Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Поиск

       Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посредника; в трудовом арбитраже.

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют. Требования работников организации, представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствуют более половины 'работающих. Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Закон не оговаривает, каким должно быть голосование по требованиям: тайное или открытое. Это решает само собрание (конференция). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном Законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению и в течение трех рабочих дней сообщить представителю работников о своем решении. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного разногласия. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Кодекс закрепляет это положение, но не указывает, какой орган профсоюзов их выдвигает.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов - в течение месяца со дня получения требований работодателем. 

       Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора являются день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение им в указанный трехдневный (месячный) срок своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состо­ит из последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

· рассмотрение спора примирительной комиссией;

· рассмотрение спора с участием посредника;

· рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Обязательным первым этапом является примирительная комиссия, после которой при не достижении согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. При не достижении согласия, какую примирительную процедуру использовать после рассмотрения спора в примирительной комиссии (посредника или трудовой арбитраж), стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т. е. Федеральный закон ограничивает процедуру двумя этапами.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные Законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективного трудового спора работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

       Представители сторон, примирительная комиссия, посредники, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия - это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и реше­нием представителя работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равноправной основе. Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон, то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража. Комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. В этот срок она может заседать не один раз. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии. Заседания комиссии должны проводиться в полном составе. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии Законом не предусмотрена.

       В протоколе комиссии записывается ее решение, и указываются присутствующие представители каждой стороны, дата принятия решения и подписи всех представителей сторон. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого требования. Закон не оговорил, все ли предъявляемые работодателю требования указываются в протоколе или только те, по которым стороны в комиссии достигли соглашения. Количество требований может быть уменьшено, но новые требования, которые не утверждались собранием (конференцией) и не предъявлялись до комиссии работодателю для его решения, нельзя выдвигать.

То же касается и спора, рассматриваемого в примирительной комиссии по протоколу разногласий сторон, подписанному ими при коллективных переговорах. Комиссия в этом случае также ограничивается рассмотрением тех разногласий сторон, которые указаны в протоколе разногласий. В решении комиссии указывается, по каким из этих разногласий соглашение достигнуто, а по каким - нет, а также порядок и сроки его исполнения.

       При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе -с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (как они договорятся).

Так, после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника самостоятельно или с помощью Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о кандидатуре посредника, то приступают к созданию трудового арбитража..

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторонами спора с участием посредника.

Посредник - это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до семи рабочих дней с момента его приглашения (назначения).

Процедура посредничества носит неформальный характер.  

Срок деятельности посредника ограничивается семью рабочими днями с момента его приглашения (назначения). Этот срок по соглашению сторон может быть продлен.

Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, создание трудового арбитража).

После осуществления посредничества, если согласованное решение не достигнуто, работники могут перейти к проведению забастовки.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов: либо принятием сторонами спора согласованного решения, обязательного для исполнения, либо составлением протокола разногласий. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу - в трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж - временно действующий орган для разрешения коллективного трудового спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Трудовой арбитраж создается сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляются создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и полномочия.

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллективного трудового спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения. Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать забастовку, если стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудового арбитража, т. е. упрощает для работников начало забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

В соответствии с законодательством к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следующих случаях:

· при недостижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

· недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить примирительные процедуры;

· уклонении работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии;

· уклонении представителей работников от участия в создании или работе примирительной комиссии;

· недостижении сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника;

·  рассмотрении коллективного трудового спора в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Факт создания трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя и регламент работы подтверждаются в письменной форме.

Арбитраж может состоять из любого числа трудовых арбитров, однако сложилась практика формирования этого органа из трех человек.

Законодатель не устанавливает специальных требований к арбитрам и не определяет их правового статуса вне процедуры рассмотрения коллективного трудового спора. В качестве трудовых арбитров могут выступать независимые от сторон, получившие специальную подготовку специалисты, которые поименованы в специальном списке.

Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

· изучение документов и материалов, представленных сторонами;

· заслушивание представителей сторон;

·  заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

·  подготовка решения.

Трудовой кодекс устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража.

Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон, следовательно, проведение заседаний в отсутствие представителей работников или работодателя (работодателей) недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель одной из сторон в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным.

. Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного спора, и является, как правило, вторым (а иногда и третьим) органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией (или посредником).

В случаях уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии это может быть протокол разногласий, составленный в ходе коллективных переговоров, или требования работников

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделен соответствующими полномочиями. Он может запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; заслушивать объяснения и обращения сторон; принимать решение по существу спора.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража и может заседать не один раз. Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора большинством голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также от выполнения его решений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны спора.

       Закон предусмотрел определенные гарантии работникам, участвующим в примирительных процедурах разрешения коллективного трудового спора. Члены примирительной комиссии (посредники почему-то исключены без всякой оговорки, что вызывает на практике трудности), трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года. Представители работников, их объединений в период разрешения коллективного трудового спора не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа. Эта дополнительная специальная гарантия действует лишь на период разрешения коллективного спора, в котором они представляют сторону.

 

Право на забастовку

       Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Решение об объявлении за­бастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ра­ботниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профсоюзом (объединением профсоюзов), утверждается собранием (конференцией) работников. Собрание (конференция) работников считается правомочным при­нять решение об объявлении забастовки, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (членов конфе­ренции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (кон­ференции). При невозможности проведения собрания (созыва кон­ференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины ра­ботников в поддержку проведения забастовки. За­кон предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после пяти календарных дней рабо­ты примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходи­мых работ (услуг).                                                                       

Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. Ра[ ботодатель должен быть предупрежден второй спорящей сторо­ной в письменной форме о начале предстоящей забастовки не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала. В решении об объявлении забастовки указываются:

· дата и время начала забастовки, ее продолжительность и пред­полагаемое количество участников;

· наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в при­мирительных процедурах во время забастовки;

· предложения (перечень) по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому на производстве в период проведения забастовки. 

Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Служ­бу по урегулированию коллективных трудовых споров, информи­рует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохране­нию работоспособности производства, машин, оборудования и т. д., используя указанный 10-дневный предупредительный срок до начала забастовки.

Забастовку возглавляет избранный собранием (конференци­ей) работников орган или соответствующий орган профсоюзов. Он вправе созывать собрания (конференции) работников, полу­чать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать соответствующих специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, а также при­остановить забастовку и возобновить ее после приостановления без повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. О таком возобновлении забастовки он должен предупредить работодателя и Службу не позднее, чем за три рабочих дня до забастовки.

В период проведения забастовки стороны коллективного тру­дового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения различных примирительных процедур. Для обеспече­ния в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества производства и физических лиц, а также работы ма­шин и оборудования, остановка которых представляет непосред­ственную угрозу жизни и здоровью людей, работодатель, органы исполнительной власти и орган, возглавляющий забастовку, обя­заны принять для этого зависящие от них меры. В тех организа­циях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, скорая помощь, больни­цы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки дол­жен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного само­управления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или орга­ном местного самоуправления. В случае не обеспечения миниму­ма необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Закон предусмотрел обязательное ведение документации при разрешении коллективного трудового спора. Все действия сторон оформляются протоколами представителями сторон, примири­тельными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения забастовки, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По соглашению сторон до л жен быть обеспечен минимум необходимых работ. Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти. При не обеспечении минимума необходимых работ и услуг забастовка может быть признана незаконной.

Забастовка прекращается в случае:

· разрешения коллективного трудового спора и заключения соответствующего соглашения;

· принятия решения о прекращении забастовки органом, ее возглавляющим;

· вынесения судом решения о признании забастовки незаконной.

Проведение забастовки не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований Закона, а также забас­товки работников, которым Закон ограничивает право на забас­товку (правоохранительных органов и др.), и забастовки в период чрезвычайного положения. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленно­му исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить за­бастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае - приоста­новить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жиз­ненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на десять ка­лендарных дней.

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллек­тивного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конфе­ренции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящи­ми сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением со­глашения сторон по коллективному трудовому спору осуществ­ляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

Законодатель предусмотрел определенные гарантии и пра­вовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняются на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время мо­жет работодателем не выплачиваться. Работникам, которые не участвуют в забастовке, но в связи с ней не могут выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по

вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка (если на этой работе выполняют нормы труда) или их тарифной ставки (если эти нормы не выполняют). Кол­лективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного тру­дового спора, могут быть предусмотрены определенные компенса­ционные выплаты работникам, участвующим в забастовке, и более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забас­товке (например, во всех случаях за время забастовок может бить сохранена оплата не ниже их среднего заработка).

Более того, закон запрещают локаут, т. е. увольнение бастующих работ­ников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, фи­лиала, представительства в период забастовки.

 Закон четко установил ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требова­ний или препятствующие их проведению, несут дисциплинар­ную или административную ответственность. 

За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях. Закон предусмотрел от­ветственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу ре­шения суда о признании забастовки незаконной либо об отсроч­ке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицировать­ся как прогул, который влечет увольнение.

К организаторам незаконной забастовки могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Лица, принуждающие к за­бастовке путем насилия или угрозой применения насилия, при­влекаются к уголовной ответственности и наказываются лишени­ем свободы на срок до одного года или исправительными рабо­тами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Организации, трудовые коллективы которых проводят забас­товку, должны нести материальную ответственность по догово­рам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих дого­воров. Тем самым уменьшаются фонды организации, в том чис­ле и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим организациям или гражданам, возмещается бастующей организацией в соот­ветствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответ­ственность организация, поскольку она заключала договор. Воз­мещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забас­товкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по ини­циативе профсоюза, то ущерб возмещается за счет профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имуще­ственное положение профсоюза.

 

Вопросы:

1. Раскройте понятие «трудовой спор».

2. Каков порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС и суде?

3. Как исполняются решения КТС и суда по трудовым спорам?

4. Раскройте понятие и виды коллективных трудовых споров.

5. Какие существуют этапы мирных процедур разрешения трудовых споров?

6. Каковы порядок и сроки разрешения коллективного спора в примири­тельной комиссии, с участием посредника и в трудовом арбитраже?         

7. Что такое забастовка и каков порядок ее объявления?

8.  Каковы последствия законной и незаконной забастовок?

9.  Каковы права и обязанности органа, возглавляющего забастовку?

Литература:

 

  1. Конституция РФ
  2. Трудовой кодекс РФ

3. Смоленский М. Б. Трудовое право Российской Федерации. Учебник. М., Академия, 2013г, 491 с.

4. Трудовое право России. Ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Учебник. М., Высшее образование,  2013, 648 с.

5. Трудовой договор. Практическое пособие для работодателей и работников. Тихомиров М.Ю. - 2013. - 208 с.

 

 

 

 

 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.011 с.)