Глава 1 Понятие «Здоровье нации»: сущность и факторы влияния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Понятие «Здоровье нации»: сущность и факторы влияния



ВВЕДЕНИЕ

Уровень здоровья является важной составляющей человеческого потенциала. Здоровье нации определяет источник одного из ключевых ресурсов для экономики – состояние рынка труда: уровень здоровья определяет качественные (физическое и психо-эмоциональное здоровье людей, уровень их образования и квалификации, производительность труда, и др.) и количественные (численность и структура трудоспособного населения) характеристики трудового потенциала в экономики. Исследование, проведенное ВОЗ, показало, что крепкое здоровье граждан приносит ощутимые экономические выгоды, выраженные в снижении расходов на медицинское обслуживание, состояние рынка труда, а главное – снижение социальных издержек и повышение благосостояния граждан [1].

Несмотря на очевидный интерес производственного сектора в инвестировании в здоровье трудового потенциала, именно на государстве лежит основная ответственность за финансирование и управление социальным сектором, в том числе сферой здравоохранения. Только государственный аппарат способен обеспечить полное и всестороннее регулирование здоровье нации.

Здоровье нации – это главное богатство любой общественной системы. Согласно данным опросов, почти 80% белорусов считают крепкое здоровье более значимой ценностью, чем материальный достаток, хорошее образование, работа, общение и другие социальные ориентиры [2].

Беларусь, как и вся Европа в целом, находится в четвертой стадии демографического перехода, который характеризуется уравновешиванием процессов рождаемости и смертности. Завершением четвертой фазы демографического перехода является естественная убыль населения. По прогнозам Отдела народонаселения при Департаменте по экономическим и социальным вопросам ООН, в Беларуси до 2100 года будет наблюдаться отрицательный прирост населения: к 2050 году численность населения составит 8 570 899, а к 2080 - 7 820 206 человек [3], наблюдается старение населения. Крепкое здоровье нации может поспособствовать демографической безопасности, что делает его одним из главных приоритетов белорусской социальной политики.

Целью данной курсовой работы является изучение политики государственного регулирования здоровья нации в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

· раскрыть сущность термина «здоровье нации» и обозначить классы основных факторов и их влияние;

· изучить основные принципы социальной политики, определяющей состояние здоровья граждан;

· охарактеризовать состав и содержание существующей системы здравоохранения, тенденции и причины ее изменения;

· обозначить основные классы причин заболеваемости и смертности, их вклад в общее число смертности, факторы риска;

· определить изменения в приоритетах политики здравоохранения;

· оценить эффективность принимаемых государством мер, в том числе в области здравоохранения, для регулирования здоровья нации и демографической ситуации;

·  выявить основные направления и способы развития белорусской системы здравоохранения.

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы является система государственного регулирования здоровья нации в Беларуси, предметом исследования выступает существующая система здравоохранения.

В процессе выполнения курсовой работы был использован метод абстрагирования показателей здоровья нации с выделением наиболее существенных, далее на основе индуктивного метода частных показателей будут сделаны выводы об эффективности используемых государством методов для сохранения здоровья своих граждан. Помимо этого будет использован метод аналогии наблюдаемых тенденций с международным опытом для сопоставления результатов.

Здоровье человека в целом складывается из множества факторов. Перед государством же, как перед социальным институтом, стоит задача учесть эти факторы для создания комфортных условий жизнедеятельности, что позволит сохранить и укрепить состояние здоровья людей. Белорусская система здравоохранения, как и мировая система в целом, не стоит на месте, она развивается, отвечая на изменяющиеся условия цивилизации: меняются условия жизни людей, происходит внедрение и разработка новых технологий, развиваются научные знания и практики.

 

Повестка-30.

Целевые значения в рамках данной программы были разделены на три периода: к 2020, к 2025 и к 2030 году, поэтому мы можем достаточно приближенно оценить результаты выполнения данной программы:

· снижение коэффициента материнской смертности (на 100 000 живорожденных) до 0 – 1,1 в 2019 году.

Здоровью матерей и новорожденных в Беларуси уделяется особое внимание. Каждой беременной женщине гарантируются бесплатное медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и наблюдение за новорожденными; 100% деторождений в республике происходит при квалифицированном родовспоможении. Благодаря созданным государством условиям показатель материнской смертности за последние 20 лет в республике снизился более чем в 10 раз (рисунок 10). За этот период также произошло кардинальное изменение в оказании перинатальной помощи: с 2010 года в Беларуси действует разноуровневая система оказания перинатальной помощи, целью которой являлось установление единых критерий качества перинатальной помощи, доступность для любой женщины и новорожденного всех компонентов действующей системы перинатальной помощи. Существующая белорусская система показывает свою эффективность: в 2019 году Беларусь заняла 25 позицию среди 50 лучших государств мира по ведению беременности. В организациях здравоохранения обеспечено проведение предабортного психологического консультирования женщин, которые обратились за искусственным прерыванием беременности [24]. Благодаря этому все большее число женщин принимают решение о сохранении ребенка: с 2000 года число абортов снизилось в 5,7 раз [13, c. 206];

Рисунок  10 – Коэффициент материнской смертности на 100 000 живорожденных [23]

 

· снижение коэффициента младенческой (неонатальной) смертности (на 1 000 живорожденных) до 1,5 – 1,2 в 2019 году; и коэффициента детской смертности в возрасте до 5 лет до 3,2 – 3 в 2019 году.

Показатель младенческой смертности также постепенно снижается: за последние 20 лет удалось более чем в шесть раз уменьшить младенческую смертность при рождении (неонатальную смертность). Сегодня по данному показателю Республика Беларусь находится на уровне развитых стран Европы (3,69) и далеко опережает страны СНГ (9,34) [24]. Также удалось добиться значительного снижение смертности детей в возрасте до 1 года и до 5 лет (рисунок 11);

 

Рисунок 11 – Смертность детей на 1000 живорожденных. Источник: [22]

 

·   снижение заболеваемости отдельными инфекционными заболеваниями (целевой показатель).

Доля инфекционных заболеваний в общем числе смертей относительно невелика – в 2018 году она составила 0,6%, и все же их эпидемии представляют значительную опасность для здоровья и жизни белорусов. Наиболее актуальными и опасными из них были выделены: гепатиты, туберкулез, ВИЧ, корь, коклюш, грипп, лихорадка Эбола др. Была поставлена задача к 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии, тропическим болезням, которым не уделялось должного внимания, и обеспечить борьбу с гепатитом и другими инфекционными заболеваниями [25]. На учет были поставлены следующие показатели:

а) первичное заражение ВИЧ (на 1000 человек) (0,25). В течении всего периода времени в Беларуси происходил рост показателя первичного заражения ВИЧ (за последние 20 лет – в 4,6 раза), который достиг своего максимума в 2017 году (0,27 на 1000 человек), после чего пошел на снижение и в 2019 году составил 0,23 на 1000 человек;

б) заболеваемость туберкулезом (на 100 000 человек) (21,50). В течении всего периода времени в Беларуси удалось добиться значительного снижения заболеваемости туберкулезом (за последние 20 лет – в 3,4 раза), в 2019 году она составила 18,6 на 100 000 человек;

в) заболеваемость малярией (на 1000 человек) до 0,001. В Беларуси так и не удалось добиться устойчивого показателя заболеваемости малярией: в период с 2000 по 2019 гг. показатель колебался в пределах от 0,0003 до 0,002, средний показатель составил 0,001 на 1000 человек. В 2019 году заболеваемость малярией составила 0,0017 случаев на 1000 человек;

г) заболеваемость гепатитом В (на 100 000 человек) (11,2). Значение данного показателя постепенно снижалось, и, если за 2000-2001 гг. данные отсутствуют, то с 2002 по 2019 удалось в 2,9 раз снизить заболеваемость гепатитом В, в 2019 она составила 11,93 случая на 100 000 человек;

д) число людей, нуждающихся в лечении от «забытых» тропических болезней. В течении всего наблюдаемого периода с 2000 по 2019 гг., жалоб на тропические заболевания не было зафиксировано, не считая 5-ти случаев в 2018 году [22]. 

Как мы видим, к 2019 году удалось добиться устойчивого целевого показателя заболеваемости туберкулезом и ВИЧ; приблизиться к целевому показателю заболеваемости гепатитом В и «забытых» тропических заболеваний; заболеваемость малярией продолжает оставаться нестабильной. По подтверждению специалистов, в стране функционирует эффективная система эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, основанная на тесном сотрудничестве специалистов центров гигиены и эпидемиологии, лечебных учреждений с научно-исследовательскими коллективами; обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие, проводится иммунизация населения. Уровень охвата профилактическими прививками достиг 97–98%. Лечение инфекционных заболеваний доступно каждому пациенту, который в нем нуждается.

Достижение целевых показателей

Для того, чтобы некоторым образом обобщить достижение обозначенных программ (Концепция-20, Здоровье-30, Повестка-30) своих целевых определим, с некоторой погрешностью, средний уровень степени достижения планового значения их целевых показателей. Расчет среднего уровня степени достижения планового значения целевых показателей представлен в приложении Г.

По итогу расчетов, средний уровень степени достижения планового значения целевых показателей составил 71,8%. При оценке данного показателя следует учитывать применяемые упрощения. Таким образом, можно сделать вывод, что существующая в Беларуси система по охране здоровья позволяет достаточно близко приблизиться к значению целевых показателей по заболеваемости и уровню профилактики населения.     

 

2.3.3 Оценка эффективности государственных программ по укреплению здоровья населения и регулированию демографической ситуации в период с 2010 по 2019 года

Динамика медико-демографических показателей

Наиболее полезными и информативным для оценки нового подхода государственной политики здравоохранения (с приоритетом борьбы с существующими факторами риска) являются медико-демографические показатели (2010-2019 гг.): 

· число умерших сократилось на 12,1% (приложение Б, рисунок Б1);

· показатель рождаемости сократился на 19,7% (приложение Б, рисунок Б1);

· естественный прирост населения сократился на 13,1% (приложение Б, рисунок Б2);

· суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,6 в 2010г. до 1,7 в 2019 г. (приложение Б, рисунок Б3).

· показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении увеличился почти на 4 года и в 2019 году составил 74,8 год (приложение Б, рисунок Б4) [4].

Как мы можем заметить на рисунке Б1 в приложении Б, наибольшего успеха государству в регулировании демографических процессов удалось достичь в период с 2010 до 2015 гг., что совпадает с началом изменения курса политики здравоохранения и активизации государственных программ для стимулированию рождаемости. В этот период можно отметить сокращение общей заболеваемости (приложение В, рисунок В1) и смертности населения суммарно по всем основным причинам смертности, большее всего уменьшилась смертность от внешних причин (причет по всем по всем ее категориям) (рисунок 4) и распространенность факторов риска (рисунки 5-8).

В противовес общей положительной картине происходит увеличение смертности от болезней нервной системы и психологических расстройств[1]. Согласно статистике, смертность от психических расстройств начиная с 2016 года имеет тенденцию к снижению: с 2010 года удалось сократить распространенность заболеваний алкоголизма и алкогольного психоза (наиболее распространенной группы среди психических заболеваний) на 13,2%, наркомании – на 13,3%, психических расстройств непсихического характера – на 13%; с другой стороны, произошло увеличение заболеваемости психозом на 20,5%, умственной отсталости – на 11,3% (приложение Д, рисунок Д1).

Общее снижение смертности от психических расстройств этой группе, однако, перекрывается быстро растущими темпами смертности от болезней нервной системы (в период с 2016 по 2018 средний темп роста смертности составил 20,7%). Среди основных причин данной группы заболеваний стоит чрезмерное нервное напряжение и стресс, бессонница. Как отмечают специалисты, такое изменение может быть связано с процессом урбанизации  и агрессивным воздействием городской среды на здоровье человека (шумы, ритмичные вибросигналы, однообразие и тусклость визуальной городской среды, экология, образ жизни) [26].

При этом, согласно статистике, первичная заболеваемость  болезнями нервной системы и психологическими расстройствами продолжала снижаться, что может говорить о повышенной опасности для пациентов с данной группой заболеваний.

По мере реализации комплекса программ, они начали терять свою эффективность, на что указывает отрицательная динамика распространения факторов риска и заболеваемости: увеличилась распространенность избыточного веса (рисунок 5), употребление табака (рисунок 7) и алкоголя (рисунок 8); снизилась физическая активность населения (рисунок 6); произошло значительное ухудшения общего показателя первичной заболеваемости (рисунок Г). И все же, благодаря медицинскому фактору, это не отразилось на динамике смертности (рисунок 4).

Общественное мнение о состоянии своего здоровья идет вразрез с показателями заболеваемости и смертности. Стоит также учитывать этот показатель и признать его информативность. Согласно исследованию, проведенному в рамках международного проекта «Здоровье населения и здравоохранение» в 2010-2011 гг., он достаточно точно описывает реальное состояние физического и психологического здоровья белорусов, а также уровень общественных настроений. Среди респондентов, отмечающих свое здоровье как «плохое», 78,3% имели хронические заболевания, тогда как в группе, оценивающей свое здоровье как «хорошее», их имели лишь 9,1%. Также наблюдалась значительная корреляция в распространении инвалидности, высокого уровень холестерина, сахарного диабета, недостатка базовой физической подготовки, избыточного веса и ожирения, состоянии эмоционального настроения, уверенности в жизни и рефлексии на собственный социальный статус. По данным БЕЛСТАТ в период с 2011 по 2019 гг. респонденты были все более склонны отмечать свое состояние здоровья как «удовлетворительное», нежели «хорошее» или «плохое». За наблюдаемый период произошло смешение мнения граждан о своем здоровье к более негативной оценке: доля лиц, оценивающих свое состояние здоровья как «хорошее» уменьшилась на 5%, «плохое» - увеличилась на 1,7%, «удовлетворительное» - увеличилась на 2,6%. Результаты социологических опросов представлены на рисунке 12.

 

 

Рисунок 12 – Субъективная оценка населения состояния своего здоровья (в процентах от численности насечения в возрасте 16 лет и старше).  Источник: [14]

 

Глава 3 Направления развития системы здравоохранения в
Республике Беларусь

Наиболее развитые системы здравоохранения признают, что обеспечение  здоровья населения в отрыве от факторов влияния может привести к негативным последствиям для здоровья граждан, что может привести к нарушению стабильности в социальной сферы, ограничить рост национальной экономики. Для обеспечения здоровья населения необходимы два условия: организация эффективной системой здравоохранения (медицинский фактор); обеспечение благоприятной среды для здоровья и жизни людей, создание условий для поддержания здорового образа жизни (немедицинские факторы).

В городах стран с наиболее эффективными системами здравоохранения происходит коренная перестройка организации предоставления медицинской помощи. Выделяют пять ключевых тренда развития медицинского обслуживания:

1) пациентоцентричность – организация системы медицинской помощи, построенной вокруг потребностей пациента и его окружения,  предполагающей комплексное управление здоровьем человека на всех стадиях обслуживания: от консультирования до реабилитации. Для ее обеспечения необходимо построение интегральной сети медицинских и околомедицинских специалистов, ядром в которой является первичная медико-санитарная помощь;

2) цифровизация здравоохранения;

3) датацентричность – построение централизованной системы данных со всеми сведениями о состоянии здоровья граждан, что позволит врачам более эффективно управлять здоровьем пациентов, получая доступ к их «картам здоровья», содержащим сведения о ключевых параметрах пациентов, включая пройденные медосмотры и консультации, результаты анализов, прививки, диагнозы, проведенное лечение и рекомендации по итогам предыдущих консультаций;

4) превентивность – переориентация системы здравоохранения на более эффективное и экономически выгодное предупреждение заболеваний и своевременную диагностику для их выявления на ранних стадиях. Превентивность проводится по трем направлениям: а) первичная профилактика – популяризация ЗОЖ; б) вторичная профилактика – проведение скрининг-тестов для выявления восприимчивости к определенным заболеваниям или их симптомов; в) третичная профилактика – проведение мероприятия по управлению хроническими заболеваниями и реабилитации пациентов;

5) ценностно-ориентированность системы здравоохранения – переход от принципа минимизации стоимости услуг к альтернативной концепции здравоохранения, основанной на оптимизации соотношения полученного эффекта с произведенными затратами.

Для решения комплексной задачи обеспечения немедецинских факторов здоровья, в программы развития 1800 городов из 55 сран мира была включена концепция здоровых городов. ВОЗ признала урбанизацию одним из главных вызовов для общественного здравоохранения в XXI веке: во всем мире число горожан превышает число жителей сельских районов, поэтому планирование городского пространства является одним из приоритетов системы здравоохранения;  важным вопросом и объектом планирования в городских районах является содействие достижения стран ЦУР. Концепция «Здоровые города» представляет по-настоящему системный подход к профилактике заболеваний, ее реализация предполагает проведение комплекса мероприятий по улучшению экологической обстановки и созданию условий для формирования здорового образа жизни.

Система здравоохранения в Республике Беларуси также следует общемировому тренду: в 2011 году система здравоохранения расширила свое влияние, применяя в качестве главного механизма регулирования здоровья населения не систему медицинского обслуживания, а обеспеченность инфраструктуры для формирования и поддержания здоровья и здорового образа жизни. Реформирование системы здравоохранения происходит комплексно, начиная с системы медицинских обслуживания, заканчивая условиями жизни и культурой здоровья граждан. Многие из этих направлений нашли свое отражение в Национальной стратегии устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030).

Изменения в системе медицинского обслуживания

Как было обозначено в разделе 2.2, в системе белорусском здравоохранении происходит сокращение числа медицинских организаций, что связано, прежде всего, с существующими демографическими тенденциями. Вместе с тем в системе оказания медицинской помощи происходят существенные структурные изменения:  осуществляется переход к модели здравоохранения с приоритетом развития амбулаторно-поликлинической помощи как наиболее  массового и доступного первичного звена медицинской помощи. На этом уровне происходит профилактика здоровья, консультирование, реабилитация; от качества работы первичного звена медицинской помощи зависит оперативность оказания медицинской помощи, формирование ожиданий пациентов и степень их удовлетворенности системой здравоохранения в целом. Реформирование первичного уровня здравоохранения происходит через переход участковой терапевтической службы к общеврачебной практике. Такой переход означает абсолютное изменение сути работы первичного звена, так как врач общей практики способен самостоятельно проводить медицинские процедуры и обследования, не отправляя пациентов к узким специалистам, что существенно сокращает цикл лечения. Согласно государственной программе "Здоровье народа и демографическая безопасность", к 2020 году переход должен был завершиться; в 2019 году в амбулаторно-поликлинической сети республики работало порядком 5,4 тысяч участковых врачей, из которых около 4 тысяч – врачи общей практики (то есть порядком 74%) [28].

Технологическое и информационное оснащение белорусской системы здравоохранения также является одним из приоритетов ее развития.  В республике функционирует 16 Республиканских научно-практических центров (РНПЦ), в которых сконцентрированы все виды современных медицинских технологий диагностики, оказания специализированной медицинской помощи и реабилитации. РНПЦ разделены по профилю оказания медицинской помощи, каждый из них имеет в своем составе соответствующую кафедру и/или научный отдел, где ведутся научные разработки новых методов диагностики, лечения и реабилитации профильных заболеваний. 15 из них расположены в Минске и Минском районе, 1 – в Гомеле. В стране существует четырехуровневая система оказания медицинской помощи, благодаря чему граждане могут получить высококвалифицированную медицинскую помощь в РНПЦ по направлению от местных учреждений здравоохранения при наличии сложного заболевания, которое требует высокотехнологичных вмешательств и высокой квалификации медицинского персонала [29]. Осуществляется технологическое переоснащение практической медицины новым оборудованием.

Продолжается наращивание объемов высокотехнологичной медицинской помощи в кардиологии, онкологии, травматологии, нейрохирургии, трансплантологии, офтальмологии и в других направлениях. Отечественные хирурги сегодня проводят практически все виды кардиовмешательств, онкологических операций и трансплантаций. Белорусские врачи продолжают успешно осваивать наиболее сложные и редкие операции, что позволяет уменьшить число белорусов, направляемых на лечение за рубеж. Возможность получить качественное лечение и диагностику за умеренную цену привлекает в Беларусь все больше иностранных граждан [24].

Разрабатывается технологическая и законодательная база для формирования электронного здравоохранения, в планах построение централизованной информационной системы как электронного ядра здравоохранения. Для достижения этой цели подготовлен план информатизации отрасли, который включает информатизацию каждого учреждения, в регионах определены источники финансирования [30]. В 2016 году была запущена республиканская система телемедицинского для предоставления онлайн-диагностики и консультирования. Сейчас такой вид консультаций используется в 251 организации здравоохранения, за первое полугодие 2019 года было проведено более 9000 консультаций (для сравнения, за весь 2018 год — 7909) [31]. Продолжается внедрение технологии «Электронный рецепт» - централизованной системы электронной выписки и отпуска лекарственных средств при лечении в амбулаторных и стационарных условиях; сегодня с ними работают 75 аптечных сетей с общей численностью 3126 аптек [32].

Как отмечалось выше, здоровье – одна из важнейших ценностей бело­русов, что является благоприятной почвой для развития и популяризации культуры здорового образа жизни. Спрос на «ЗОЖ» в информационном пространстве нашел отклик в огромном числе несвязного, часто неквалифицированного, недостаточно понятного контента, из-за чего сложно построить целостную картину о сущности здорового образа жизни. Для решения существующих в информационном пространстве проблем и популяризации ЗОЖ была разработана «Информационной стратегии по продвижению здорового образа жизни в Республике Беларусь». В ней были обозначены следующие проблемы: неправильная интерпретация термина «ЗОЖ»; популяризация вредных привычек; недостаток понятной и четкой информации об эффективных формах поведения, направленных на сохранение и поддержание здоровья; недостаточное информирование об различных факторах здоровья и их созависимости; недостаточное использование государством СМИ как основного инструмента воздействия на целевые группы; недостаточное использование современных направлений информационного воздействия и форм подачи информации о здоровье и ЗОЖ; несогласованность предлагаемой информации и проводимых компаний на тему ЗОЖ [33].  

Еще одной проблемой, требующей решения, является пассивное отношение значительной части белорусов к состоянию своего здоровья, перекла­дывание ответственности на внешние факторы. Исследования показывают, что «принцип ответственности за собственное здоровье» постепенно укореняется в повседневную жизнь людей, однако он еще не стал всеобщей нормой. В то же время высокие требования к существующей системе здравоохранения порождает неудовлетворенность в ней  белорусов. Информационно-аналитический центр при Админи­страции Президента Республики Беларусь отмечает, что вопрос о качестве работы медицинских учреждений является одним из наиболее волнующих для белорусов: 38 % опрошенных отметили его как наиболее значимый. Такой показатель неудовлетворенности в обществе связан, в том числе, со способом формирования ожиданий. В сознании пациентов существует образ всемогущей медицины, в котором образ врача часто искажается для интереса и восхищения зрителей (классический пример – известный сери­ал «Доктор Хаус»), активная демонстрация в СМИ результатов внедрения «высоких технологий» и их перспективы только дополняют эту картину. За скобкой остаются случаи, когда возможности современной медицины ограничены, и помочь пациенту невозможно, а также тот факт, что высокие технологии значительно менее доступны, а их использование требуют­ дополнительных условий. Кроме того, эффективность лечения во многом зависит от активного участия самого пациента, готовности следовать профессиональным рекомендациям врача. В законе не обозначены санкции, которые могут быть применены к пациенту за невыполнение своих обязанностей, потому ответственность пациента переходит исклю­чительно в сферу социальных взаимодействий и социальных представлений. В результате формируются завышенные ожидания пациентов, их неудовлетворенность и перекладывание ответственности за собственное здоровье на работу медицинских учреждений. Для мотивации населения к сохранению своего здоровья и перехода к ценностно-ориентированной системе здравоохранения планируется развить систему страхования медицинских расходов. Проблема преодоления медийной мифологизации возможностей современной медицины требует дальнейшей разработки [34].

Регулирование влияния немедицинских факторов

Для Беларуси вопрос планирования городского пространства также является актуальным: на 1 января 2020 года 77,6% населения проживало в городах. Республика приняла участие в проекте «Здоровые города» в 2012 год. Первым из городов Беларуси, принявших участие в данном проекте, стал г. Горки в Могилевской области (2013-2020 гг.).

На сегодняшний день в реализацию подхода «Здоровые города» вовлечены уже 40 населенных пунктов:

· Брестская область – г. Дрогичин, аг. Вистычи;

· Витебская область – г. Сенно, г. Поставы;

· Гомельская область – г. Наровля, г. Рогачев, г.п. Озаричи, г. Ветка;

· Гродненская область – г. Островец;

· Минская область – г. Заславль, г.Несвиж;

· Могилевская область – г. Горки, г. Бобруйск, г. Могилев, г. Кличев, г.п. Глуск, аг. Александрия и др.

В рамках реализации проекта в разных городах проводится комплекс мероприятий, включающий информирование жителей города о реализации проекта; мероприятия по повышению уровня знаний населения про основные факторы риска развития и профилактики неинфекционных заболеваний; проведение спортивных соревнований, привлечение населения к участию в массовых мероприятиях по формированию ЗОЖ, организация материального поощрения и стимулирования лиц, ведущих здоровый образ жизни; организация тематических выставок по вопросам морально-правого воспитания, формированию и профилактике ЗОЖ; организация лекций, семинаров и проектов на тему ЗОЖ в учреждениях образования, воспитания и на предприятиях; проведение массовых акций по профилактике социально-значимых заболеваний и др. [35] 

Многие подходы ЦУР нашли отражение в реализации проекта «Здоровые города»:

1) ЦУР 1 «Ликвидация нищеты», изменение за 2011-2017 г. (2017 г.):

· доля населения, проживающая в благоустроенном жилье – +6,7% (88,7%);

· благоустройство занимаемого домашними хозяйствами жилья:

а) центральное отопление – +4,3% (88,3%);

б) водопровод – +7,5% (93,7%);

в) канализация – +7,5% (91,9%);

г) горячее водоснабжение – +7,8% (86,1%).

2) ЦУР 6 «Чистая вода и санитария», изменение за 2010-2017 гг. (2017 г.):

· доля отведенных сточных вод, нормативно-очищенных на сооружениях очистки, в общем объеме очищенных сточных вод – + 0,2% (99,4%).

3) ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты», изменение за 2016-2019 гг. (2019 г.):

· доля населения, имеющая удобный доступ к общественному транспорту – - 2,4% (84,2%);

· доля населения, пользующаяся услугой удаления твердых коммунальных отходов на регулярной основе – +20,2% (95,5%) [14].

Город Горки уже получил аккредитацию в Европейской сети ВОЗ «Здоровые города», город Островец Гродненской области имеет все предпосылки, чтобы стать вторым, Могилевская область продвигается к созданию ассоциации «Здоровые города, поселки Могилевской области».

Как показывает анализ, практически во всех городах, принявших активное участие в реализации проекта, наблюдаются улучшение показателей здоровья населения: сокращается число случаев социально значимых заболеваний, рождаемость начинает превышать смертность, десятки тысяч детей и подростков вовлекаются в процесс профилактики наркомании, алкоголизма, курения, дорожно-транспортных происшествий, создается социальная среда, мотивирующая население к выбору здорового образа жизни [35].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Не возникает сомнений, что здоровье граждан, их физическое, духовное и социальное благополучие, является одним из главных богатств любого государства. Были выделены четыре фактора здоровья индивида: генетика, состояние окружающей среды, уровень медицинского обеспечения, условия и образом жизни, причем последний фактор является определяющим в состоянии здоровья индивида. Государству необходимо учитывать все эти факторы при формировании политики здравоохранения.

Основы для обеспечения здоровья белорусских граждан заложены в Конституции Республики Беларусь, по которой каждому гражданину гарантируется право на охрану здоровья, в том числе на бесплатное обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения, улучшение экологических условий, развитие физической культуры и спорта, обеспечение права на защиту и достойный уровень жизни, охрану труда и проч. Белорусская система здравоохранения является преимущественно государственной структурой, во главе планирования и регулирования которой стоит Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Структура и обеспечение медицинских учреждений определяется характером спроса на соответствующие услуги.

Здравоохранение является второй по величине составляющих в социально сферы по доле расходов в консолидированном бюджете Республики Беларусь. В рейтинге ВОЗ по расходам на здравоохранения относительно ВВП Беларусь занимает одно из лидирующих мест среди стран СНГ, в мировом рейтинге она заняла 105 место из 189. 

Здравоохранение является одним из ключевых механизмов регулирования демографической ситуации. Комплекс мер, принятых здравоохранением в 2006 -2010 годах, поспособствовал значительному улучшению демографической ситуации в Беларуси; и все же принятые программы были реализованы не в полной мере: в них не было уделено достаточно внимания главному элементу для профилактики и укрепления здоровья граждан – формированию культуры здоровья в обществе.

В составе заболеваемости и смертности Беларусь не отличается от других стран европейского региона: наибольшая доля смертей приходится на неинфекционные заболевания и внешние причины. Наиболее распространенными среди населения заболеваниями являются: болезни органов дыхания (ок. 50-56%); последствия воздействия внешних причин (ок. 9-10%); болезни кожи и подкожной клетчатки (ок. 5%); болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (ок. 5%); инфекционные и паразитические заболевания (ок. 5%); болезни мочеполовой системы (ок.4%); болезни системы кровообращения (ок. 3-4%); психические расстройства и болезни нервной системы (ок. 2-3%) и др. Около 90% смертности в стране приходится на шесть из них, в 2018 году структура смертности составляла: 1) болезни систем кровообращения – 56,7%; 2) новообразования – 15,7%; 3) внешние причины – 6,7%; 4) болезни нервной системы и психические расстройства – 6,6%; 5) болезни органов пищеварения – 3,1%; 6) болезни органов дыхания – 1,9%. Основными и наиболее распространенными факторами риска выступают: злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, курение, стресс и психосоциальные факторы.

Структура заболеваемости и смертности в Беларуси, а также положительный опыт передовых в области здравоохранения стран, послужили причиной изменения приоритетов белорусской модели здравоохранения с лечения болезней на их предотвращение. Для этого необходимо сформировать у людей мотивацию к поддержанию здорового образа жизни, снизить влияние факторов риска для здоровья, реформировать первичное звено медицинского обслуживания, обеспечение благоприятных для сохранения здоровья условий жизни. Первая «Концепция по формированию здорового образа жизни населения до 2020 года» была разработана в 2011 году. Данный подход нашел свое продолжение в ряде других программ. К 2019 году можно сказать, что проведенные в рамках данных программ мероприятия способствуют достижению целевых показателей.

Комплекс реализованных программ позволил добиться значительных положительных результатов: благодаря существующей разноуровневой системе оказания перинатальной помощи, снижению уровня заболеваемости и смертности от основных причин смертности, к 2015 году удалось добиться приближения показателей рождаемости и смертности. Все больше граждан меняют свой образ жизни, отказываясь от вредных привычек. По мере дальнейшей реализации данных программ, они начали терять свою эффективность. На это указывает отрицательная динамика распространенности факторов риска и заболеваемости, что все же не отразилось на динамике смертности.

Белорусская система здравоохранения продолжает в своем развитии учитывать опыт наиболее передовых стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.058 с.)