О действии диавола на человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О действии диавола на человека



Мы не видим вражеской деятельности глазами, но зато он на нас действует невидимо: на ум — богопротивными помыслами, а на волю — богопротивными желаниями. В согласии человека или несогласии с такими помыслами и желаниями и заключается союз и общение человека или с падшими духами, или с добрыми Ангелами. Для истинного христианина вся жизнь проходит в непрерывной брани, в постоянных падениях и восстаниях. Но как понять эту брань? - С кем? - С помыслами и желаниями.

Деятельность падших духов есть противление воле Божией; деятельность эта наполнена злобой, завистью и ненавистью против Бога и против всякого человека, исполняющего волю Божию. Желание сделать из каждого смертного общника горькой своей участи составляет отличительный характер падших ангелов.

Ежели человек ведет свою жизнь в характере падших духов, то понятно, что он с ними в союзе и общении, ибо послушно исполняет внушение их воли.

Сила падших ангелов, ежели бы не ограничивалась Богом, погубила бы всех и все. Но без попущения Божия они ничего не могут сделать не только человеку, но и животному, что доказывает их прошение, обращенное к Иисусу Христу: перейти из бесноватого в стадо свиней (см. Евангелие от Матфея 8: 31). Даже этого бесы не могли сделать без попущения Божия.

Полчища демонов, подчиненных князю их, пребывают в воздухе. Св. Писание свидетельствует, что они имеют те же чувства, что имеет и человек: зрение, слух, обоняние и осязание.

Иногда злые духи, являясь угодникам Божиим, предсказывали будущее, как например: искушения, имеющие постигнуть св. Иова многострадального, поражение царя Израильского Ахава, искушение св. Иоанна, архиепископа Новгородского. Но, даже если им и удается в редких случаях угадать грядущие события, верить подобным высказываниям нет ни малейшего основания, ибо будущность им так же неизвестна, как и нам, и, по большей части, они как сами обманываются, так и людей обманывают и обольщают.

Диавол, ниспавший из чина высших Ангелов с своими духами, осужден на пребывание в воздухе, как в тюрьме (блаженный Августин).

Об искушениях диавольских

Коль скоро кто начинает приходить в себя (раскаиваться) и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тот-час приходит в движение вся область сатанинская: кто с чем спешит, чтоб рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не успеют отклонить — стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют — ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успевают духа внушить — покушаются добро покривить; внутренно бывают отражаемы — внешно нападают. И так до конца жизни. Даже умереть спокойно не дают и по смерти гонятся за душой, пока не минует она воздушные пространства, где они витают и держат притоны. «Как же — ведь это безотрадно и страшно?» Для верующего ничего тут нет страшного, потому что бесы только хлопочут около богобоязливого, а силы никакой не имеют. Трезвенный молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по нашей оплошности (святитель Феофан Затворник).

О сатане и неверующих

Что сатана противится — это не диво: его и имя такое — противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор — и не для чего другого, как только на зло, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не тот ли дух богоборчества владеет неверами? (святитель Феофан Затворник).

Если, по словам праведного Иова (7: 1), жизнь наша на земле есть война, то это надобно сказать особенно по отношению к духам злобы. Так же апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы. Облекитесь во всеоружие Божие.., - говорит он, - потому что наша брань не против крови и плоти, т. е. бренных, слабых людей, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противоставить в день злой и... угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6: 11-13, 16). И апостол Петр говорит: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5: 8). Как в начале по вражде на Бога и по зависти счастию первых людей диавол обольстил их, ввел во грех и подверг за то погибели, так и ныне диавол с своими подчиненными духами по той же причине непрестанно воюет против нас. Враги эти чрезвычайно хитры, злобны и сильны, и нападения их страшны и гибельны... Чтобы с успехом отражать их нападения, надобно знать:

1) Хитрости, способы нападения их;

2) Для чего Бог попускает им искушать нас;

3) Зачем побеждать их;

4) Как вести себя после всякой жестокой брани.

Как бесы нападают на людей

Бесы редко нападают на людей с открытой злобой, а большей частью лестью, обманом вовлекают в грехи под личиной благовидной, обещая удовольствие, счастие. Хитростей у них так много и так они тонки, что только строгие, просвещенные благодатию Божиею подвижники ясно видели и разрушали их козни. Бесы действуют: а) и непосредственно на нашу душу, б) через плоть нашу, в) посредством людей, г) посредством разных вещей и обстоятельств нашей жизни.

а) Св. Подвижники (например, авва Матой) говорят, что бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений, замечают только внешние проявления, господствующие наклонности душевные и телесные, издали всевают худые помыслы и смотрят, как они приняты; в ком замечают слабые стороны, на них сначала и действуют.

б) Бесы прежде и больше всего действуют на наше самолюбие, на темпераментные склонности, плотские страсти, через них стараются вовлекать людей в грехи. Это видно из истории обольщения древним змием первых людей в раю. Польстив их самолюбию обещанием обожения, возбудив три главные страсти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, помрачив ими разум, змей вовлек их в грех преступления заповеди Божией и подверг величайшим несчастьям. Эти страсти диавол хотел возбудить, когда приступил к Спасителю с искушением после сорокадневного поста и молитвы в пустыне Иорданской (Мф. 4: 1-11). Диавол хитро подступает в виде советника доброжелательного, он не станет с первого раза предлагать то, что кому не нравится, а сначала присмотрится к свойствам, наклонностям, и что кому больше нравится, то и станет предлагать, и притом с постепенностью, начиная с самого малого, доходит и до великого. Например, он не станет с первого раза искушать на грубый порок, например, блуд, от которого неиспорченный человек отвращается, а сначала будет внушать ему пожалеть себя, поберечь свое здоровье, не изнурять себя воздержанием, постом: не в посте святость и спасение; успев отклонить от поста, воздержания, он внушает нечистые помыслы и желания, потом доводит и до греховных дел, а потом и вовсе порабощает пороку. С такой постепенностью, искусством диавол действует и на другие страсти и мало-помалу доводит до порочных дел, обещая за это разные удовольствия, выгоды, славу, счастье. Кто поддается его внушениям, того он мало-помалу увлекает от одного порока к другим, более тяжким, пока не доведет до глубины зол и погибели. Если диавол не успеет запутать какой-нибудь страстью внимательных к себе, то, по словам св. Иоанна Лествичника, старается ввести в другую крайность: влагает желание добродетелей, невозможных для них, побуждает искать высоких совершенств прежде времени с тем, чтобы не получили их в свое время.

в) Если кто не поддается непосредственным внушениям диавола, на того диавол начинает действовать через людей: подводить к тому людей негодных, послушных ему (бесу) во всем, для знакомства, дружества, чтобы они, расположив к себе искушаемого, мало-помалу стали отвлекать его от пути благочестия, приучать к своему худому образу мыслей, к своим нравам, привычкам, мирским обычаям и потом своими ласками под видом любви, дружбы, обещанием разных удовольствий завлекали в пороки. Если эти хитрости не удаются, то диавол уже со злостью вооружает на подвижника окружающих его порочных людей, побуждает делать над ним насмешки, порицания, уязвлять презрением, уничижением, клеветой, даже притеснением, обидами.

г) Диавол не упускает случая воспользоваться для своих козней и обстоятельствами жизни нашей: при благоприятных обстоятельствах старается внушить гордость, величавость, пренебрежение к низшим, при богатстве — роскошь, пышность и т. п., а в расстроенных обстоятельствах к естественной скорби прибавляет и свой яд ропота, уныния, старается довести до отчаяния и прочего.

После сказанных козней диавол иногда, по попущению Божию, нападает уже с явной адской злобой на подвижников благочестия, колеблет сомнениями веру в Бога, надежду и любовь к Нему, всевает в них даже хульные помыслы на священные предметы, на св. угодников Божиих, даже на Самого Бога. Этому страшному искушению подвергаются только ревностные подвижники благочестия, которых диавол не мог поколебать вышесказанными кознями; впрочем, и они подвергаются искушению, только в такой мере, в какой Бог попускает диаволу. Да и указанными кознями диавол искушает не всех людей в одинаковой мере. Он мало искушает безбожников, неверов, еретиков, раскольников, вообще неправоверующих, потому что одного неправоверия достаточно для их погибели, которой только и желает диавол. Притом такие люди всегда заражены бывают духовной гордостью, которая одна, без других пороков, может погубить душу навеки. Смирения они не могут и приобрести без благодати Божией и без правой веры в Иисуса Христа. Диавол оставляет их в покое, не вовлекает в грубые грехи, предпочитая тому пороки самомнения, самонадеянности, чтобы они больше тщеславились своей по наружности приличной, честной жизнью перед православными, достигая этим и другой цели, - поколебать православных сомнениями в правоверии и если не пороками, то этим довести до конечной погибели. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Бесы и страсти отходят от души иногда на некоторое время, а иногда и навсегда, но многие не знают, по каким причинам они оставляют нас. От некоторых не только верных, но и неверных отошли все страсти, кроме одной (гордости). Сию одну бесы оставляют как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей, ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба».

Много коварных сетей у диавола. Не успел поколебать душу бедностью, он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями, вооружается на нее похвалами и славой. Не возмог обольстить душу удовольствиями, он покушается сокрушить ее невольными скорбями. Если человек побеждает диавола крепостью, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение у Бога, он поражает людей тяжкими болезнями с тем, чтобы малодушные ослабели в любви ко Творцу (святая Синклитикия).

Известно мне, - говорит св. Иоанн Лествичник, - и другое отступление оных зверей (бесов). Оно бывает тогда, когда душа совершенно утвердится в греховных навыках. На живущих в беспечности дьявол также меньше нападает, нежели на усердных подвижников, посвятивших себя на служение Богу. Вор не пойдет в хижину бедняка, где нечего взять, а старается вломиться в кладовую богача, где много разных сокровищ, чтобы поживиться ими.

Вообще бесы искушают людей только в той мере, в какой Бог попускает им, а без попущения Божия бесы ничего не могут сделать с людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.008 с.)