Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод теории государства и права↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Саратов 2020 ВНИМАНИЕ!
Студенческий совет напоминает, что данные материалы не являются единственным достаточным для сдачи экзамена источником и не гарантируют отличной оценки!
Советуем Вам обращаться к лекциям, учебникам и тексту действующего законодательства для уточнения информации, изложенной ниже и получения сведений об актуальных редакциях норм.
Удачной сессии! Оглавление 1.Предмет и метод теории государства и права. 3 2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 5 Соотношение и взаимосвязь государства и права. 6 Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства. 7 5. Причины и формы возникновения государства у различных народов. 7 Причины возникновения государства: 7 6. Признаки, отличающие его от общественной власти родового строя. 8 7. Соотношение общества и государства. 8 8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 9 9. Понятие и сущность государства. 9 10. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. 10 11.Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.. 11 12. Правовое государство; понятие и принципы.. 12 13. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства. 13 14. Понятие и элементы формы государства. Соотношение и типа, и формы государства. 14 15. Форма государственного правления: понятие и виды.. 15 16. Форма государственного устройства: понятие и виды.. 17 17. Политический режим: понятие и виды.. 17 18. Место и роль государства в политической системе общества. 18 19. Понятие и классификация функций государства. 18 20. Характеристика основных внутренних функций Российского государства. 19 21. Характеристика основных внешних функций Российского государства. 20 22. Формы осуществления функций государства. 20 23. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 21 24. Понятие и структура механизма государства. 22 25. Орган государства: понятие, признаки, классификация. 23 26. Правовая политика: понятие и приоритеты.. 24 27. Понятие и сущность права. 24 28. Право, как государственный регулятор общественных отношений. 26 29. Понятие права в объективном и субъективном смысле. 26 30. Принципы права и их социальная обусловленность. 27 31. Соотношение экономики, политики и права. 28 32. Функции права: понятие и виды.. 29 33. Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания. 30 34. Правовая культура: понятие и структура. 31 35. Правая система общества: понятие и структура. 31 36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь. 32 37. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие. 33 38. Понятие и основные признаки нормы права. 34 39. Представительно-обязывающий характер правовой нормы.. 35 40. Структура нормы права. 35 41. Соотношение нормы права и статьи НПА. Способы изложения правовых норм.. 36 42. Классификация норм права. 37 43. Понятие и виды форм права. Источники права. 39 44. Правотворчество: понятие, принципы, виды.. 40 45. Понятие юридического процесса и юридической процедуры.. 42 46. Понятие и виды НПА.. 43 47. Отличие нормативно-правового акта от акта применения права. 44 48. Закон и его верховенство в системе нормативных правовых актов. 44 49. Понятие и стадии законотворчества в РФ.. 45 50. Юридическая техника. 46 51. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 47 52. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.. 47 53. Система права. 48 54. Частное и публичное право. 49 55. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли. 50 56. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей российского права. 51 57.Институт права: понятие и виды.. 51 58. Соотношение системы права и системы законодательства. 52 59. Понятие и основные принципы законности. 52 60. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии. 53 61. Гарантии законности: понятие и виды.. 54 62. Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации. 54 63. Работа В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности». 55 64. Основные стадии процесса применения норм права. 56 65. Юридические коллизии и способы их решения. 57 66. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.. 58 67. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.. 58 68. Акты официального толкования, их особенности и виды.. 59 69. Способы и объем толкования правовых норм.. 60 70. Пробелы в праве и пути их устранения. Аналогия закона и аналогия права. 61 71. Юридическая практика: понятие и структура. 61 72. Правовое отношение: понятие и признаки. 62 73. Предпосылки возникновения правовых отношений. 63 74. Взаимосвязь нормы права и правоотношений. 63 75. Понятие и виды субъектов правоотношений. 64 76.Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. 64 77. Правовой статус личности: понятие и структура Конструкции Российской Федерации. 65 78. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура. 67 79.Объекты правоотношений: понятие и виды.. 68 80. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав. 68 81. Механизм правового регулирования. Понятие и элементы.. 69 82.Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация. 69 83. Понятие, признаки и виды правонарушений. 71 84. Юридический состав правонарушений. 72 85. Понятие, основание и виды юридической ответственности. 73 86. Обстоятельства исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. 75 87.Договорная теория происхождения государства. 77 88.Естественно-правовая теория права. 77 89. Теория насилия по вопросу о происхождении государства. 78 90.Историческая школа теории права. 78 91. Психологическая теория права. 79 92.Нормативстская теория права. 79 93. Социологическая теория права. 80
Специфика предмета ТГП: • Изучает наиболее общие закономерности (связь явлений в не контексте пространственных времен); • Изучает круг коренных вопросов (тип, форма, структура, механизм); • Государство и право изучается в единстве, взаимовлиянии как друг на друга, так и на иные явления и процессы; • Знания, накопленные в ТГП, представляют собой не простую совокупность информации, а именно теорию, т.е. логически непротиворечивую и последовательную систему взглядов на государственно-правовую систему жизни и общества.
Под методом теории государства и права понимают - систему приемов, способов, правил последовательной научной деятельности, направленных на получение истинных, доказательных, обоснованных научных знаний. Признаки метода ТГП: • Состоит из нескольких этапов научного познания; • Представляет собой процесс научного познания; • Процесс познания направлен на получение истинных, обоснованных, подтвержденных практикой, обновленных знаний об определенном объекте или предмете действительности; • Научные исследования используют целый комплекс приемов и средств, адекватно отражающих специфику предмета.
Всеобщие методы (универсальные средства познания, которые используются в любых сферах человеческой деятельности): 1. Идеализм – это группа философских учений, основанных на идее о том, что психическое начало (дух, сознание) является первичным по отношению к физическому (материя, природа). * Объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания * Субъективный идеализм либо вообще отрицает существование какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает его реальность как нечто, полностью зависимое от человеческого разума 2. Материализм – это группа философских учений, основанных на идеях о том, что мир существует объективно, независимо от сознания человека, что материя первична, а сознание и мышление есть свойства материи и что мир и его закономерности познаваемы. · Диалектический материализм – развернутое теоретическое мышление о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Данное философское учение исходит из того, что материя – это единственная основа мира, сознание – свойство материи, признаёт всеобщую взаимосвязь представлений, развитие мира как результат его внутренних противоречий. · Исторический материализм – теория развития общества и одновременно всеобщий метод его познания. В рамках данного учения общество рассматривается как целостная развивающаяся система, признается первичной общественного бытия по отношению к общественному сознанию, подчеркивается определяющая роль правовых отношений в общественном прогрессе, история общества трактуется как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной), движущей силой развития общества признается классовая борьба.
Общенаучные методы (средства познания, которые используются не во всех, а во многих областях научного познания): В отличии от других методов, эти методы не охватывают все этапы научного познания. Обще-логические методы: · Анализ-условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части; · Синтез - объединение составных частей государственно-правового явления; · Индукция - умозаключение от частного к общему; · Дедукция - умозаключение от общего к частному. 2. Системно-структурный метод - совокупность приёмов и подходов изучения государственно-правового явления как систему. 3. Функциональный метод - совокупность приемов и правил, посредством которых изучается социальное назначение роли и функций государства между государственно-правовыми явлениями. Частнонаучные методы: · Социологический метод позволяет путём анкетирования, наблюдения и других приёмов собрать данные о каких-либо сторонах государственной и правовой жизни общества. · Статистический метод позволяет получить количественные показатели, характеризующие состояние динамики развития какого-либо явления правонарушения. · Кибернетический метод, связанный с использованием законов кибернетики (общей науки управления) для познания особенностей процесса правового регулирования. · Синергетический метод, выражающийся в применениях понятий и законов синергетики (наука о самоорганизации сложных систем) для познания государства и права. · Математический метод выражается в применениях приемов и правил оперирования с полноценными данными, разработанными в рамках математической науки. Частно-юридические методы: · Формально-юридический метод выражается в использовании наиболее общих (общетеоретических) правовых понятий и закономерностей для познания специфики конкретных юридических явлений и процессов. · C сравнительно-правовой метод заключается в сопоставлении отдельных институтов, явлений и процессов государственно-правового характера с целью выявления их общих и относительных характеристик.
Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства
Ф. Энгельс указал на следующие основные причины появления государства: Государство в узком смысле - это особая, суверенная, территориальная организация публичной власти, которая на основе права и специально созданного аппарата управления, обеспечивает управление общественными делами, опираясь на национальные ресурсы. Признаки: 1. Обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление обществом на основе согласования многообразных интересов; 2. Осуществляет публичную власть в лице органов управления и принуждения; 3. Представлено системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов; 4. Обладает суверенитетом, формально представленными государственными символами (герб, гимн, флаг); 5. Обладает монопольным правом на правотворчество. Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определенные виды на основе устойчивых и существенных признаков. В научной литературе предложено несколько типологий государств, среди которых наиболее известными являются следующие: формационная и цивилизационная. Формационная типология государств. Основным критерием разделения государств на типы здесь выступают особенности общественно-экономической формации, в рамках которых существует конкретное государство. Это исторически сложившаяся форма общественных отношений, охватывающая базис (способ производства) и надстройку (система взглядов, идеологических отношений и учреждений, в том числе государства и права). По мнению представителей данного подхода (Маркс, Энгельс, Ленин) решающим фактором в развитии общества является экономический базис, т.е. способ производства данного общества. Именно от особенностей базиса зависит характер надстройки. Государство как важнейшая часть надстройки меняет свой тип в зависимости от перемен, происходящих в экономической сфере в области производственных отношений. Истории известны 5 ОЭФ: * Первобытнообщинная * Рабовладельческая * Феодальная * Капиталистическая * Социалистическая Соответственно, в зависимости от типа базиса, выделяют следующим типы государств: * Рабовладельческое государство - орудие поддержании власти рабовладельцев над рабами, являющимися личной собственностью свободных граждан * Феодальное государство как средство диктатуры класса феодалов - крупных собственников земли, эксплуатировавших труд экономически-зависимых крестьян * Буржуазное государство – инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом, который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. * Социалистическое государство основано на общественной собственности на средства производства и выражает в своей политике интересы широких слоев населения.
Цивилизационная типология государств (У. Ростоу, М. Вебер, Тойнби). Данная типология разработана преимущественно в 20 веке. Данный подход при делении государств на типы предлагает ориентироваться прежде всего на культурные характеристики общества (религия, психология, национальное самосознание, мораль). По мнению Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций: * Египетская * Китайская * Западная * Православная * Арабская * Сирийская * Мексиканская и др. Цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. Цивилизационный подход обосновывается идеей единством целостности мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация определяется как базирующая на равенстве и справедливости совокупность материальных и духовных ценностей достижения общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем.
ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА: 1. Монократическая форма государства-государственная власть концентрируется в руках либо монарха, либо диктатора; разделение власти на ветви отсутствует; участие населения в формирование органов гос власти не допускается. 2. Поликратическая форма государства - разделение властей, автономность адм.-терр. и иных образований, наличие местного самоуправления; институты гос власти формируются населением путем свободных демократических выборов; политический и идеологический плюрализм, экономика отделена от государства и от политики. 3. Сегментарная форма государства - данная форма государства сочетает в себе признаки двух предыдущих форм, зачастую это страны с авторитарными или полудемократическими режимами.
Феодальный тип государства. - Государственная власть - своеобразный атрибут земельной собственности; - Наиболее распространена монархия; - Гос устройства было простым и сложным, централизованным и децентрализованным. Отношение вассалитета и сюзеренитета; - На гос-правовой режим влияла религия. Буржуазный тип государства. - Широкое распространение республиканской формы правления за счет доминирование принципа формального равенства граждан; - гос устройство осуществляется в простой и сложной формах; - Широкое распространение демократических режимов. Признаки монархии: 1. Единоличный носитель власти; 2. Власть не зависит от волеизъявления населения; 3. Концентрирует всю полноту власти в одних руках; 4.монарх не несет юридическую ответственность за свою деятельность.
Виды монархии: 1 .Неограниченная - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу; 2. Ограниченная - власть монарха ограничена представительным органом: -дуалистические: власть разделена между правительством, формируемом монархом, и парламентом; исполнительная власть остается за монархом, правительство ответственно перед ним; монарх имеет смещать и назначить отечественных пере ним высших лиц. -парламентарная: власть монарха ограничена парламентом и правительством; правительства формируется парламентом из представителей партий, победивших на выборах, соответственно оно несет ответственность перед парламентом; повеления монарха приобретают юр силу лишь при одобрении соответствующего министра, по сути монарх не обладает никакими значимыми полномочиями. Республика - форма правления, при которой гос власть передается народом представительным органам, избранным на определенный срок. Признаки: 1. Источник власти - народ; 2. Выборность и сменяемость представителей власти; 3. Коллегиальное правление, основанное на разделении властей; 4. Законодательное закрепление подотчетности и ответственности власти за результаты своей деятельности. Классификация республик: 1.Парламентская; 2.Президентская; 3.Смешанная; 4.Суперпрезидентская; 5.Президентско-монистическая республика - в конституции пожизненное президентство (Туркменистан, Северная Корея, Индонезия)
Форма правления в России: 1) Президент как глава государства и гарант конституции обладает значительными полномочиями (глава 4 Конституции РФ, а частности ст. 83,84) 2) Исполнительная власть в России осуществляет Правительство РФ (глава 6 Конституции РФ) 3) ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - законодательный и представительный орган.
Признаки федерации: - Отсутствие права на односторонний выход у субъектов федерации; - Два уровня гос аппарата; - Как правило двойной гражданства; - Наличие собственной Законодательной системы у субъектов; - Двухканальная система налогов. Виды федерации: - Административно-территориальная; - Национально-государственная; - Смешанная
Признаки функций: 1. Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяет сущностью государства его социальное назначение в общественной жизни; 1. Представляет собой исторически-меняющиеся эволюционные направления деятельности, производные от целей и задач; 1. Выражается в устойчиво-сложившейся, повторяющейся и объективно-необходимой предметной деятельности в наиболее важных сферах социальной действительности; 1. Используют властно-принудительные юридические методы организационного воздействия. Классификация функций 1. В зависимости от продолжительности действия: − постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая); − временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение). 2. В зависимости от значимости: − основные (например, функция охраны общественного порядка); − неосновные (например, функция рассмотрения споров). 3. В зависимости от сферы осуществления: − внутренние; − внешние. 4. В зависимости от принципа разделения властей: − законодательные (правотворческие); − исполнительные (управленческие); − судебные.
Экономическая функция 1. Установление основных правил и их координация экономических взаимоотношений; 2. Контроль за соблюдением установленных правил и защите участников экономического оборота; 3. Непосредственное участие в экономической деятельности; 4. Поддержка негосударственных органов в экономическом обороте. Социальная функция 1. Устанавливает и обеспечивает минимальные социальные стандарты жизни (прожиточный минимум, пенсии, пособия, заработная плата и т.д.); 2. Поддержка нетрудоспособного населения (инвалиды, дети, старики); 3. Обеспечение занятости. Фискальная функция 1. Установление системы налогов и сборов; 1. Формирование государственного бюджета и контроль за ним; 2. Проведение фискальной политики; Экологическая функция 1. Разработка экологической программы страны; 2. Установление правового режима природопользования; 3. Контроль за соблюдением природоохранного законодательства 1. Функция культуры, науки и образования 1. Государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, кино, театра, музыки и др. 2. Государственная поддержка развития науки 3. Меры по улучшению работы общеобразовательных школ
Внешняя оборона 1. Модернизация вооруженных сил; 2. Развитие оборонной промышленности; 3. Охрана государственных границ.
Правовые формы: 1. Правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства; 1. Правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера; 2. Правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п. 1. Организационные формы: 1. Организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.; 2. Организационно-хозяйственная - техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.; 1. Организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.
Социально-политические 1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; 2. демократизм. Демократизм – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; 3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов; 4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; 5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; 6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; 7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях; 8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами. 9. Организационные 1. Верховенство КРФ и ФЗ над нормативно правовыми актами; 2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность гос службы защищать и соблюдать права 3. Профессионализм и компетентность государственной службы; 1. Оптимальное соотношение отраслевых и территориальных начал управления 2. Ответственность в соответствии с компетенцией 3. Целесообразное сочетание коллегиальности и единоначатия, выборности и назначения
Понятие и сущность права В современной юридической науке термин право используется в нескольких значениях: - во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей (право человека на жизнь, частную собственность и др.) - во-вторых, под правом понимается система юридических норм, это право в объективном смысле, поскольку нормы создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц (Российское право, трудовое право и др.) - в-третьих, право обознается в виде официально признанных возможностей, которыми располагает физическое или юридическое лицо (так граждане имеют право на труд, на охрану здоровья и др.; организации располагают правами на имущество в определенной сфере). Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве, которое принадлежит конкретному лицу. - в-четвертых, термин право используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин - правовая система. В каком смысле употребляется термин право в каждом случае следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений. Признаки права: 1) Нормативность - по своему содержанию право состоит из нормативных предписаний, определяющих необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. 2) Волевой характер - воля определяет содержание и направление деятельности субъекта, однако для одних право - это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. 3) Формальная определенность - для того, чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Значимость и эффективность действия правовых предписаний во многом определяется точностью словесного выражения интересов и намерений субъектов, лежащих в основе взаимного признания юридических требований. 4) Общеобязательность - принятое правовое предписание адресуется не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъектов (истец, несовершеннолетний, студент). Они обязательны для исполнения под страхом наказания за нарушения. 5) Системность и иерархичность строения - нормативные предписания действуют на поведение людей, не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга, поскольку все жизненные ситуации носят сложносоставной системный характер. Отражая потребность общества, скоординированного централизованным управлением право в целом строится как согласованная не противоречивая система, расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации 6) Регулирующее воздействие - осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью детально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обзязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм. 7) Право устанавливается и обеспечивается государством Право - система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общечеловеческих интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Структура нормы права Структура правовой норм ы - это ее строение, складывающееся из определенных элементов, связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу, которая состоит в регулировании общественных отношений. Выделяют 3 структурных элемента нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. 1) Гипотеза - указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуются нормы в зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простыми, сложными и альтернативными. 2) Диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъект реализации к другим правовым нормам) 3) Санкция - указывает на последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовых норм. Бывает абсолютно определенная и относительно определенная. Абсолютно определенной является та санкция, где размер последствий точно указан. Относительно определенная санкция - та, где границы последствий указаны от минимального до максимального. Альтернативная санкция - перечислены несколько видов последствий, из которых правоприменительная выбирает только одно наиболее целесообразное для конкретного случая. Также может быть правовосстановительная санкция - направлена на принудительное исполнение обязанностей и восстановление нарушенных прав. Классификация норм права Классификация — это распределение изучаемых объектов по классам или группам по основе общего признака. Существуют разные основания для классификации норм права. 1) по субъектам правотворчества - исходящие от государства (нормы органов представительной государственной власти) - исходящие непосредственно от гражданского общества (нормы, принимаемые непосредственно населением. К примеру, референдум) 2) по социальному назначению - учредительные (отражают исходные начала правового регламентирования правовых отношений, прав — человека в пределах действия государства и т.д. Они служат эталонами, позволяя установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний. ст. 2 Конституции РФ) - регулятивные (направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами путем предоставления им прав и возложения на них обязательств. Различают 3 вида регулятивных норм: управомачивающие - право на совершение каких-либо действий; обязывающие - обязанности совершения определенных действий; запрещающие - запрет на совершение каких-либо действий) - охранительные (фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания) - обеспечительные (содержат предписание, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования) - декларативные (включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений. ч. 2 ст. 1 Конституции) - дефинитивные (формулируют определение тех или иных правовых явлений и категорий: понятие преступления в уголовном законодательстве; понятие сделки). - коллизионные 3) по предмету правового регулирования - конституционное - гражданское - административное 4) по методу правового регулирования - императивные (имеют строгий властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении - это нормы запрета, характерных для публичных отраслей права - административное и уголовное) - диспозитивные (предписывают вариант поведения, предоставляя субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению) - рекомендательные (устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, регулирования общественных отношений) - поощрительные (предписания, относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государство и обществом полезный для них вариант поведения субъектов, либо достижение результатов, превосходящих обычные требования) 5) по сфере действия - общего действия (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства) - ограниченного действия (предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, временными и ситуационными факторами. К данному виду норм относятся все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам - военнослужащие, жители крайнего Севера, студенты; нормы, действующие ограниченное время -при ЧС). - локального (действуют в рамках отдельных государственных структур) 6) по времени - постоянные - временные 7) по юридической силе - нормы законов - нормы подзаконных актов 8) по содержанию: нормы с - техническим - организационным - экономическим - политическим - иным содержанием Правотворчество – это специфическая, осуществляемая в особом порядке, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием, изменением или прекращением существующих в государстве правовых норм. Принципы правотворчества – это руководящие начала, требования к их деятельности компетентных органов. 1. Принцип законности - означает, что все субъекты общественных отношений - государство, его органы, граждане - должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые в свою очередь должны не
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.014 с.) |