Переконструируйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переконструируйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.




 

9


1. Прокофьич сказал Данилушке: «Поймай - ка ты щеглёнка голосистого да чечётку бойкую». 2. «А какая гора самая высокая?» – спросил Игнат. 3. «Мне час - то снятся целые сцены то из одной, то из другой моей будущей вещи, – говорил Алексей Толстой, – бери перо и записывай!» 4. «Это военное судно?» – поинтере - совалась Алина.

 

 

IІІ. Упражнения на нахождение, классификацию и исправление грамматических ошибок.

 

Перед выполнением таких упражнений ученики должны познакомить - ся с типологией ошибок, вызываемых нарушением тех либо иных норм. Дан - ную типологию удобно предложить в табличной форме, обязательно указав вариант исправления ошибки. Например:

 

ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Вид ошибки Примеры Правильный
    вариант
     
1. Употребление одушевлён- 1. Купи мне эти мат- 1. Купи мне этих матре-
ных существительных в па- решки. шек.
дежной форме неодушевлён- 2. Я нашел огромного 2. Я нашел огромный под-
ных (и наоборот) подберезовика! березовик!
     
2. Неправильное определение а) туфель,рельса,колен- а) туфля – ж. р.,
рода: ко; рельс –м.р.,
а) некоторых склоняемых су- эта тюль, коленка –ж.р.;
ществительных; эта врач; этот тюль,
б) некоторых неизменяемых б) эта бра,это авеню этот врач;
существительных   б) это бра, эта авеню
     
3. Неправильное употребление вкусная консерва, вкусные консервы (только
существительных в форме цветущие шиповники мн. ч.),
единственного либо множест-   цветущий шиповник (толь-
венного числа   ко ед. ч.)
     
4. Неправильное образование а) торта, а) торты,директора;
форм множественного числа: директоры; б) пять помидоров,без
     

 


10


а) именительного падежа; б) пять помидор, блюдец
б) родительного падежа и др. без блюдцев  
     
5. Неправильное образование а) поговорили с глаза на а) поговорили с глазу на
форм единственного числа: глаз; глаз;
а) родительного падежа; б) стоял на мосте б) стоял на мосту
б) предложного падежа и др.    
     
6. Склонение неизменяемых сидел в пальте сидел в пальто
существительных    
     
7. Употребление изменяемых с Игорем Северинец с Игорем Северинцем
существительных как неизме-    
няемых    
     

 

Упражнения на нахождение, классификацию и исправление граммати - ческих ошибок могут быть такими:

 

1. Упражнения на сопоставительный анализ нормы и её нарушения (без квалификации вида ошибки).

 

В данных упражнениях одновременно представлены правильный и не - правильный варианты, а ученики должны, сопоставив словоформы, словосо - четания или предложения, определить, какой из предложенных вариантов правильный (неправильный).

 

Варианты заданий:

 

а) выберите правильно построенные предложения;

 

б) укажите предложения с грамматическими ошибками; в) выберите из слов, данных в скобках, необходимые. Примеры упражнений:

 

1. Подчеркните правильно построенные сложносочинённые предложе-

 

Ния.

 

 

1. Не только история влияет на литературу, но и литература влияет на историю. – История не только влияет на литературу, но и литература влияет на историю.


 

11


2. Набегали то небольшие тучки, то снова появлялось солнце. – То набегали небольшие тучки, то снова появлялось солнце.

3. Сегодня работают не только аттракционы, но и прогулочный катер при - нимает на свой борт всех желающих. – Сегодня не только аттракционы работа - ют, но и прогулочный катер принимает на свой борт всех желающих.

 

2. Выберите из предложенных деепричастных форм те, которые соот-ветствуют литературной норме.

 

Узнав узнавши, глядяглядючи, бывбудучи, побывпобудучи, склеивсклеивши, умывшиумывшись, доставаядоставаючи, испекяиспёкши, запе - ревшисьзапершись.

 

2. Упражнения на сопоставительный анализ нормы и ее нарушения (с квалификацией вида ошибки).

 

В отличие от предыдущей группы упражнений, здесь требуется не только определить, какой из сопоставляемых вариантов правильный (непра - вильный), но и указать, какая именно норма нарушена.

Варианты заданий:

 

а) сопоставьте предложения с грамматическими ошибками и без них и определите, какие морфологические (синтаксические) нормы нарушены;

 

б) выберите правильно построенные предложения. Найдите граммати - ческие ошибки в оставшихся предложениях и укажите причины ошибок;

в) выберите из слов в скобках необходимое, обоснуйте свой выбор. Пример упражнения:

 

Выберите слова, данные в скобках, в соответствии с морфологическими нормами. Объясните, почему не подходит другой вариант.

 

1. На лугу Петренко заметил (пасущиеся коровы, пасущихся коров). 2. Для обсуждения проблемы надо пригласить (главы правительств, глав правительств) этих стран. 3. ТеперьМосквичи», «Москвичей») увидишь нечасто, аЗапорож - цы», «Запорожцев») ещё реже. 4. Дед собирал только (боровики и подосиновики,


 

12


боровиков и подосиновиков ). 5. Обрати внимание на (эти матрешки, этих матре - шек). 6. Я беру (твой ферзь, твоего ферзя).

 

3. Упражнения на нахождение ошибки.

 

Упражнения на нахождение ошибки требуют от учащегося только оп - ределения того, правильно или неправильно построено словосочетание либо предложение, поэтому подобные задания школьники могут выполнять «по интуиции». Материалом для данных упражнений являются правильные при - меры и примеры с нарушением грамматических норм, и такие задания удоб - но предъявлять в тестовой форме.

 

Варианты заданий:

 

а) отметьте словосочетания, в которых нарушены морфологические нормы;

 

б) отметьте словосочетания, в которых морфологические нормы не на - рушены;

 

в) отметьте правильно построенные предложения;

 

г) отметьте предложения, в которых имеются грамматические ошибки.

 

Примеры упражнений:

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.011 с.)