Развитие социальной компетентности у подростков, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социальной компетентности у подростков,



Министерство социальной политики Красноярского края

Краевое государственное бюджетное учреждение

Социального обслуживания

«Краевой центр семьи и детей»

Развитие социальной компетентности у подростков,

Находящихся в трудной жизненной ситуации,

Раздел 1. Теоретико-методологические предпосылки изучения социального развития подростков, временно проживающих в условиях центра семьи и детей

Тематический п лан занятий

№ п/п Блок Тема занятия Кол-во часов

1

Правовой

Я имею право! 1
Что главное? 1
Я ответственен! 1

2

Коммуникативный

Я личность! 1
Как твои дела? 1
Умение решать конфликтные ситуации 1

3

Досуговый

Делать было нечего… 1
Список дел 1
Свободное время 1

4

Семейный

Моя семья в настоящем                       и будущем 1
Семейные ценности                    и традиции 1
Жизненные планы 1

Групповая работа, осуществляемая в ходе занятий, содействует повышению социальной активности подростков. Подростки учились планировать свою деятельность, примеряли различные социальные роли, выступали в роли обучающего и обучающегося, развивали свои организаторские способности, формировали в себе чувство товарищества, самостоятельности и ответственности.

В целом программа позволяет подросткам овладеть теми социальными навыками, которые ранее были у них не сформированы/не развиты.

2.2 Программа социально-ориентированной деятельности по формированию социальной компетентности у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях стационарного учреждения

В учреждениях социального обслуживания, где временно проживают несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, необходимо создавать условия для эффективного включения подростка в систему успешной социализации и формирования социально значимых компетенций. Формирование социальной компетентности подростков, проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания центров семьи и детей осуществляется с помощью социально-психолого-педагогической работы, в которой реализуются основные функции: коммуникативная, организационная, прогностическая, диагностическая, профилактическая, реабилитационная и т.п.

Данная программа может применяться в стационарных учреждениях социального обслуживания семьи и детей Красноярского края.

 Программа краткосрочная, рассчитана на 3 месяца.

Цель программы: содействие повышению социальной компетентности подростков, временно проживающих в Краевом центре семьи и детей.

Задачи программы:                        

Личностные:

· создать условия для формирования подростков к самовоспитанию;

· создать условия для реализации их стремлений к самопознанию и самосовершенствованию.

Метапредметные:

· уметь управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями;

· уметь слушать собеседника, вести дискуссию;

· уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения;

· уметь планировать свою деятельность;

· получить опыт участия в командной работе.

Образовательные (предметные):

· формировать знания, навыки и умения в сфере межличностного общения, конфликтологии, правовой грамотности, правил безопасного поведения и т.д.;

· развития творческих способностей в различных направлениях и техниках (рисование «эбру», танцы, сценическое искусство);

Предполагается, что через решение разнообразных поставленных задач в рамках занятий программы воспитаннику приходится вступать в интенсивное коммуникативное взаимодействие с другими членами группы и педагогами. Опыт, который впоследствии будет способствовать дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

· Социально-ориентированнная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

· Лицензия № 8183-л от 25.09.2015 г., выданная министерством образования Красноярского края, Краевой центр семьи и детей, осуществляет образовательную деятельность по предоставлению образовательных услуг в области дополнительного образования детей и взрослых;

· СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

· Устава краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей.

Теоретическую базу программы составили:

·   личностно-ориентированное обучения и воспитания были рассмотрены в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Е.А. Крюкова;

· теория о  ключевых образовательных компетенциях в работах Хуторского А.В;

· психологого-педагогические аспекты процесса обучения несовершеннолетних были рассмотрены в работах И.А. Зимней, Т.В. Антоновой, С.Б. Серяковой., О.В. Галаковой;

· принципы развития познавательной активности в процессе обучения представлены в работах Г.И. Щукиной, В.Г. Леонтьева.

Критерии социальной компетентности.

Руководствуясь концепцией социальной компетентности А.И. Савенкова, главными для развития личности, являются следующие три группы описывающих его критериев:

Когнитивные:

- социальные знания (о людях, знание правил в обществе); социальная память (имена, лица людей);

- социальное прогнозирование (рефлексия своего развития и оценка альтернативных возможностей, постановка собственных действий, отслеживание своего развития);

- социальная интуиция (определение своего настроения, способность воспринимать наблюдаемое поведение в различных ситуациях, понимание мотивов поступка, оценка чувств);

Эмоциональные:

- сопереживание (умение входить в положение других людей, представлять себя на место другого);

- социальная выразительность (эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль);

- способность к саморегуляции (способность урегулировать свои эмоции и собственное настроение.

Поведенческие:

- социальное межличностное взаимодействие (способность работать в команде);

- социальное восприятие (умение слушать собеседника, понимание чувство юмора);

- социальная адаптация (умение убеждать и объяснять окружающим, способность находить компромисс с другими людьми).

При разработке социально-ориентированнойпрограммы мы руководствовались следующими правилами с участниками программы:

- направленность на постоянное развитие подростка;

-формировать у подростков навыки активного слушания и эффективного общения;

- формировать нравственное оценивание усваиваемого материала.

Педагог может корректировать ход занятия, используя следующие фразы: «Я не достаточно понимаю, как это тема, связано с нашей тематикой. Поясни пожалуйста, что имеется ввиду?»;

- проявлять уважение к другим участникам дискуссии (признаки: недопущение оценочных высказываний на занятиях в отношении других воспитанников);

- соблюдать «правило искренности» (признаки: говорить откровенно о своих чувствах и мыслях).

В ходе реализации программы использовались:

- формы организации деятельности: коллективная;

- методы организации деятельности: ролевые игры, ситуативные задания, работа в парах, групповые дискуссии, элементы арт-терапии (сказкотерапия, эбру-терапия), игровые методы, тренинги, мини-лекции, упражнении, техники саморегуляции.

Программа направлена на апробацию краткосрочных тренинговых занятий для подростков 11-14 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проживающих в стационарных отделениях учреждении для детей и подростков. Тренинговые формы работы обладают мощным реабилитационным потенциалом и включают в себя особую разновидность обучения через непосредственное «проживание», моделирование ситуаций, отработку полезных навыков, обсуждение, отстаивание собственной позиции.

По содержанию тренинг является социально-психолого-педагогическим, по форме организации – групповым, по времени реализации – краткосрочным.

Данная программа направлена на развитие знаний, навыков, умений и способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Коррекционная программа составлена на основе комплекса групповых тренинговых занятий психолога Краевого центра семьи и детей Н.В. Маштановой.  

В течение 3 месяцев в соответствии с поставленными задачами осуществлялась деятельность по проведению  тренинговых занятий в рамках разработанной программы. Коррекционные мероприятия строились в интересной, занимательной для подростков форме. Занятия могли корректироваться в зависимости от проблем, успехов и интересов подростков. Каждое занятие состояло из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть включала в себя приветствие, мотивирование на работу,  рефлексию по итогам предыдущих занятий.

Основная часть: коррекционно-развивающие занятия и упражнения для сплочения группы и др.

 Заключительная часть:  подведение итогов занятия, рефлексия.  

Реализация программы для подростков, проживающих в стационарных отделениях учреждения социального обслуживания, предполагает проведение занятий по следующим направлениям:

Когнитивный, включающее организацию и проведение тренингового занятия «Я понимаю себя или умею общаться» (воспитанники учатся активному слушанию, научить конструктивно решать конфликты в групповой работе).

Эмоциональный, предусматривал занятия: «Я тебя понимаю», «Мое настроение», «Угадай эмоцию», «Дружеская ладошка», применение сказкотерапии «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»(Автор сказки: Мария Минаева – педагог-психолог города Москвы), просмотр американского фильма «Гарвардский бомж» (режиссёр Питер Ливайн, 2003 г.) с последующей дискуссией. Очень важно было создать атмосферу, чтобы в ходе дискуссии воспитанники могли искренне высказывать свое мнение и не чувствовали ограничений в контексте обсуждения.

Поведенческий, включающий в себя мастер-класс по рисованию на воде в технике «Эбру», техники саморегуляции, различные психологические упражнения, тематические беседы, занятия с элементами тренинга, просмотр мультфильма «Конфликт» (режиссёр Гарри Бардин, 1983 г) с последующим обсуждением.

План занятий

В целях реализации   социально-ориентированнойпрограммы разработан план мероприятий.

 

Занятия

Основные

 направления

Занятия

Тема

Занятия

Цель занятия

Упражнения,  игры входящие в занятие  

Основная

 часть:

Упражнение «Солнышко

и тучка»;

Сказка

«Маленький медвежонок»;

Обсуждение

Упражнение «Автопортрет»;

Упражнение «Дружественная ладошка»;

Заключительная часть.

Сказка-притча

о еже, который привлекал

к себе

внимание.

Вопросы по обсуждению

сказки-притчи

 

8

Тренинг №8 Просмотр

фильма

«Гарвардский бомж»

Получение опыта сопереживания другому,

развитие навыков рефлексии.

Расширение представлений о

жизненных проблемах и

способах их преодоления.

Развитие навыков рефлексии

Вводная часть: Разминка «Людмила Прокофьевна»; Основная  часть: Просмотр и обсуждение фильма «Гарвардский  бомж». Заключительная часть Дискуссия по результата  обсуждения

Основная

часть:

Игра

«Телеграф»;

Упражнение

«Прогноз

погоды»;

Тематическая

беседа

«Будущее.

Жизненные

планы. Цели»;

Школа

общения. Упражнение «Социальные

роли»;

Заключите-

Льная часть

Релаксация.

 

10

 

Тренинг №10

«Учимся общаться»

Формирование навыков

конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Вводная часть:

Упражнение

«Умение

слушать»;

Основная

 часть:

Просмотр мультфильма с обсуждением»

«Что такое конфликт»;

Союзмультфильм «Конфликт»

(1983);

Упражнение

«Плюсы и

 минусы конфликта»;

Упражнение «Варианты

общения»;

Упражнение «Шалаш»;

Заключительная часть

Техника саморегуляции «Лист гнева»

 

11

«Эбру-терапия»

  Формирования позитивного

 самовосприятия; снятие

психоэмоционального напряжения;
- развитие способностей к различным

 видам творческой деятельности.

 

Вводная часть:

Инструкция

 перед

 рисованием

«Эбру»

Основная

часть:

«Эбру-терапия»;

Заключительная часть

Релаксация

«Улыбка»;

Рефлексия

12

 

Итоговое

занятие «Мы

знаем

и умеем»

Подведение итога проделанной

работы.Закрепление достигнутого

 подростком результата.

Анализ уровня развития

коллектива.

Вводная часть:

Разминка

«Путаница»;

Основная

 часть:

Упражнение

 «Машина

Времени»;

Упражнение«Элементы

аутогенной тренировки»;

Заключительная часть

Упражнение

«Я благодарен тому, что…»;

Упражнение

 «Ритуал

Прощания».

                       

Министерство социальной политики Красноярского края

Краевое государственное бюджетное учреждение

Социального обслуживания

«Краевой центр семьи и детей»

Развитие социальной компетентности у подростков,



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.093 с.)