Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социальной компетентности у подростков,Стр 1 из 8Следующая ⇒
Министерство социальной политики Красноярского края Краевое государственное бюджетное учреждение Социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей» Развитие социальной компетентности у подростков, Находящихся в трудной жизненной ситуации, Раздел 1. Теоретико-методологические предпосылки изучения социального развития подростков, временно проживающих в условиях центра семьи и детей Тематический п лан занятий
Групповая работа, осуществляемая в ходе занятий, содействует повышению социальной активности подростков. Подростки учились планировать свою деятельность, примеряли различные социальные роли, выступали в роли обучающего и обучающегося, развивали свои организаторские способности, формировали в себе чувство товарищества, самостоятельности и ответственности. В целом программа позволяет подросткам овладеть теми социальными навыками, которые ранее были у них не сформированы/не развиты. 2.2 Программа социально-ориентированной деятельности по формированию социальной компетентности у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях стационарного учреждения В учреждениях социального обслуживания, где временно проживают несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, необходимо создавать условия для эффективного включения подростка в систему успешной социализации и формирования социально значимых компетенций. Формирование социальной компетентности подростков, проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания центров семьи и детей осуществляется с помощью социально-психолого-педагогической работы, в которой реализуются основные функции: коммуникативная, организационная, прогностическая, диагностическая, профилактическая, реабилитационная и т.п.
Данная программа может применяться в стационарных учреждениях социального обслуживания семьи и детей Красноярского края. Программа краткосрочная, рассчитана на 3 месяца. Цель программы: содействие повышению социальной компетентности подростков, временно проживающих в Краевом центре семьи и детей. Задачи программы: Личностные: · создать условия для формирования подростков к самовоспитанию; · создать условия для реализации их стремлений к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: · уметь управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями; · уметь слушать собеседника, вести дискуссию; · уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения; · уметь планировать свою деятельность; · получить опыт участия в командной работе. Образовательные (предметные): · формировать знания, навыки и умения в сфере межличностного общения, конфликтологии, правовой грамотности, правил безопасного поведения и т.д.; · развития творческих способностей в различных направлениях и техниках (рисование «эбру», танцы, сценическое искусство); Предполагается, что через решение разнообразных поставленных задач в рамках занятий программы воспитаннику приходится вступать в интенсивное коммуникативное взаимодействие с другими членами группы и педагогами. Опыт, который впоследствии будет способствовать дальнейшей успешной адаптации в социуме. Нормативно-правовое обеспечение программы. · Социально-ориентированнная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; · Лицензия № 8183-л от 25.09.2015 г., выданная министерством образования Красноярского края, Краевой центр семьи и детей, осуществляет образовательную деятельность по предоставлению образовательных услуг в области дополнительного образования детей и взрослых; · СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
· Устава краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей. Теоретическую базу программы составили: · личностно-ориентированное обучения и воспитания были рассмотрены в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Е.А. Крюкова; · теория о ключевых образовательных компетенциях в работах Хуторского А.В; · психологого-педагогические аспекты процесса обучения несовершеннолетних были рассмотрены в работах И.А. Зимней, Т.В. Антоновой, С.Б. Серяковой., О.В. Галаковой; · принципы развития познавательной активности в процессе обучения представлены в работах Г.И. Щукиной, В.Г. Леонтьева. Критерии социальной компетентности. Руководствуясь концепцией социальной компетентности А.И. Савенкова, главными для развития личности, являются следующие три группы описывающих его критериев: Когнитивные: - социальные знания (о людях, знание правил в обществе); социальная память (имена, лица людей); - социальное прогнозирование (рефлексия своего развития и оценка альтернативных возможностей, постановка собственных действий, отслеживание своего развития); - социальная интуиция (определение своего настроения, способность воспринимать наблюдаемое поведение в различных ситуациях, понимание мотивов поступка, оценка чувств); Эмоциональные: - сопереживание (умение входить в положение других людей, представлять себя на место другого); - социальная выразительность (эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль); - способность к саморегуляции (способность урегулировать свои эмоции и собственное настроение. Поведенческие: - социальное межличностное взаимодействие (способность работать в команде); - социальное восприятие (умение слушать собеседника, понимание чувство юмора); - социальная адаптация (умение убеждать и объяснять окружающим, способность находить компромисс с другими людьми). При разработке социально-ориентированнойпрограммы мы руководствовались следующими правилами с участниками программы: - направленность на постоянное развитие подростка; -формировать у подростков навыки активного слушания и эффективного общения; - формировать нравственное оценивание усваиваемого материала. Педагог может корректировать ход занятия, используя следующие фразы: «Я не достаточно понимаю, как это тема, связано с нашей тематикой. Поясни пожалуйста, что имеется ввиду?»; - проявлять уважение к другим участникам дискуссии (признаки: недопущение оценочных высказываний на занятиях в отношении других воспитанников); - соблюдать «правило искренности» (признаки: говорить откровенно о своих чувствах и мыслях). В ходе реализации программы использовались: - формы организации деятельности: коллективная; - методы организации деятельности: ролевые игры, ситуативные задания, работа в парах, групповые дискуссии, элементы арт-терапии (сказкотерапия, эбру-терапия), игровые методы, тренинги, мини-лекции, упражнении, техники саморегуляции. Программа направлена на апробацию краткосрочных тренинговых занятий для подростков 11-14 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проживающих в стационарных отделениях учреждении для детей и подростков. Тренинговые формы работы обладают мощным реабилитационным потенциалом и включают в себя особую разновидность обучения через непосредственное «проживание», моделирование ситуаций, отработку полезных навыков, обсуждение, отстаивание собственной позиции.
По содержанию тренинг является социально-психолого-педагогическим, по форме организации – групповым, по времени реализации – краткосрочным. Данная программа направлена на развитие знаний, навыков, умений и способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях. Коррекционная программа составлена на основе комплекса групповых тренинговых занятий психолога Краевого центра семьи и детей Н.В. Маштановой. В течение 3 месяцев в соответствии с поставленными задачами осуществлялась деятельность по проведению тренинговых занятий в рамках разработанной программы. Коррекционные мероприятия строились в интересной, занимательной для подростков форме. Занятия могли корректироваться в зависимости от проблем, успехов и интересов подростков. Каждое занятие состояло из вводной, основной и заключительной части. Вводная часть включала в себя приветствие, мотивирование на работу, рефлексию по итогам предыдущих занятий. Основная часть: коррекционно-развивающие занятия и упражнения для сплочения группы и др. Заключительная часть: подведение итогов занятия, рефлексия. Реализация программы для подростков, проживающих в стационарных отделениях учреждения социального обслуживания, предполагает проведение занятий по следующим направлениям: Когнитивный, включающее организацию и проведение тренингового занятия «Я понимаю себя или умею общаться» (воспитанники учатся активному слушанию, научить конструктивно решать конфликты в групповой работе). Эмоциональный, предусматривал занятия: «Я тебя понимаю», «Мое настроение», «Угадай эмоцию», «Дружеская ладошка», применение сказкотерапии «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»(Автор сказки: Мария Минаева – педагог-психолог города Москвы), просмотр американского фильма «Гарвардский бомж» (режиссёр Питер Ливайн, 2003 г.) с последующей дискуссией. Очень важно было создать атмосферу, чтобы в ходе дискуссии воспитанники могли искренне высказывать свое мнение и не чувствовали ограничений в контексте обсуждения. Поведенческий, включающий в себя мастер-класс по рисованию на воде в технике «Эбру», техники саморегуляции, различные психологические упражнения, тематические беседы, занятия с элементами тренинга, просмотр мультфильма «Конфликт» (режиссёр Гарри Бардин, 1983 г) с последующим обсуждением.
План занятий В целях реализации социально-ориентированнойпрограммы разработан план мероприятий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ Занятия |
Основные направления Занятия |
Тема Занятия |
Цель занятия | Упражнения, игры входящие в занятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть: Упражнение «Солнышко и тучка»; Сказка «Маленький медвежонок»; Обсуждение Упражнение «Автопортрет»; Упражнение «Дружественная ладошка»; Заключительная часть. Сказка-притча о еже, который привлекал к себе внимание. Вопросы по обсуждению сказки-притчи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Тренинг №8 Просмотр фильма «Гарвардский бомж» | Получение опыта сопереживания другому, развитие навыков рефлексии. Расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления. Развитие навыков рефлексии | Вводная часть: Разминка «Людмила Прокофьевна»; Основная часть: Просмотр и обсуждение фильма «Гарвардский бомж». Заключительная часть Дискуссия по результата обсуждения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть: Игра «Телеграф»; Упражнение «Прогноз погоды»; Тематическая беседа «Будущее. Жизненные планы. Цели»; Школа общения. Упражнение «Социальные роли»; Заключите- Льная часть Релаксация. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Тренинг №10 «Учимся общаться» | Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. | Вводная часть: Упражнение «Умение слушать»; Основная часть: Просмотр мультфильма с обсуждением» «Что такое конфликт»; Союзмультфильм «Конфликт» (1983); Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»; Упражнение «Варианты общения»; Упражнение «Шалаш»; Заключительная часть Техника саморегуляции «Лист гнева» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | «Эбру-терапия» | Формирования позитивного самовосприятия; снятие психоэмоционального напряжения; видам творческой деятельности.
| Вводная часть: Инструкция перед рисованием «Эбру» Основная часть: «Эбру-терапия»; Заключительная часть Релаксация «Улыбка»; Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
| Итоговое занятие «Мы знаем и умеем» | Подведение итога проделанной работы.Закрепление достигнутого подростком результата. Анализ уровня развития коллектива. | Вводная часть: Разминка «Путаница»; Основная часть: Упражнение «Машина Времени»; Упражнение«Элементы аутогенной тренировки»; Заключительная часть Упражнение «Я благодарен тому, что…»; Упражнение «Ритуал Прощания». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство социальной политики Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение
Социального обслуживания
|
«Краевой центр семьи и детей»
Развитие социальной компетентности у подростков,
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.093 с.)