Какие грехи называются смертными? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие грехи называются смертными?



Смертными, в первую очередь, называются те грехи, которые ведут человека к духовной смерти, к вечной погибели. Если же грех, каким бы тяжёлым он ни был, исправляется искренним покаянием и дальнейшим преобразованием жизни по образу жизни Христа, он не будет являться причиной вечной погибели.

«Отчего люди грешат?» - задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей обязанности – служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумения или неведения. Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, - от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей».

диакон Андрей:

Грех не сводится только к сфере межличностных отношений. Грех – это то, что в первую очередь происходит во мне самом. В церковном понимании грех – это рана, которую человек наносит своей душе.

Митрополит Сурожский Антоний:

«Кто такой грешник? Тот, в первую очередь, кто нарушил закон Божий. Грешник – тот, кто живёт таким образом, что становится чужд Богу, кому стыдно перед лицом Божиим, кто позорит Бога перед другими людьми. Это человек разделённый в самом себе, разделённый от ближнего, удалённый от Бога. Грешник потерял связь с Богом, со своей совестью, со своей собственной жизнью, с жизнью ближнего. Каждый из нас может сказать, что он таков. Не в том дело, что мы обнаруживаем, что совершили один особенно отвратительный грех, и каемся в нём. Дело в нашем образе жизни».

Протоиерей Евгений Шестун:

Грех – это отклонение от тех правил жизни, тех законов, которые установил Бог.

Валерий Духанин:

Грех есть проявление зла. А проявляться оно может не только делом, но и словом, и мыслью и чувством. И потому грехи бывают совершенные в уме или сердце – от них тоже надо освобождаться посредством Таинств Церкви и личной духовной жизни.

Очень важно понимать, что грех – понятие не только этическое, но сугубо религиозное, ибо это в первую очередь – искажение взаимоотношений с Богом.

*** *** ***

Любовь к Богу – это непостижимое, необъяснимое, невыразимое чувство, которое не может быть передано никакими человеческими и ангельскими языками. Оно может быть понятно только тому, кто опытом жизни испытал ее, кто приобрел или хотя бы только вкусил это самое величайшее счастье и блаженство души.

… Господь жаждет общения и обручения с душой человеческой и часто напоминает о Себе человеку, стучась в сердце его. Но горе наше в том, что мы не очень-то внимательно прислушиваемся к голосу Божию. Господь всячески старается привлечь нас к Себе, чтобы даровать нам счастье вечное, которое начинается уже здесь, на земле. Он возбуждает в нас любовь к Себе красотою природы и всего видимого создания и творения Своего. Невозможно не видеть Творца в Его творении и нельзя не полюбить Того, Который есть истинное Добро, Красота, Свет, Любовь. Только в Нем едином истинное благо. Всякое добро в создании есть только образ, слабое отображение того совершенного добра, которое находится в Боге. Никакое создание не может удовлетворить желания нашего так, как Сам Господь Бог. Поэтому, друг мой, не надейся ни на какую взаимную любовь от создания, ищи любовь Божию. Господь не откажет в любви Своей тому, кто ее ищет…

Наша любовь к Богу в сей жизни несовершенна, потому что мало кто из нас истинно духовный. Мало таких людей, которые любовь к Богу предпочитают всему земному и которые чрез Божественную любовь видят духовными очами и чувствуют в себе Бога. Обыкновенно же любят столько, сколько знают. А так как, повторяю, духовно просвещенных или, как говорят, прозорливых мало, то все мы спасаемся верою и любим Бога отчасти лишь.

- Источник: Схиигумен Савва (Остапенко) «Согрей свою душу Христовой любовью» Азбука духовного утешения.

*** *** ***

v Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Евангелие от Марка [12, 31]. Толкование Святых Отцев: делай ему всякое, какое можешь, добро, как себе самому, не делай и не желай ему никакого зла, как не желаешь зла себе самому. Сколько стараешься и заботишься о себе самом, столько же старайся и заботься и о ближнем твоем. Иной заповеди, больше этих, нет.

*** *** ***

Любовь к человеку. Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, тот глупее всех глупцов.

Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Все мы повинны пред Богом и все нуждаемся в Божием милосердии. Потому, любя друг друга, надо терпеть друг друга и прощать погрешности против нас. В ближнем твоем – спасение твое.

Береги всемерно свое сердце или искренность сердечную, способность сочувствия ближним и их радостям и скорбям и, как смертельного яда, беги холодности и равнодушия к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским, ибо в сочувствии выражается любовь и доброта христианина, а в любви – весь закон.

Жизнь сердца есть любовь, смерть его – злоба и вражда на брата. Господь для того нас держит на земле, чтобы любовь к Богу и ближнему всецело заполнила наше сердце; этого и ждет Он от всех – это цель и смысл мира.

Бог Сам в Себе есть любовь. Нет существа, которое бы любило нас более, чем Господь Бог, Который и Сына Своего Единородного не пощадил для нас; а мы по природе, естественно, всегда любим того, кто нас любит. Поэтому любить Бога всем сердцем и всею душою должно быть самою первою потребностью сердца всякого человека, тем более что любовь есть чувство, для всех нас самое приятное. «Оскудение в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол», - сказал святитель Василий Великий.

Источник: Схиигумен Савва (Остапенко) «Согрей свою душу Христовой любовью» Азбука духовного утешения.

*** *** ***

v Иисус Христос: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Евангелие от Иоанна [14: 15]. Поэтому кто истинно любит Бога, тот непременно любит и ближнего своего: все люди – братья, дети Отца Небесного: «и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него». Но кто не любит ближнего своего, тот и Бога не любит: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Библия. 1Ин. 5: 1, 4: 20).

Любовь к Богу и ближним

Любовь к Богу и ближним является вершиной здания добродетелей и, как говорит апостол Павел, совокупностью совершенства (Кол. 3: 14). Здесь апостол говорит о действительной, а не мечтательной любви к Богу, и о благодатной, а не родственной или дружеской любви к ближним.

Любовь родственная, дружеская, любовь-уважение — это самые светлые стороны души любого человека. Можно утверждать, что человек, не любящий своих родителей, не любящий своих детей, не способный к дружбе, не имеющий уважения к старшим, к учителям, никогда не сможет достичь благодатной любви. Из всех видов естественной любви особенно близка к любви духовной любовь-почитание — почитание родителей и старших заповедуется Законом Божиим с ветхозаветных времен. Однако, чтобы быть учеником Христа, одной естественной любви недостаточно. Необходимо стяжать любовь евангельскую, любовь благодатную.

Благодатная любовь, подобно другим добродетелям, недостижима собственными человеческими усилиями. Она есть дар Божий тому, кто, подвизаясь, преуспел во всех добродетелях. К такой любви нельзя себя понудить лишь усилиями воли, но мы можем понуждать себя к тому, что привлекает со временем благодатную любовь.

Начинать свое течение к этой добродетели следует с любви к тем людям, которые нас окружают, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, подвизаться в терпении немощей окружающих, неосуждении и прощении их согрешений против нас. Если кто из них впадет в болезнь или несчастье — оказывать им посильную милостыню. Даже если мы не в силах ничем помочь им внешне, мы можем сострадать и молиться, чтобы Всемогущий Бог помог им. Сострадать и молиться за людей даже более важно в деле приобретения любви к ближним, чем вещественная помощь.

Возрастание в любви тесно связано со смирением. Кто высоко думает о себе и превозносится над ближними, понятно, никак не сможет полюбить их.

Важнейшим моментом любви к ближнему является жертвенность. Любовь — это «возьми», а не «дай». В меру своих сил, пусть понемногу, но мы должны ради других бескорыстно жертвовать. Жертвовать своими материальными средствами, личными интересами, временем, покоем, физическими и душевными силами. По своей природе способность к самопожертвованию является противоположностью эгоизма и вместе с тем единственным средством против последнего. Никаким другим способом справиться с эгоизмом и преуспеть в любви невозможно. Как вера без дел мертва (Библия. Иак. 2: 26), так и любовь без самопожертвования мертва. Хорошо и доступно, с примерами из собственной жизни, написано об этом в книге нашего греческого современника старца Паисия Святогорца (См.: Старец Паисий Святогорец. Духовное пробуждение. М., 2001. Т.2. С. 201-222).

Препятствием в стяжании этой добродетели часто служит поведение людей, которым мы стараемся делать добро. Они почему-то отвечают нам не благодарностью, а вполне потребительским отношением. Чтобы по этой причине не колебаться внутренне, нам надо отдавать себе ясный отчет, что мы оказываем любовь или милость во имя Господа Иисуса Христа, поэтому и награду следует ожидать не от людей, а от Бога.

«Не требуй любви от ближнего, ибо требующий ее смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви», - говорил преподобный Авва Дорофей (См.: Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 19).

Бог любит каждого человека любовью, сильнее и совершеннее которой нет в мире. А много ли на земле людей, которые отвечают Ему взаимностью? Увы, лишь единицы, большинство же и знать об этой любви ничего не желают. Выходит, что высшая, совершеннейшая любовь чаще всего остается безответной. И духовная любовь человека к ближним своим в этом подобна любви Божественной — чаще всего она бывает без взаимности.

По мере преуспеяния в евангельской любви родственные и дружеские связи ослабевают, человек начинает более ценить духовное родство. Он не испытывает прежней вражды к недругам своим, прощая им обиды и желая спасения — полагая начало заповеданной Спасителем любви к врагам.

Добродетель любви к ближнему — одна из самых трудных среди добродетелей. Не каждому в наше время удается встретить в своей жизни человека, достигшего благодатной любви к ближнему. Поэтому христианам, делающим лишь первые шаги в духовной жизни, надо сдержанно относиться к порывам прямо сейчас же возлюбить ближних своих как самих себя, равно как и врагов своих, т. е. достичь сразу высших степеней этой добродетели. Надо сперва понять, что путь этот будет долгим и нелегким, и приложить труд к приобретению этой царицы добродетелей, вершины христианского совершенства.

- Источник: Архимандрит Борис (Долженко). Трудные вопросы духовной жизни. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012, стр. 74.

Ø Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему. Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. Какое общение у горшка с котлом? Этот толкнет его, и он разобьется. Богач обидел, и сам же грозит; бедняк обижен, и сам же упрашивает. Если ты выгоден для него, он употребит тебя; а если обеднеешь, он оставит тебя. Если ты достаточен, он будет жить с тобою и истощит тебя, а сам не поболезнует. Возымел он в тебе нужду — будет льстить тебе, будет улыбаться тебе и обнадеживать тебя, ласково будет говорить с тобою и скажет: «не нужно ли тебе чего?» Своими угощениями он будет пристыжать тебя, доколе, два или три раза ограбив тебя, не насмеется наконец над тобою.

Наблюдай, чтобы тебе не быть обманутым и не быть униженным в твоем веселье. Когда сильный будет приглашать тебя, уклоняйся, и тем более он будет приглашать тебя. Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя, и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе. Не дозволяй себе говорить с ним, как с равным тебе, и не верь слишком многим словам его; ибо долгим разговором он будет искушать тебя и, как бы шутя, изведывать тебя. Немилостив к себе кто не удерживает себя в словах своих, и он не убережет себя от оскорбления и от уз. Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим. Услышав это во сне твоем, не засыпай. Во всю жизнь твою люби Господа и взывай к Нему о спасении твоем.

Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек — ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе. Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов — дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых — бедные. Отвратительно для гордого смирение; так отвратителен для богатого бедный.

Когда пошатнется богатый, он поддерживается друзьями; а когда упадет бедный, то отталкивается и друзьями. Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Подвергнется несчастью бедняк, и еще бранят его; сказал разумно, и его не слушают. Заговорил богатый, - и все замолчали и превознесли речь его до облаков; заговорил бедный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнется, то совсем низвергнут его. Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого.

Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое. Признак сердца в счастье — лицо веселое, а изобретение притчей соединено с напряженным размышлением.(Библия. Сир.13)

Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха. Блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей.

Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному? Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие. Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего. Нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе, и это — воздаяние за злобу его. Если он делает добро, то делает в забывчивости, и после обнаруживает зло. Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души. Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу. Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своем терпит скудость. (Сир. 14: 1-10)

Блажен человек, который упражняется в мудрости и в разуме своем поучается святому. Кто размышляет в сердце своем о путях ее, тот получит разумение и в тайнах ее. (Сир. 14: 21-22)

Мудрый в словах возвысит себя, и человек разумный понравится вельможам. (Сир. 20: 27)

Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь. (Сир. 30: 14-17)

И не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор; так — и грешник двоязычный.

Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана как вол: листья твои ты истребишь и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево. Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов.

Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь. Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобою в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего.

Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрительнее с друзьями твоими. (Сир. 6: 1-13)

Открывающий тайны потерял доверие и не найдёт друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему, а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение. (Сир. 27: 16-23)

Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя. Сын мой! Не сей на бороздах неправды, и не будешь в семь раз более пожинать с них. (Сир. 7: 1-3)

Не греши против городского общества, и не роняй себя пред народом. (Сир. 7: 7)

Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным. (Сир. 7: 8)

Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его; ибо есть Смиряющий и Возвышающий. (Сир. 7: 11)

Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. Не желай говорить какую бы то ни было ложь; ибо повторение ее не послужит ко благу. (Сир. 7: 12-13)

И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно. Милость даяния будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй. Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и во век не согрешишь. (Сир. 7: 35-39)

Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки. (Сир. 8: 5)

Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем. (Сир. 8: 8)

Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить. (Сир. 8:16)

С отважным не пускайся в путь, чтобы он не был тебе в тягость; ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства. Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним через пустыню; потому что кровь — как ничто в глазах его, и где нет помощи, он поразит тебя. Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле.

При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает.

Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя. (Сир. 8: 18-22)

Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый — то же что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его. (Сир. 9: 12-13)

Всякий друг может сказать: «и я подружился с ним». Но бывает друг по имени только другом. Не есть ли это скорбь до смерти, когда приятель и друг обращается во врага? О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством? Приятель радуется при веселии друга, а во время скорби его будет против него. Приятель помогает другу в трудах его ради чрева, а в случае войны возьмется за щит. Не забывай друга в душе твоей и не забывай его в имении твоем. (Сир. 37: 1-6)

По силе твоей узнавай ближних и советуйся с мудрыми. Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя — в законе Вышнего. Да вечеряют с тобой мужи праведные, и слава твоя да будет в страхе Господнем. (Сир. 9: 19-21)

Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом. Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих. (Сир. 10: 6-7)

Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Как охотничья птица в западне, таково сердце надменного: он, как лазутчик, подсматривает падение; превращая добро в зло, он строит козни и на людей избранных кладет пятно. От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь. Остерегайся злодея, - ибо он строит зло, - чтобы он когда-нибудь не положил на тебе пятна навек. Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих. (Сир. 11: 29-34)

Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния.

Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего.

Нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подает милостыни. Давай благочестивому и не помогай грешнику. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он через то не превозмог тебя;

ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму и не помогай грешнику.

Друг не познается в счастье, и враг не скроется в несчастье. При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдётся с ним.

Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душою твоею и остерегайся его, и будешь пред ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины; не ставь его подле себя, чтобы он, низринув тебя, не стал на твое место; не сажай его по правую сторону себя, чтобы он когда-нибудь не стал домогаться твоего седалища, и ты наконец поймешь слова мои и со скорбью вспомнишь о наставлениях моих.

Кто пожалеет об ужаленном заклинателе змей и обо всех, приближающихся к диким зверям? Так и о сближающемся с грешником и приобщающимся грехам его: на время он останется с тобою, но если ты поколеблешься, он не устоит. Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытиться кровью. Если встретится с тобою несчастье, ты найдешь его там прежде себя, и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу: будет кивать головою и хлопать руками, многое будет шептать и изменит лицо свое. (Сир. 12: 1-18)

Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову, и коварный удар разделит раны. Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему; посмеяние и поношение от гордых и мщение, как лев, подстерегут его. Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых, и скорбь измождит их прежде смерти их. (Сир. 27: 28-32)

Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Помни последнее и перестань враждовать; помни истление и смерть и соблюдай заповеди; помни заповеди и не злобствуй на ближнего; помни завет Всевышнего и презирай невежество. (Сир. 28: 1-8)

Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрительнее с друзьями твоими. (Библия. Сир. 6:13)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.054 с.)