Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма обучения и режим занятий
В работе объединения дополнительного образования «Нелинейный мир» принимают участие дети 13–17лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 часа. Количество детей в группе — 12 человек. Формы занятий разнообразные: фронтальные занятия (лекция, беседа, семинар), индивидуальные и групповые консультационные занятия по индивидуальным планам выполнения творческих работ и проектов, групповые практические и лабораторные работы, открытые занятия. Разработка исследовательских проектов, решение задач, предложенных на интеллектуальных турнирах, выполнение лабораторных и практических работ осуществляются слушателями индивидуально или группами по 2–3 человека с обсуждением промежуточных и окончательных результатов всем коллективом слушателей. Учащиеся принимают участие в полевых х экспедиционных выходах, научно-популярных лекциях и экскурсиях в музеи и научно-исследовательские организации, во встречах с учеными. Важной особенностью формирования команд, участвующих в указанных мероприятиях, является разновозрастный состав. Обучающиеся старшего возраста являются в командах ведущими участниками, а их младшие товарищи учатся у них, выполняя в то же время не менее важную для общего результата работу технического характера (делают расчеты по составленным старшими участниками моделям, проводят опыты, требующие большого числа повторений, и т.п.). Ожидаемые результаты и способы их проверки По окончании программы дети получат и усвоят современные представления: · о единстве пространства-времени и неразрывности материи и пространства- времени; · о принципе относительности; · о квантово-механических моделях и их связи с классическими предельными моделями; · о нелинейных моделях различных физических явлений и некоторых способах их компьютерного моделирования; · о сочетании теоретических и экспериментальных исследований в современной физике. По окончании программы дети приобретут следующие умения: · наблюдать и анализировать реальные физические процессы на примере явлений, встречающихся в быту и в ближайшем природном окружении; · составлять модели физических процессов на основе представлений элементарной физики;
· проводить экспериментальные исследования в рамках принятой модели; · формулировать и обсуждать полученные экспериментальные результаты; · готовить и представлять доклад по проделанной работе. Успешность выполнения работы оценивается по соответствию полученных экспериментальных результатов теоретическим представлениям и логической непротиворечивости сделанных по работе выводов. Текущая и промежуточная проверка результатов осуществляется во время собеседования с педагогом на консультационных занятиях. Промежуточная проверка результатов может проходить в форме доклада на собрании объединения. По окончании тематических разделов проводятся защиты творческих работ. Итоговая проверка результатов осуществляется в процессе участия в конференциях турнирах, олимпиадах. Следует заметить, что формальные результаты выступлений слушателей на различных мероприятиях (грамоты, дипломы и т.п.) не должны быть оценкой успешности занятий ребенка в объединении. Само выступление на таком мероприятии — уже большое достижение слушателя. 2. Учебно-тематический план
Наименование разделов, тем |
Количество часов | |||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
Вводное занятие. | 1 | 1 | – | ||||||
I. Пространство и время в классической физике | 19 | 9 | 10 | ||||||
1.1 | Предмет и методы физики. Моделирование в физике | 3 | 1 | 2 | |||||
1.2 | Однородность и изотропность пространства и времени | 4 | 2 | 2 | |||||
1.3 | Вещество и поле – формы существования материи. Различные виды взаимодействий | 4 | 2 | 2 | |||||
1.4 | Движение, его относительность. Равноправие инерциальных систем отсчета в классической и современной физике | 4 | 2 | 2 | |||||
1.5 | Конечность скорости распространения сигнала. Галилеево пространство-время. Механический мир Ньютона. Проблемы вычислимости в мире материальных точек и шариков | 4 | 2 | 2 | |||||
II. Поле, кванты, пространство | 12 | 10 | 2 | ||||||
2.1 | Гамильтонова механика. Фазовое пространство | 4 | 2 | 2 | |||||
2.2 | Взаимодействие полей и создающих их частиц в различных пространствах | 4 | 4 | - | |||||
2.3 | Гипотезы: голографическая Вселенная; множественность вселенных | 4 | 4 | - | |||||
III. Движение в пространстве Минковского | 8 | 6 | 2 | ||||||
3.1 | Пространство-время Минковского. | 4 | 2 | 2 | |||||
3.2 | Инертность и гравитация. Мировая линия. | 4 | 4 | - | |||||
IV. Законы сохранения физических величин как проявление симметрии в природе | 4 | 2 | 2 | ||||||
4.1 | Симметрия, однородность и законы сохранения. Действие. Принцип Мопертюи | 4 | 2 | 2 | |||||
V. Колебательные процессы в линейных и нелинейных системах | 20 | 10 | 10 | ||||||
5.1 | Возникновение колебаний. Фазовые портреты колебаний. Гармонические колебания | 4 | 2 | 2 | |||||
5.2 | Затухающие колебания в системах с вязким и сухим трением | 4 | 2 | 2 | |||||
5.3 | Вынужденные колебания | 4 | 2 | 2 | |||||
5.4 | Параметрические колебания | 4 | 2 | 2 | |||||
5.5 | Колебания в нелинейных системах | 4 | 2 | 2 | |||||
VI. От волн к квантам | 24 | 12 | 12 | ||||||
6.1 | Волновые процессы | 4 | 2 | 2 | |||||
6.2 | Дисперсия, волновой пакет. Принцип неопределенности для волновых движений | 4 | 2 | 2 | |||||
6.3 | Квантовая гипотеза. Комплексный характер детерминистского описания микроявлений | 4 | 2 | 2 | |||||
6.4 | Где граница между квантовым и классическим миром? Принцип неопределенности. | 4 | 2 | 2 | |||||
6.5 | Гильбертово пространство, измерения, копирование квантового состояния. Спин – специфическая квантовая характеристика. | 4 | 2 | 2 | |||||
6.6 | Являются ли квантовые парадоксы парадоксами | 4 | 2 | 2 | |||||
VII. Равновесные и неравновесные системы. Хаос и самоорганизация | 52 | 26 | 26 | ||||||
7.1 | Энтропия. Хаотичен ли настоящий хаос? | 4 | 2 | 2 | |||||
7.2 | Стрела времени. Принцип неубывания энтропии | 4 | 2 | 2 | |||||
7.3 | Нелинейные колебательные системы. Фазовые портреты. Аттракторы | 4 | 2 | 2 | |||||
7.4 | Стационарность и равновесие. Неравновесные системы | 4 | 2 | 2 | |||||
7.5 | О теории катастроф | 4 | 2 | 2 | |||||
7.6 | Статистическая механика. Флуктуации | 4 | 2 | 2 | |||||
7.7 | Что нужно для самоорганизации? | 4 | 2 | 2 | |||||
7.8 | Упорядочение через флуктуации | 4 | 2 | 2 | |||||
7.9 | Чем идеальный газ отличается от гравитирующих систем? Самоорганизация галактик | 4 | 2 | 2 | |||||
7.10 | Жизнь неживой природы. Фрактальная организация самоподдерживающихся структур | 4 | 2 | 2 | |||||
7.11 | Некоторые фрактальные множества (Ньютона, Мандельброта и др.) | 4 | 2 | 2 | |||||
7.12 | Эволюционная самоорганизация. Обойдемся без бифуркаций? | 4 | 2 | 2 | |||||
7.13 | Зачем жизнеспособной системе хаос? Сколько его нужно? | 4 | 2 | 2 | |||||
Итоговое занятие | 4 | 4 | - | ||||||
Итого | 144 | 80 | 64 | ||||||
Массовые мероприятия | 8 | - | 8 | ||||||
Всего | 152 | 80 | 72 |
Содержание
|
Вводное занятие.
Что значит нелинейность мира? Вопросы безопасности при выполнении лабораторных исследований.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.004 с.)