Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирического психологического исследования. К теме 2.
Вопросы: 1. Понятия «методология», «метод», «методика». 2. Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. 3. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. 4. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). 5. Психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). 6. Метод тестов и границы его применения. 7. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Вопросы для самоконтроля. 1. Какова логика проведения психологического исследования? 2. В чем особенность системы классификации методов психологического исследования, предложенной Борисом Герасимовичем Ананьевым? 3. В чем специфические особенности организационных методов? 4. Дайте определение наблюдения и перечислите его разновидности. 5. Перечислите особенности экспериментального метода. 6. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? 7. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 8. В чем особенность теста как психологического метода исследования? 9. Имеете ли Вы опыт работы с психологом в качестве клиента? Если да, то какой метод практической психологии в работе с Вами использовался? Как бы Вы оценили эффективность тех методов практической психологии, которые вам знакомы? Задание. Какие методы психологии применены в следующих примерах? 1. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля деятельности старшеклассников. 2. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра – «Танец кукол». Все идет хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но ее движения неуверенные, чувствуется скованность.
3. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов. 4. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог. 5. Этот метод широко используется в исторической психологии для изучения внутреннего мира людей, живших в давно прошедшие времена, недоступные для непосредственного наблюдения. Например, по большинству художественных и литературных произведений в определенной степени можно судить о психологии их авторов – это обстоятельство давно и с успехом используют литературы– и искусствоведы, пытающиеся «через» произведение лучше понять психологию автора, и наоборот, познав психологию автора, глубже проникнуть в содержание и смысл его произведений. Литература: Волков Б.С., Методы исследований в психологии: учеб-практ. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Москва: Пед. о-во России, 2002. 208 с. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности /Л.А. Регуш. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 176 с.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.005 с.) |