Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогические взгляды русских просветителей второй половины XIX в. (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский).
Николай Александрович Добролюбов (1836–1861) – русский литературный критик, публицист, революционер-демократ, Сотрудник журнала «Современник». Посвятил вопросам образования и воспитания следующие работы: «О народном воспитании», «О значении авторитета в воспитании», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» и др. Во взглядах на воспитание и образование сходился с Н.Г. Чернышевским, критиковал ущемление права на образование из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Идеал воспитания Добролюбов видел в удовлетворении естественных стремлений», говорил о единстве умственного, физического, нравственного воспитания. Добролюбов критиковал современную систему воспитания и обучения, считал, что она убивает в детях и подростках «внутреннего человека», подавляет личность, игнорирует возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Добролюбов помещал в центр воспитания заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастливой жизни. Цель образования по Добролюбову – не столько сообщение неких знаний, сколько «внушить любовь к знаниям, сообщить ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития». В отношении задач воспитателя Добролюбов писал: «Главное, что должен иметь в виду воспитатель, это уважение к человеческой природе и дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития…» Дмитрий Иванович Писарев (1841–1868) – публицист, литературный критик, философ-материалист, социалист-утопист, главный сотрудник журнала «Русское слово». В статьях «О журнале для воспитания», «Наша университетская наука», «Школа и жизнь» и др. говорил об изучении ребенка и защите его прав. Писарев склонялся к идеям «свободного воспитания», считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Он отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы, выступал за доступность образования одинаково для женщин и для мужчин. Пропагандировал естествознание, которое считал средством просвещения. Главные труды: «Очерки из истории труда», «Разрушение эстетики» и др. Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – доктор медицины, основатель новой хирургической школы в России, крупный общественный педагогический деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии.
В 1856 г. он уходит из академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа. В том же году он пишет статью «Вопросы жизни», где он резко выступает против сословной школы, профессионально-утилитарной выучки. С 1858 по 1861 гг. Пирогов возглавляет Киевский учебный округ. В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством специального воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования («Быть и казаться», «Чего мы желаем» и др. работы). Специальное воспитание по Пирогову осуществляется после общечеловеческого. Общечеловеческое воспитание он согласовывал с идеей национального воспитания. Идеал нравственного воспитания он видел в христианской религии. При этом под нравственным воспитанием он понимал, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды; во-вторых, – превращение «добрых инстинктов» в сознательную тягу к идеалам добра и правды; в-третьих, – формирование характера и убеждений. Пирогов выступал за создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования. Им разработан проект школьной системы. Первая ступень – 2-летняя элементарная школа; вторая – прогимназии (4-летнее обучение) и гимназии реальные и классические; третья – университет. Административно-педагогическая деятельность Пирогова была очень насыщенной: принимал меры по совершенствованию преподавания иностранных языков, поощрял творчество и самообразование преподавателей, учредил педагогическую семинарию при Киевском университете, уделял специальное внимание улучшению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах, учреждал первые воскресные школы, выступал за снижение платы за обучение в университете и сокращение университетской автономии, возражал против физических наказаний в школе (статья «Нужно ли сечь детей»), организовал издание «Циркуляров» (своеобразные педагогические журналы). В 1861 г. Пирогов был уволен с должности попечителя Киевского учебного округа, а в 1866 г. был окончательно отправлен в отставку.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – русский революционер-демократ, ученый, писатель, критик. Один из руководителей журнала «Современник». Закончил духовную семинарию, затем учился в Петербургском университете. Вернувшись в родной Саратов, работал учителем словесности в гимназии. Развивал традиции В.Г. Белинского и А.И. Герцена, защищал реализм. Разрабатывал вопросы философии, социологии, этики, эстетики, педагогики. Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, неравенстве женского и мужского образования, казарменном духе воспитания. Говоря о воспитательных идеалах, Чернышевский рассматривал человека как всесторонне развитого преобразователя мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага. Считая человека высшим созданием природы, он считал, что его деятельность и воспитание обусловлены социальной средой, что социальные перемены ведут к изменениям в характере народа в целом, и в характере отдельных его представителей. Он полагал, что личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. О роли наследственности и воспитания он говорил следующее: «Злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания и бедности…». Взгляды Чернышевского поддерживал Н.А. Добролюбов. Они оба демонстрировали революционно-демократическую позицию по отношению к народному образованию. В системе подготовки человека к жизни важнейшее значение они придавали умственному образованию и считали, что оно должно вооружить учащихся основательными и разносторонними знаниями о природе и обществе. По Чернышевскому важнейшее условие становления личности – развитие познавательных, умственных, эстетических, трудовых и др. потребностей. Основные работы Чернышевского: «Антропологический принцип в философии» (1860), где он дал всестороннее обоснование материалистической теории как научного мировоззрения; роман «Что делать?» (1861), одна из идей которого – критика неполноценного характера женского образования; «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), где он раскрывает сущность прекрасного, соотнося его с содержанием искусства и самой жизнью человека и др. работы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.005 с.) |