Форма обучения и режим занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма обучения и режим занятий



В работе объединения дополнительного образования «Нелинейный мир» принимают участие дети 13–17лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 часа.

Количество детей в группе — 12 человек.

Формы занятий разнообразные: фронтальные занятия (лекция, беседа, семинар), индивидуальные и групповые консультационные занятия по индивидуальным планам выполнения творческих работ и проектов, групповые практические и лабораторные работы, открытые занятия.

Разработка исследовательских проектов, решение задач, предложенных на интеллектуальных турнирах, выполнение лабораторных и практических работ осуществляются слушателями индивидуально или группами по 2–3 человека с обсуждением промежуточных и окончательных результатов всем коллективом слушателей.

Учащиеся принимают участие в полевых х экспедиционных выходах, научно-популярных лекциях и экскурсиях в музеи и научно-исследовательские организации, во встречах с учеными.

Важной особенностью формирования команд, участвующих в указанных мероприятиях, является разновозрастный состав. Обучающиеся старшего возраста являются в командах ведущими участниками, а их младшие товарищи учатся у них, выполняя в то же время не менее важную для общего результата работу технического характера (делают расчеты по составленным старшими участниками моделям, проводят опыты, требующие большого числа повторений, и т.п.).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании программы дети получат и усвоят современные представления:

· о единстве пространства-времени и неразрывности материи и пространства- времени;

· о принципе относительности;

· о квантово-механических моделях и их связи с классическими предельными моделями;

· о нелинейных моделях различных физических явлений и некоторых способах их компьютерного моделирования;

· о сочетании теоретических и экспериментальных исследований в современной физике.

По окончании программы дети приобретут следующие умения:

· наблюдать и анализировать реальные физические процессы на примере явлений, встречающихся в быту и в ближайшем природном окружении;

· составлять модели физических процессов на основе представлений элементарной физики;

· проводить экспериментальные исследования в рамках принятой модели;

· формулировать и обсуждать полученные экспериментальные результаты;

· готовить и представлять доклад по проделанной работе.

Успешность выполнения работы оценивается по соответствию полученных экспериментальных результатов теоретическим представлениям и логической непротиворечивости сделанных по работе выводов.

Текущая и промежуточная проверка результатов осуществляется во время собеседования с педагогом на консультационных занятиях. Промежуточная проверка результатов может проходить в форме доклада на собрании объединения. По окончании тематических разделов проводятся защиты творческих работ.

Итоговая проверка результатов осуществляется в процессе участия в конференциях турнирах, олимпиадах.

Следует заметить, что формальные результаты выступлений слушателей на различных мероприятиях (грамоты, дипломы и т.п.) не должны быть оценкой успешности занятий ребенка в объединении. Само выступление на таком мероприятии — уже большое достижение слушателя.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего Теория Практика
  Вводное занятие. 1 1
  I. Пространство и время в классической физике 19 9 10
1.1 Предмет и методы физики. Моделирование в физике 3 1 2
1.2 Однородность и изотропность пространства и времени 4 2 2
1.3 Вещество и поле – формы существования материи. Различные виды взаимодействий 4 2 2
1.4 Движение, его относительность. Равноправие инерциальных систем отсчета в классической и современной физике 4 2 2
1.5 Конечность скорости распространения сигнала. Галилеево пространство-время. Механический мир Ньютона. Проблемы вычислимости в мире материальных точек и шариков 4 2 2
  II. Поле, кванты, пространство 12 10 2
2.1 Гамильтонова механика. Фазовое пространство 4 2 2
2.2 Взаимодействие полей и создающих их частиц в различных пространствах 4 4 -
2.3 Гипотезы: голографическая Вселенная; множественность вселенных 4 4 -
  III. Движение в пространстве Минковского 8 6 2
3.1 Пространство-время Минковского. 4 2 2
3.2 Инертность и гравитация. Мировая линия. 4 4 -
  IV. Законы сохранения физических величин как проявление симметрии в природе 4 2 2
4.1 Симметрия, однородность и законы сохранения. Действие. Принцип Мопертюи 4 2 2
  V. Колебательные процессы в линейных и нелинейных системах 20 10 10
5.1 Возникновение колебаний. Фазовые портреты колебаний. Гармонические колебания 4 2 2
5.2 Затухающие колебания в системах с вязким и сухим трением 4 2 2
5.3 Вынужденные колебания 4 2 2
5.4 Параметрические колебания 4 2 2
5.5 Колебания в нелинейных системах 4 2 2
  VI. От волн к квантам 24 12 12
6.1 Волновые процессы 4 2 2
6.2 Дисперсия, волновой пакет. Принцип неопределенности для волновых движений 4 2 2
6.3 Квантовая гипотеза. Комплексный характер детерминистского описания микроявлений 4 2 2
6.4 Где граница между квантовым и классическим миром? Принцип неопределенности. 4 2 2
6.5 Гильбертово пространство, измерения, копирование квантового состояния. Спин – специфическая квантовая характеристика. 4 2 2
6.6 Являются ли квантовые парадоксы парадоксами 4 2 2
  VII. Равновесные и неравновесные системы. Хаос и самоорганизация 52 26 26
7.1 Энтропия. Хаотичен ли настоящий хаос? 4 2 2
7.2 Стрела времени. Принцип неубывания энтропии 4 2 2
7.3 Нелинейные колебательные системы. Фазовые портреты. Аттракторы 4 2 2
7.4 Стационарность и равновесие. Неравновесные системы 4 2 2
7.5 О теории катастроф 4 2 2
7.6 Статистическая механика. Флуктуации 4 2 2
7.7 Что нужно для самоорганизации? 4 2 2
7.8 Упорядочение через флуктуации 4 2 2
7.9 Чем идеальный газ отличается от гравитирующих систем? Самоорганизация галактик 4 2 2
7.10 Жизнь неживой природы. Фрактальная организация самоподдерживающихся структур 4 2 2
7.11 Некоторые фрактальные множества (Ньютона, Мандельброта и др.) 4 2 2
7.12 Эволюционная самоорганизация. Обойдемся без бифуркаций? 4 2 2
7.13 Зачем жизнеспособной системе хаос? Сколько его нужно? 4 2 2
   Итоговое занятие 4 4 -
  Итого 144 80 64
  Массовые мероприятия 8 - 8
  Всего 152 80 72

Содержание

Вводное занятие.

Что значит нелинейность мира? Вопросы безопасности при выполнении лабораторных исследований.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.004 с.)