Структурированное пространство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурированное пространство



Этим термином обозначается разделение физической, учебной, игровой и релаксационной сред на отдельные зоны-структуры с определенным расположением мебели и обучающих материалов. Структурированный подход TEACCH к организации пространства обеспечивает:

· комфорт пребывания учащихся с РАС и прочими особенностями в учебных помещениях;

· понимание учащимися предназначения и четко видимых границ каждой отдельной зоны;

· сведение к минимуму различных отвлекающих факторов (каждый сектор предназначен для определенного времяпровождения, и в нем находятся только необходимые для этого предметы).

Структурирование пространства применяется во всех помещениях (класс, спальня, спортзал, раздевалка, игровая площадка и т. д.). Выделяются специальные места для получения заданий, одиночных и групповых работ, взаимодействия педагога с учащимся один на один, игр. Также рекомендуется организовать отдельную «зону покоя» для случаев психоэмоциональных срывов или истерик у кого-либо из учащихся.

Общие показатели эффективной организации структурированного пространства таковы:

· помещения разделены на секторы, каждый их которых предназначен для определенного вида деятельности;

· пространственные зоны наглядно разграничены и обозначены предметами мебели, разграничивающими перегородками, стрелками, изображениями, разноцветной липкой лентой для пола, ковриками и другими понятными детям «визуальными подсказками»;

· пространство постоянно, т. е. в нем длительное время не происходит никаких визуальных изменений. В случае же необходимости внесения изменений, об этом нужно проинформировать учащихся в доступной для них форме;

· зона отдыха и все игрушки в ней всегда находятся в открытом доступе;

· рабочие зоны организованы рационально и удобно для учащихся;

· учебные материалы, пособия и предметы расположены на рабочих местах упорядочено и аккуратно.

Такая технология пространственной организации помогает детям понять:

· где находятся начало и конец каждой зоны;

· что происходит в конкретном секторе, для чего он предназначен;

· как можно легко попасть в тот или иной сектор.

Все это существенно облегчает восприятие пространства детей с аутизмом, поскольку они, в отличие от нейротипичных детей, не всегда способны сегментировать пространство на интуитивном уровне. По этой причине им бывает трудно сориентироваться в «одноликом» помещении, что провоцирует психологический дискомфорт, тревогу, раздражение, агрессию и другие симптомы деструктивного поведения.

ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ

Визуальным расписанием (ВР) называется невербальный способ наглядно «рассказать» ребенку о событиях, которые должны произойти, с четким описанием порядка этих событий. Обучающая программа TEACCH для детей-аутистов использует визуальные расписания для следующих целей:

· рациональная организация времени учащихся;

· помощь в преодолении сложностей, связанных с трудностями запоминания последовательностей;

· помощь в понимании требований педагога;

· снижение уровня тревожности и, как следствие, частоты поведенческих проблем. Это достигается благодаря высокой предсказуемости всего происходящего, ведь тревогу и психологический дискомфорт у аутистов часто вызывают именно незапланированные ситуации.

ВР создает понятный контекст для любой ситуации, ненавязчиво подсказывая ребенку, что должно происходить в данный момент, а что после. Такой подход помогает ученику спокойно сконцентрировать внимание на текущем задании, а затем самостоятельно перейти к следующему, направившись в другую зону.

Визуальные расписания могут создаваться в различных форматах, а выбор подходящего формата зависит от того, сколько лет учащемуся, каковы имеющиеся у него проявления РАС и полезные навыки, чему необходимо его научить и т. д. Широко распространены следующие виды визуальных расписаний:

· предметное, основанное на закреплении смысловой цепочки «предмет – действие». Самое подходящее ВР для учащихся, еще не умеющих или не желающих говорить, и не поддерживающих вербальный контакт. Расписание составляется из ряда предметов, ассоциирующихся с выполнением каких-либо определенных действий: «белая тарелка – завтрак», «карандаш – рисование», «красный мяч – игры на улице», «синяя машинка – игры дома», «белая майка – визит врача», «голубая тарелка – обед» и т. д.;

· ВР из фотографий или графических изображений с необходимыми действиями. Ребенку последовательно даются распечатанные картинки и он выполняет содержащиеся на них «визуальные указания». Изображения также можно разместить в виде цепочки, переворачивая их по мере выполнения или помещая в конверт;

· написанное ВР. Подходит для учащихся, умеющих читать, или находящихся в процессе обучения чтению (в этом случае надписи комбинируются с картинками). Каждый пункт в таком ВР должен быть кратким и понятным: «Урок», «Игры», «Обед», «Прогулка», «Магазин» и т. д. Необходимый порядок действий может быть оформлен в виде списка, из которого задачи вычеркиваются по мере их выполнения либо стираются с доски, а также в виде отдельных карточек.

Любое из перечисленных расписаний должно быть четко оформлено в какой-либо определенной модификации: слева направо, сверху вниз, карточками в файлах, подшитых в папку для перелистывания или сложенных в стопку и перекладываемых в специальную коробку по мере выполнения действий и т. д.

Визуализированные расписания можно использовать везде (класс, спортзал, спальня и др.). Применение ВР является для аутиста чрезвычайно важным навыком, ведь оно помогает ему не зависеть от других людей, самостоятельно выполняя последовательность различных необходимых действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.007 с.)