Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.



 

1. Сюзан Рид не только изучила такой знаковый для эпохи журнал, как «Де - коративное искусство СССР», но и периодические издания от «Вопросов филосо - фии» до «Нового мира» и «Крокодила» (Р. Фрумкина. Узы и узники // Новый мир,2005, 5, с. 189.)

2. В памятные дни у могил Владимира Высоцкого, Сергея Есенина и других поэтов собираются люди, чтобы вспомнить не только творчество классиков, но

и почитать свои стихи (А. Холиков. Подземные течения московской литературы

// Октябрь, 2005, 3, с. 151.)

3. Янка Брыль всегда любил и помогал молодым писателям (Г. Лободенко // Комсомольская правда, 5–9 августа 2006 г., с. 14).

4. Машина не завелась: из - за февральской оттепели то ли разладилось за - жигание, то ли ещё что (И. Блудилин - Аверьян. Китайская шкатулка // Наш со -

временник, 2004, 3, с. 41.)

5. В двадцатом столетии, будучи художественным летописцем, литерату - ра заставила нас восхищаться и партизаном - революционером Левинсоном, и печа - литься над судьбами героев, сражавшихся в белой гвардии (Н. Чайка. Литерату - раучебник жизни // Нёман, 2005, 1, с. 4).


 

20


6. Мы растерялись в своих ориентирах, потому что, согласитесь, в двадца - том веке в них было трудно не только разобраться, но и выстроить в логическую цепь (Н. Чайка. Литератураучебник жизни // Нёман, 2005, 1, с. 4).

7. Наташа ежедневно забирала малышку из садика, кормила её, гуляла, во - дила в цирк, кино, зоопарк (И. Григорьева. Степные тюльпаны // Нёман, 2005, 1,

с. 75).

8. Стихи, посвящённые матери, отцу, сыну, – это страничка не только биографии автора, но и лирическая хроника белорусской семьи, истории, народа (Л. Горелик. «… И в вольном слове воскресать» // Нёман, 2005, 3, с. 183.) 3

 

6. Упражнения на нахождение, классификацию и исправление ошибок. Данные упражнения целесообразно предлагать в классе филологиче -

 

ского профиля, поскольку они предусматривают достаточно высокий уро - вень знаний и умений учащихся, так как необходимо и найти ошибку, и оп - ределить её вид, и предложить правильный вариант.

 

Приведём пример подобного упражнения:

 

 

Отметьте предложения, в которых имеются грамматические ошибки, определите, какие именно нормы нарушены. Отредактируйте эти предложе-ния.

 

1. Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось

2. Солнце то выглянет, то тучка набежит.

3. Жизнь Петренко это история человека, сильного духом и который дос - тойно представлял свое поколение.

4. Мы поинтересовались, что будет ли лекция.

5. На этом заводе согласные и дальше внедрять прогрессивные технологии.

 

3 Обычно предложения с различными ошибками даются без указания «авторства», можно лишь отметить источник: Т. – телепередачи, Р. – радиопередачи, С. – сочинения учащихся, П. – печатные издания, И. – Ин - тернет, У. – устная речь. Однако, видимо, целесообразно (особенно в классах филологического профиля) иногда указывать автора высказывания, чтобы показать реальность существования нарушений литератур - ных норм.


 

21


IV. Упражнения на осознание выразительных возможностей язы-ковых явлений, их стилистической окраски.

 

Данные упражнения можно разделить на три группы:

 

1) упражнения на определение стилистической окраски вариантных грамматических форм;

 

2) упражнения на определение морфологических либо синтаксических синонимов;

 

3) упражнения на определение функции языковых явлений в речи. Варианты заданий могут быть такими:

 

а) определите, какие из данных форм являются книжными, а каким

 

присущ разговорный оттенок;

 

б) определите, в каких предложениях количественные числительные

 

могут быть заменены собирательными;

 

в) замените в тексте, где это уместно, сложные предложения предло -

 

жениями с причастными оборотами;

 

г) определите, за счёт чего создается юмористическая (комическая) ок -

 

раска высказывания;

 

д) определите, насколько уместными являются авторские словообразо -

 

вательные неологизмы и др.

 

Примеры упражнений:

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.013 с.)