Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское осмысление проблем воспитания и обучения в педагогической мысли России.
При философском осмыслении воспитания в русской мысли в начале ХХ в. заметно проявлялось влияние позитивизма и неокантианства (В.П. Вахтеров, И.С. Андриевский и др.), а также религиозной философии (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.). Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924) – народный учитель, методист начальной школы, видный деятель народного образования. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. Педагогическую деятельность начал в 1872 г. учителем городского народного училища в г. Васильсурске, затем – уездного училища в Ардатове. В течение 15 лет он был инспектором народных училищ (1881–1896). Вахтеров принимал активное участие в деятельности Московского комитета грамотности, широко пропагандировал всеобщее обязательное начальное обучение, участвовал в организации школ для рабочих, способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. С 1898 по 1902 Вахтеров являлся лектором учительских курсов в Лубнах, Саратове, Курске и др. городах. В годы первой русской революции 1905–1907 он много сил отдал организации Учительского союза, позднее принял активное участие в работе Всероссийского съезда по народному образованию (1913–1914), в организации и работе Всероссийского съезда преподавателей русского языка (1916). После Октябрьской революции преподавал на курсах инвалидов, красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах по подготовке учителей, курсах для рабочих. В 1923–1924 гг. Вахтеров читал лекции на педагогическом факультете МГУ. Вахтеров – сторонник эволюционной педагогики, приверженец биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопределенный процесс, полагал, что составляющие элементы педагогики надо объединить на основе развития индивида и исторического процесса. Следуя идеям Ушинского, он считал, что педагогика как наука должна развиваться на основе законов, открытых физиологией и психологией. По мнению Вахтерова, у ребенка необходимо выявлять врожденное эволюционное начало («стремление к развитию») и поощрять его. Ученый полагал, что главное чувство, которое необходимо воспитывать у детей – это чувство долга: «Развить чувство долга – это значит сделать человека высоконравственным существом». В этом взгляды Вахтерова совпадали с позицией известного немецкого философа И.Канта, который считал подчинение чувству долга наиболее важной характеристикой нравственного воспитания.
Наряду с нравственным воспитанием Вахтеров отводил ведущую роль также и умственному воспитанию, которое, по его мнению, предполагает передачу ребенку накопленных человечеством культурных ценностей, а также трансформацию богатств культуры в нравственном облике человека. Своими трудами Вахтеров обогатил многие разделы педагогики, но особенно ценный вклад он внес в развитие методики начального обучения. В числе его научно-педагогических трудов выделяются «Спорные вопросы образования», «Основы новой педагогики», «Всенародное школьное и внешкольное образование». Вахтеров выступал в качестве одного из авторов «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний», являясь составителем ее 10 тома «Народное образование в России» (1910). В ряду его методических работ следует отметить «Русский букварь»; методическое руководство к букварю «На первой ступени обучения»; хрестоматия в 3-х ч. «Мир в рассказах для детей»; методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе «Предметный метод обучения» и др. Учебные книги Вахтерова («Мир в рассказах для детей» и др.) были построены на основе принципа наглядности, содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся, проведения опытов, применения различных учебных методов. Вахтеров – сторонник демократической системы народного образования, общеобразовательной школы, где преподавание ведется на родном языке, одновременно обучаются мальчики и девочки, в процессе обучения значительное место отводится принципу наглядности, развитию мыслительных способностей учащихся. Некоторые представители философско-религиозной мысли, встав на позиции христианской антропологии, стремились соединить достижения отечественной культуры и гуманистические традиции воспитания. Так, например, известный философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) в работе «Смысл творчества: Оправдание человека» (1916) раскрывает идею дуализма сущности человека. По его мнению, духовность человека – свидетельство бытия Бога. Он полагает, что человек является точкой пересечения двух миров – божественного и органического: «Человек есть смертный Бог… и Бог небесный есть бессмертный человек». Следовательно, в воспитании надо исходить из идеи, что человек – микрокосм, который нуждается в «посвящении в тайну о самом себе», что спасение человека заключается в созидании и мистически трактуемом творчестве.
Революционные изменения Н.Бердяев не принял, полагая, что удачных революций не бывает, любая из них приносит бедствия народу, нивелирует личность. Однако он продолжает просветительскую деятельность и в 1918 г. становится одним из организаторов Вольной академии духовной культуры, а в 1920 г. – профессором Московского университета. Но это не меняет его убеждений, вследствие чего в 1920 г. Бердяев был арестован, а в 1922 г. вместе с другими учеными, не принявшими революцию, выслан из советской России. Одни из выдающихся работ Бердяева, написанные в эмиграции, – это «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.004 с.) |