Природа в древнекитайской культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа в древнекитайской культуре.



 

 

Регулярное обращение к природе подобно источнику получения премудрости создало необычное пантеистическое пространственное мышление народа Китая. Оно показало себя не только в архитектуре, но и в живописи. Живопись тогда была необычной формой выражения общих представлений о мире, которые подчинены всем принятым правилам. Аналогично художнику-пейзажисту, китайские архитекторы воспринимали им принадлежащие дворцы и храмы словно неотделимую часть безграничного ансамбля природы.

Очень давно природа была для местных жителей Китая нечто страшным и господствующим над их собственной жизнью. Но кроме того она была и великодушной дарительницей всех жизненных благ, которые давали людям тепло, жилище и пищу. В сакраментальной утвари и даже на стенах усыпальниц силы природы запечатлевались в условных знаках-символах. Таковыми были: цикады, драконы, птицы, узоры грома, молний и облаков. Во времена раннего Средневековья (IV-V вв.) поэты и художники Китая под влиянием даосских и буддийских идей воспринимали природу не исключительно с утилитарной стороны, но уже и с ее эстетической значимости и умения волновать, быть созвучной душевным состояниям человека. Более того, многие животные символизировали что-либо в жизни людей: олень и журавль символизировали долгую жизнь, образ оленя, как и павлина, фазана, выражало пожелание успехов в карьере; утка и селезень - замечательного союза. Сорока была узором праздника, который отмечался вечером седьмого числа седьмого месяца по лунному календарю, а вот картинка сороки и цветов сливы символизировала весну и приятные новости.

Для живописи Китая, в том числе характерным является весьма изысканный язык образов. Очень часто рисуя что-нибудь, азиатский художник закладывает в картину конкретный подтекст. Некоторые образы могут встретиться особо часто, к примеру 4 благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Более того, каждое из данных растений соответствует конкретному качеству характера. Орхидея весьма нежный и утонченный цветок и ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук -- это символ твердого характера и настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Хризантема -- прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа в Китае ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается другая символика: например, изображая цветочек лотоса, художник повествует нам о человеке, сохранившем чистоту помыслов и мудрость, живя в большом потоке бытовых проблем.

Карп и окунь обычно используются как символ обеспеченности, потому что рыба - это омоним слов «излишек» и «изобилие», как раз это сделало сей образ эмблемой финансового обеспечения, общепринятой в китайском искусстве и в торжественной обрядности. В конфуцианской образности особенно выделяется карп. Удивительная порода рыб, которая обладает способностью плыть против течения и преодолевать различные преграды, идя на нерест. Образ карпа стал воплощением упорства человека в достижении поставленных целей, который связан с пожеланием успешной сдачи экзаменов на чиновничью должность, удачной карьеры и вообще успеха в жизни. Каждое из перечисленных условных значений рыбы проявляется в определенном художественном контексте. Например, картинка рыбы, представленная в сочетании с иными благопожелательными эмблемами, является знаком счастья, символом финансового достатка и успеха на службе. Некоторые животные олицетворяют духов. Например, дракон - дух дождя, а птица - солнца.

Живопись Китая построена на очень тонкой пропорции нежных минеральных красок, хорошо подходящих друг к другу. Передний план от заднего отделяли небольшой группой скал или деревьев, с которыми соотносились каждая часть пейзажа. Композиционный строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек чувствовал себя не центром на изображении а лишь малой его частью.

Но все-таки были художники, которые изображали не только пейзажи, но и людей как центр картины. Например, очень известный художник эпохи Мин -- Тан Инь (1470--1524) прославился и как величайший пейзажист и как корифей живописи фигур. Очень интересно отметить, в разных концах Евразии синхронно и независимо друг от друга возник интерес к изображению человеческого тела и в том числе обнажённой натуры.

Портрет и вообще изображение человека играли заметную роль лишь на раннем этапе сложения эстетического феномена китайской живописи. После периода Тан (618--907 гг.) портретной живописи стали отводить менее значительную роль, пока она не заняла последнее место. В портретном искусстве можно выделить два направления. Одно исходило из конфуцианской официальной традиции социально-этической значимости человека, другое опиралось на даосско-буддийскую философию ценности личности и потому стремилось раскрыть неповторимые черты характера и свойства данного человека. Художники первого направления изображали чаще всего мемориальные портреты исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Художники, относящиеся ко второму направлению, создавали образы поэтов, отшельников, фантастические портреты святых. Первые чаще всего работали в цвете, в детальной, скрупулезной манере. Вторые отдавали преимущество рисованию тушью, прибегая порой к лёгкой подцветке, в свободной, эскизной манере.

Многие виды культуры были внесены в Китай народами, которые в разное время заселяли эту страну в результате многочисленных завоеваний. Китайская культура обращает на себя внимание своей красотой и многообразием обожествленных персонажей. Характерные черты строительства в Китае — это его простота. Китайская живопись отличается своим лиризмом, гармоничностью практически прозрачных красок. Кроме того, именно в Китае была создана иная художественная система, собран другой запас живописных средств.

Китайское искусство прослеживается взаимосвязь представлений о религии. В глубоких смыслах философских учений и многочисленных школ обнаруживались совершенно незнакомые и необычные пути познания мира, становилось более серьезным его восприятие. Многочисленные поколения китайских архитекторов, скульпторов и живописцев, стараясь суммировать свои знания о законах вселенной, обращались то к ваянию и рельефу, то к чистописанию и изобразительному искусству. Китайское искусство удивляет своим разнообразием, утонченным глубоким пониманием природы.

Далеко не все стадии китайской истории находились в равной мере эффективными для развития искусства Китая. Нашествие Монголии в конце XIII века, застой в период феодального строя на поздних этапах его бытия, а потом и свойственная колонии политика западноевропейских стран удерживали прогрессивное движение китайского искусства. Но даже несмотря на все это, вклад Китая в историю мировой культуры.


 

Обычаи и церемонии

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по традиции торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник - праздник Весны (Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, помещение украшается внутри лубочными новогодними картинами. В ночь накануне праздника Весны, именуемую «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого смотрят выступление известных артистов по телевизору, ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях молодые не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» - ожидание Нового года. Утром следующего дня во многих семьях кушают пельмени «цзяоцзы». После завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланием всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», представления на ходулях.

Праздник Юаньсяо. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю, его еще называют праздником Фонарей. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в I веке, и теперь сохранятся во многих районах страны. Вечером в праздник Юаньсяо во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные фонари - произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия.

Праздник Цинми. Приходится на один из дней 4 - 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник Цинмин стали устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. В Цинмин уже становится тепло, природа рацветает, и люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажные змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени.

Праздник Дуаньу. Отмечается 5-го числа пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о китайском древнем поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал последнего из столицы. В 278 г. до н.э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5-го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубоким горем, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте люди стали устраивать на реках гонки лодок, по форме напоминающих дракона. Одновременно с этим они бросалм в реку для Цюй Юаня бамбуковые коленца, наполненые вареным рисом. Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзи» стали традиционной пищей, которые едят не только в день Праздника Дуаньу, но и в будни.


 

Глава.

Архитектура Древнего Китая.

Архитектура — искусство проектировать, строить здания и сооружения. За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, в то время как его архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Таким образом, стены не несли функции несущей конструкции.

Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская резиденция — Запретный город в Пекине, общей площадью 720 тысяч квадратных метров был построен всего за 13 лет. Для сравнения, только на сооружение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции было потрачено около 30 лет.

Поскольку дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, то по сравнению с каменными сооружениями, деревянные более стойки к землетрясениям.

При всех своих достоинствах, деревянные конструкции имеют и существенные недостатки, главное из которых — недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели от ударов молний или пострадали от пожаров.

Традиционный архитектурный декор Китая представляет специфичное Китаю, его центральным, и восточным территориям, архитектурное оформление пространства здания, он содержит в себе внешние элементы постройки, видимые глазу зрителя. Архитектурный декор этой страны является одним из элементов китайской архитектуры, способствующим узнаваемости таких зданий во всем мире.

3.2. Дворцовая архитектура Древнего Китая на примере Запретного города.

Запретный город - самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 метров, 720 тыс. м², 980 зданий). Находится в центре Пекина, к северу от главной площади Тяньаньмэнь и восточнее озёрного квартала (резиденции современных руководителей страны). Главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин, то есть с 1420 по 1912 годы; на протяжении всего этого времени служил как местом жительства императоров и членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

План Запретного города был разработан множеством архитекторов и зодчих, а затем изучен императорским Министерством труда. В число главных архитекторов и инженеров вошли Каи Синь, Куаи Сиань, Лу Сиань и других.

Строительство продолжалось 15 лет, потребовав труда ста тысяч искусных ремесленников — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. — и до миллиона строителей]. Колонны важнейших залов были выполнены из цельных брёвен драгоценного «китайского лавра встречающегося в джунглях юго-западного Китая. Повторить такое достижение в последующие годы не удалось: огромные колонны, которые мы видим сегодня, были сооружены заново при династии Цин, с использованием разнообразных пород сосны. Огромные террасы и большие каменные резные орнаменты были сделаны из камня, добытого в каменоломнях под Пекином. Самые крупные фрагменты невозможно было доставить обычными средствами; вместо этого, вдоль маршрута были вырыты колодцы, водой из которых в разгар зимы поливали дорогу. Таким образом создавался слой льда, по которому тащили камни.

Полы крупнейших залов были вымощены «золотыми кирпичами» из обожжённой глины, добытой в семи уездах префектур Сучжоу и Сунцзян. Обжиг каждой партии занимал месяцы; в результате были получены гладкие кирпичи, при ударе издававшие металлический звук. Большая часть внутреннего мощения, которое мы видим сегодня, представляет собой оригиналы, возраст которых составляет шесть веков.

Почва, вынутая во время сооружения рва, была сложена к северу от дворца, для создания искусственного холма Цзиньшань.

Ещё до того, как дворец был закончен, Чжу Ди переехал в Пекин под видом «путешествующего и охотящегося» (巡狩): административный центр империи постепенно сместился из Нанкина в Пекин. Когда в 1420 году дворец был закончен, Чжу Ди переехал в него, а Пекин официально стал основной столицей империи. Однако не прошло и девяти месяцев по завершении их строительства, как три главных зала, включая тронный, сгорели. Восстановление их заняло 23 года.

Запретный город обладал уникальными для своего времени характеристиками. Во всём дворцовом комплексе нет ни одной печной трубы. С самого начала, после постройки, здесь была устроена система отопления, проведённая под полом жилых построек. Источники тепла находились за пределами построек, к которым были проведены подземные трубы, по которым и поступал тёплый воздух. Также обитатели Запретного города для обогрева использовали особые жаровни с древесным углём, при горении, не имевшем дыма и запаха. Эти жаровни были оборудованы специальным колпаком, исключавшим случайный выброс горячих углей. По этой причине необходимость в печных трубах во дворце отпадала. Такая система отопления была экологичной и существенно повышала противопожарную безопасность в Запретном городе, который, в основном, построен из дерева.

Запретный город традиционно разделяется на две части. Внешний дворец, (Вайчэн), или Передний дворец, включает в себя южные участки, и использовался для церемониальных целей. Внутренний дворец (Нэйтин), или Задний дворец, включает северные участки, являлся резиденцией императора и его семьи и был предназначен для занятия повседневными государственными делами.

Запретный город окружают стена длиной 3400 метров и высотой 7,9 метров, и ров глубиной 6 метров и шириной 52 метра. Ширина стен у основания составляет 8,62 метра, к вершине они сходятся до 6,66 метров. Эти стены служили в качестве как защитных, так и поддерживающих стен дворца. Они были построены из утрамбованной земли в качестве основы и с обеих сторон покрыты тремя слоями специально обожжённых кирпичей, промежутки между которыми были заполнены известковым раствором].

На четырёх углах стены размещены башни, замысловатые крыши которых украшены 72 рёбрами (воспроизводя Павильон принца Тенга и Павильон жёлтого журавля, как они запечатлены на картинах эпохи династии Сун]. Для простолюдинов, обитающих вне стен, эти башни являются самыми заметными компонентами дворца, и с ними связано много народных преданий. Согласно легенде, мастерам не удалось снова собрать угловую башню после того, как она была разобрана для ремонта в ранний период династии Цин, и она была восстановлена лишь после вмешательства бессмертного плотника Лу Баня.

Стены с каждой стороны снабжены воротами. В южной стене находятся главные, Меридианные (Полуденные) ворота («А» на схеме) (кит. 午門, Умэнь). (С площади Тяньаньмэнь в Запретный город ведут Врата небесного спокойствия, однако в техническом смысле они не являются его частью; это — ворота Имперского города.) От Меридианных ворот отходят два выступающих крыла, которые вместе с самими воротами формируют три стороны расположенной перед ними площади (площадь Умэнь, или Меридианных ворот). Ворота снабжены пятью проходами. Центральный проход является частью Императорского пути — вымощенной камнем дороги, которая формирует центральную ось Запретного города и всего древнего Пекина, и ведёт от Врат Китая на юге вплоть до самого Цзиньшаня на севере. По Императорскому пути может ходить или ездить только император (а также императрица — по случаю своего бракосочетания — и студенты, успешно сдавшие Императорский экзамен.

На севере расположены Ворота Божественной Мощи (или Военной Доблести) («Б») (кит. 神武门, Шэньумэнь), выходящие на парк Цзиншань. Восточные и западные ворота называются «Восточные Ворота Славы» (кит. 东华门, Дунхуамэнь) и «Западные Ворота Славы» (кит. 西华门, Сихуамэнь). Все ворота Запретного города декорированы девятью рядами по девять золотых гвоздей — за исключением Восточных Ворот Славы, которые украшены лишь восемью рядами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.017 с.)