Компоненты процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты процесса обучения



Обучающая TEACCH-программа с аутистами и учащимися с прочими психоэмоциональными потребностями подразумевает максимальную доходчивость и наглядность всего процесса учебы. Поэтому обучение по методике ТИЧ разработано на основании двух главных компонентов – системы презентации задания и визуальной структуры.

Система презентации задания (СПЗ) – это способ систематизированной подачи задач и учебных материалов таким образом, чтобы ребенок обучался работать без посторонней помощи. Различные СПЗ могут быть применены по отношению к задачам любых типов (школьные уроки, повседневные бытовые навыки, развлечения). Но, вне зависимости от характера задач, СПЗ должна давать четкие ответы на такие вопросы:

. что именно я должен сделать, в чем состоит задача? Например, сортировка игрушек по размеру или цветам, решение арифметических примеров, чистка зубов, приготовление бутерброда и т. д.;

. какой объем работы, которую нужно выполнить? Следует дать учащемуся четкое визуальное представление об объеме задачи. Например, если нужно вырезать пять картинок из пяти листов бумаги, то нужно дать ученику именно пять листов с картинкой (а не целую стопку, в надежде, что он сам отсчитает необходимые пять). Увидев пачку листов, аутичный ребенок может встревожиться из-за непонимания, сколько конкретно картинок он должен вырезать – ведь при аутизме в первую очередь обрабатывается зрительная информация;

. когда я закончу выполнение этого задания? Учащийся должен самостоятельно осознать, что работа выполнена. Иногда это понятно из самой задачи, а в некоторых случаях можно применить таймер или цветовой сигнал (например, на странице с арифметическими примерами провести красную черту, указывающую на окончание сегодняшней работы).

. что будет дальше? Учащийся должен быть мотивирован успешно завершить текущую задачу. Мотивация эффективно вызывается подкреплением, особенно материальным – например, переходом к любимому виду деятельности или каким-либо поощрением, которые нравятся ребенку. Иногда мотивация может быть основана на том, что ученику просто хочется закончить занятие.

Визуальная структура заданий базируется на визуальных опорных сигналах, позволяющих ученику приступать к заданию без каких-либо подсказок со стороны педагога. Такой подход создает благоприятные условия для самостоятельной работы ребенка.

Аутичные учащиеся иногда испытывают определенные проблемы при обработке информации самоочевидной для нейротипичных людей. Поэтому для продуктивного сосредоточения ученика на задании в основные виды повседневных и учебных задач должны быть включены такие элементы:

. визуальная инструкция (ВИ) – наглядные руководства, помогающие учащемуся предпринять в определенной последовательности шаги, необходимые для выполнения задания. Виды ВИ многообразны: рисунки, письменные расписания, образцы завершенных аналогичных задач и т. д.;

. визуальная организация (ВО) – уже упоминавшаяся минимизация отвлекающих факторов при организации пространства. В рамках ВО можно использовать отдельные коробки для каждого типа учебных пособий, цветные коврики и ленты для разграничения зон, предназначенных для разных видов деятельности и т. д. Четкое зонирование может быть применено и как часть некоторых заданий – например, цветной клейкой лентой можно «очертить» участок пола, который учащийся должен подмести;

. визуальная четкость (ВЧ) – подчеркивание наиболее важной информации. Основные понятия в процессе обучения, фрагменты инструкций, ключевые учебные материалы должны бросаться в глаза, подсказывая учащемуся, на каких элементах необходимо сконцентрировать внимание. Эти элементы можно выделять разными цветами, изображениями, буквами, цифрами. Самый базовый уровень ВЧ предполагает наличие на рабочем месте учащегося только те материалы, которые понадобятся ему при выполнении конкретной работы. Для визуальной четкости ориентирования в пространстве можно использовать цветовые сигналы – например, каждый учащийся получает «свой» цвет, которым отмечено его рабочее место, личный шкаф, кровать и т. д.

Структурированное обучение по системе ТИЧ приносит наиболее ощутимые результаты, когда компонуется с другими видами коррекции – в первую очередь, с АВА-терапией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.004 с.)