Ощущение. Восприятие. К теме 8. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение. Восприятие. К теме 8.



Вопросы:

1. Понятие «ощущения».

2. Виды ощущений, их классификация (А.Р. Лурия).

3. Характеристика основных видов ощущений.

4. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

5. Пороги чувствительности.

6. Адаптация и ее биологическое значение. Виды адаптации.

7. Явление сенсибилизации. Механизмы сенсибилизации.

8. Взаимодействие ощущений. Синестезия.

9. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

10. Нарушения ощущений.

11. Общее представление о восприятии.

12. Виды восприятия их классификация.

13. Восприятие человека человеком.  

14. Основные свойства восприятия.

15. Понятие апперцепции. 

16. Факторы управления восприятием учащихся.

17. Нарушение восприятия.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что называется ощущением?

2. Что является физиологической основой ощущений?

3. Какие классификации ощущений Вы знаете?

4. Что называется адаптацией? Приведите примеры адаптации.

5. Найдите примеры, которые проиллюстрировали бы явления сенсибилизации и синестезии.

6. Что называется восприятием?

7. Какие виды восприятия Вы знаете?

8. Приведите примеры осмысленности и обобщенности восприятия.

9. Приведите примеры предметности, константности и целостности восприятия.

10. В чем заключается структурность и избирательность восприятия?

11. Что такое апперцепция?

12. Что такое иллюзии восприятия?

Задача 1. На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синие, зеленые, серые), воспринимается человеком, на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях и т.п.) были специально подобраны краски.

Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?

Задача 2. При поражении зрения и слуха практическое значение приобретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые издалека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.

Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибрационное чувство? Какую роль в работе анализаторов оно выполняет?

Задача 3. Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом.

От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина?

Литература:

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. Москва: Смысл, 1998. 685 с.

Диянова, З. В. Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие для академического бакалавриата /З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 4-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 176 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. Москва: ЧеРо, 2002. 629 с.

Память. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие «память». Связь памяти с другими психическими процессами.

2. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

3. Виды памяти, критерии их выделения.

4. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.

5. Индивидуальные различия в процессах памяти.

6. Тренировка и развитие памяти.

7. Приемы рационального запоминания.

8. Приемы борьбы с забыванием.

9. Нарушения памяти.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение памяти.

2. Какие основные закономерности памяти человека?

3. Дайте характеристику основным видам памяти.

4. Чем оперативная память отличается от кратковременной?

5. От чего зависит продуктивность произвольного запоминания?

6. Какие основные условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания Вы знаете?

7. Почему краткие записи способствуют лучшему запоминанию материала?

8. Что такое «феномен Зейгарник»?

9. Как выглядит кривая забывания Г. Эббингауза?

10. Что нужно делать для того, чтобы предупредить забывание нужного материала?

11. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.

12. Что такое мнемотехники и какие их виды существуют?

Задание 1. Предложите психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала.

Задание 2. Вспомните и опишите ситуации из своего собственного опыта, как Вы забывали неприятные и травмирующие для себя события. Были ли использованы при этом какие-либо специальные приемы или это происходило стихийно?

Задание 3. Подготовьте психологические рекомендации на тему «Как забыть неприятные события».

Задание 4. Проанализируйте работу собственной памяти (виды, процессы, сильные и слабые стороны, возможные способы устранения затруднений). Разработайте программу совершенствования своей памяти.

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению познавательной сферы личности.

2. Исследование свойств и видов памяти.

Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти.

Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти.

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.

Диянова, З. В. Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие для академического бакалавриата /З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 4-е изд., испр, и доп. Москва: Юрайт, 2018. 176 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Психология памяти хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо, 2002. 816 с.

Черемошкина JI.В. Психология памяти /JI.В. Черемошкина. Москва: Академия, 2002. 367 с.

Мышление. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности.

2. Виды мышления

3. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

4. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

5. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности.

6. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека.

7. Расстройства мышления.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные характеристики мышления.

2. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных?

3. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

4. Охарактеризуйте основные виды мышления.

5. Чем отличается наглядно образное мышление от наглядно-действенного?

6. Какие формы мышления Вы знаете?

7. Дайте краткую характеристику мыслительным операциям.

Задание 1. Определите психологическое содержание заданных воздействий. На актуализацию каких мыслительных операции и видов мышления они направлены?

a) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

b) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

c) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

d) Задание учащимся – найти сходство между предложенными чертежами.

e) Задание начальника отдела кадров: распределить полученную документацию по основным разделам.

f) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

Задание 2. Опишите основные типы задач, которые приходится решать специалисту вашей будущей профессии. Определите, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы.     

Задание 3. Предложите небольшие учебные задания, которые позволяли бы актуализировать учащимся мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация абстрагирование, сравнение). На каждую операцию 1-2 задания.

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности.

2. Исследование особенностей мышления.

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления.

Методика 2. Исследование аналитичности мышления.

Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции.

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Киреева З. Психология познавательных процессов: учеб. пособие /З. Киреева. Москва: Инфра-М, 2017. 137 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие /
О.К. Тихомиров. Москва: Академия, 2005. 288 с.

Воображение. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие «воображение».

2. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное).

3. Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация.

4. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения.

5. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в профессиональной деятельности.

6. Расстройства воображения.

Вопросы для самоконтроля

1. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.

2. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?

3. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов.

4. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?

5. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности.

6. В чем заключается связь сновидений с реальностью?

7. Охарактеризуйте и проанализируйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.

Задание 1. Представьте себе свою будущую деятельность и укажите, какие требования она представляет к воображению.

Задание 2. Напишите конкретные жизненные ситуации, учебные задания или психологические воздействия, позволяющие актуализировать различные виды воображения.

Литература:

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение /А.В. Брушлинский. Москва; Воронеж: МОДЭК, 1996. 390 с.

Диянова, З. В. Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие для академического бакалавриата /З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 4-е изд., испр, и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 176 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 434 с.

Киреева З. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / З. Киреева. Москва: Инфра-М, 2017. 137 с.

Познавательные психические процессы /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Внимание. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие «внимание».

2. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов.

3. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

4. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание.

5. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания.

6. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания.

7. Свойства внимания: объем внимания.

8. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя).

9. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.

10. Развитие внимания в онтогенезе.

11. Активизация внимания на учебных занятиях.

12. Методы исследования внимания.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте характеристику внимания как психического процесса.

2. Расскажите о физиологических механизмах внимания.

3. Каковы функции внимания?

4. Какие виды внимания Вы знаете?

5. Раскройте содержание каждого свойства внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих свойств.

6. Возможна ли разумная деятельность без внимания. Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях?

7. Каковы путь привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, закреплении пройденного)?

8. Какую роль играет внимание в повседневной жизни, в учебной и профессиональной деятельности?

9. Каковы закономерности развития внимания?

Задание 1. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы. Сравните свою схему (таблицу) с таблицей, помещенной в атласе, выявите сходства и различия. (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Москва: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.).

Задание 2. Разработайте психологические воздействия или ситуации, позволяющие актуализировать свойства внимания (устойчивость, концентрацию, распределение, переключение).

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению познавательных процессов личности.

2. Исследование свойств внимания.

Методика 1. Исследование объема внимания.

Методика 2. Исследование избирательности внимания.

Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания.

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно/ Ю.З. Гильбух. Минск: Вышэйш шк., 1995. 141 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Дормашев Ю.Б., Психология внимания /Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.Москва: Флинта, 2007. 371 с.

Киреева З. Психология познавательных процессов: учеб. пособие /З. Киреева. Москва: Инфра-М, 2017. 137 с.

Общая психология в 7 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. Москва: Академия, 2010. – Т.4: Внимание / М. В. Фаликман. Москва: Академия, 2007. 352 с

Познавательные процессы и способности в обучении. /под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Просвещение, 1990. 141 с.

Психология внимания: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 858 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.083 с.)