Система вентиляции и конденсации воздуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система вентиляции и конденсации воздуха.



Подаваемый в судовые помещения воздух должен быть чистым и иметь определенные скорость, температуру и влажность. Для получения воздухом заданных параметров применяют систему кондиционирования воздуха. В этой системе воздух может нагреваться, охлаждаться, увлажняться или осушаться.

Современные системы кондиционирования состоят из кондиционеров, в которых происходит обработка воздуха, холодильной установки, трубопроводов воздуха, воздухораспределителей и приборов автоматического управления и контроля. Кондиционер представляет собой теплообменный аппарат, состоящий из фильтра, воздухоохладителя, воздухоподогревателя и увлажнителя. Кондиционер может быть скомпонован также с электровентилятором.

Сеть специальных трубопроводов с арматурой, механизмами, аппаратами и приборами, обеспечивающими нормальную вентиляцию помещений, называется системой судовой вентиляции.

Система судовой вентиляции должна осуществлять замену загрязненного воздуха свежим; понижать температуру до нормальной; защищать помещения от проникновения из окружающего пространства вредных, плохо пахнущих и взрывоопасных газов; поддерживать нужную температуру в помещениях с заданным температурным режимом; удалять газы, выделяемые приборами и аппаратами, а также жидким и твердым топливом; освежать воздух в грузовых трюмах для сохранения перевозимых продуктов и грузов.

При вентиляции свежий воздух, как правило, забирается из атмосферы. В зависимости от принципа действия вентиляция может быть естественной и искусственной. При естественной вентиляции воздухообмен осуществляется за счет разности плотностей холодного наружного воздуха и теплого воздуха помещений, а также за счет энергии движения воздуха. Забор воздуха в помещение при этом происходит с помощью дефлектора, представляющего собой цилиндрическую трубу с открытой верхней частью, отогнутой в сторону, или эжекционной головки. Если дефлектор установить отверстием против направления движения воздуха, то в него будут попадать встречные потоки воздуха. Теряя скорость при прохождении через дефлектор, они создают напор, используемый для приточной вентиляции. Если же дефлектор установить отверстием в противоположную сторону, то он окажется в зоне разрежения воздуха и будет работать как вытяжной вентилятор.

Эффективность действия естественной вентиляции зависит от погоды и времени года, поэтому она не всегда может обеспечивать необходимое число смен воздуха в помещении, т. е. необходимую кратность воздухообмена. Поэтому в судовых условиях, особенно на морских транспортных судах, чаще всего применяют более надежную искусственную вентиляцию помещений, которая, работая под напором, дает возможность подавать воздух в помещение равномерно, а также удалять загрязненный воздух из любого помещения.

Системы вентиляции, которые подают воздух в помещения под определенным напором, называются приточными, а системы, удаляющие воздух из помещения, называются вытяжными и работают на всасывание, т. е. находятся под разрежением. Системы вентиляции могут быть приточными, вытяжными и приточно-вытяжными. Приточно-вытяжная вентиляция представляет собой комбинацию естественной и искусственной вентиляции. В этом случае в одном и том же помещении воздух поступает через приточную, а удаляется через вытяжную систему. Приточно-вытяжная вентиляция позволяет создать усиленный обмен воздуха, а также направить его поток в нужную сторону.

 

Система отопления.

Система отопления служит для обогревания жилых и служебных помещений судна. На современных судах применяют паровую, водяную, воздушную и электрическую системы отопления.

Система парового отопления. Систему парового отопления применяют на морских и речных судах. Основные ее преимущества — простота и сравнительно малая масса. Теплоносителем в системе служит насыщенный пар низкого давления, получаемый от главных, вспомогательных или утилизационных котлов.

Принцип действия системы парового отопления заключается в том, что пар по специальным трубопроводам поступает в грелки, установленные почти во всех жилых и служебных помещениях, кроме специальных, где отопление не предусматривается. Проходя по грелкам, пар конденсируется, отдавая теплоту парообразования воздуху помещения.

Система водяного отопления. Если в системе парового отопления теплоносителем является пар, то в системе водяного отопления — горячая вода с температурой 80—95 °С. Нагретая до этой температуры вода циркуляционными насосами или вследствие разницы в плотности до и после прохождения нагревательных приборов циркулирует по системе. Системе водяного отопления не нужны сепараторы, редукционные клапаны, конденсационные горшки и предохранительные клапаны. Характерным для этой системы является наличие расширительных бачков, которые устанавливают в наиболее высоких точках системы.

Система воздушного отопления. При подогреве воздуха, подаваемого в судовые помещения системой общесудовой вентиляции, системы парового и водяного отопления можно заменить воздушным отоплением. В холодное время система используется для отопления и вентиляции, в теплое — только для вентиляции и охлаждения.

Совмещение вентиляции и отопления в одной системе позволяет изменять температуру в помещениях в широких пределах. Система воздушного отопления проще, чем системы парового и водяного отопления. Конструктивно ее выполняют по автономному или групповому варианту в зависимости от количества, назначения и расположения обслуживаемых помещений. Воздух в системе подогревается в воздухоподогревателях, а охлаждается в воздухоохладителях.

Система электрического отопления. Электрическое отопление применяется сравнительно редко, главным образом для отопления тех помещений, где установлены приборы, которые надо защищать от влажности. К числу таких помещений относятся штурманская и ходовая рубки, помещения судовых телефонных станций и др. Принцип действия электрической системы отопления заключается в преобразовании электрической энергии в тепловую.

 

Система водоснабжения.

Системы водоснабжения Морские суда обычно оборудуются независимыми трубопроводами питьевой, мытьевой и забортной воды. Питьевая вода подается в камбуз и к кипятильникам, а также в умывальники. В банях и прачечных используется пресная мытьевая вода. Холодная и горячая забортная вода подводится в туалеты,
а также используется для охлаждения кипятильников и питания опреснительных установок. Трубопроводы каждой системы водоснабжения имеют свои отличительные знаки. На трубах забортной и мытьевой воды накрашивают два узких отличительных кольца зеленого цвета. Трубопровод питьевой воды имеет отличительные кольца, между которыми наносят предупреждающее кольцо синего цвета. К качеству питьевой воды предъявляют очень строгие требования. Поэтому хранение питьевой воды на
судне производится в специальных вкладных цистернах, не соприкасающихся с забортной водой и цистернами топлива. Для замера уровня врды цистерны оборудованы водомерными стеклами или дистанционными уровнемерами. Применять футштоки для определения количества питьевой воды запрещается. Мытьевую воду на судах обычно хранят в отсеках двойного дна, изготовленных из нержавеющей стали и оборудованных бактерицидными установками.

Напор в системе создается с помощью пневмоцистерны. Принцип ее действия состоит в том, что при
подаче воды в герметически закрытую цистерну в верхней части сжимается воздух. Повышенное давление в пневмоцистерне используется для подачи воды в расходную магистраль.

Нормальная работа систем водоснабжения и их содержание в исправном состоянии обеспечиваются
повседневными наблюдением и уходом. Особенно тщательно следует наблюдать за состоянием питьевой воды: цистерны, в которых она хранится, необходимо регулярно очищать и окрашивать. Запасы воды можно хранить в цистернах зимой не более 7, а летом 5 сут. Для увеличения сроков хранения система питьевой воды оборудуется ионизационными бактерицидными установками.

 

 

Фановая система.

Для удаления различных нечистот и загрязнений воды на судах имеются три канализационные системы: фановая, сточная и шпигатная. Фановая служит для удаления нечистот (фекальных вод) из туалетов, сточная — воды из умывальников, бань, душевых, прачечных и т. п. Вода
с открытых палуб удаляется за борт шпигатной системой. Отличительный знак труб канализационных
систем — два узких кольца черного цвета.

Современные морские суда имеют фаново-сточную систему закрытого типа (рис. б). При такой
системе загрязненная вода и нечистоты отводятся в специальные сборные цистерны, опорожнение которых производится в открытом море, а при стоянке в порту — в плавучие станции сбора фекальных вод. Удаление нечистот производится фекальным насосом, который имеет устройство для автоматического пуска при заполнении цистерны. При стоянке судна в порту, а также при плавании в водах с санитарным режимом автоматика должна быть отключена. Трубопровод сброса имеет два вывода за борт — ниже и выше ватерлинии. Верхним сбросом пользуются при сливе нечистот в плавучие емкости.

У выхода за борт отливной трубопровод имеет невозвратно-запорный клапан.

Из санитарных помещений фекальные и сточные воды поступают в цистерны самотеком по фановому
и сточному трубопроводам. Трубопровод фановой системы выполняется из стальных оцинкованных труб диаметром не менее 100 мм. Такой диаметр обеспечивает быстрое и надежное прохождение фекальных вод при уклоне не менее 0,05° (угол к горизонту около 5°).

 

25. Очистка нефтесодержащих вод.

Так как каждое судно является источником загрязнения окружающей среды сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами и нефтепродуктами. В 1973 г. Международная морская организация (ИМО) являющейся органом ООН приняла Международную Конвенцию МАРПОЛ 73 по предотвращению загрянения с судов. Положения Конвенции МАРПОЛ 73 и Протокола 1978 г. представляют единый документ, кратко называемый «Конвенция МАРПОЛ 73/78».

Конвенцией установлены правовые, организационные и нормативнотехнические требования, направленные на предотвращение загрязнения моря с судов и других объектов морской инфраструктуры.

Правила Конвенции распространены на различные источники загрязнения с судов, которые изложены в пяти Приложениях к Конвенции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 посвящено предотвращению загрязнения нефтью.

В соответствии с требованиями Приложения 1 Конвенции, каждое судно должно быть оборудовано техническими средствами очистки НВ, что подтверждается выдачей этим судам Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью

Сепара́тор лья́льных вод (СЛВ) — судовое оборудование, предназначенное для отделения нефтесодержащих фракций от льяльных вод машинного отделения перед откаткой их за борт. Льяльные воды машинного отделения, откатываемые за борт, должны соответствовать требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78)[1]

Сепаратор льяльных вод

Льяльные воды машинного отделения — неизбежный продукт судовых операций из-за протечек топлива из работающих механизмов (таких, как главный двигатель, дизель-генераторы, воздушные компрессоры и др.). Современные СЛВ управляются измерителями содержания нефти (ИСН)(англ. Oil Content Meter, OCM), оборудованными предупреждающими сигналами и автоматически закрывающимися устройствами, активируемыми в случае превышения содержания нефти в откачиваемой за борт воде выше допустимого лимита.

Согласно правилу 9, Приложения I конвенции МАРПОЛ 73/78, откатку нефтесодержащих вод за борт разрешается производить при следующих условиях:

· Судно не находится в специальных зонах;

· Судно находится на ходу;

· Содержание нефти в откатываемой воде не превышает значения 15 частей на миллион;

· Судно имеет на борту фильтрующее и контролирующее оборудование, предписанное правилом 16 этого Приложения.

 

Балластная система.

Для обеспечения остойчивости, а также для изменения осадки, крена и дифферента на судно принимают балласт,в качестве которого используют забортную воду. Для его приема и удаления служит балластная система.

На морских судах балластная система (рис.) выполняется по централизованному принципу. От клапанных коробок, расположенных в машинном отделении, в каждую балластную цистерну проведена отдельная труба, по которой производится как наполнение, так и осушение цистерн. Поэтому в балластной системе применяется арматура запорного типа, допускающая движение жидкости в обоих направлениях.

Забортную воду в балластную систему принимают через кингстон, установленный на днище или скуле судна в районе машинного отделения. Кингстон представляет собой клапан или клинкет, один фланец которого закреплен к наружной обшивке судна.

Балластную систему должен обслуживать по крайней мере один насос. В качестве балластного может быть использован осушительный или пожарный насос, если в балластных танках не предусмотрено хранение запасов жидкого топлива.

 

Осушительной системы.

Расположение перевозимых грузов на судне может повлиять на изменение крена и дифферента, особенно в тех случаях, когда транспортируются грузы различных габаритов и масс. Однако даже правильным размещением перевозимых грузов не всегда удается достигнуть нормальной осадки судна, и для сохранения его мореходных качеств приходится прибегать к балластировке — загрузке судна бесполезным (с точки зрения перевозки) грузом. В качестве балласта обычно используют забортную воду, хотя иногда применяют и твердый балласт (металлические болванки, песок и др.).

Водяной балласт размещают в отсеках двойного дна, в крайних концевых и глубоких цистернах корпуса. По Правилам Регистра балластный трубопровод должен быть устроен так, чтобы вода — как забортная, так и из балластных цистерн — не попадала в грузовые трюмы и машинно-котельные отделения. Для этого на трубопроводах устанавливают невозвратно-запорные клапаны. Балластная система должна представлять собой перекачивающую систему и состоять из насосов, приемных и отливных клапанов и трубопровода с распределительными коробками и арматурой.

 На отечественных судах используется централизованный вариант построения осушительной системы. Она состоит из гидравлических механизмов (насосов и эжекторов), осушительного трубопровода с отростками, необходимой арматуры и измерительных приборов, контролирующих появление трюмной воды. Согласно Правилам Регистра, каждое судно должно иметь не менее двух осушительных насосов с независимым механическим приводом. На судах с главными двигателями мощностью до 145 кВт в качестве осушительных средств можно применять водоструйные эжекторы и ручные насосы. Количество ручных насосов выбирают в зависимости от размеров судна. Все осушительные насосы должны иметь необходимые производительность и высоту всасывания, достаточную для осушения наиболее отдаленного отсека. Расположение насосов и распределительных коробок должно обеспечивать максимальную живучесть судна и удобное их обслуживание.

Трубопровод осушительной системы следует полностью изолировать от трубопроводов, предназначенных для приема и откачивания перевозимой на судне воды. Чтобы забортная вода и вода из, разных водяных систем не попадали в систему питьевой воды, приемные клапаны распределительных коробок системы должны быть невозвратно-запорными, а в приемниках осушительных отростков — невозвратными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.025 с.)