Задачи исследования: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи исследования:



Содержание

 

Введение….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…….......3

1. Глава 1. Процесс формирования культуры Древнего Китая……………...5

1.1. формирование древнекитайской культуры……………………………...6

1.2. основные направления древнекитайской культуры……………………10

2. Глава 2. Основные черты древнекитайской культуры….……………….14

2.1.Природа в культуре древнего Китая……….. …………………………...14

2.2. Обычаи и церемонии………………………………………………….….17

3. Глава 3. Архитектура древнего Китая…………………………………….17

  3.1 Архитектура Древнего Китая на примере запретного города………...17 Заключение….….….….….….….….….….….….….….….….….….………….26

Список использованных источников и литературы…….….….….….……..28

 


 

Введение.

Китай – самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле – - со времен неолита были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизаций от всех остальных в Старом Свете.

Актуальность темы. В Китае появилась одна из древнейших и интереснейших цивилизаций в мире. Культура этой страны совершенствовалась в течение пятидесяти столетий. Поэтому ознакомление с ней не только интересно, но и необходимо для развития нашего сознания.

Объектом исследования является специфика древнекитайской культуры.

Предметом исследования являются особенности китайской культуры.

Цель исследования – раскрыть содержание китайской культуры.

Задачи исследования:                         

      -   понять сущность древнекитайской культуры и ее многообразия.

- представить данные о начале формирования древнекитайской культуры.

- оценить особенности древнекитайской культуры.

- Рассмотреть направления китайской культуры.


 

Глава 1.

Основные направления древнекитайской культуры.


Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира, и возможно, единственной, где физический тип населения не менялся в течение 5 тысячелетий. Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм.

Китайская литература

В отличие от западноевропейской литературы, художественные тексты в Китае занимали второстепенное место относительно литературы историографической и этико-философской направленности, как прямое следствие господства конфуцианской идеологии.

Бросается в глаза отсутствие древнейшего пласта эпического устного творчества и разрозненность мифологических представлений. Предполагается, что в их искоренении также участвовала конфуцианская идеология; следы их существования обнаруживаются в фольклоре китайских национальных меньшинств.

Отличительной чертой иерархии китайских литературных жанров является низкое положение драмы и её сравнительно позднее возникновение. Малоразвитыми относительно европейской традиции оказались мемуарный и эпистолярный жанры, однако их место занял т. н. жанр «записок» бицзи, близкий к эссе.

Древнейшие литературные памятники

· Цзягувэнь — гадательные надписи на костях и панцирях черепах (Династия Шан)

· Эпиграфические надписи на ритуальных бронзовых сосудах (Династия Чжоу)

Помимо эпиграфических источников, классическая литература упоминает ряд памятников, о происхождении которых почти ничего не известно: см. Сань фэнь, У дянь

Китайская живопись

Относительно времени зарождения этого искусства существуют разные мнения. Сама традиция приписывает создание китайской живописи четырём отцам-основателям: Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (344—406 гг.), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (ок. 500 — ок. 550 гг.) и У Даоцзы (кит. 吴道子, 680—740 гг.), живших с IV-го по VIII века нашей эры.

Однако в результате археологических исследований современные учёные отодвигают дату зарождения китайской живописи на 1000 лет раньше, в эпоху сражающихся царств Чжаньго (начало II века до н.э.)

Известный представитель «живописи интеллектуалов», пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи» считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишённая формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия».

Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью над цветами, считая, что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».

Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:

· Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.

· Живопись цветов и птиц.

· Горные пейзажи (山水, shan shui, то есть «горы и воды»).

· Анималистический жанр (翎毛. ling mao, то есть «пернатые и пушистые»).

· Жанр портрета.

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.

Согласно представлениям даосизма, музыка должна была содействовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой.

· Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.

· Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.

· В V—III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены два дополнительных звука. Таким образом была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Ладовая концепция китайской музыки наиболее активно разрабатывалась в период Сун (X—XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа, Цай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие). Этническая музыка ханьцев основана нагетерофонии, где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы обычно сопровождается ударными инструментами

 

 

 

Глава 2.

Обычаи и церемонии

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по традиции торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник - праздник Весны (Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, помещение украшается внутри лубочными новогодними картинами. В ночь накануне праздника Весны, именуемую «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого смотрят выступление известных артистов по телевизору, ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях молодые не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» - ожидание Нового года. Утром следующего дня во многих семьях кушают пельмени «цзяоцзы». После завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланием всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», представления на ходулях.

Праздник Юаньсяо. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю, его еще называют праздником Фонарей. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в I веке, и теперь сохранятся во многих районах страны. Вечером в праздник Юаньсяо во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные фонари - произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия.

Праздник Цинми. Приходится на один из дней 4 - 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник Цинмин стали устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. В Цинмин уже становится тепло, природа рацветает, и люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажные змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени.

Праздник Дуаньу. Отмечается 5-го числа пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о китайском древнем поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал последнего из столицы. В 278 г. до н.э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5-го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубоким горем, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте люди стали устраивать на реках гонки лодок, по форме напоминающих дракона. Одновременно с этим они бросалм в реку для Цюй Юаня бамбуковые коленца, наполненые вареным рисом. Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзи» стали традиционной пищей, которые едят не только в день Праздника Дуаньу, но и в будни.


 

Глава.

Архитектура Древнего Китая.

Архитектура — искусство проектировать, строить здания и сооружения. За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, в то время как его архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Таким образом, стены не несли функции несущей конструкции.

Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская резиденция — Запретный город в Пекине, общей площадью 720 тысяч квадратных метров был построен всего за 13 лет. Для сравнения, только на сооружение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции было потрачено около 30 лет.

Поскольку дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, то по сравнению с каменными сооружениями, деревянные более стойки к землетрясениям.

При всех своих достоинствах, деревянные конструкции имеют и существенные недостатки, главное из которых — недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели от ударов молний или пострадали от пожаров.

Традиционный архитектурный декор Китая представляет специфичное Китаю, его центральным, и восточным территориям, архитектурное оформление пространства здания, он содержит в себе внешние элементы постройки, видимые глазу зрителя. Архитектурный декор этой страны является одним из элементов китайской архитектуры, способствующим узнаваемости таких зданий во всем мире.

3.2. Дворцовая архитектура Древнего Китая на примере Запретного города.

Запретный город - самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 метров, 720 тыс. м², 980 зданий). Находится в центре Пекина, к северу от главной площади Тяньаньмэнь и восточнее озёрного квартала (резиденции современных руководителей страны). Главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин, то есть с 1420 по 1912 годы; на протяжении всего этого времени служил как местом жительства императоров и членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

План Запретного города был разработан множеством архитекторов и зодчих, а затем изучен императорским Министерством труда. В число главных архитекторов и инженеров вошли Каи Синь, Куаи Сиань, Лу Сиань и других.

Строительство продолжалось 15 лет, потребовав труда ста тысяч искусных ремесленников — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. — и до миллиона строителей]. Колонны важнейших залов были выполнены из цельных брёвен драгоценного «китайского лавра встречающегося в джунглях юго-западного Китая. Повторить такое достижение в последующие годы не удалось: огромные колонны, которые мы видим сегодня, были сооружены заново при династии Цин, с использованием разнообразных пород сосны. Огромные террасы и большие каменные резные орнаменты были сделаны из камня, добытого в каменоломнях под Пекином. Самые крупные фрагменты невозможно было доставить обычными средствами; вместо этого, вдоль маршрута были вырыты колодцы, водой из которых в разгар зимы поливали дорогу. Таким образом создавался слой льда, по которому тащили камни.

Полы крупнейших залов были вымощены «золотыми кирпичами» из обожжённой глины, добытой в семи уездах префектур Сучжоу и Сунцзян. Обжиг каждой партии занимал месяцы; в результате были получены гладкие кирпичи, при ударе издававшие металлический звук. Большая часть внутреннего мощения, которое мы видим сегодня, представляет собой оригиналы, возраст которых составляет шесть веков.

Почва, вынутая во время сооружения рва, была сложена к северу от дворца, для создания искусственного холма Цзиньшань.

Ещё до того, как дворец был закончен, Чжу Ди переехал в Пекин под видом «путешествующего и охотящегося» (巡狩): административный центр империи постепенно сместился из Нанкина в Пекин. Когда в 1420 году дворец был закончен, Чжу Ди переехал в него, а Пекин официально стал основной столицей империи. Однако не прошло и девяти месяцев по завершении их строительства, как три главных зала, включая тронный, сгорели. Восстановление их заняло 23 года.

Запретный город обладал уникальными для своего времени характеристиками. Во всём дворцовом комплексе нет ни одной печной трубы. С самого начала, после постройки, здесь была устроена система отопления, проведённая под полом жилых построек. Источники тепла находились за пределами построек, к которым были проведены подземные трубы, по которым и поступал тёплый воздух. Также обитатели Запретного города для обогрева использовали особые жаровни с древесным углём, при горении, не имевшем дыма и запаха. Эти жаровни были оборудованы специальным колпаком, исключавшим случайный выброс горячих углей. По этой причине необходимость в печных трубах во дворце отпадала. Такая система отопления была экологичной и существенно повышала противопожарную безопасность в Запретном городе, который, в основном, построен из дерева.

Запретный город традиционно разделяется на две части. Внешний дворец, (Вайчэн), или Передний дворец, включает в себя южные участки, и использовался для церемониальных целей. Внутренний дворец (Нэйтин), или Задний дворец, включает северные участки, являлся резиденцией императора и его семьи и был предназначен для занятия повседневными государственными делами.

Запретный город окружают стена длиной 3400 метров и высотой 7,9 метров, и ров глубиной 6 метров и шириной 52 метра. Ширина стен у основания составляет 8,62 метра, к вершине они сходятся до 6,66 метров. Эти стены служили в качестве как защитных, так и поддерживающих стен дворца. Они были построены из утрамбованной земли в качестве основы и с обеих сторон покрыты тремя слоями специально обожжённых кирпичей, промежутки между которыми были заполнены известковым раствором].

На четырёх углах стены размещены башни, замысловатые крыши которых украшены 72 рёбрами (воспроизводя Павильон принца Тенга и Павильон жёлтого журавля, как они запечатлены на картинах эпохи династии Сун]. Для простолюдинов, обитающих вне стен, эти башни являются самыми заметными компонентами дворца, и с ними связано много народных преданий. Согласно легенде, мастерам не удалось снова собрать угловую башню после того, как она была разобрана для ремонта в ранний период династии Цин, и она была восстановлена лишь после вмешательства бессмертного плотника Лу Баня.

Стены с каждой стороны снабжены воротами. В южной стене находятся главные, Меридианные (Полуденные) ворота («А» на схеме) (кит. 午門, Умэнь). (С площади Тяньаньмэнь в Запретный город ведут Врата небесного спокойствия, однако в техническом смысле они не являются его частью; это — ворота Имперского города.) От Меридианных ворот отходят два выступающих крыла, которые вместе с самими воротами формируют три стороны расположенной перед ними площади (площадь Умэнь, или Меридианных ворот). Ворота снабжены пятью проходами. Центральный проход является частью Императорского пути — вымощенной камнем дороги, которая формирует центральную ось Запретного города и всего древнего Пекина, и ведёт от Врат Китая на юге вплоть до самого Цзиньшаня на севере. По Императорскому пути может ходить или ездить только император (а также императрица — по случаю своего бракосочетания — и студенты, успешно сдавшие Императорский экзамен.

На севере расположены Ворота Божественной Мощи (или Военной Доблести) («Б») (кит. 神武门, Шэньумэнь), выходящие на парк Цзиншань. Восточные и западные ворота называются «Восточные Ворота Славы» (кит. 东华门, Дунхуамэнь) и «Западные Ворота Славы» (кит. 西华门, Сихуамэнь). Все ворота Запретного города декорированы девятью рядами по девять золотых гвоздей — за исключением Восточных Ворот Славы, которые украшены лишь восемью рядами.

Заключение.

Итак, культура Древнего Китая явилась отражением тех ценностей, которые были свойственны этому народу. В религиозном отношении это выразилось посредством мирного мировоззрения, воспитания в личности терпимости к другим, отстранением от житейских проблем. Идея гармоничного слияния человека с природой отразилась как в религиозно-философских учениях, так и в живописи. Пристальное внимание ко всему живому позволило сформировать у древнекитайского народа особенное мышление и – как следствие – уникальный и неповторимый стиль во всех видах искусства. Следует отметить и роль высокоразвитых технологий, благодаря которым архитектура, скульптура, письменность и наука развивались стремительно и находились на передовом уровне.

Цель исследования была достигнута. Задачи были решены.


Содержание

 

Введение….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…….......3

1. Глава 1. Процесс формирования культуры Древнего Китая……………...5

1.1. формирование древнекитайской культуры……………………………...6

1.2. основные направления древнекитайской культуры……………………10

2. Глава 2. Основные черты древнекитайской культуры….……………….14

2.1.Природа в культуре древнего Китая……….. …………………………...14

2.2. Обычаи и церемонии………………………………………………….….17

3. Глава 3. Архитектура древнего Китая…………………………………….17

  3.1 Архитектура Древнего Китая на примере запретного города………...17 Заключение….….….….….….….….….….….….….….….….….….………….26

Список использованных источников и литературы…….….….….….……..28

 


 

Введение.

Китай – самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле – - со времен неолита были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизаций от всех остальных в Старом Свете.

Актуальность темы. В Китае появилась одна из древнейших и интереснейших цивилизаций в мире. Культура этой страны совершенствовалась в течение пятидесяти столетий. Поэтому ознакомление с ней не только интересно, но и необходимо для развития нашего сознания.

Объектом исследования является специфика древнекитайской культуры.

Предметом исследования являются особенности китайской культуры.

Цель исследования – раскрыть содержание китайской культуры.

Задачи исследования:                         

      -   понять сущность древнекитайской культуры и ее многообразия.

- представить данные о начале формирования древнекитайской культуры.

- оценить особенности древнекитайской культуры.

- Рассмотреть направления китайской культуры.


 

Глава 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.042 с.)