Здоровый образ жизни – социальная проблема нашего времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровый образ жизни – социальная проблема нашего времени.



РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТА

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий в учебном заведении, режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен, прежде всего, его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда. Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

 К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон, прежде всего, способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро, засыпать и крепко спать.

 

 

Примерный распорядок дня студента.

Время суток, часы Элементы режима дня
7.00—7.05 Подъем, уборка постели
7.05—7.15 Утренняя гимнастика.
7.15—7.20 Умывание, закаливающие процедуры.
7.20—7.45 Завтрак
7.45—8.00 Ходьба пешком в университет.
8.00—13.30 Учебные занятия.
13.30—14.30 Обед, прогулка на свежем воздухе.
14.30—15.00 Послеобеденный отдых.
15.00—16.30 Самоподготовка.
16.30—18.30 Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия.
18.30—19.30 Занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю).
19.30—21.00 Ужин, отдых.
21.00—22.50 Самоподготовка. Прогулка. Культурно-развлекательная программа.
23.00 Отбой
23.00-7.00 Сон

 

Говоря об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания. Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека. Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических  и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни. Из сказанного можно сделать два вывода: интенсивность обучения постоянно повышается, и это необходимость, так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом учебной нагрузки следует корректировать режим дня: он должен обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузок, отдыха, сна и правильного питания, т.е. обеспечивать гармоничное развитие духовного и физического здоровья человека.

 При определении основных элементов режима дня целесообразно учитывать влияние биологических ритмов человека на его работоспособность. Известно, что работоспособность человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности биологических процессов и явлений в его организме, т.е. от биологических ритмов. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью(вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.). В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологический ритм. Установлены околосуточные колебания более 300 физиологических функций человека. Так, ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине дня. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3 градуса. Поскольку температура тела определяет скорость биохимических реакций, ее повышение свидетельствует о том, что днем обмен веществ идет наиболее интенсивно и это обеспечивает человеку возможность активной деятельности в светлую часть суток. Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня. Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 3 ч, до 5 ч ночи. Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Это поможет при выполнении наиболее сложных заданий. Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером. Важно усвоить, что правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность, и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности (классные занятия), так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых). Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с  переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом — перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства).

Правильно организованный режим дня способствует укреплению здоровья — нормальному духовному и физическому развитию человека. Однако не всегда удается выдержать оптимальный режим жизнедеятельности, иногда возникает необходимость в повышении нагрузок на обучающихся (контрольные работы, экзамены и др.), что может привести к появлению у них утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жизнедеятельности обучаемые должны знать ряд мер по профилактике переутомления. Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль своего состояния. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит и общие ощущения. К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов. Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел. Построение аудиторной работы значительно  облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо, взять за правило, приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю. Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период  занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа. Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим). Необходимо избегать  переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

Активный отдых - способ проведения свободного времени, разновидность хобби, в процессе которого отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц, всего тела.

1. Комплекс упражнений после пробуждения:

Сразу после сна, не вставая с постели, выполните упражнения для отдыха от статистических поз и движений во время сна.

-вытянуть вперед руки и сильно прижать одну ладонь к другой;

- руки вдоль тела и сильно вдавить голову в подушку;

-положить подушку на живот и крепко обхватить руками, как можно сильнее прижать ее к телу;

-поднять руки вверх (или прижать руки ладонями вниз), выпрямить ноги, несколько раз потянуть носки на себя;

-подтянуть поочередно (4–5 раз) колено — правое, левое к груди, выдох.

 

У некоторых индивидуумов глаза во сне напрягаются больше, чем во время бодрствования. Это состояние постепенно можно нивелировать, включив в утренний постельный комплекс физических упражнений еще ряд упражнений.  Делать их надо после пробуждения (М.Д. Корбетт, В. Черныш, 1992):

1. Уберите подушку, потянитесь в постели и перекатывайтесь с боку на бок, глубоко дыша во время исполнения упражнения. Оно способствует расслаблению позвоночника и статически перенапряженных во время сна мышц в случае, если вы спали в напряженном состоянии (особенно это важно лицам, страдающим остеохондрозом).

2. Широко раскройте глаза и рот 4 раза.

3. Крепко зажмурьтесь 6 раз, затем сделайте 12 легких (подобных движениям крыльев бабочки) морганий, чтобы подготовить веки к работе на целый день.

4. «Письмо носом». Значительная часть напряжения, приходящаяся на нервную систему во время сна, локализуется в глубоких мышцах шеи и спины в основании черепа. Это же напряжение сохраняется и днем во время работы за столом, вождения автомобиля и т.п., что на определенном этапе нагрузок сутулит плечи, усиливает искривление позвоночника,

способствует развитию остеохондроза. Чтобы облегчить состояние утренней привычной усталости, нужно закрыть глаза и, используя нос, как удлиненную ручку, писать им что либо в воздухе, например, повторяя читаемые накануне слова, фразы, изречения или просто рисуя буквы русского алфавита. Чтобы избежать скуки в этом упражнении, «пишите» что-нибудь близкое к вашим мыслям.

5. Упражнение для бровей. Поднимайте несколько раз сознательным усилием свои брови до тех нор, пока не появится какое-то ощущение в верхней части ушей («прижмите уши назад»).

6. Пальцевые повороты; держа палец перед своим носом, поворачивая голову из стороны в сторону и убеждая себя в том, что палец движется, до тех пор, пока действительно появится такое ощущение.

7. После подъема с кровати, сделайте в течение 2 минут большие повороты туловища, надев тапочки или просто стоя босыми ногами на полу. Эти движения выполняются в ритме медленного вальса, отрывая пятку от пола. Весь комплекс следует повторять в течение 10 минут, возможно, исключение упражнения № 6 (пальцевые повороты) и № 7 (большие повороты) или уменьшение времени их исполнения, если они индивидуально не приемлемы.

Для улучшения психоэмоционального состояния организма присоедините к упреждениям внутреннее или внешнее музыкальное сопровождение. Если вы напеваете мелодию сами, это позволяет вам контролировать и тренировать дыхание. Выше указанные упражнения, надо делать каждое утро, возможно выполнение этих упражнений и перед сном. Эти упражнения развивают гибкость позвоночника и нормализуют функции внутренних органов. Они представляют собой средство достижения расслабления и снятия напряжения. Выполняйте упражнения сознательно.

Убирая постель, наклоняйтесь вперед так, чтобы ноги и туловище образовали прямой угол. Спину держите прямо, ноги в коленях не сгибайте, живот подтяните.

 

Для усиления афферентной информации в центральную нервную систему подключите элементы самомассажа:

— поглаживание под глазами от медиального угла глаза вправо, влево и к вискам;

— круговое поглаживание щек;

— поглаживание и растирание плеча, предплечья, кисти;

— поглаживание и растирание кулаками мышц живота по часовой стрелке;

— поглаживание и растирание бедра, колена, голени, стопы;

— поглаживание и растирание поясницы.

При отсутствии свободного времени на этом можно было бы перейти к водным процедурам, но мы советуем выполнить весь комплекс утренней гигиенической гимнастики и лишь затем, перейти к водным процедурам.

 

Примерный комплекс

Работу).

Если расстояние от дома (общежития) более 5 км, то для прохождения первых 5 км выбирается одна из разновидностей ходьбы, остаток пути — проезжать на городском транспорте. Можно наоборот — начинать с езды на городском транспорте.

Существуют следующие разновидности ходьбы:

— очень медленная: 60–70 шагов/мин (2,5–3 км/ч);

— медленная: 70–90 шагов/мин (3–4 км/ч);

— средняя: 90–100 шагов/мин (4–4,5 км/ч);

— быстрая: 120–140 шагов/мин (5,5–6,5 км/ч).

Во время езды в городском транспорте втянуть в себя живот и сосчитав до 6 — расслабиться, например, в течение 15-минутной поездки это можно сделать 60 раз. Если это упражнение выполнять регулярно, то это поможет избавиться от лишних жировых отложений на животе. В статических положениях волевым напряжением приводить отдельные группы мышц в движение.

 

Занятий, работы).

Порядок чередования ходьбы с ездой, аналогичный утреннему. По дороге через парк, с точки зрения здорового образа жизни, полезно несколько минут в день ходьбы строевым шагом — хорошее упражнение для разгрузки позвоночника. Если дом, в котором вы живете, многоэтажный, то надо себя приучить подниматься на 5–6 этажей. ногу ставить то на носок, то на всю ступню, спину держать прямо, не наклоняться вперед. Далее подъем на лифте. Войдя в квартиру, надо сбросить остатки усталости: лечь на 1–2 минуты на спину — (диван, кушетка) — и расслабиться. Затем:

- потянуться, руки за головой, носки ног потянуть на себя;

- согнуть ногу в колене, разогнуть, скользя по ноге двумя руками (от

голеностопного сустава к бедру);

- приподнять голову, сделать несколько круговых движений в одну

сторону, затем в другую.

-В положении стоя возьмите руки сзади в «замок», отведите их как можно дальше назад, голову и плечи тоже. Задержитесь в таком положении. Можно использовать гантели весом 2–3 килограмма. Наклонитесь вперед и отведите руки назад.

- Лягте на спину, сильно, с напряжением прижмите лопатки к полу. В том же положении отведите руки в стороны и сильно надавите ими в пол.

-Лежа на спине, поставьте локти на пол, опираясь ими, прогнитесь в грудном отделе позвоночника.

-Лягте на живот, кисти на затылок. Слегка поднимите голову и согнутые в локтях руки.

- В положении лежа на животе возьмите в руки гантели, отведите в сторону. Приподнимите руки и подержите их. Повторите несколько раз.

Эти упражнения укрепляют мышцы спины, сохраняют красоту осанки и уменьшают сутулость, так характерную для лиц умственного труда. Тем, у кого в течение дня имеются значительные вертикальные нагрузки на позвоночник в целом или его отделы, необходимо в конце дня «отвисеться» 1–2 минуты.

-Встаньте на цыпочки, возьмитесь за опору. Мысленно не торопясь, в положении «вис», сантиметр за сантиметром «скользите вниманием» по позвоночнику сверху вниз, расслабляя при этом тело; в упругости спрессованных дисков позвоночного столба отмечается восстановление.

После выполнения дневных гигиенических процедур и приема обеда, желательно сохранить определенную физическую активность или совершить прогулку по свежему воздуху.

 

Водно-тепловые процедуры.

 являются самостоятельной формой активного отдыха, используются для снижения утомления и восстановления работоспособности организма после работы и в период отдыха. Возможно сочетание гигиенического массажа и водно-тепловых процедур. Формы водно-тепловых процедур: бассейн, различные души, ванны, подводный массаж, термокамера, баня (русская и сауна). Банная процедура очищает кожные покровы и способствует улучшению их функциональной деятельности, усиливает кровообращение и газообмен. Положительно влияет на обмен веществ, стимулируя энергичный выход шлаков из организма. не надо идти в баню как после обильной еды, так и натощак. Перед заходом в парилку надо принять горячий душ и насухо вытереться. Находиться в парилке лучше в горизонтальном положении. Длительность одного захода в парилку 5–7 минут. Между заходами в парилку надо отдохнуть, при выходе из парилки надо 1–3 минут походить, глубоко подышать, а затем ложиться отдыхать. Конечно, следует оговориться: в банном регламенте нет какого-то раз и навсегда отмеренного стандарта. «Банный барометр» —  это прежде всего самочувствие. Затруднительность дыхания, вялость, тяжесть в мышцах, ощущение разбитости, тоскливое настроение — сигнал к ограничению банной нагрузки. «Когда баня рождает бодрость, радость, прилив сил, глубокий сон, здоровый аппетит — значит все на пользу» (А. Галицкий,1993). Важно сочетание парилки и контрастного душа, бассейна. Дополнительный оздоровительный эффект бани можно достигнуть гидромассажем, направив сильную струю воды сначала на шею, потом на плечи, спину, ноги, пятки. К контрастному душу нужно привыкать постепенно. Сначала перепады температур должны быть не сильно заметны, со временем этот контраст необходимо увеличивать, придя к постоянному желанию два раза в

день умываться прохладной и холодной водой после горячего душа (или без последнего). Но нужно всегда помнить — холодная процедура всегда должна быть короткой, избегайте озноба! И в бассейн с холодной водой не следует бросаться сразу после первого захода в парилку. Нужно вначале хорошо прогреться. Это очень важно и для массажных механических процедур. Кроме классических ручных приемов массажа можно применять в русской бане веничный массаж. Еще древнеславянские племена широко использовали в бане стегание тела вениками из березы, клена, дуба и других пород дерева. Чем можно заменить веник? Обычным обмахиванием простыней с дальнейшим растиранием через простынь спины, ягодиц, бедер, и т.д. Вначале — массаж спины 30 с, затем — груди, живота, чередование поверхностей 2–4 раза. Можно простынь сложить и осуществить постегивание ею, как простым веником. Завершить подобный массаж необходимо растирающими движениями по всей спине, тазу, бедрам и другим отделам конечностей.

Можно ли пользоваться баней беременным женщинам и детям? Имеются наблюдения, что разумное использование сауны беременными способствует более легкому деторождению. Отмечено, что баня вызывает увеличение лактации примерно у 80% кормящих матерей. Сауна или баня? В сауне жарко и сухо (80–100 оС); в бане тепло (50–65 оС) и влажно. Чем выше температура, тем суше должен быть воздух, чтобы не пострадала кожа и слизистая оболочка дыхательных путей (профилактика ожога). Самый главный оздоровительный эффект сауны заключается в сухом теплом воздухе и контрастном воздействии на организм тепла и холода.

После того как тело хорошо прогрелось, желательно охладиться водой или воздухом, охлаждение тренирует нервную и иммунную системы, стимулирует обмен веществ. Усталость и напряжение, накопленные в мышцах, исчезают; кровообращение усиливается, возрастает иммуннобиологический статус, улучшается общее состояние. Уменьшение веса после бани носит временный характер, так как в сауне (бане) вес уменьшается не за счет жировой прослойки, а за счет воды. Лучше всего утолять возникшую там жажду минеральной водой, чаем с травами (мята, душица), фруктовым соком: данные жидкости возмещают потерю минеральных солей. После банных процедур рекомендуется использовать крем, содержащий витамины и биологически активные вещества.

«Водно-тепловые процедуры — это здоровье! недаром всю тысячелетнюю историю нашей цивилизации народы хранили и развивали приемы банных процедур. Данные процедуры воздействуют на организм человека многократно. Горячий пар, вода, резкая смена температур, похлестывание веником, массаж на горячем теле — все эти факторы создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает положительными реакциями. Это вовсе не значит, что водно-тепловые процедуры и массаж заменяют потребности человека в движении. Только здоровый образ жизни, включающий дозированные физические упражнения, может сформировать профилактический статус от недугов» (А.А. Бирюков, 1991).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

 2) Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

3) Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Изучая биографические сведения великих мудрецов и простых людей, можно заметить, что они жили в дружбе с природой и временем. В древние времена человеку для своего жизнеобеспечения нужно было быть сильным, быстрым, ловким. Таким образом он мог добыть пищу, защититься в случае нападения и других жизненно сложных ситуациях. В естественных природных условиях человек существовал тысячи лет. В результате угрозы и испуга возникали стрессовые ситуации, которым всегда сопутствовала последующая физическая нагрузка в виде бега или борьбы. Стрессовые ситуации являлись актом моментальной мобилизации организма к преодолению предстоящей нагрузки. 

Возбуждение нервной системы проходило естественно в рамках физиологической и биологической разрядки и не имело никаких отрицательных последствий для организма.

Как правило, пища человека  была простой, без всяких  разносолов, религиозные обряды и посты выполнялись  неукоснительно, а если вдуматься сегодня, то они были  благом для всего человечества.  Что касается движения, то еще в начале прошлого века оно было естественной необходимостью для сообщения и обеспечения  социальной жизни.                 

Практически без двигательной активности  человек  не обходился нигде, ни в профессиональной деятельности, ни в бытовых  условиях.

В настоящее время, в условиях цивилизации, стрессовые ситуации не имеют разрядки в виде  физической нагрузки, в связи с  чем накапливаются огромные отрицательные последствия для  здоровья человека, сопровождающиеся повышением артериального давления, головными  болями, а в конечном итоге инсультом. Вот почему человеку нужны постоянные существенные физические нагрузки, которые позволяют защитить его от стрессовых ситуаций и сохранить необходимый  уровень здоровья.

Движение всегда являлось катализатором продолжительной и здоровой жизни.     

Известны слова французского врача Тиссо, жившего в восемнадцатом столетии: «Движение как таковое может заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».  Сегодня мы можем привести множество примеров, подтверждающих эти слова, начиная от Валентина Дикуля, известного циркового артиста, получившего тяжелейшую травму,  когда сила воли и физические упражнения полностью восстановили его  физическую работоспособность.

Все изложенное нами выше подтверждается сегодня виднейшими специалистами медицины. Так, директор научно-исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева академик Лео Бокерия, внесенный в список 100 лучших хирургов мира, в одном из интервью на вопрос, как приумножить здоровье, отметил, что определяющее значение имеет то, что заложено в  детстве. Уже доказано, что сердечная патология у детей, родившихся у здоровых родителей, чаще всего вызвана инфекционными заболеваниями матери в первые  месяцы беременности. Родители до 10–12 лет должны успеть  привить ребенку тягу к  движению, спорту.  Он вырабатывает   выносливость и координацию, что очень важно для работы сердца. Если человека не приучить к этому в детстве, во взрослой жизни заставить его следить за собой и своим здоровьем практически невозможно. По его словам, специалисты знаменитой кардиологической клиники братьев Мейо в США рекомендуют взрослым людям, которые никогда не занимались спортом, начинать с  одного часа активной ходьбы в неделю. Через месяц продолжительность прогулок можно увеличить до двух часов. Вот так потихоньку у человека возникает потребность к физической нагрузке. Ученый отметил, что цикл сердечных сокращений имеет две особенности – он учащается в течение дня и замирает вечером, когда человек ложится спать.  Это дает сердцу возможность восстановиться. Поэтому очень важно всегда ложиться  спать в одно и  то же время – чтобы не ломать свои биологические часы постоянно. Очень важное условие – соблюдать правильный режим питания. Поговорка «Завтрак съешь сам, обед  раздели с другом, ужин отдай врагу» сточки зрения кардиологии –  полная чушь.  Наедаться с утра, когда организм еще не проснулся  антифизиологично.  Голодая  вечером, мы не даем возможности восстановления нервной системе. Есть нужно ровно столько, чтобы спокойно дожить до  следующего приема пищи.  Необходимое условие сохранения здоровья – поддержание постоянного веса  тела.

Почему же человек часто  попадает в критические ситуации? Лео Бокерия отметил, что его зарубежные коллеги, которым приходилось оперировать россиян, говорили о высокой степени запущенности их болезней, сравнимой лишь с таковой у пациентов из Африки. Во многом это объясняется национальными особенностями, главная из которых – низкая физическая активность.

Мы, как и наши  предки, восемь месяцев в  году лежим на печи, что крайне не полезно для сердца.  Многое зависит и  от врачей. Статистика свидетельствует, что терапевты передают пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями только тогда, когда они уже не в состоянии ходить. Причем не из злого умысла – врачи-терапевты искренне считают, что могут их  вылечить. Еще какое-то время больного  наблюдает кардиолог, а к кардиохирургу он приползает в «африканском состоянии».  А  все потому, что за наших пациентов никто не отвечает. Как видите, все не так  сложно, но и не  так просто. Своим здоровьем нужно заниматься постоянно.  Многое  нужно знать и многое нужно делать: для этого нужны терпение, волевые усилия и действия  человека.  Изучая опыт прошлых поколений, можно отметить, что питание человека было без химических добавок,  атмосфера без радиации и озоновых дыр.  Пить и курить для  женщины считалось позорным, наркотиков не было в помине. Сегодня нам эта «манна  небесная» свалилась на голову как результат неразумной цивилизации, и, похоже, все эти «приобретения» мы оставим будущему поколению.

 Вопросы ЗОЖ приобрели особую  актуальность, однако они часто решаются акциями, т. е. разовыми мероприятиями, туристическими слетами, турпоходами, днями здоровья. Да, это хорошие и благородные вехи, но для достижения по-настоящему ЗОЖ населения, на наш взгляд, этого мало.  Каждый день должен быть здоровым. В настоящий период, в эпоху экономического кризиса, о котором много говорят  СМИ и в который попало наше поколение, мы должны противостоять укреплением воли (духа) и  здоровья.

Среди людей не часто,  но бытует такое высказывание «Если к 40 годам не станешь себе врачом,  то к 60 годам будешь больным человеком». Те люди, которые пристрастились к  наркотикам, спиртному, курению, а число таких с каждым годом увеличивается, редко доживают до пенсионного возраста.  Что  же делать?   Где искать выход? Надо учить людей здоровому образу жизни с самого раннего  детства.  Надо изучать строение и физиологические функции своего организма, влияние физических упражнений на их совершенствование и резервные возможности, научиться распознавать свои недуги, заранее проводить профилактические мероприятия. Говоря о факторах здоровья, общеизвестно, что на 60–70 % оно зависит от самого человека и только на 10–15 % – от медицины. За здоровье нужно бороться!  Не случайно в нашем обществе существует разделяемая как больными, так и врачами идея о необходимости неустанной борьбы за свое здоровье.  Понимание своего здоровья должно быть в голове, а не в аптеке. Существует мнение о том, что здоровье – это бесплатный ресурс, который дается нам от рождения. А раз он бесплатный, то можно тратить его  как попало.  Вот и получается, что в молодости мы тратим здоровье,  не  задумываясь о последствиях. Что показывает наш  практический опыт – опыт преподавателей физической культуры? К нам приходят почти сформировавшиеся в социальных вопросах молодые люди –  студенты. Меньшая часть из них занимается спортом и физическими упражнениями  добросовестн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.055 с.)