Социально-педагогическая деятельность специалистов центров социальной помощи семьи и детям с несовершеннолетними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая деятельность специалистов центров социальной помощи семьи и детям с несовершеннолетними



Социальное обслуживание семьи, в которой проживают несовершеннолетние дети в настоящее время - это социальная помощь членам семьи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставление им комплекса социальных услуг и оказание им помощи в социальной адаптации и реабилитации [6].

Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [14]. Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с соответствующей деятельностью.

В Российской Федерации действует большое количество моделей социального обслуживания семей с несовершеннолетними. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

· государственные социальные службы;

· смешанные службы;

· коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни [13].

Основной задачей центров социальной помощи семье и детям является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В основу организационной направленности мы предлагаем взять социально-педагогическую деятельность краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей» (далее – Краевой центр семьи и детей).

Согласно уставу Краевого центра семьи и детей одним из приоритетных направлений работы учреждения является оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности воспитанников, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере спорта, здорового образа жизни и т.п.), организацию их досуга (праздники, экскурсии и другие социокультурные мероприятия)  [11].

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи несовершеннолетним в процессе их социализации, создание условий для их самореализации в социуме, освоения ими социальных норм и ценностей [14].

По своей сущности центр социальной помощи семье и детям для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, обеспечивает нормальные для ребенка условия жизни, реализует социально-педагогические условия, которые направлены на обеспечение позитивного социального становления воспитанников.

Основными задачами социально-педагогической деятельности являются:

 1. Развитие социальной компетентности ребёнка;

 2. Воспитание комплекса навыков необходимых для взаимодействия
с окружающей средой (социальная адаптация, социальная автономность
и так далее), реализуется на основе социального воспитания;

 3. Помощь в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей средой или между сверстниками, реализуется через социально-педагогическое сопровождение.

Социально-педагогическую деятельность в Краевом центре семьи и детей осуществляют:

· социальные педагоги;

· воспитатели;

· педагог-организатор;

· музыкальный руководитель;

· педагог дополнительного образования;

· педагоги-психологи;

· инструктор по физической культуре.

В соответствии с вышеперечисленными задачами, мы определили следующие принципы, которые способствуют развитию социальной компетентности младших подростков, временно проживающих в условиях центра семьи и детей:

- принцип индивидуализации (позволяет младшему подростку максимально реализовывать свой личностный потенциал, осваивать социальный опыт);

- принцип эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении);

- принцип гуманизма (отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития).

При поступлении несовершеннолетнего в Краевой центр семьи и детей обязательно проводится диагностика его развития – эмоционального, познавательного, поведенческого, анализируются проблемы ребенка в случае их выявления. В диагностическую работу привлекаются соответствующие специалисты – медицинские работники, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты по социальной работе. Этот этап работы включает в себя знакомство с ребенком, его семьей, изучение документов (школьного дела, медицинских документов), наблюдение за его поведением, в том числе во время коллективных мероприятий. На социальном консилиуме специалисты анализируют результаты диагностики и формулируют выводы, разрабатывают рекомендации, формируют индивидуальные программы по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетнего, ставят цели и задачи, которые необходимо решить.

Главной задачей является определение основных содержаний деятельности, методов реализации, форм организации, которые между собой взаимосвязаны. Задачи определяют ближайшую перспективу решения проблем социальной жизни детей в определенном направлении.

В зависимости от результатов диагностики социальные педагоги и педагоги-психологи определяют приоритетные направления работы для каждого несовершеннолетнего на реабилитационный период. Основными направлениями работы для воспитанников подросткового возраста в течение реабилитационного процесса чаще всего являются:

· развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

· развитие познавательной деятельности, культуры поведения;

· развитие творческих способностей;

· музыкально-художественная, духовно-нравственная деятельность и т.д.

Социально-педагогический процесс ведется с учетом возрастных особенностей и характеристик воспитанников. В Краевом центре семьи и детей важной составляющей частью социально-педагогического процесса является диалог между специалистом и ребёнком/подростком. Поэтапная работа специалистов дает возможность учитывать возрастные особенности ребенка, четко ставить цели в овладении теми навыками, которые необходимы подростку в данный момент. При этом активизируется процесс самовоспитания, самореализации личности подростка.

Создание новой среды обитания – один из методов воспитания. При подготовке различных мероприятий специалисты Краевого центра семьи
и детей распределяют детей по группам и предоставляют им свободу творчества, при этом координируют и направляют их в деятельность.

Воспитанники Краевого центра семьи и детей ежедневно включаются
в различные виды социально приемлемой деятельности, требующей коллективного, группового, индивидуального участия.

В течение реабилитационного периода в центре проводятся мероприятия, направленные на познавательное, эстетическое, этическое, патриотическое, нравственное, физическое воспитание детей, формирование здорового образа жизни, создание учебной мотивации.

Для эффективной организации реабилитационного процесса и достижения поставленных целей в социально-педагогической деятельности используются следующие формы работы:

· беседы/консультации как индивидуальные, так и групповые,

· тренинги;

· мастер-классы;

· кейс-stady;

· занятия-события;

· чтение и обсуждение книг,

· просмотр видеофильмов с последующим обсуждением,

· квесты,

· викторины экскурсии в музеи, библиотеки, различные историко-культурные объекты города Красноярска и др.

Развитие творческого потенциала и фантазии детей происходит через организацию конкурсов рисунка, выставок, конкурсов на лучшее оформление стендов групп, концертов и развлекательных программ. В работе с детьми используются словесные, наглядные и практические методы и приемы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

В условиях разновозрастного коллектива воспитанников особое внимание уделяется привитию чувства коллективизма, заботливого отношения к малышам, уважения к старшим. Зачастую подростки старшего возраста становятся настоящими помощниками воспитателей: организуют и придумывают игры, читают книги, помогают организовать мероприятия.
К примеру, ежегодно педагоги Краевого центра семьи и детей совместно с воспитанниками организуют праздничный концерт ко Дню пожилого человека «От сердца к сердцу в геронтологическом центре «Уют».

Самой распространенной и эффективной формой игровой деятельности в Краевом центре семьи и детей являются различные досуговые программы. Досуговая программа – это многообразие форм организация свободного времени детей и подростков. Проводятся досуговые программы для всех детей - от дошкольников до подростков. Такая форма работы в учреждении направлена на решение комплекса задач, связанных с формированием свободного времени: освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга, направленность личности на социально значимые культурные нормы и ценности, соревнований, развлечений и праздников, просвещение, общение, вовлечение подростка, в яркий мир различных игр. Автор, Б.А. Титов подчеркивает возможность развития установок на самосовершенствование, соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей, осознание принадлежности к социально-исторической общности, социальной активности, других людей [7].

В процессе игровой досуговой программы (ИДП)  подростки приобретают навыки общения, лучше узнают друг друга, учатся работать в команде, делить успех и ответственность с другими. Игровая досуговая программа (ИДП) подразумевает в себе познавательную шоу-программу, где воспитательный процесс завуалирован, поэтому подросток чувствует себя свободным.

В современных игровых досуговых программах (ИДП)  рассматриваются функции развития подростков в следующих направлениях:

- развитие интересов подростков;

- формирование нравственной позиции подростка;

- создание условий для сплочения детского коллектива, как средства развития личности;

- развитие различных творческих способностей;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие когнитивных способностей (мышление, память, вербальная и невербальная речь, воображение, внимание);

- формирование системы знаний, умений, навыков;

- формирование коммуникативных умений (умение бесконфликтно общаться с окружающими, умение воспринимать адекватно различную ситуацию).

Современная игровая досуговая программа (ИДП) вовлекает подростка в творческую деятельность через различные приемы игрового взаимодействия, эффективность процесса зависит от желаний, проблем, интересов, потребностей самого подростка [5].  

Специалисты в своей работе опираются на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности формирования культуры поведения.

Обучение детей нормам культуры поведения осуществляется в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты. Организуя деятельность детей, специалисты создают условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.

В заключении хочется отметить, что Краевой центр семьи и детей обеспечивает комфортные условия жизни для несовершеннолетних, способствует его развитию, социализации, воспитанию и обучению. В его социокультурной среде воспитанник живет, развивается, социализируется, приобретая определенное мировоззрение, усваивая культуру среды, социальные нормы и ценности. Залогом положительного результата социально-педагогической деятельности для каждого ребёнка является чёткая и слаженная совместная работа всех специалистов центра семьи и детей, которые включены в процесс реабилитации. Отличительной чертой данной деятельности является адресный характер, то есть направленность на определенного ребенка, индивидуальная работа, которая подразумевает решение проблем, возникающих в процессе социализации, с опорой на изучение особенностей личности каждого ребенка и его окружения.

 

 

Раздел 2. Разработка (адаптация) и реализация программы по формированию социальной компетентности у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях учреждения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.015 с.)