Понятие, предмет, метод ТГП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет, метод ТГП.



Теории происхождения государства.

Патриархальная теория (представители - Платон, Аристотель, Фильмер) указывает на появление государства по модели кровнородственной семьи, когда царь выступал как патриарх (отец) всего народа. Государство — это разросшаяся семья.

 Теологическая теория (Ф. Аквинский) рассматривает государство как творение и проявление Божьей воли. Именно церковь наделяет государя правом повелевать людьми и осуществлять Божью волю на земле, а потому люди должны подчиняться воле государя. 

Договорная теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев) исходит из того, что возникновению государства предшествует естественное состояние человека, когда все индивиды равны и свободны, имеют частную собственность. Однако в этих условиях люди не всегда оказывались в состоянии защитить себя и свои интересы, поэтому в итоге они были вынуждены ограничить свою свободу и заключить для всеобщей пользы договор, покориться воле, представляющей волю всего общества в целом. 

Органическая теория (Г. Спенсер) исходит из того, что государство, подобно человеческому организму, развивается по биологическим законам эволюции. В государстве, как в живом теле, все органы выполняют какие – то определенные функции. Например, правительство выполняет роль функции мозга, роль кровеносной системы играет торговля, транспорт.

Теория насилия (К. Каутский, Л. Гумплович), основывается на идее о том, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. При этом государство более необходимо слабым племенам, чем сильным. Государство защищает их от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

Классовая теория (К. Маркс и Ф. Энгельс), базируется на постулате о том, что решающей причиной возникновения государства является появление частной собственности и разделение общества на классы. Формирование государства всегда связано с превращением публичной власти в государственную власть, осуществляемую в интересах привилегированной части общества. Политическая власть, олицетворяемая государством, есть не что иное, как «организованное насилие одного класса для подавления другого». 

Психологическая теория (Г. Тард, Л. Петражицкий) указывает на врожденную человеческую потребность жить в рамках организованного сообщества. Общество и государство выступают результатом осуществления данной потребности. В силу того, что психологические качества индивидов различны — одним свойственна потребность управлять, а другим — потребность подчиняться, первые становятся представителями государственной власти, а вторые обычными подданными государства.

Ирригационная теория (К. Виттфогель) связывает возникновение государства со строительством ирригационных сооружений. Она применима к восточным государствам, где проведение ирригационных работ требовало организации. Ею занимались специальные лица, которые впоследствии, расширив свою компетенцию, стали государственными служащими.

Формы государства, форма государственного устройства, форма правления, политический режим. Унитарное, федеративное государство, конфедерация. Республика и монархия. Демократический и антидемократический политические режимы.

Форма государства — это устройство и организация государственной власти, выраженные в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. Исходя из определения можно выделить формы, составляющие государство: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

1.Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий способ организации высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию, их взаимоотношения между собой и с населением.

Форма правления: монархия и республика. (Монархия: абсолютная и ограниченная. Ограниченная: сословно-представительская, конституционная. Конституционная: дуалистическая и парламентарная.) Республика: парламентская, смешанная, президентская.

Монархия — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, занимающему свой престол в порядке наследования и не несущему ответственности перед населением. 

Признаки монархии: наличие единоличного главы, бессрочность правления, наследование власти, пользование монарха титулом, сосредоточение в руках монарха всей полноты государственной власти.

Перечисленные признаки характерны для классической абсолютной монархии, вместе с тем, в зависимости от объема властных полномочий, находящихся в руках монарха, выделяют два основных вида монархии:

- абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха, бесконтрольностью власти. Монарх устанавливает полный контроль над всей территорией страны. Абсолютная монархия была характерна в период образования централизованных государств после феодальной раздробленности. На современном этапе она практически не сохранилась. Особой формой абсолютной монархии является теократическая монархия, в которой государственная власть сливается с религиозной, а во главе государства стоит религиозный лидер (глава церкви) (Ватикан); - ограниченная монархия. При данной форме правления деятельность монарха ограничена в законодательной сфере, существует представительный орган государственной власти (парламент). Выделяют два вида ограниченной монархии: - сословно-представительная монархия существовала в период развития феодального строя. В ней власть монарха была ограничена представительным органом, состоящим из духовенства, дворянства, зажиточных слоев городского населения (например, в России — земские соборы, в Англии — парламент, во Франции — Генеральные штаты и т.д.);

- конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией в исполнительной и законодательной сферах. Законодательная власть в государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Конституционная монархия делится на два вида — парламентарную и дуалистическую.

Парламентарную монархию характеризуют следующие признаки: • власть монарха номинальна, ограничена во всех сферах государственной деятельности; • законодательная власть реализуется парламентом, монарх только формально одобряет и подписывает законы, не имея при этом права вето; • исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, которые располагают вместе большинством голосов (лидер партии становится главой правительства); • указы монарха, как правило, готовятся правительством и не имеют силы без контрасигнации (подписи министра, означающей, что он принимает на себя ответственность за данный акт); • правительство за свою деятельность несет ответственность перед парламентом. Парламентарная монархия в настоящее время существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции, Испании, Норвегии, Нидерландах и некоторых других государствах. Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной к парламентарной и характеризуется тем, что: • власть в государстве имеет двойственный характер — она разделена между правительством, которое формирует и возглавляет монарх, и парламентом; • монарх в силу исторических традиций и в соответствии с конституцией государства сохраняет обширные властные полномочия; • монарх имеет право роспуска парламента и право вето на законы. Дуалистическими монархиями являются Иордания, Марокко. Особой формой монархии является республиканская, или выборная монархия, где глава государства не наследует власть, а переизбирается через определенный промежуток времени, причем монархом может быть избран не любой гражданин, а только один из «местных монархов» — представителей субъектов федерации (Объединенные Арабские Эмираты (президент избирается из числа монархов эмиратов сроком на 5 лет), Малайзия (из девяти монархов каждые пять лет избирается король и вице-король).

Республика (от лат. respublica — общественное дело) — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит избираемым на определенный срок органам, несущим ответственность перед населением.

Признаки республики: выборность главы государства, ограничение полномочий гос. Органов и главы государства определенным сроком, использование институтов демократии в разных формах.

Современные республики делятся на:

- парламентская республика характеризуется верховенством парламента. Для нее характерны следующие признаки: • глава государства избирается парламентом либо специально созданной парламентом комиссией, он не имеет каких-либо существенных полномочий и зависит в своей деятельности от правительства; • правительство формируется из числа лидеров политических партий, имеющих большинство голосов в парламенте, оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства; • правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламентскими республиками являются Италия, Германия, Австрия, Венгрия.

 - президентская республика характеризуется значительной властью президента. В ней: • президент избирается народом и совмещает функции главы государства и главы правительства; • президент, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность; • парламент не имеет права выражать вотум недоверия правительству; • президент имеет широкие полномочия в политической, военной, социально-экономической областях, имеет право издавать нормативные правовые акты, занимающие важное место в системе законодательства, имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Типичными президентскими республиками являются США, Бразилия, Мексика, Аргентина. - смешанная республика характеризуется тем, что в ней сочетаются черты президентской и парламентской республик, сущность такой республики зависит от того, как парламент и президент делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству (Россия, Франция). Кроме названных выше, можно выделить еще нетипичную разновидность республики

— монархическую республику, в которой глава государства несменяем и пользуется своей властью бессрочно. Такие республики существовали в Югославии, Филлипинах, Малави, КНДР, Туркмении.

2.Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти в территориальных пределах государства, а также взаимоотношения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает структуру данного государства, соотношение частей государства и их государственных органов, а также отношения между центральными и местными органами власти.

Двумя основными формами государственного устройства являются унитарная и федеративная, реже встречается конфедерация.

Унитарное государство — это единое целостное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований. Признаки унитарного: Простое по составу государство, административно-территориальные единицы которого (округа, провинции, области, кантоны и т.д.) не обладают политической самостоятельностью, но могут решать определенные вопросы в социально-экономической и культурной сферах; Единая система государственных органов на территории государства, Единое гражданство у населения страны, единая судебная система. Унитарными государствами являются Япония, Дания, Венгрия, Белоруссия, Италия, Испания и многие другие.

Федеративное государство — это сложное по составу союзное государство, части которого являются государственными образованиями. Признаки: Состоит из субъектов федерации, которые не наделены правом сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из состава федерации, субъекты федерации являются государственными образованиями и наделены определенной самостоятельностью в решении политических и иных вопросов (например, могут иметь свои конституции, свое гражданство, свою символику (герб, гимн, флаг), Система налогов формируется из федеральных поступлений и поступлений субъектов федерации (двухканальная система налогов). Существует два уровня высших государственных органов (законодательных, исполнительных и судебных) — федерации в целом и субъектов федерации, в том числе на уровне федерации действует двухпалатный парламент, одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации и формируется из представителей соответствующих субъектов федерации.

Конфедерация — это международно-правовой союз двух и более суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических, социальных). Примерами конфедераций являются США (1781–1787 гг.), Сенегамбия, Объединенная Арабская Республика, которая включала Египет и Сирию (1958–1961 гг.) и др. Признаки: В основе создания лежит принцип добровольности, Создается на основе договора между государствами, Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т.е. право свободного выхода из состава конфедерации, Субъекты конфедерации сохраняют собственный суверенитет практически в полном объеме, для решения задач, стоящих перед конфедерацией, высшими органами государств, входящих в конфедерацию, создаются специальные органы.

3. Политический (государственный) режим — это совокупность приемов, способов, средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Демократический режим (демократия — от греч. demos — народ и kratos — сила, власть) — это политический режим, в основе которого лежит признание народа единственным источником и субъектом власти. Имеет следующие признаки: • законодательное закрепление и реальная реализация гарантированных прав и свобод человека и гражданина; • признание народа единственным источником власти и его участие в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии, • легальность и легитимность государственной власти; • реальное осуществление принципа разделения властей; • работа правоохранительных и судебных органов направлена на защиту прав личности и основана на законности; • толерантное отношение к инакомыслию;

Антидемократический режим — это политический режим, основанный на нарушении или полном пренебрежении правами и свободами человека и гражданина, установлении диктатуры одного человека или группы лиц. К нему относятся: тоталитарный режим (от лат. totalis— целый, полный), который характеризуется полным контролем государства над населением, всеми сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу такового. Характеризуется следующими признаками: • наличие единой официальной идеологии; • монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ; • однопартийность, слияние государственного и партийного аппаратов; • высокая концентрация и централизация власти, «культ личности» вождя; • административно-командная система; • усиление карательных органов, массовый террор и применение незаконных насильственных методов к населению; • уничтожение инакомыслия; • подчинение экономики государству; авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть) является более мягким, чем тоталитарный. Его главная отличительная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита, класс, партия, имеющий различные привилегии. Этот режим характеризуется: • отчуждением народа от власти и ее неподконтрольностью населению; • сосредоточением властных полномочий в руках главы государства или правительства, ограничением роли представительных органов; • признанием в ограниченном объеме прав и свобод граждан; • ограничением политического плюрализма (допускается многопартийность, но запрещаются оппозиционные партии), преследованием инакомыслия; • приоритетом интересов государства над личными интересами граждан; • потенциальной опорой на силу, но при этом принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников существующего строя.

 

Понятие и сущность права

Право — целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право — это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Итак, понятие права отражается в сущности следующих его основных признаков:

1. Государственно-волевой характер. В этом признаке права отражается его общечеловеческая и классовая сущности. Как было указано выше, право выражает государственную волю общества, которая, как правило, обусловлена экономическими, духовными, природными и другими условиями общественной жизни. Эта воля общества выражает его интересы и притязания, а также возводит их в ранг общеобязательного закона. Таким образом, воля общества, отраженная в законе, становится государственной волей, имеющей общеобязательный характер. Государственная воля характеризуется следующими признаками, отличающими ее от других видов воли:

а) государственная воля стимулирует различные интересы и притязания населения;

б) государственная воля является независимой от воли отдельно взятых лиц и их объединений и обязательной для таких лиц и объединений;

в) государственная воля объективируется в исходящих от государства и охраняемых им правовых (юридических) актах.

2. Нормативный характер. Право проявляется в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Если сущность права состоит в его государственно-властном характере, то содержание права составляет нормативное выражение государственной воли общества.

3. Взаимосвязь права и государства. Связь права с государством есть возможность применения мер государственного принуждения в обозначенных правом случаях. Правовые нормы издаются либо санкционируются государством и охраняются возможностью применения юридических санкций.

4. Общеобязательный характер. Праву принадлежит роль нормативной основы таких принципов правового государства, как законность и правопорядок. Кроме того, право — это основа всей правовой системы.

5. Формальная определенность права. Право характеризуется такими отличительными особенностями, как:

• представительно-обязывающий характер (равное предоставление взаимным сторонам в правоотношении одновременно и прав, и обязанностей);

• специфическая структура (строение) правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция;

• юридическая техника внешнего оформления правовой нормы.

6. Институционность права. Правовые нормы издаются либо санкционируются государством в строго определенных формах. При этом под формой права понимаются определенные способы выражения государственной воли общества. Основной формой выражения российского права являются нормативно-правовые акты, среди которых ведущее место принадлежит закону, обладающему высшей юридической силой, — Конституции Российской Федерации. Конституции Российской Федерации должны соответствовать все нормативные акты.

7. Властно-регулятивный характер. В данном признаке права раскрывается его социальное назначение как особого регулятора общественных отношений. Право конкретного общества может быть только одно, оно является единым и однотипным с государством.

Право — это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия. Право —это единственный официальный определитель и критерий правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения, свободы.

• для Аристотеля право — это политическая справедливость;

• для средневековых ученых-богословов - это божественное установление;

• для Ж.-Ж.Руссо - общая воля;

• для Р.Иеринга - защищенный интерес;

• для Л.Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

• для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

 

Формы реализации норм права

В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права (рис. 30.1):

1) соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);

2) исполнение (совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);

3) использование (осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);

4) применение (активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов).

Виды правоотношений

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

§ общерегулятивные;

§ регулятивные;

§ охранительные.

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

§ относительные;

§ абсолютные.

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

§ активные;

§ пассивные.

В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

 

22

Субъекты правовых отношений

 
 

Воздействие норм права на общественные отношения выражается в наделении одних субъектов правами, получившими название субъективных, а других субъектов обязанностями, именуемыми юридическими. Взаимосвязь между субъективными правами и юридическими обязанностями субъектов правоотношения образует его содержание.

Исходя из вышесказанного, правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой (или нормами) права, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, реализация которых обеспечена государственной поддержкой.

Будучи особым видом общественных отношений, правоотношение характеризуется определенным набором особых признаков. Оно имеет волевой и сознательный характер. Стороны правоотношения обладают правосубъектностью, т. е. право- и дееспособны, а сами правоотношения построены на взаимосвязи его участников посредством их взаимных прав и обязанностей.

Как сложное правовое явление правоотношение структурно включает в себя: субъекты (участников) правоотношения; объекты правоотношения; содержание правоотношения (субъективные права и юридические обязанности).

Понятие субъекта правового отношения тесно связано с понятием субъекта права. Субъекты права — это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.

Таким образом, субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности. Субъекты правовых отношений подразделяются на две категории:

1. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

2. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

· Президент;

· Правительство;

· Законодательная власть;

· Судебная власть;

· Муниципальные образования.

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы — это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

Одно и то же лицо, представляющее взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими различными субъектами правовых отношений.

Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяютсядееспособностью.

Иногда в научной литературе применяется термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».

 

 Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность - это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, а также при вступлении в брак.

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если вследствие расстройства психического здоровья оно не может понимать своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, если оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Фактически разновидностью дееспособности является деликтоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления — с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения мероприятий по их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», т. е. предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций. 23?

25. Стадии и механизм правового регулирования[править | править вики-текст]

Стадии[править | править вики-текст]

Стадии правового регулирования выглядят следующим образом[25]:

правотворчество (создание нормы права) юридический факт возникновение правоотношения реализация права
      применение права (факультативная стадия)  


Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права[26][27][28].

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности[29][27][30].

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета[31][32][30].

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт[26][33].

Механизм[править | править вики-текст]

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования[34][35].

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования)[36][37]:

· норма права;

· субъективные права и юридические обязанности;

· акты реализации права;

· правоприменительные акты.

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными)[36][37]:

· нормативный правовой акт;

· акты толкования права;

· юридические факты;

· правосознание;

· правовая культура.

 26.

Правосознание— это одна из формобщественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективноевосприятиеправовых явлений людьми. Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

§ идеологический элемент (правовая идеология);

§ психологический элемент (правовая психология);

§ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правосознание - это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции (теоретическое тело) более сложных форм правовых сознаний (например, национального "российского правового сознания", "белорусского правового сознания" др). Виды правосознания[править | править вики-текст]

· Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

· Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

· Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

· Массовое — правосознание обширных масс людей.

· Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человеч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.137 с.)