По проведению практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проведению практических занятий



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ практических ЗАНЯТИЙ

ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ

XVII – XVIII вв.

 

 

 

Калининград

2010


Методические указания по проведению практических занятий по истории зарубежной философии XVII – XVIII вв. / сост. С. В. Луговой. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 22 с.

 

 

Составитель – канд. филос. наук С. В. Луговой

© Луговой С. В., составление, 2010.

© Издательство РГУ им. И. Канта, 2010.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                      3

 

Распределение часов по темам практических занятий                              4

 

Темы и содержание практических занятий по истории зарубежной философии XVII века                                                                                         5

 

Темы и содержание практических занятий по истории зарубежной философии XVIII века                                                                                   13

 

Вопросы для самопроверки                                                                 19

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания содержат перечень тем, вопросы для конспектирования к практическим занятиям и рекомендуемую литературу по курсу «История зарубежной философии XVII- XVIII вв.».

Курс истории зарубежной философии входит в федеральный компонент государственного образовательного стандарта по философии. Он является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, базовой для студентов специальности «философия». Изучая курс, студент должен показать в ходе семинарских занятий понимание основных проблем истории зарубежной философии и выработать умение работать с текстами первоисточников, которые были рекомендованы в качестве обязательных для изучения.

Изучение дисциплины «История философии» тесно связано с освоением всех главных общепрофессиональных дисциплин студентами специальности «Философия» и необходимо для получения полноценного образования по данной специальности. Характерной особенностью истории философии является то, что она составляет органическую часть философии, так как философские проблемы, происхождение и развитие которых находится в центре внимания истории философии, вечны. Изучение истории философии помогает развитию способности к теоретическому мышлению, анализу, умению научно осмысливать факты, замечать проблемы и решать их. История философии дает нам множество картин мироздания, созданных разными философами и философскими школами. Она не только обогащает наше мировоззренческое сознание, но и оберегает нас от типичных ошибок, в которые склонна впадать мировоззренческая мысль. Воспитательное значение имеет иногда и жизнь философов, посвятивших себя поискам глубоких основ мироздания и назначения в нем человека и человечества.

Цель проведения практических занятий: представить концепции наиболее значимых мыслителей, философские школы, течения в зарубежной философии Нового времени, основные моменты философских исследовательских программ.

При проведении практических занятий используются следующие методы обучения:

- блиц-опросы;

- работа в группах;

- индивидуальные самостоятельные аудиторные работы;

- контрольные вопросы;

- дискуссии;

 

После изучения данного курса студенты должны иметь следующие профессиональные компетенции:

Концептуальные компетенции:

- Свободное владение знаниями об особенностях типа рационального мышления Нового времени, об основных направлениях европейской философии XVII – XVIII вв. и о роли рационального мышления в становлении ведущих философских систем.

- Знание системы методических принципов и методологических приемов историко-философского исследования.

- Понимание места истории философии в системе философских дисциплин

 

Практические компетенции

- Умение понимать специальные научные и философские тексты и грамотно работать с ними.

- Умение грамотно излагать свое понимание философского текста, аргументировать свою точку зрения.

- Умение использовать методы рационального мышления для постановки и решения историко-философских проблем.

- Навыки самостоятельной работы с философскими текстами.

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ XVII ВЕКА

 

Тема 3. «Этика» Б. Спинозы.

 

Занятие 1 (кн. 1).

План.

1. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах.

2. Понятия «Бог» и «природа».

 

Вопросы для конспектирования.

1. Каково определение субстанции у Спинозы?

2. Каковы свойства субстанции?

3. Что такое модус?

4. Как Спиноза определяет атрибут?

5. Сколько существует атрибутов субстанции?

6. Какие из атрибутов субстанции открываются нашему сознанию?

7. Как соотносятся понятия Бога, природы, субстанции у Спинозы?

8. Какое определение Спиноза дает Богу?

9. Как Спиноза доказывает существование Бога?

10. Существует ли что-либо, кроме Бога?

11. Как соотносится существование Бога и единичных вещей?

12. Принадлежит ли Богу атрибут протяжения? Делимости?

13. Что означает, по Спинозе, быть свободным?

14.  Есть ли у Бога свобода воли?

15. Признает ли Спиноза существование целевых причин?

 

Занятие 2 (кн. 2, кн. 3, теоремы 1-20).

План.

1. Особенности рационалистической гносеологии Спинозы.

2. «Геометрический метод» Спинозы.

 

Вопросы для конспектирования.

1. Как соотносятся познание и мышление у Спинозы?

2. Каковы основные термины теории познания Спинозы?

3. Что такое адекватная идея?

4. Почему у Спинозы совпадают знание и действительность?

5. Как Спиноза объясняет существование заблуждений?

6. Сколько родов познания выделяет Спиноза?

7. В чем особенности познания через мнение или воображение?

8. Каковы основные черты познания через разум или рассудок?

9. Каковы особенности интуитивного познания?

10. Как в целом Спиноза оценивает человеческие способности познания?

11. Каковы структурные элементы «Этики»?

12. Что такое королларий?

13. Что такое схолия?

 

Занятие 3 (кн. 3 (до конца), кн. 4, кн. 5).

План.

1. Учение Спинозы об аффектах и разуме.

2. Спиноза о свободе и необходимости.

3. Этическая концепция Спинозы.

 

Вопросы для конспектирования.

1. Каковы определения аффектов, даваемые Спинозой?

2. Почему этих определений два?

3. Какие существуют виды аффектов?

4. Что Спиноза относит к основным аффектам?

5. Откуда берутся неосновные аффекты?

6. Приведите примеры неосновных аффектов.

7. Чем является, по Спинозе, поведение, определяемое аффектами?

8. Можно ли избегать влияния аффектов?

9. Подвержено ли аффектам всезнающее существо?

10. Как связаны познание и аффекты?

11. Как связаны аффекты, познание вещей и свобода?

12. Как связаны свобода и разум в концепции Спинозы?

13. Как Спиноза определяет добро?

14. Почему мы часто поступаем не по-доброму?

15. Каков статус моральных качеств у Спинозы?

 

Основная литература к теме 3.

1. Спиноза Б. Этика. - М., 1994.

 

Дополнительная литература к теме 3.

1. Беленький М. С. Спиноза. М., 1964.

2. Клевер В. Материальная логика в философии Спинозы // Историко-философский ежегодник. М., 1988.

3. Мотрошилова Н. В. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: к проблеме соотношения детерминизма и свободы // Философские науки. 1982. № 6.

4. Соколов В. В. Спиноза. М., 1977.

 

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА

 

Тема 6. «Три разговора между Гиласом и Филонусом…» Дж. Беркли.

 

Занятие 1 (разговоры 1 и 2).

 

План.

1. Критика Беркли учения о первичных и вторичных качествах.

2. Соотношение между объектом и ощущением в гносеологии Беркли.

3. Материя и ее статус в философии Беркли.

4. Роль Бога в учении Беркли.

 

Вопросы для конспектирования.

1. Какие качества относятся к первичным?

2. Каковы особенности вторичных качеств?

3. Есть ли существенные различия между вторичными и первичными качествами? Почему?

4. Чем отличается объект от ощущения?

5. Какими специфическими свойствами должны обладать внешние объекты?

6. Каково традиционное понимание материи?

7. Может ли материя быть причиной мира?

8. Может ли материя быть орудием или поводом по отношению к Богу – творцу мира?

9. Можно ли рассматривать материю как сущность вещей?

10. Что, по Беркли, существует в мире?

11. Где существуют вещи, воспринимаемые чувственно?

12. Зависят ли вещи от воспринимающей их души?

13. Как соотносится существование вещей и Бога?

14. Как Беркли относится к телеологическому доказательству бытия Бога?

 

Занятие 2 (разговор 3).

 

План.

1. Основные сложности концепции Беркли и их преодоление.

2. Беркли о понятиях вещи, идеи и тождества.

3. Особенности берклианского креационизма.

 

Вопросы для конспектирования

1. Каковы причины возникновения проблемы агностицизма в философии Беркли?

2. Как Беркли решает проблему солипсизма?

3. Что позволяет различать реальность и сон в концепции Беркли?

4. Как объясняются Беркли обманы органов чувств?

5. Есть ли место свободной воле в философии Беркли?

6. Что, по Беркли, способен познавать человек?

7. Каково определение идеи?

8. Как Беркли определяет вещи, чем они являются?

9. Каков статус понятий тождества и различия?

10. К чему, по Беркли, сводится процесс творения мира?

11. Что такое вечное состояние вещей?

12. Что такое естественное состояние вещей?

13. Как вещи переходят из вечного в естественное состояние?

 

Основная литература к теме 6.

1. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Соч., М., 1978.

 

Дополнительная литература к теме 1.

1. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма // Там же.

2. Быховский Б.Э. Джордж Беркли. М., 1970.

3. Богомолов А.С. Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли. М., 1959.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие препятствия возникают на пути человеческого познания, по мнению Ф. Бэкона?

2. Какие принципы индуктивной логики сформулированы Ф. Бэконом в “Новом Органоне”?

3. Какие основные этапы поиска природы тепла описаны в “Новом Органоне”?

4. Каковы правила метода Р. Декарта?

5. Как конструируется Декартом познание мира?

6. В чем особенности применения “Геометрического метода” в философии Спинозы?

7. Каковы определения, даваемые Б. Спинозой субстанции, атрибутам и модусам?

8. Как понимает Спиноза свободу человека?

9. Почему Дж. Локк отрицает существование врожденных идей?

10.Каково происхождение идей по мнению Локка?

11.Каковы особенности учения о первичных и вторичных качествах Дж. Локка?

12.В чем основные разногласия Г. Лейбница и Дж. Локком по проблемам методологии науки?

13.Что такое монады, и каковы их основные свойства в концепции Лейбница?

14.В чем отличие между истинами разума и истинами факта в теории познания Лейбница?

15.Какие аспекты онтологии Лейбница воспроизводит Хр. Вольф в своих «Пролегоменах…»?

16.Какую цель ставил перед философией Беркли?

17.Как Беркли решал проблему существования внешнего мира?

18.Какова позиция Беркли в трактовке идей, души, духа и Бога?

19.Каково решение проблемы опыта Юмом?

20.Как решал Юм проблему субстанции?

21.Как Юм трактовал причинность?

22.В чем суть деизма Вольтера?

23.Как решал Вольтер проблему теодицеи?

24.Каковы особенности социально-политических воззрений Вольтера?

25.В чем специфика воззрений Руссо на человека и общество?

26.Каково происхождение государства в концепции Руссо?

27.В чем особенности воззрений Дидро на природу и человека?

28.Каковы особенности гносеологии Дидро?

29.Каков статус онтологии в философии Вольфа?

30.Как нужно строить онтологию по Вольфу?

 

 


 

 

Учебное издание

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

XVII – XVIII вв.

Составитель

Сергей Валентинович Луговой

 

Редактор. Корректор

Оригинал-макет подготовлен:

 

Подписано в печать

Бумага для множительных аппаратов. Формат 60х90 1/16.

Гарнитура «Таймс». Ризограф. Усл. печ. л. 1,3. Уч.-изд. л. 0,77.

Тираж 100 экз. Заказ

 

Издательство Российского государственного университета им. Иммануила Канта

236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ практических ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.047 с.)