Основная цель исследовательских экспедиций: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная цель исследовательских экспедиций:



воспитание нового поколения в духе лучших традиций с использованием новейших современных достижений на основе объединения и развития разных типов деятельности - активного изучения древних объектов (мегалитов), знакомства с историей, этнографией, культурологией, ремеслами, природоохранной и просветительской деятельностью.

В ходе работы исследовательской экспедиции создаются прекрасные возможности для решения многоплановых задач:

1. Предоставление возможности для применения полученных знаний в процессе прикладной деятельности.

Практика – непременное условие усвоения знаний. Основные пути научного познания – от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

2. Направление внимания детей на закономерности природного развития, на глубинные связи явлений, причины и следствия.

Умение решать любые жизненные задачи, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, находить выход из любой ситуации опирается именно на осознание истинных причин явлений.

3. Максимальное приближение деятельности школьников к реальным, социально значимым результатам.

Доведение дел до конца, удовлетворение от своей деятельности, положительная ее оценка – необходимое условие позитивной социализации подрастающего поколения.

4. Повышение уровня физического, психического и ментального здоровья учащихся.

Наличие глобальной, интересной ребятам деятельности при правильном руководстве со стороны взрослых обеспечивает естественный процесс всестороннего оздоровления детей.

5. Помощь в осознании учащихся своего предназначения в жизни, нахождении путей самореализации.

Выявление и поддержка сильных сторон личности каждого дает возможность оптимального выбора будущей профессии.

6. Выявление индивидуальных способностей ребят и их развитие.

Грамотное использование непривычных окружающих условий, смены деятельности дает возможность интенсивных позитивных изменений в детях.

Исследовательская экспедиция школьников. Введение

Какой реальный, не игровой вклад может внести в научную исследовательскую деятельность простой школьник? У него нет за спиной многих лет учебы в институте и аспирантуре, у него нет и не может быть никакого пристойного наукоемкого оборудования - синхрофазотронов, сверхмощных компьютеров, топовых микроскопов и анализаторов... Так что же может простой школьник совершить в реальной науке? Он может просто найти, наткнуться на то, что по какой-то причине было пропущено взрослыми, на что не хватило времени, элементарной дотошности или обычного везения.

      Даже небольшая, вполне поверхностная теоретическая и практическая подготовка в течение года позволяет увеличить шансы многократно. В итоге получаем, что единственная реальная исследовательско-поисковая деятельность для школьников и есть хорошо подготовленная краеведческая экспедиция с археологическим либо этнографическим уклоном. И, как и реальные археологи и этнографы, имеем в основе полевой сезон — время экспедиционных исследований и сбора научных данных, а затем, в холодное время года, обрабатываем, осмысляем, сопоставляем собранную информацию и готовим последующие полевые шаги. Остается только правильно выбрать район и культуру, чтобы искомые потенциальные объекты не были в основном под землей.

Особое внимание во время экспедиции уделяется укреплению и расширению связей с различными источниками информации на местах, работе с местным населением, туристами, краеведами, охотниками, пасечниками, лесниками, егерями, сельскими учителями, хранителями традиций, легенд, сказок и сказаний.

Их совокупный эффект огромен. Это целостная, с большим разнообразием компонентов многоуровневая система, постоянно расширяющаяся.

Основные положения деятельности в исследовательской экспедиции

Любое многодневное мероприятие, предусматривающее жизнь на природе, с точки зрения работы с детьми, имеет, скажем так, три уровня, три равноправных слоя.

Первый уровень – это как бы флаг деятельности. Детское мероприятие не может ставить себе целью только так называемый отдых. Должна быть объявлена некая четкая цель, которую с помощью и под руководством старших, дети и будут пытаться достигнуть. Это может быть составление карты, какое-нибудь поисковое задание (например, поиск археологических объектов), исследование флоры данной местности, строительство чего-нибудь (обязательно завершенное). Цель должна быть, она должна быть достижима (не обязательно легко), и она должна быть не игровая. Последний момент крайне важен. Дети прекрасно чувствуют любую фальшь. И, несмотря ни на что, любая игра, любое несерьезное задание вызовет существенно меньше энтузиазма, чем реальное.– разница в отношении к деятельности, радость от положительного результата, интрига реального действа в конце концов несопоставимы.

Второй уровень – навыки самостоятельности. Сам по себе момент выезда в совершенно незнакомое место, жизнь в непривычных условиях, полное самообслуживание под руководством старших (но вдали от родителей) – все это имеет огромный психологический терапевтический и воспитательный ресурс. И задача старших в каждой конкретной ситуации - совершенно ненавязчиво, незаметно дать реализоваться этому потенциалу. Без грамотной, аккуратной работы эффект либо останется "в потенциале", либо будет иметь лишь краткосрочное, временное значение и быстро забудется.

Третий уровень – самый тонкий, и, наверное, самый сложный. Сначала необходимо заставить детей как можно быстрее переключиться от стереотипов городской "прошлой" домашней жизни к окружающей действительности. Согласитесь, задача непростая даже для взрослых. И уже после этого "переключения" можно начинать прививать навыки тонкие, сложнообъяснимые – ощущение природы, окружающего, бесконфликтное ее восприятие, поиск новых скрытых внутренних возможностей, умение четко соотносить время, место и действие...

В совокупности с наличием реальной цели (уровень первый), непривычной обстановки (уровень второй) возможности для работы с детьми открываются практически неограниченные.

Виды деятельности

Поисково-исследовательская деятельность

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм познания окружающего мира человеком. Оно играет важнейшую роль в овладении знаниями из разных областей, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развития личности.

Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению. Мотивация исследовательского поведения в ряде случаев оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная.

В силу экспедиционного характера поисково-исследовательской деятельности вся работа делится на две фазы — собственно полевую и фазу обработки результатов с подготовкой следующего выхода. Очевидно, последняя фаза занимает все незанятое экспедицией время.

Содержание данного вида деятельности:

обнаружение новых артефактов (мегалитических сооружений, петроглифов, иных трудно классифицируемых объектов)

взаимодействие с местным населением, специалистами различных областей: археологии, культурологии, истории, энтузиастами и краеведами, занимающимися изучением мегалитических культур – необходимое условие результативности работы в экспедиции

техническая фотосъемка известных и новых объектов

фиксирование состояния объектов

коррекция реального местонахождения объектов

разведка местности и сбор информации о потенциальных объектах

контакты с местным населением (круглогодичные)

сбор научной и краеведческой информации (круглогодично)

удовлетворение потребности в познании (неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям)

формирование научного стиля мышления

постижение законов природы

Формы деятельности:

В приложении к поисково-исследовательской деятельности лучше говорить скорее о фазах, чем о формах. Каждая фаза - 1- полевая, 2- межсезонная - является интегральной и впитывает в себя громадное количество форм.

Фаза межсезонья. Межсезонье — время кружков, секций. Это время сбора информации, знакомства с предметом, а также время обработки собранных в поле результатов.

.Костяк, основа секции, кружка, клуба — это школьники, уже побывавшие, как минимум, в одной экспедиции. Это означает, что им есть что обрабатывать: материалы поисков надо систематизировать, просмотреть на данную тему последние научные публикации, связаться (если этого не было сделано раньше) с соответствующими научными инстанциями, компетентными в данной области. Короче, если были реальные находки, надо сначала убедиться, что их не нашел и не описал кто-то раньше. Результаты хорошо бы оформить в виде отчета, который и отправить в институт (музей). Т.е. ввести находки в нормальный научный оборот. Очень неплохо принять участие в краеведческих школьных конференциях.

Вторая часть объединения (секции, клуба) обычно не столь мотивирована, чтобы заниматься кропотливой и строгой научной деятельностью. И обычно более многочисленна. Но среди этой части обычно находятся приверженцы смежных, но столь же важных направлений — разбирающиеся в интернете, в фото- или даже видеосъемке, в составлении презентаций, в трехмерной графике, анимации. Создать свой сайт, представить красивый фотоотчет, снять и смонтировать фильм, создать трехмерную реконструкцию — вариантов привлечения великое множество. Для популяризаторской деятельности все перечисленные направления, очевидно, являются важными. Однако, не стоит забывать и о простых межсезонных однодневных экскурсиях, просмотрах тематических фильмов, проведении дискуссий и обсуждений. Интерес следует постоянно подогревать, особенно это касается новичков объединения.

Полевая фаза. Экспедиция — основа всей научной деятельности школьников. Она же является, как правило, основным полюсом притяжения новых членов сообщества.

Еще раз подчеркнем, что в условиях ограниченной осведомленности школьник в состоянии сделать научное открытие лишь в случае, если он на него «наступит». Это и есть реальная находка, которую в дальнейшем можно будет ввести в научный оборот. Задача планирования экспедиции — правильно выбрать направление исследования, район и историческое время.

Направление обязано быть не технически емким. Например, запись сказаний, сказок, песен, обычаев — все это вполне по силам школьникам.

Важный аспект успеха экспедиции — погружение в эпоху. Хорошо, если с помощью уместных рассказов, замечаний, обсуждений получится прочувствовать само время, его культурное обрамление, его привязку к ландшафту.

Не менее важный аспект экспедиции — контакты с местным населением. Научная экспедиция, в том числе «обычная взрослая», на стадии поиска всегда работает с местным населением. Не секрет, что большинство полевых находок сделано на самом деле простыми охотниками, грибниками, пастухами и лесниками. Бережное, тонкое, ненавязчивое взаимодействие с местными жителями — залог успеха любой экспедиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.009 с.)