Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материально-техническое обеспечение экспедиций.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Условия, в которых работают участники экспедиции, весьма разнообразны. Разнообразие это зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Однако можно выделить некоторые основные особенности, присущие растительно-климатической зоне, существенные для организации полевых работ: - как правило, отсутствует проблема водоснабжения, имеются более или менее доступные и многочисленные водоемы; - как правило, отсутствует проблема снабжения топливом, повсеместно имеются дрова; - доступные пищевые ресурсы скудны, не могут обеспечить питание коллектива, или требуют для добычи слишком много времени и сил; - большей частью человеку угрожает переохлаждение или перегрев; - среди погодных явлений, наиболее негативным воздействием обладают осадки (дожди летом и снегопад зимой); Особенности летних экспедиций: - значительные неудобства могут доставлять кровососущие насекомые; - водоемы представляют существенное препятствие для передвижения при отсутствии плавсредств; - возможны большие перепады температур в течение суток; Особенности зимних экспедиций: - для передвижения требуется специальное снаряжение (лыжи, снегоступы); - работа в условиях низких температур требует больших энергозатрат и, соответственно, более калорийного рациона; - обычно одежда и обувь требуют сушки ежедневно, вне зависимости от атмосферных осадков; Средства передвижения, одежда, бивуачное снаряжение. Выбор средств передвижения, снаряжения и одежды зависит от целей, задач, маршрута и бюджета экспедиции. Наиболее часто на маршруте экспедиции, в таежной зоне, участники перемещаются пешком, на автомобиле, снегоходах, или на плавательном средстве по водоему. Такие средства передвижения как летательные аппараты и въючные животные в настоящее время труднодоступны или очень дороги в аренде. Применение транспортных средств имеет как преимущества, так и недостатки. Главными преимуществами следует считать: - возможность быстрого перемещения на дальние расстояния; - отсутствие необходимости переносить тяжести;- возможность перевозки больших запасов пищи, более тяжелого (менее качественного) снаряжения и оборудования. Недостатки: - маршрут экспедиции ограничен дорогами или реками (в случае снегоходов – небольшим запасом хода); - в коллективе должен быть человек, способный управлять транспортным средством, производить его ремонт; - аренда транспорта, его обслуживание, обеспечение топливом дороже, чем пешеходный маршрут; - ограничение числа участников экспедиции числом посадочных мест на транспортном средстве. В качестве плавсредств в экспедиционных работах могут применяться моторные и гребные лодки, в том числе и надувные, разборные байдарки, катамараны. Каждое из этих малых судов имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Деревянные и металлические лодки наиболее комфортны, обладают высокой скоростью, особенно под мотором, однако очень дороги, тяжелы, их трудно доставить к водоему. Поэтому применение их ограничивается теми случаями, когда они уже находятся на водоеме, по которому проложен маршрут экспедиции. Среди легких и компактных надувных и разборных судов, как правило, лучшим набором качеств обладает 4 – 6 местный катамаран. Рис. 1. У этого судна наилучше соотношения веса к числу посадочных мест, сборка его не требует особой квалификации, высокая прочность, надежность и грузоподъемность. Условно к средствам передвижения можно отнести лыжи и снегоступы. Главная цель этих устройств – перераспределить давление ног человека на большую площадь, позволив ему перемещаться по глубокому снегу. Традиционно обычно применяют лыжи, а не снегоступы. Главное преимущество и, одновременно, недостаток лыж – способность скользить. При ходьбе по горизонтальной поверхности или спуску со склона это дает большую экономию сил, а при подъеме создает трудности. В зависимости от целей, задач, маршрута, времени проведения экспедиции применяют разные лыжи. В первой половине зимы, когда снег рыхлый, при небольшом грузе, ровном рельефе хороши широкие охотничьи лыжи и ременной петлей в качестве крепления. Они надеваются на любую обувь, создают наименьшее давление на снег, но трудноуправляемы, без камуса на них почти невозможно преодолевать крутые подъемы. Более универсальны туристические лыжи (лесные, бескид и др., переделанные пластиковые горные лыжи) на полужестких креплениях. Такие лыжи хорошо подходят для сложного рельефа, так как хорошо держатся на ноге. При правильной смазке позволяют подниматься на довольно крутые склоны. Главный недостаток – более высокое давление и, соответственно большая глубина лыжни. Беговые лыжи в экспедиционной работе почти не применимы, так как на них невозможно ходить по целинному снегу. В зимних пеших экспедициях, для облегчения переноски груза хорошо себя зарекомендовали волокуши – корытообразные санки из металла или пластика, по ширине соответствующие лыжне. Веревка от волокуши закрепляется на поясе. В волокуше, лямками вверх закрепляют рюкзак. В этом случае, при преодолении неудобных участков волокушу можно надеть на спину. Наиболее тяжелые, по объему физической работы и, соответственно, требующие лучшего подбора снаряжения и тщательного составления рациона питания – пешие экспедиции. Между тем, даже при использовании транспортных средств, основная часть исследовательской работы происходит при непосредственном контакте с природной средой. Поэтому, перечень необходимого снаряжения, питания, а особенно одежда и обувь, не зависит напрямую от способа передвижения. . Одежда и обувь. Правильно подобранная, соответствующая времени года и природным условиям одежда – одно из обязательных условий успешной экспедиции. Основные принципы подбора одежды следующие: - по возможности одежда должна иметь минимальный вес при одинаковых теплоизоляционных свойствах. Этому критерию соответствует одежда из синтетических материалов, с применением современных полимерных утеплителей. Неприемлема одежда из натурального меха, одежда на ватине, драповая, и т.п.; - низкая гигроскопичность и удельная влагоемкость, способность быстро высыхать. Этому критерию наиболее соответствует одежда из современных синтетических материалов, особенно полартек и подобные. Неприемлемы теплая одежда на ватине, шерстяная, меховая одежда, толстая хлопчатобумажная ткань; - одежда должна свободно пропускать пары воды, особенно актуально это в жаркую погоду. Лучшие показатели имеют хлопчатобумажные ткани, некоторые синтетические с рыхлым плетением, специальное термобелье для высоких физических нагрузок; - необходим комплект совершенно непромокаемой одежды – куртка и штаны. Наилучший, хотя и дорогой вариант – костюм из мембранной ткани. Неприемлемы полиэтиленовые дождевики, так как они быстро разрываются, резиновые или другие плащи, так как не защищают от воды, собираемой ногами с мокрой травы; - летом одежда должна хорошо защищать от кровососущих насекомых и стрекающих растений (любые достаточно плотные ткани). - главные требования к обуви – удобство, легкость, достаточная защита ног от механических повреждений, возможность быстрой сушки. Незаменимой обувью для лета следует считать резиновые или поливинилхлоридные сапоги, в сочетании с портянками из фланели они соответствуют всем требованиям. Для жаркой и сухой погоды хороши высокие кеды или ботинки из ткани. Кожаная обувь имеет огромный недостаток – ее почти невозможно высушить у костра, не повредив. К зимней обуви, помимо вышеперечисленных, предъявляется еще два требования – достаточная теплоизоляция и возможность надевать лыжные крепления. Лучшей вариант зимней обуви – специальные ботинки с мембранной тканью, допустимы сапоги из неопрена, бахилы с твердым основанием. Неприменимы, из за невозможности сушки, валенки, обычные кожаные ботинки или сапоги. Важнейшим и незаменимым приспособлением для переноски продуктов, личных вещей, научного оборудования и бивуачного снаряжения является рюкзак.Рис.3. В продаже имеется большой ассортимент этого товара различного устройства, размера и цены. Размер рюкзака определяется продолжительностью экспедиции, но в любом случае не может быть меньше 60л, лучше соответствуют экспедиционной работе рюкзаки на 90 – 120 л. Весьма важна конструкция рюкзака. Главными моментами при выборе рюкзака следует считать наличие разгрузочного пояса, встроенных элементов жесткости в спинке, регулировки расстояния между местом крепления лямок и поясом. Применять рюкзаки без пояса и жестких вставок не рекомендуется, так как они наносят существенный вред позвоночнику. Для предотвращения намокания вещей переносимых в рюкзаке нужны специальные приспособления. Это могут быть резиновые гермомешки, мешки из плотного (0,5-0,7 мм толщиной) полиэтилена . К бивуачному снаряжению относятся предметы, служащие для обеспечения быта в условиях экспедиции. Для ночлега, обыкновенно, используются палатки. Современные каркасные двухслойные палатки обеспечивают высокий уровень комфорта, полностью защищают от атмосферных осадков и кровососущих насекомых.Двускатная брезентовая палатка требует дополнительного укрытия от дождя из полиэтиленовой пленки, не защищает от комаров, трудна в установке. При подготовке к экспедиции следует привести в соответствие число участников и число мест в палатках. При установке палатки следует тщательно выбирать место. Это должна быть горизонтальная или слабонаклонная площадка с хорошим стоком воды. Нельзя ставить палатки: на дне понижений из-за угрозы затопления дождевой водой; возле отдельно стоящих деревьев из-за угрозы попадания молнии; вблизи уреза речной воды, если имеется вероятность паводка; ближе 5 метров от костра из-за опасности пожара и прожигания палаток искрами. Зимой, под палатки вытаптывают лыжами площадку, или копают яму. В яме спать теплее, но при теплой погоде может быть очень сыро. В зимних экспедициях могут применяться большие палатки с печкой.Рис.5. В таких палатках, при условии постоянной топки печки дежурными, создаются наиболее комфортные условия. Для ночевки в палатках обязательно применяют коврики из пенополиэтилена (туристический коврик, пенка, каремат). Этот материал обладает превосходными термо- и гидроизоляционными свойствами. Устаревшим оборудованием следует считать надувные матрасы, они имеют слишком большой вес, требуют осторожности в эксплуатации, большого времени для надувания и сдувания. Помимо ковриков необходимы спальные мешки. Современные спальные мешки шьют из различных синтетических материалов, в качестве утеплителя применяют синтетические волокна «синтепон», «холофайбер», «тинсулейт» и другие. Такие материалы как ватин, натуральный мех практически не встречаются и имеют целый ряд недостатков. Спальные мешки на натуральном гусином или гагачьем пуху, применяются в наиболее суровых условиях высокогорий и Арктики, стоят очень дорого и теряют теплоизоляционные свойства при намокании. В зимних условиях, при ночевке в палатке без печки, часто приходится соединять спальные мешки в общий т.н. комбайн, так спать значительно теплее. Для приготовления пищи в условиях экспедиции обыкновенно используется костер. Лишь в некоторых случаях (переходы по обширным открытым пространствам, автомобильная экспедиция) имеет смысл готовить пищу на газовых горелках или примусах. Для заготовки дров в экспедициях используются пилы и топоры. При использовании транспортных средств, можно позволить себе использование мотопилы. Среди ручных пил применимы: - двуручные поперечные (имеют высокую эффективность, но большой вес и размер, требуют навыков, работать можно только вдвоем); - цепные туристические пилы (очень компактны, легки, можно работать одному или вдвоем, но имеют очень широкий рез, из-за этого пилить тяжело, плохо подходят для толстых деревьев). - лучковые пилы (менее компактны, чем цепные, самый легкий вариант, лучок пилы можно изготовить на месте из палки, рез очень тонкий, поэтому пилить легко, но имеется ограничение по диаметру дерева, можно работать только одному); - ножовки (компактны, легки, рез тонкий, пилить легко, но имеется ограничение по диаметру дерева, можно работать только одному). Топор – необходимый в экспедиции инструмент. Для пеших маршрутов немногочисленных групп рекомендуется легкий небольшой топор на длинном топорище. В таком случае он используется в основном для рубки сучков, так как нет смысла заготовлять толстые чурки, требующие колки. При большом числе участников, длительной стоянке на одном месте, применении транспортного средства может быть целесообразен большой топор или колун. Все инструменты для заготовки дров должны быть заранее наточены, пилы разведены, топоры насажены на новые крепкие топорища. В качестве посуды для готовки лучше всего применять котлы из тонкой нержавеющей стали. Алюминевые котелки портят вкус пищи, склонны прогорать. Чугунные котлы слишком тяжелы. Существуют различные способы подвески котлов над костром Рис.6,7,8,9,10. Часто используемые вбитые рогульки, с лежащей на них палкой следует считать недопустимыми. При заготовке рогулек наносится большой вред природе, высота котла не регулируется, снимать котел с готовой пищей неудобно. При использовании транспортных средств следует применять специально изготовленное для этой цели устройство – таганок, некоторые легкие таганки можно использовать и в пеших маршрутах. Питание в экспедиции, принципы составления рационов; Правильное обеспечение участников экспедиции пищей – важнейшая организационная задача. Недостаток пищи или отдельных компонентов резко снижает мотивацию к научной работе. С другой стороны, особенно при пеших маршрутах, избыток продовольствия недопустим, так как увеличивает вес поклажи. В отличие от туристических походов, суточный рацион в экспедиции должен полностью компенсировать суточные энерготраты, содержать в нужном соотношении основные пищевые вещества – белки, углеводы, жиры, витамины. Для составления сбалансированного суточного рациона, а затем, на его основе продуктовой раскладки, необходимо проделать следующие расчеты: 1. Определить среднюю суточную энерготрату членов экспедиционной группы. Энергия, расходуемая человеком в течении суток, называется в физиологии питания суточной энерготратой. Эта величина складывается из следующих составных частей: - Основной обмен – важнейшая и преобладающая часть суточной энергораты, это минимальная энергия, которую организм тратит на поддержание жизни, т.е. движение крови, движение дыхательной и гладкой мускулатуры, поддержание тонуса скелетных мышц, нервную деятельность, работу внутренних органов. Экспериментальное измерение величины основного обмена – сложная работа, требующая специального оборудования, поэтому для расчетов можно использовать усредненные литературные данные . Формулы расчета величины основного обмена (ВОО). Возраст, лет Величина основного обмена, ккал/сутки Мужчины Женщины М´0-3 60,9 1 М-51´-54 61 М+499´ М+495 22,5´3-10 22,7 М+746´М+651 12,2´10-18 17,5 М+496´М+651 14,7´18-30 15,3 +829М´М+879 8,7´30-60 11,6 М+596´М+487 10,5´Больше 60 13,5 - Физическая работа, т.е. работа, выполняемая скелетными мышцами, а также энергия, необходимая для усиления кровообращения, учащения дыхания, интенсификации нервных процессов. Интенсивность той или иной физической работы оценивают по отношению энерготрат на нее к энерготратам на основной обмен (ВОО). Такое отношение называется коээфициентом физической активности (КФА). КФА, некоторых работ производимы в экспедициях приведены в таблице 2. 1 М – масса тела в кг.Таблица 2. Коэффициенты физической активности некоторых работ. Вид физической работы КФА Сон 1 Работа с документами сидя (ведение записей, расчеты, прокладка маршрутов и т.п.) 1,4 Легкий ручной труд сидя (вождение легкового автомобиля, мытье посуды, личная гигиена и т.п.) 1,5-1,8 Приготовление пищи, установка лагеря, ручная стирка 1,9-2,4 Ходьба со скоростью 3-4 км/час без груза. 2,5-3,3 Ходьба со скоростью 4-6 км/час без груза 3,4-4,4 Заготовка и разделка дров, ходьба со скоростью 6-7 км/час без груза или медленная ходьба с грузом, копание почвы. 4,5-5,9 Ходьба по пересеченной местности или в гору, ходьба с тяжелым грузом, ходьба на лыжах по рыхлому снегу, езда на велосипеде, плаванье в холодной воде 6,0-7,9 Время, отводимое на каждый вид работ в течение суток, с учетом коэффициентов физической активности позволяет вычислить среднюю суточную энерготрату. Средняя суточная энерготрата представляет сумму величины основного обмена и энерготраты на физическую работу. Для расчета последней величины используется факторный анализ физической работы. Для проведения факторного анализа необходимо: - определить суточную и часовую величину основного обмена; - учесть время, отводимое в сутки на каждый вид физической активности; - определить часовые энерготраты на каждый вид активности; - умножив часовые энерготраты на время данной активности и на часовую величину основного обмена определить суточные энерготраты на каждый вид. - умножив суточные энерготраты каждого вида физической активности на - и сложив их получить величину суточной энерготраты. Пример, факторного анализа физической активности для человека с величиной основного обмена 1700 ккалл/сут (70,8 ккалл/час) приведен в таблице 3. Таблица 3. Пример факторного анализа физической активности.Вид физической активности Продолжительность вида активности t (час). КФА Произведение КФА на продолжительность активности на часовую ВОО ВОО´ КФА´t 70,8=566,4´1´Сон 8 1 8 Легкий ручной труд сидя 70,8=212,4´1,5´2 1,5 2 Работа с документами 70,8=198,2´1,4´2 1,4 2 Приготовление пищи, установка лагеря 70,8=566,4´2´4 2 4 Медленная ходьба с грузом 70,8=1770´5´5 5 5 Медленная ходьба на легке 70,8=637,2´3´3 3 3 70,8=318,6´4,5´Заготовка дров 1 4,5 1 ИТОГО 24 4269,2 Составить суточный рацион на одного человека. Для выполнения этих расчетов необходимо использовать следующие основные принципы: - полная компенсация суточных энерготрат; - обеспечение правильного баланса основных пищевых веществ: углеводы – 55-70% от общей калорийности пищи, жиры 15-30 %, белки – 10- 15%; - минимальное содержание воды в пищевых продуктах; - отсутствие скоропортящихся продуктов. При упрощенном подходе можно считать, что крупы, сахар, мед, выпечка, хлеб состоят из углеводов. Мясо, рыба, сухое молоко, яичный порошок и т.п. – из белка. Орехи – наполовину белок, наполовину жир. Масло, сало, нутряной жир, маргарин – состоят из жиров. На упаковках продуктов питания, как правило, указывается содержание основных пищевых веществ на 100 г. Эта информация позволяет уточнить расчеты. При расчетах принимают калорийность углеводов и белков как 4 ккалл/г, калорийность жиров – 9 ккалл/г. При дальних тяжелых маршрутах можно увеличить содержание жиров в суточном рационе до 50% от общей калорийности, так как это уменьшит вес продуктов питания. Доля растворимы (сладких) углеводов зависит от интенсивности физической работы и режима питания. При большой физической нагрузке, режиме питания без обеда, доля сладких углеводов может быть доведена до 15% от общей калорийности углеводов. Наилучшим источником крахмала (нерастворимых углеводов) следует считать крупы. Для перекусов без горячей готовки применяют сухари из белого хлеба. Картофель, капуста и другие овощи неприменимы в пеших маршрутах из-за высокого содержания воды и склонности к порче. В качестве источника сладких углеводов хорошо себя зарекомендовали мед, сухофрукты, особенно такие как финики, сушеные бананы, изюм. Один из лучших продуктов для перекусов на маршруте – смесь из равных частей меда, орехов и кураги (последние пропущены через мясорубку).Рис.11. Как карманное питание можно применять изюм, шоколад, шоколадные батончики. Важнейшие источники белков – сухое молоко, орехи, сушеное мясо (в составе пеммикана), сушеная рыба. Значительно хуже подходят для экспедиционной работы консервы, так как они содержат большое количество воды (от 60%), имеют тяжелую упаковку, калорийность их в значительной степени обеспечивается жиром, который в чистом виде (масло, нутряной жир) стоит значительно дешевле. В качестве наилучшего источника белков и жиров можно рекомендовать пеммикан. Проще всего готовить этот продукт из мясного фарша путем высушивания его на широкой сковороде в слое говяжьего нутряного жира. Мясо с жиром греют на плите до тех пор, пока из мяса не испарится почти вся вода. После этого продукт в горячем состоянии заливают в термостойкую упаковку (например, картонный пакет из-под сока). Такой пеммикан, без порчи, хранится при комнатной температуре несколько месяцев, пригоден для сдабривания каши, можно его принимать в пищу в холодном виде, не содержит воды, в отличие от консервов может расходоваться любыми порциями, не имеет тяжелой упаковки. Компенсировать потребность в жирах можно за счет сала, растительного масла, нутряного жира. Сало необходимо для перекусов, в виде шкварок значительно улучшает вкус каш. Нутряной жир имеет смысл использовать в составе пеммикана. Без сушеного мяса лучше смешивать жир с растительным маслом в соотношении 3 к 1. Такая смесь при комнатной температуре имеет мягкую консистенцию, что удобно. Чистое растительное масло не придает пище вкус, как нутряной жир, поэтому, если не предусмотрена жарка пищи, можно его исключить из рациона. Пример суточного рациона для зимней лыжной экспедиции в горно- таежном районе приведен в таблице 4.Таблица 4. Пример суточного рациона на 1 человека для тяжелой зимней экспедиции. Белок Жиры Углеводы Общая энергия Продукт Вес г г ккал л г ккалл г ккалл ккал Сушеное мясо 100 80 320 15 135 0 455 Сушеное молоко 50 35 140 15 135 0 275 Орехи 50 7 28 32 288 0 316 Сало 100 12 48 70 630 14 56 734 Нутряной жир 100 0 100 900 0 900 Масло раст. 50 0 50 450 0 450 Сухари 100 15 60 0 85 340 400 Гречка 50 6,3 25,2 1,55 13,95 30 120 159,15 Рис 50 3,5 14 0,5 4,5 35 140 158,5 Пшено 50 3,5 14 0,5 4,5 35 140 158,5 Горох 50 9 36 1 9 40 160 205 Финики 100 6 24 25 100 124 шоколад 100 10 40 30 270 57 228 538 Курага 20 1,2 4,8 5 20 24,8 Сахар 50 50 200 200 Изюм 20 1,2 4,8 5 20 24,8 ИТОГО 104 0 189, 7 758, 8 315, 5 2839, 9 381 1524 5122,75 Кроме основных пищевых продуктов, следует предусмотреть наличие специй и приправ (соль, перец, чеснок, лук и др.), витаминных препаратов. Вкусная пища имеет важнейшее значение для создания хорошего настроения, позитивной психологической атмосферы в коллективе, а значит является необходимым условием для успешной реализации целей исследования. 3. После составления суточного рациона на одного человека нужно составить полную продуктовую раскладку путем умножения веса каждого из продуктов на число суток и число участников экспедиции. Важное значение имеет упаковка продуктов питания. Упаковка должна исключать намокание, рассыпание, механические повреждения продуктов, предотвращать доступ к ним грызунов и других животных, иметь минимальный вес, быть многоразовой, позволять дозировать продукт любыми порциями. Всем этим условиям удовлетворяют пластиковые бутылки. Поэтому большая часть продуктов питания рекомендуется упаковывать в них. Дополнительным преимущество таких бутылок является постоянная вытянутая форма, которая облегчает правильную укладку рюкзака. Непригодны бутылки для хранения пеммикана (не выдерживают нагрев при его заливке) и сала (из за узкого горлышка). Хранение продуктов, особенно крупы и сухофруктов в тканевых мешочках и полиэтиленовых пакетах следует считать недопустимым, так как они легко рвутся и пропускают воду. Научное оборудование в биологических экспедиция Прокладка маршрутов и ориентирование на местности. Маршрут экспедиции зависит от целей и задач исследования. Для прокладки маршрута необходимо собрать всю доступную информацию о расположении объектов исследования. Главным источником такой информации являются карты. Как правило для планирования маршрута достаточно карт масштаба 1:100000 или 1:200000. Дополнительные сведения можно получить из космических снимков, электронных карт, специальной литературы, отчетов туристических групп, контента туристических, рыболовных, охотничьих форумов, людей ранее бывавших в районе маршрута. Информация всех этих источников может оказаться не совсем точной. Большая часть издаваемых карт имеет устаревшую топооснову, что приводит к неактуальности данных, особенно это касается малозначительных дорог, малых населенных пунктов, наличия мостов. Впечатления людей, отражаемые в отчетах, часто зависят от субъективных факторов. Оценка тяжести маршрута, наличия вдоль него ресурсов сильно зависит от подготовки писавшего отчет, погоды и т.п. случайных обстоятельств. При прокладке маршрут следует разработать способы доставки коллектива к началу маршрута и вывоза его с финишного пункта. Нужно спланировать места ночевок и дневок, способы экстренного аварийного схода с маршрута. Маршрут должен максимально использовать имеющиеся дороги и тропы, но при этом проходить как можно ближе к объектам исследования. Следует учесть возможность и целесообразность посещения населенных пунктов для пополнения припасов, помощь местного населения для переправы через реки, возможность аренды транспортных средств для облегчения перемещения и т.п.. Под ориентированием на местности понимаются действия, предпринимаемые для определения своего местоположения по отношению к объектам, изображенным на карте. Для ориентирования применяют следующее оборудование: - карты масштаба 1:100000 и мельче; - компасы; - линейки; - курвиметр; - хронометр (лучше часы со стрелочной индикацией);- спутниковые навигаторы (GPS, ГЛОНАСС); Не следует целиком полагаться на спутниковый навигатор, поскольку загружаемые в них карты часто менее подробны, чем печатные. Кроме того, при исчерпании источников питания навигатора группа окажется в совершенно беспомощном положении, тогда как, имея печатные карты и компас, легко можно определить свое местонахождение и без навигатора. Проще ориентироваться при перемещении по дороге, реке, в гористом районе при хорошей видимости. Наибольшую трудность ориентирование представляет при движении через сплошной лесной массив по равнинной местности. В этом случае нужно постоянно следить за направлением движения, используя взятие азимутов компасом или перемещение с постоянно включенным спутниковым навигатором (что быстро истощает его питание и дает не слишком точные результаты из-за низкой скорости). При использовании компаса нужно знать и постоянно учитывать магнитное склонение для данной местности. Помимо постоянного контроля направления движения, надо оценивать пройденное расстояние. Для этого можно использовать навигатор с записанной в памяти точкой начала маршрута или точкой его перелома. Менее точно пройденное расстояние можно определить, зная время движения и среднюю скорость. Иногда в летних экспедициях можно применить шагомер, а в зимних одометр. В некоторых случаях, когда не требуется высокой точности ориентирования, а необходимо лишь сохранять общее направление движения, удобнее ориентироваться по солнцу. Этот метод единственный надежный при аварийном отсутствии навигационного оборудования. Такие, часто указываемые в литературе способы ориентирования, как относительное расположение муравейников и стволов деревьев, рост мхов и лишайников на одной стороне ствола и т.п. использовать нельзя, так как, по крайней мере, в таежной зоне, поскольку они не соответствуют действительности. Лишайники и мхи реагируют не на стороны света, а на освещенность, причем реакция разных видов может быть диаметрально противоположной. Муравьи строят муравейники не на южной стороне дерева, а на более теплой, т.е. тоже реагируют на неравномерность освещенности, а не стороны света. Некоторую информацию о направлении своего движения в пасмурную погоду можно получить, наблюдая за движением облаков, особенно зная господствующие в данной местности ветра, нужно только учитывать возможную смену ветра. Глава 4. Основы безопасности в экспедиции. Уровень опасности, угрожающей участникам экспедиции сильно зависит от ее маршрута, продолжительности, видов работ, состава участников. Все угрозы (опасности) можно условно разделить на объективные, которые зависят от внешних причин и субъективные, зависящие от причин внутренних (физиологических и психологических). Объективные опасности могут и должны быть заблаговременно предусмотрены и, по возможности предотвращены при организации экспедиции. Важнейшими моментами безопасности могут считаться следующие: - заведомо опасные работы (подъем на скалы и деревья, спуск в пещеры, колка дров, сплав по бурным рекам, управление механическими транспортными средствами и т.п.) должны выполнять специально обученные люди с применением всех необходимых приемов и технических средств страховки, правил техники безопасности; - снаряжение должно соответствовать целям, задачам, маршруту, времени проведения, особенностям участников экспедиции; - одежда, обувь, спальные мешки, палатки должны быть рассчитаны на наихудшие в данном районе погодные условия, не зависимо от предположений и прогнозов; - продуктовая раскладка должна быть рассчитана с учетом возможной случайной задержки; Субъективные опасности значительно многообразнее объективных, часто предусмотреть их невозможно. Однако можно выделить основные принципы, позволяющие их минимизировать: - участники экспедиции должны быть уравновешены, спокойны, миролюбивы, несклонны к панике. Истериков, паникеров, склонных к агрессии кандидатов необходимо отсеять на этапе подготовки коллектива; - запрещаются одиночные маршруты, одиночное производство любых работ, каждый участник экспедиции должен постоянно знать местонахождение всех остальных участников; - все участники экспедиции должны иметь в личном пользовании все необходимые для ориентирования на местности вещи (карта, компас, линейка, карандаш) уметь ими пользоваться и в каждый момент времени четко представлять свое местоположение на местности и карте; - участники экспедиции должны постоянно иметь при себе индивидуальную аптечку (и уметь пользоваться ее содержимым), минимальный набор средств выживания (нож, спички в непромокаемой упаковке, небольшой запас еды), одежду, рассчитанную на резкое похолодание, дождь, возможность холодной ночевки, в соответствующих условиях – запас воды; - перед началом экспедиции организатор должен провести занятие по технике безопасности, познакомить экспедиционеров с основными источниками опасности на предстоящем маршруте;- каждый участник экспедиции должен иметь знания, умения, навыки, необходимые для одиночного выживания в таежной зоне. Экспедиционный коллектив должен иметь большую общую аптечку и небольшие, переносимые в кармане индивидуальные аптечки. При подготовке аптечек учитывают индивидуальные особенности каждого из участников – хронические заболевания, склонность к тем или иным проблемам со здоровьем. Перечень средств в общей аптечке должен включать следующие основные их группы: - средства для обработки и перевязки ран; - средства для остановки кровотечений; - средства для лечения ушибов и растяжений; - средства для обработки ожогов; - средства для противошоковых мероприятий; - противоаллергические средства; - жаропонижающие, противовоспалительные средства, спазмолитики; - антибиотики широкого спектра действия; - средства для купирования приступов стенокардии; - средства для регуляции артериального давления; - средства для улучшения пищеварения, противодиарейные и слабительные. Каждый член экспедиционной группы должен знать назначение и способы применения всех имеющихся в аптечке средств. Уметь оказывать первую медицинскую помощь. Глава 5. Подготовка экспедиционного коллектива. Успешное достижение целей экспедиционного исследования возможно лишь при слаженной работе всех участников, на основе постоянной взаимопомощи, в атмосфере психологического комфорта. Создание сплоченного коллектива – необходимое условие успешной работы. В этом заключается мощная воспитательная ценность экспедиционной исследовательской работы. Для формирования эффективной исследовательской группы необходима длительная поэтапная работа организатора. На первом этапе определяется состав группы. Здесь можно выделить два подхода: - поиск и включение в группу учеников с уже имеющейся высокой мотивацией к исследовательской деятельности (на основе индивидуальной работы учителя с учениками); - конкурсный отбор участников из большой слабо мотивированной группы (участники кружка, один из классов и т.п.) с одновременной работой над повышением мотивации. Отбор может строиться на основе рейтинговой системы или других принципах, но все члены исходной группы должны четко представлять себе правила, по которым ведется отбор. Эта форма более трудоемка, но позволяет создать группу без имеющихся изначально заинтересованных учеников. На втором этапе идет сплочение исследовательской группы, создание у всех участников общих мотивов, выстраивается внутренняя иерархия группы. Главной формой работы по сплочению коллектива можно считать совместную деятельность, приводящую к успеху. Деятельность эта может быть любой, но выгоднее, чтобы она соответствовала общему направлению исследований. В любом случае деятельность должна сразу дать вполне понятные позитивные результаты. На данном этапе можно рекомендовать проведение специальных выездных занятий, не относящихся напрямую к теме исследования, но дающие весьма полезные для экспедиционной работы знания, умения, навыки. Например: - обеспечение быта в условиях экспедиции. Здесь отрабатывается установка и снятие лагеря, заготовка дров, разжигание костров, приготовление пищи, способы перемещения по различным формам рельефа и т.п.; - ориентирование на местности. В ходе этого выезда участники группы учатся брать азимуты, придерживаться избранного курса, определять свое местоположение на местности по карте, прокладывать маршруты, выходить на заданные точки, пользоваться навигационным оборудованием; - занятие по технике безопасности в условиях экспедиции. Такое занятие может включать инструктаж по основным источникам опасности, отработку применения средств из аптечки, отработку транспортировки пострадавшего;- апробация различных методов исследования в рамках избранной темы, с последующим выбором наиболее подходящего из них. Наблюдение за каждым участником группы в ходе таких занятий может дать организатору необходимые сведения для формирования рейтинга или для других форм отбора. В качестве проверки результативности второго этапа создания коллектива можно рекомендовать предэкспедиционные выезды, в ходе которых можно не только удостовериться в сплоченности коллектива, но и проверить материально-техническую подготовку к экспедиции, отработать в поле избранные методики исследовательских работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.018 с.) |