик. Правила применения психодиагностических инструментов, оценка условий проведения исследования. Сопоставление индивидуальных данных с нормативами.

Психодиагностические задачи в зависимости от того, кто использует диагностические данные. Различение ситуации клиента и ситуации экспертизы.

Тема 1.2. Методы психодиагностики в системе способов человеческого познания

Способы познания мира: обыденное, художественное, религиозное, научное.

Общенаучные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Психодиагностика как реализация метода измерения в психологической науке.

Классификации методов психологии С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Г.Д. Пирьова, М.С. Роговина и Г.В. Залевского, В.Н. Дружинина. Место и роль психодиагностических средств среди других методов психологической науки.

Содержание и взаимосвязь базовых понятий теории психодиагностики: процедура, инструмент, методика, техника, метод, методология.

Классификация психодиагностических методов в зависимости от ответа на предлагаемые задания: задания, предполагающие правильный ответ; задания, характеризующиеся частотой и направленностью ответа.

Классификация психодиагностических методов по их апелляции к речевой активности обследуемых: вербальные и невербальные.

Классификация психодиагностических методов в зависимости от методического принципа, положенного в основу данного приема: объективные тесты; стандартизированные самоотчеты (тест-опросники; открытые опросники с последующим контент-анализом, шкальные техники; индивидуально ориентированные техники типа репертуарных решеток); проективные техники; диалогические интерактивные методы (беседы, интервью, диагностические игры).

Классификация методов по уровню стандартизации: стандартизированные, измерительные методы и экспертные, "клинические" методы.

Тема 1.3. История создания диагностических тестов, личностных опросников и проективного метода

Из истории психологических тестов. Тестовые испытания способностей, знании, умений и навыков в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай, Индия). Обыденное представление о тесте и научное понимание теста.

Первые тесты Ф. Гальтона (1884 - 1885г.) и Дж. Кеттелла (1890) как измерительные инструменты. Идея эксперимента и измерения в психологии.

20 - 30 годы: использование тестов в разных странах для профотбора, при приеме на работу, для оценки знаний, в социально - психологических исследованиях.

Постановление 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Критика тестов за рубежом.

Появление концепции надежности и валидности тестов. Новая роль тестов. Современный психологический тест. Существенные признаки современного теста: стандартизованность предъявления и обработки результатов; независимость результатов от влияния экспериментальной ситуаций и личности психолога; сопоставимость индивидуальных данных с нормативными.

Из истории проективного метода. Психодиагностика К.Г. Юнга (1904 - 1905 гг.), Г. Роршаха (1921 г.), Г. Мюррея и К. Моргана (1935 г.), М. Люшера (1948 г.). Диагностика семейных отношений, тест семейных установок Л. Джексона (1950 г.), кинетический тест рисования семьи (1972 г.) и его варианты.

Тема 1.4. Требования к психодиагностическим методиками и к их пользователям

Требования к методикам. Определение цели, предмета и области применения методики. Задание процедуры проведения диагностики в виде однозначного алгоритма. Включение в обработку статистически обоснованного метода подсчета и стандартизации тестового балла. Проверка надежности и валидности в заданной области применения.

Требования к психологам-пользователям психодиагностических инструментов. Контроль компетентности психодиагноста в тестировании. Оценка умений определения необходимости в обследовании; знаний основных принципов шкалирования и стандартизации; понимания смысла надежности и валидности применяемых техник; адекватности тестов в качестве одного из компонентов процесса обследования; проведения тестирования и обработки результатов, адекватного использования результатов тестирования и обеспечение письменной или устной обратной связи с клиентами или испытуемыми.

Требования к пользователям не психологам. Выбор адекватной, желательно аттестованной методики. Специальная подготовка по ее овладению. Соблюдение этических нормативов в проведении исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.004 с.)