Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся детей



Возраст Психологические основы Педагогические основы Рекомендации
4-5 Это этап активного развития. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, начинают развиваются мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы. Развитие мыслительных и познавательных психических процессов. Для ребенка этого возраста важна положительная оценка и внимание. У детей высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности и повысить уверенность ребенка в своих силах. Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. Можно использовать игровую форму обучения. Необходима стимулирующая помощь учителя.  

 

Важно знать для полного понимания:

• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. Формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по 5 возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

1.2. Место программы в системе дополнительного образования

 

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие.

Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному: оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать "вооруженность" личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя. Именно это раскрывает моя программа «Ракульская роспись»

По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом. Составленная программа дополнительного образования имеет свою специфику, которая связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Однако если в тот период акцент делался на культурно – досуговой работе, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательная деятельность, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования. И сегодня существует немало примеров такого взаимодействия, приводящего к ярким позитивным результатам. Разработанная программа «Ракульская роспись» объединяет в себе обучение, воспитание и развитие личности. Данная программа дополнительное образование детей рассматривается как:

1. Процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации.

2. Специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения

3. Процесс добровольно избранного ребенком освоение вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека.

 

4. Неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

5. Особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков.

6. Деятельность детей и подростков за пределами регламентированного гос. минимумом учебно-воспитательного процесса занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности.

Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления. Программа «Ракульская роспись», рассчитанная на учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Это цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей и т.д.

Под дополнительным образованием понимается:

1. Образование, дополняющее базовое в соответствии с запросами развивающейся личности и соответствующее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности.

2. Образовательная деятельность, осуществляемая по дополнительным образовательным программам, имеющим образовательные цели и диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

3. Оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности и государства.

Эти определения соответствует Закону РФ «Об образовании», характеризующему образование как процесс, завершающийся констатацией достижения определённых результатов, и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации.

Главная форма образования в моей программе-монолог, столь характерный для нашей массовой школы.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов

Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это - личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества. Моя программа для детей обеспечивает:

1. Удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов.

2. Создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся.

3. И сполнение заказов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов информации, знаний, ресурсов и т.д.) за счёт наполнения их жизни новыми возможностями.

4. Разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире.

5. Оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации.

Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным, параллельным, аксессуарным, комплиментарным, субъектным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, меж предметным и междисциплинарным.

Все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск.

Конечно, понятие «дополнительное образование» не совсем точно отражает содержание этой области, что и вызывает многочисленные споры как исследователей, так и практиков: дополнительное образование «служит пространством создания новых прецедентов организации образования». Однако важно понимать, что:

1. Основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, ведущаяся по специально разработанным образовательным программам.

2. Д ополнительное образование имеет свои особые методики и технологии.

3. Д ополнительное образование предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

За последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности. Дополнительное образование, в разработке моей программы для детей в системе непрерывного образования направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как:

1. Сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни.

2. Зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом.

3. Уникальное образовательное сообщество, где все участники - равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего "Я", где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества.

4. Социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

 

 

1.3. История и описание техники исполнения, материала

История Ракульской росписи

Ракульская роспись по дереву также является одним из видов русских народных художественных промыслов Архангельской области.

Свое название этот вид ремесла получил от наименования одного из притоков Северной Двины — реки Ракулки. На ее берегу стоит деревня Ульяновская, которая и стала центром зарождения и развития данного своеобразного промысла.

Как отдельный вид художественного промысла, ракульская резьба возникла в середине XIX века и существовала вплоть до 30 — х годов XX века, а впоследствии ремесло стало затухать.

Примечательно, что данный вид промысла возник в семье Витязевых, и передавался в ней из поколения в поколение.

Пожалуй, это уникальный случай, когда есть возможность проследить возникновение, развитие и затухание народного художественного промысла, неразрывно связанного с жизнью отдельно взятой семьи.

 

Цветовая гамма росписи:

Среди основных цветов, используемых в ракульской росписи по дереву, можно назвать следующие:

 

золотистый

охристые оттенки

черный цвет

зеленый цвет

голубой цвет

коричнево — красные оттенки

Отличительной особенностью ракульской росписи является то, что контур всех элементов подчеркнут тонкой линией черного цвета. Кроме этого, некоторые детали рисунка выполнены в черном цвете. В этом состоит основное отличие от изображений борецкой росписи.

 

 

Тематика рисунков:

Мотивы изображений ракульской росписи не отличаются большим разнообразием. Чаще всего можно встретить следующие виды рисунков:

 

Растительный орнамент в виде переплетающихся ветвей и листьев.

Крупные изображения листьев на кустиках.

Стилизованные изображения птиц — сорок, кур и петухов

Изделия, декорированные ракульской росписью, станут отличным дополнением в интерьере в русской стилистике.

По-моему, мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.047 с.)