Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парааутистические нарушения.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Парааутистические нарушения. Парааутизм – это психогенная форма аутизма, возникающая у детей на основе психической депривации в ранние периоды онтогенеза. Проявляется нарушением коммуникативных функций – обеднением либо полным отказом от общения, замкнутостью, уходом в себя. Имеет место задержка умственного и речевого развития, эмоциональная незрелость в виде аффективных вспышек. Формируется дефицитарность личностной сферы – недоразвитость социальных функций, слабая волевая активность. Основные методы диагностики – клиническая беседа, наблюдение, опрос родителей или воспитателей. Лечение включает психокоррекционные занятия, фармакотерапию транквилизаторами, седативными препаратами. Общие сведения Аутизм – расстройство развития, характеризующееся нарушением социальных связей и коммуникативной сферы, аномальным поведением со стереотипиями. Приставка «пара-» указывает на клиническую схожесть парааутизма с истинным аутизмом. При этом существует разница в этиопатогенетических механизмах двух заболеваний. Международная классификация болезней МКБ-10 не имеет диагноза, полностью соответствующего проявлениям психогенного парааутизма, симптоматика наиболее полно описывается в рубрике «Реактивное расстройство привязанности в детском возрасте». Пик диагностики приходится на возраст до 5 лет, распространенность примерно одинакова среди мальчиков и девочек. Причины парааутизма Парааутические расстройства возникают в результате воздействия факторов ближайшей микросоциальной среды. Ведущим и наиболее исследованным из них является психическая депривация – лишение ребенка стимуляции, необходимой для социального развития. На этом основании выделяют пять причин развития парааутизма: · Нарушение взаимоотношений «мать-дитя». Расстройство обусловлено недостатком эмоциональной близости между ребенком и мамой. Данная причина характерна для неблагополучных семей, в которых матери страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. · Истинное сиротство. В ситуации выраженной социальной депривации оказываются сироты, брошенные дети, беспризорники. В госпиталях, домах малютки и приютах воспитанники зачастую не получают достаточного общения.
· Сенсорная депривация. Нехватка общения бывает основана на органических патологиях с нарушениями работы анализаторных систем. К этой категории относится слепота, глухота, гипокинезия при ДЦП. · Когнитивная депривация. Причиной парааутизма может выступать продолжительный «информационный голод». Расстройство развивается у малышей и детей постарше, находящихся в насильственной изоляции (удерживание родителями в подвалах, закрытых комнатах), а также воспитанных животными в условиях дикой природы (синдром Маугли). · Длительная ситуация угрозы. Замкнутость ребенка возникает как реакция психологической защиты при перманентном воздействии опасных для жизни факторов. Примеры таких ситуаций: регулярное физическое насилие в семье, проживание в эпицентре военного конфликта. Патогенез Ведущая роль в онтогенезе психики принадлежит процессу формирования и проявления социальных потребностей, превалирующих над потребностями в пище и тепле. При этом удовлетворение физиологических нужд снимает отрицательные эмоции, служит почвой для положительного опыта общения. В основе базовой социальной активности лежит ориентировочный инстинкт, трансформирующийся в потребность свободы, познавательную активность и чувственный голод – функции, представляющие фундамент для инициирования общения. Проблемы первичной социализации, основанные на депривации, провоцируют деформацию психического развития с доминированием искажений сферы общения. При парааутизме существуют определенные точки приложения повреждающего фактора (депривационные воздействия) на подкорковые структуры и третичные зоны коры головного мозга. Из-за блокады сенсорных фильтров и наличия чувствительной гиперпатии аутистические поведенческие симптомы развиваются по механизму защиты. Как результат обеднения стимуляции средовыми раздражителями отстают в развитии фронтальная и теменная области. На уровне биохимических процессов определяется избыточная активность серотонина, недостаточность окситоцина. Симптомы парааутизма Признаки дизонтогенеза при парааутическом расстройстве у младенцев представлены обеднением эмоциональных ответов на речь взрослого, вид незнакомых людей, новую обстановку, яркие игрушки. Годовалые малыши неактивны и безучастны к попыткам общения. У них не формируется ориентировочный рефлекс при оклике, назывании имени. Не проявляется интерес к играм, слушанию песен, сказок, колыбельных, рассматриванию сюжетных картинок. Отсутствует любопытство и страх при смене окружающих людей, нахождении в шумном помещении. Дети одинаково равнодушно относятся к живым и неживым объектам: не радуются игре с домашними питомцами, не улыбаются при виде вкусной еды. Повторная чувственная стимуляция провоцирует бедный ориентировочный ответ – глазное слежение, реже возникают речевые или двигательные реакции.
В раннем детстве сохраняется задержка мимических, жестикуляторных, звуковых и общих моторных реакций. Характерно равнодушное выражение лица, «тусклость» взгляда, однообразие и вялость поз. Дети предпочитают оставаться в одиночестве. Их игры однообразны, состоят из манипулятивных действий: малыши много раз подряд собирают и разбирают пирамидку, складывают карандаши в коробку и вновь достают их, катают машинку по прямой линии вперед и назад, без определенного маршрута. Нет речевых комментариев и звукоподражания. Побудительные игровые мотивы быстро иссякают, отсутствует стремление играть с другими детьми. Периодически наблюдаются регрессивные двигательные комплексы: сосание пальцев, раскачивание туловища, стучание кубиком об пол или поверхность мебели. В периоды бездействия дети становятся отрешенными, застывают неподвижно с «пустым», рассеянным взглядом. Реже наблюдается бесцельная моторная активность – бег по кругу, прыжки. В динамике развития детей симптомы парааутистического расстройства постепенно изменяются. У дошкольников позже возникает речь и сюжетно-ролевая игра, но в целом способности к общению расширяются. В 6-8 лет на первый план выходят личностные деформации такие как аффективная незрелость (инфантильность) и переживание своей ущербности. Имеются трудности установления дружеских контактов со сверстниками и уважительных отношений со взрослыми. Остаются недоразвитыми социальные эмоции – дети неспособны проявлять сочувствие, соучастие, сопереживание. Проявления ЗПР постепенно редуцируются, достигая пограничного уровня. Осложнения При длительном течении и отсутствии медико-психологической помощи парааутизм провоцирует развитие широкого круга невротических симптомов, преимущественно соматизированных. С гораздо большей частотой, чем в общей популяции, возникают простудные заболевания с осложнениями, диатезы, нейродермиты, экземы, энурезы, ночные кошмары. Дети склонны к депрессивным расстройствам, часто находятся в подавленном настроении, плаксивы. Депрессии носят преимущественно астенический и адинамический характер, являются дополнительным провоцирующим фактором для дефицитарного искаженного эмоционально-личностного развития. Формируется стойкое преобладание и постепенное утяжеление дефицитарности волевых, эмоциональных и когнитивных функций. Диагностика Основными методами обследования детей с подозрением на парааутизм являются наблюдение и беседа. Диагностика проводится врачом-психиатром. Он оценивает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, выявляет наличие стереотипий, аффективной отстраненности, отсутствие или слабость ориентировочной деятельности. Во время беседы специалист отмечает его заинтересованность общением, способность отвечать на вопросы, удерживать визуальный контакт. Дополнительные данные о симптомах расстройства психиатр получает в ходе опроса родителей либо медицинских и социальных работников, воспитывающих малыша. Дифференциальная диагностика включает различение парааутизма со следующими заболеваниями:
· Ранний детский аутизм. При парааутистических состояниях глубина аутистического дефекта менее значительна, чем при РДА, сохранена способность к установлению контакта при помощи тактильной стимуляции. Негативизм проявляется ситуационно, у некоторых детей практически отсутствует. Четко выделяются два периода развития расстройства: до 6 лет преобладает отставание в социальном и эмоциональном развитии, после этого возраста формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью. · Эндогенный аутизм. В отличие от аутистических проявлений при шизофрении парааутизм не сопровождается симптомами продуктивного психоза – нет бреда и галлюцинаций. Отсутствует своеобразность мышления, качественные изменения его операциональной стороны. · Умственная отсталость. Психолог дополнительно проводит исследование когнитивной сферы. При психогенном парааутизме в большей степени нарушается эмоционально-поведенческая сфера, а память, интеллект, речевые навыки, комбинаторика относительно нормально развиты. Даже при наличии симптомов ЗПР сохранена обучаемость – дети способны перенимать опыт, адаптировать его под меняющуюся ситуацию. Отличительная черта речи – направленность внутрь, а не на взаимодействие с собеседником. · Органические поражения ЦНС. Возможна коморбидность парааутизма и органических неврологических заболеваний. В таких случаях отдельные симптомы дизонтогенеза нивелируются, определяется торпидность личностной структуры, признаки задержки умственного развития более тотальны, нередки дисфорические расстройства настроения, неврологическая симптоматика. Лечение парааутизма Основные направления помощи больным детям – психокоррекционная работа и медикаментозное лечение. Развивающие занятия проводят клинические психологи и дефектологи. Ключевой принцип организации коррекционного воздействия заключается в максимальном насыщении среды активизирующими факторами, воздействующими на сенсорный, когнитивный и эмоциональный компонент психики ребенка. Для вовлечения маленького пациента во взаимодействие используются разноцветные игрушки, которые трансформируются, воспроизводят звук, вибрации, свет и требуют совместного использования со взрослым.
Специалисты работают через тактильный канал коммуникации (наиболее развитый): усиливают познавательную активность с помощью массажа, разнообразного по текстуре стимульного материала. При выраженных эмоциональных нарушениях детский психиатр назначает прием седативных средств, транквилизаторов, антидепрессантов; при неустойчивости поведения используются небольшие дозы нейролептиков. Прогноз и профилактика Парааутизм относится к функциональным обратимым расстройствам развития, поэтому при правильно проводимой психокоррекции его прогноз благоприятный. Если условия воспитания нормализованы до 3-х летнего возраста, то симптомы редуцируются полностью. В более позднем возрасте требуется больше времени и усилий специалистов. Патологические проявления сглаживаются, позволяя ребенку адаптироваться в обществе, но отдельные искажения личности могут сохраняться на протяжении всей жизни. Профилактика парааутизма – создание активной развивающей среды и обеспечение полноценного эмоционального общения с малышом. Одной из таких мер является введение в детских домах практики гостевого режима, при котором одни и те же люди регулярно проводят с ребенком время на выходных – играют, гуляют, посещают культурные и спортивные мероприятия. ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ Визуальным расписанием (ВР) называется невербальный способ наглядно «рассказать» ребенку о событиях, которые должны произойти, с четким описанием порядка этих событий. Обучающая программа TEACCH для детей-аутистов использует визуальные расписания для следующих целей: · рациональная организация времени учащихся; · помощь в преодолении сложностей, связанных с трудностями запоминания последовательностей; · помощь в понимании требований педагога; · снижение уровня тревожности и, как следствие, частоты поведенческих проблем. Это достигается благодаря высокой предсказуемости всего происходящего, ведь тревогу и психологический дискомфорт у аутистов часто вызывают именно незапланированные ситуации. ВР создает понятный контекст для любой ситуации, ненавязчиво подсказывая ребенку, что должно происходить в данный момент, а что после. Такой подход помогает ученику спокойно сконцентрировать внимание на текущем задании, а затем самостоятельно перейти к следующему, направившись в другую зону. Визуальные расписания могут создаваться в различных форматах, а выбор подходящего формата зависит от того, сколько лет учащемуся, каковы имеющиеся у него проявления РАС и полезные навыки, чему необходимо его научить и т. д. Широко распространены следующие виды визуальных расписаний:
· предметное, основанное на закреплении смысловой цепочки «предмет – действие». Самое подходящее ВР для учащихся, еще не умеющих или не желающих говорить, и не поддерживающих вербальный контакт. Расписание составляется из ряда предметов, ассоциирующихся с выполнением каких-либо определенных действий: «белая тарелка – завтрак», «карандаш – рисование», «красный мяч – игры на улице», «синяя машинка – игры дома», «белая майка – визит врача», «голубая тарелка – обед» и т. д.; · ВР из фотографий или графических изображений с необходимыми действиями. Ребенку последовательно даются распечатанные картинки и он выполняет содержащиеся на них «визуальные указания». Изображения также можно разместить в виде цепочки, переворачивая их по мере выполнения или помещая в конверт; · написанное ВР. Подходит для учащихся, умеющих читать, или находящихся в процессе обучения чтению (в этом случае надписи комбинируются с картинками). Каждый пункт в таком ВР должен быть кратким и понятным: «Урок», «Игры», «Обед», «Прогулка», «Магазин» и т. д. Необходимый порядок действий может быть оформлен в виде списка, из которого задачи вычеркиваются по мере их выполнения либо стираются с доски, а также в виде отдельных карточек. Любое из перечисленных расписаний должно быть четко оформлено в какой-либо определенной модификации: слева направо, сверху вниз, карточками в файлах, подшитых в папку для перелистывания или сложенных в стопку и перекладываемых в специальную коробку по мере выполнения действий и т. д. Визуализированные расписания можно использовать везде (класс, спортзал, спальня и др.). Применение ВР является для аутиста чрезвычайно важным навыком, ведь оно помогает ему не зависеть от других людей, самостоятельно выполняя последовательность различных необходимых действий. TEACCH-МЕТОДИКА Методика TEACCH разработана для достижения таких целей, как: . развитие максимальной самостоятельности. Разработка индивидуальных программ занятий проводится с акцентом на независимую деятельность учащегося (для этого и используется система визуальных «подсказок»), а сами задачи подбираются с учетом уровня развития ребенка; . помощь в налаживании эффективного контакта с другими людьми. Большое внимание в программах TEACCH уделяется развитию коммуникативных навыков (общение, игры) социально приемлемого уровня. Учащиеся контактируют не только непосредственно с педагогом, но и между собой, для чего разработаны специальные групповые задания; . развитие интеллекта, школьных навыков и индивидуальных талантов ребенка. В рамках TEACCH-программы существуют задания для отработки умения читать, писать, считать, ориентироваться во времени и пространстве и т. д.; . стимулирование навыков, наиболее часто используемых в повседневной жизни (дом, детский сад, школа). Крайне важно, чтобы новые умения использовались учащимся не только во время TEACCH-занятий, но и во всех остальных ситуациях. Для достижения этой цели очень важно участие в процессе родителей, которые должны отрабатывать с ребенком приобретенные им новые навыки; . развитие у ребенка понимания собственной личности, «чувства себя». Методика TEACCH включает в себя задания, направленные на стимулирование эмоциональных способностей учащегося. Такие задания помогают детям не только лучше понимать себя, свои ощущения и желания, но и осознавать, что их желания не всегда совпадают с желаниями других. ЗАДАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ TEACCH Все задания в рамках методики TEACCH предполагают корректирующее влияние в девяти функциональных сферах: крупной и мелкой моторике учащихся, координировании работы рук и глаз, имитации, сенсорике (восприятии), способности к познанию, речевых навыках, социальном взаимодействии и самообслуживании. УПРАЖНЕНИЯ Выбор упражнений зависит от необходимости разработки той или иной функциональной сферы либо нескольких сфер, например: · имитация: подражание различным звукам, а также действиям, с помощью которых они вызваны и т. д.; · восприятие: поиск спрятанных игрушек или лакомств под небольшим платком или перевернутой чашкой, слежение взглядом за движением предметов, реагирование на звон колокольчика и т. д.; · познавательная деятельность: реагирование на свое имя, указание на определенные предметы по просьбе педагога, приход и уход по просьбе, систематизация предметов, подбор предметов, соответствующих их изображениям и т. д. Каждые полгода проводится диагностика, фиксирующая результаты проведенной работы. Уровень усвоения программы оценивается количественным и качественным анализом (анализируется посещаемость, успехи в выполнении заданий, сравниваются изначальные и текущие навыки и т. д.). Парааутистические нарушения. Парааутизм – это психогенная форма аутизма, возникающая у детей на основе психической депривации в ранние периоды онтогенеза. Проявляется нарушением коммуникативных функций – обеднением либо полным отказом от общения, замкнутостью, уходом в себя. Имеет место задержка умственного и речевого развития, эмоциональная незрелость в виде аффективных вспышек. Формируется дефицитарность личностной сферы – недоразвитость социальных функций, слабая волевая активность. Основные методы диагностики – клиническая беседа, наблюдение, опрос родителей или воспитателей. Лечение включает психокоррекционные занятия, фармакотерапию транквилизаторами, седативными препаратами. Общие сведения Аутизм – расстройство развития, характеризующееся нарушением социальных связей и коммуникативной сферы, аномальным поведением со стереотипиями. Приставка «пара-» указывает на клиническую схожесть парааутизма с истинным аутизмом. При этом существует разница в этиопатогенетических механизмах двух заболеваний. Международная классификация болезней МКБ-10 не имеет диагноза, полностью соответствующего проявлениям психогенного парааутизма, симптоматика наиболее полно описывается в рубрике «Реактивное расстройство привязанности в детском возрасте». Пик диагностики приходится на возраст до 5 лет, распространенность примерно одинакова среди мальчиков и девочек. Причины парааутизма Парааутические расстройства возникают в результате воздействия факторов ближайшей микросоциальной среды. Ведущим и наиболее исследованным из них является психическая депривация – лишение ребенка стимуляции, необходимой для социального развития. На этом основании выделяют пять причин развития парааутизма: · Нарушение взаимоотношений «мать-дитя». Расстройство обусловлено недостатком эмоциональной близости между ребенком и мамой. Данная причина характерна для неблагополучных семей, в которых матери страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. · Истинное сиротство. В ситуации выраженной социальной депривации оказываются сироты, брошенные дети, беспризорники. В госпиталях, домах малютки и приютах воспитанники зачастую не получают достаточного общения. · Сенсорная депривация. Нехватка общения бывает основана на органических патологиях с нарушениями работы анализаторных систем. К этой категории относится слепота, глухота, гипокинезия при ДЦП. · Когнитивная депривация. Причиной парааутизма может выступать продолжительный «информационный голод». Расстройство развивается у малышей и детей постарше, находящихся в насильственной изоляции (удерживание родителями в подвалах, закрытых комнатах), а также воспитанных животными в условиях дикой природы (синдром Маугли). · Длительная ситуация угрозы. Замкнутость ребенка возникает как реакция психологической защиты при перманентном воздействии опасных для жизни факторов. Примеры таких ситуаций: регулярное физическое насилие в семье, проживание в эпицентре военного конфликта. Патогенез Ведущая роль в онтогенезе психики принадлежит процессу формирования и проявления социальных потребностей, превалирующих над потребностями в пище и тепле. При этом удовлетворение физиологических нужд снимает отрицательные эмоции, служит почвой для положительного опыта общения. В основе базовой социальной активности лежит ориентировочный инстинкт, трансформирующийся в потребность свободы, познавательную активность и чувственный голод – функции, представляющие фундамент для инициирования общения. Проблемы первичной социализации, основанные на депривации, провоцируют деформацию психического развития с доминированием искажений сферы общения. При парааутизме существуют определенные точки приложения повреждающего фактора (депривационные воздействия) на подкорковые структуры и третичные зоны коры головного мозга. Из-за блокады сенсорных фильтров и наличия чувствительной гиперпатии аутистические поведенческие симптомы развиваются по механизму защиты. Как результат обеднения стимуляции средовыми раздражителями отстают в развитии фронтальная и теменная области. На уровне биохимических процессов определяется избыточная активность серотонина, недостаточность окситоцина. Симптомы парааутизма Признаки дизонтогенеза при парааутическом расстройстве у младенцев представлены обеднением эмоциональных ответов на речь взрослого, вид незнакомых людей, новую обстановку, яркие игрушки. Годовалые малыши неактивны и безучастны к попыткам общения. У них не формируется ориентировочный рефлекс при оклике, назывании имени. Не проявляется интерес к играм, слушанию песен, сказок, колыбельных, рассматриванию сюжетных картинок. Отсутствует любопытство и страх при смене окружающих людей, нахождении в шумном помещении. Дети одинаково равнодушно относятся к живым и неживым объектам: не радуются игре с домашними питомцами, не улыбаются при виде вкусной еды. Повторная чувственная стимуляция провоцирует бедный ориентировочный ответ – глазное слежение, реже возникают речевые или двигательные реакции. В раннем детстве сохраняется задержка мимических, жестикуляторных, звуковых и общих моторных реакций. Характерно равнодушное выражение лица, «тусклость» взгляда, однообразие и вялость поз. Дети предпочитают оставаться в одиночестве. Их игры однообразны, состоят из манипулятивных действий: малыши много раз подряд собирают и разбирают пирамидку, складывают карандаши в коробку и вновь достают их, катают машинку по прямой линии вперед и назад, без определенного маршрута. Нет речевых комментариев и звукоподражания. Побудительные игровые мотивы быстро иссякают, отсутствует стремление играть с другими детьми. Периодически наблюдаются регрессивные двигательные комплексы: сосание пальцев, раскачивание туловища, стучание кубиком об пол или поверхность мебели. В периоды бездействия дети становятся отрешенными, застывают неподвижно с «пустым», рассеянным взглядом. Реже наблюдается бесцельная моторная активность – бег по кругу, прыжки. В динамике развития детей симптомы парааутистического расстройства постепенно изменяются. У дошкольников позже возникает речь и сюжетно-ролевая игра, но в целом способности к общению расширяются. В 6-8 лет на первый план выходят личностные деформации такие как аффективная незрелость (инфантильность) и переживание своей ущербности. Имеются трудности установления дружеских контактов со сверстниками и уважительных отношений со взрослыми. Остаются недоразвитыми социальные эмоции – дети неспособны проявлять сочувствие, соучастие, сопереживание. Проявления ЗПР постепенно редуцируются, достигая пограничного уровня. Осложнения При длительном течении и отсутствии медико-психологической помощи парааутизм провоцирует развитие широкого круга невротических симптомов, преимущественно соматизированных. С гораздо большей частотой, чем в общей популяции, возникают простудные заболевания с осложнениями, диатезы, нейродермиты, экземы, энурезы, ночные кошмары. Дети склонны к депрессивным расстройствам, часто находятся в подавленном настроении, плаксивы. Депрессии носят преимущественно астенический и адинамический характер, являются дополнительным провоцирующим фактором для дефицитарного искаженного эмоционально-личностного развития. Формируется стойкое преобладание и постепенное утяжеление дефицитарности волевых, эмоциональных и когнитивных функций. Диагностика Основными методами обследования детей с подозрением на парааутизм являются наблюдение и беседа. Диагностика проводится врачом-психиатром. Он оценивает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, выявляет наличие стереотипий, аффективной отстраненности, отсутствие или слабость ориентировочной деятельности. Во время беседы специалист отмечает его заинтересованность общением, способность отвечать на вопросы, удерживать визуальный контакт. Дополнительные данные о симптомах расстройства психиатр получает в ходе опроса родителей либо медицинских и социальных работников, воспитывающих малыша. Дифференциальная диагностика включает различение парааутизма со следующими заболеваниями: · Ранний детский аутизм. При парааутистических состояниях глубина аутистического дефекта менее значительна, чем при РДА, сохранена способность к установлению контакта при помощи тактильной стимуляции. Негативизм проявляется ситуационно, у некоторых детей практически отсутствует. Четко выделяются два периода развития расстройства: до 6 лет преобладает отставание в социальном и эмоциональном развитии, после этого возраста формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью. · Эндогенный аутизм. В отличие от аутистических проявлений при шизофрении парааутизм не сопровождается симптомами продуктивного психоза – нет бреда и галлюцинаций. Отсутствует своеобразность мышления, качественные изменения его операциональной стороны. · Умственная отсталость. Психолог дополнительно проводит исследование когнитивной сферы. При психогенном парааутизме в большей степени нарушается эмоционально-поведенческая сфера, а память, интеллект, речевые навыки, комбинаторика относительно нормально развиты. Даже при наличии симптомов ЗПР сохранена обучаемость – дети способны перенимать опыт, адаптировать его под меняющуюся ситуацию. Отличительная черта речи – направленность внутрь, а не на взаимодействие с собеседником. · Органические поражения ЦНС. Возможна коморбидность парааутизма и органических неврологических заболеваний. В таких случаях отдельные симптомы дизонтогенеза нивелируются, определяется торпидность личностной структуры, признаки задержки умственного развития более тотальны, нередки дисфорические расстройства настроения, неврологическая симптоматика. Лечение парааутизма Основные направления помощи больным детям – психокоррекционная работа и медикаментозное лечение. Развивающие занятия проводят клинические психологи и дефектологи. Ключевой принцип организации коррекционного воздействия заключается в максимальном насыщении среды активизирующими факторами, воздействующими на сенсорный, когнитивный и эмоциональный компонент психики ребенка. Для вовлечения маленького пациента во взаимодействие используются разноцветные игрушки, которые трансформируются, воспроизводят звук, вибрации, свет и требуют совместного использования со взрослым. Специалисты работают через тактильный канал коммуникации (наиболее развитый): усиливают познавательную активность с помощью массажа, разнообразного по текстуре стимульного материала. При выраженных эмоциональных нарушениях детский психиатр назначает прием седативных средств, транквилизаторов, антидепрессантов; при неустойчивости поведения используются небольшие дозы нейролептиков. Прогноз и профилактика Парааутизм относится к функциональным обратимым расстройствам развития, поэтому при правильно проводимой психокоррекции его прогноз благоприятный. Если условия воспитания нормализованы до 3-х летнего возраста, то симптомы редуцируются полностью. В более позднем возрасте требуется больше времени и усилий специалистов. Патологические проявления сглаживаются, позволяя ребенку адаптироваться в обществе, но отдельные искажения личности могут сохраняться на протяжении всей жизни. Профилактика парааутизма – создание активной развивающей среды и обеспечение полноценного эмоционального общения с малышом. Одной из таких мер является введение в детских домах практики гостевого режима, при котором одни и те же люди регулярно проводят с ребенком время на выходных – играют, гуляют, посещают культурные и спортивные мероприятия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.044 с.) |