Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа и обучение в Древней Индии и в Древнем китае.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В Древней Индии в 2-1 тыс. до н.э. сложился кастовый строй из четырех каст. Три первые касты составляли потомки арийских завоевателей. 1 каста – брахманы (жрецы), 2 – кшатрии (цари, воины), 3 – вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), 4 – шудра, самая низшая каста (наемные работники, слуги), каста неприкасаемых – рабы. Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие обучения и воспитания в Древней Индии. Считалось, что каждый должен развивать свои умственные, физические и нравственные качества в соответствии с той кастой, которой он принадлежит. У брахманов главным качеством считалось интеллектуальное развитие, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьи– трудолюбие и терпение, у шудра – покорность. Существовало и представление об идеальном воспитании: умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Претендовать на получение такого воспитания могли только дети представителей высших каст. В древних индийских сказаниях и эпосах описывались герои, обладающие всеми добродетелями («Бхагавата пурана», «Махабхарата»). Священной учебной книгой считалась в то время «Бхагавадгита», написанная в форме бесед мудрого учителя с учеником, где в роли мудрого учителя выступал сам Кришна. В книге предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. Священной считалась также книга «Вед». К середине 1 тыс. до н.э. в Индии сложилась традиция семейно-общественного воспитания. Подросшие дети проходили инициацию в ученики (упанаямы). Не прошедшие испытания становились отверженными. Так контролировалось семейное воспитание. Ученики касты брахманов назывались брахмачаринами, учителя – гуру (достойный). Брахманское образование носило религиозный характер, в то же время они изучали много наук: логику, астрономию, географию, этимологию, поэзию, литературу, философию, математику и др. Обучение велось 12 лет. Программа школьного образования кшатриев и вайшьи была менее полной, чем у брахманов, но более профессионально направленной. (кшатрии обучались военному искусству, вайшьи – ремеслам, сельскохозяйственным работам). Длительность обучения не превышала восьми лет, в исключительных случаях продлевалось на 3-4 г. Формально кшатрии и вайшьи могли получить образование как брахманы, но они практически не пользовались этим правом.
Обучение велось в доме учителя, часто занятия проходили под открытым небом. Ученики становились членами семьи учителя. Вблизи городов стали возникать лесные школы, где вокруг гуру-отшельников стали собираться их верные ученики. В середине 1 тыс. до н.э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха в связи с зарождением новой религии – буддизма. У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда (623-544 г.г. до н.э.) – принц Шакьев. Настоящее имя Будды – Сиддхартха Гаутама, его также называли Шакьямуни (мудрец из шакьев). Будда (Просветленный) выступал против монополии брахманов и за уравнивание каст, в то же время он проповедовал не отвечать злом на зло и отказываться от всех желаний. Просветительскую деятельность он вел в лесной школе около г. Бенареса, куда приходили его ученики. Буддизм отверг принцип неравенства каст, провозгласил равенство людей от рождения. Согласно буддийскому учению, главная задача воспитания – совершенствование души человека. В буддийскую эпоху произошли изменения в учебной программе. Главное внимание стали уделять изучению санскрита, ставшего ведущим языком в Северной Индии. Был создан алфавит – брахми. Существовали школы вед, где обучение носило сословный характер и светские учебные заведения, где учились дети независимо от кастовой и религиозной принадлежности. Во 2–4 в.в. происходит ренессанс индуизма. Выделяется два типа учебных заведений: толь (начальная школа), аграхар (школа более высокого уровня). Доступ в них был открыт для представителей различных каст. В Индии сложились крупные центры образования по тем временам: комплекс школ в Такшашиле и Наланде. Они поддерживали культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком. В Древнем Китае веками складывался педагогический идеал, предусматривающий воспитание начитанного, внешне вежливого, способного к внутреннему самообладанию человека, уважающего старших. Первые школы в Древнем Китае появились в 3-м тыс. до н.э.– сян и сюй. В сян старики передавали молодежи жизненный опыт. В сюй учили военному искусству (стрельбе из лука и т.д.). Позже школы стали называться сюэ, в них учились дети состоятельных людей шести искусствам: письму, счету, музыке, морали, управлению лошадью, обращение с оружием (копье, меч, стрельба из лука). Главная цель обучения грамоте – овладение иероглифическим письмом. Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели только жрецы. В VIII в до н.э. писали на шелке бамбуковой палочкой соком лакового дерева. В III в до н.э писали тушью с помощью волосяной кисточки. Подход к школьному обучению предполагал легкость обучения, согласие между учеником и учителем, самостоятельность учеников. При изучении морали, прежде всего, усваивались философские идеи. Ученики должны были узнать основные природные и жизненные характеристики: три главнейшие силы (небо, земля, человек); пять природных элементов (металл, дерево, вода, огонь, земля); пять основных добродетелей (любовь, справедливость, приличие, мудрость, правдивость); девять степеней родства, десять специальных обязанностей (между императором и министром, между отцом и сыном, между мужчиной и женщиной, между старшими и младшими братьями и т.д.) и др.
Основные философские школы сформировались в Китае в VIII – III вв. до н.э: даосизм, буддизм, конфуцианство. Основатель даосизма – Лаоцзы (VII в. до н.э.) рассматривал образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось опрощению, сближению с природой с помощью молчания и бездеятельности. Буддийская педагогическая традиция перешла в Китай из Индии. Наибольшее развитие педагогической мысли произошло благодаря учению Конфуция (Кун-Цю или Кун-Цзы) и его последователей (551– 479 г.г. до н.э.). В Китае Конфуций почитается как божественный покровитель науки и образования. Через его школу прошли три тысячи учеников, обучение осуществлялось в виде диалогов учителя с учениками. Основу педагогического учения Конфуция составила трактовка вопросов этики и морали, управления государством. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как главные факторы человеческого благополучия. Он полагал, что в деле воспитания не должно быть различий между людьми. В то же время, по его мнению, воспитание должно соотносится с социальным назначением: «государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Рассматривая воспитание как мощное воздействие на личность, Конфуций связывал его результат с наследственностью. Он считал, что возможности людей от природы неодинаковы, при этом выделял обладателей высшей врожденной мудрости – «сынов неба» (правителей); «благородных мужей» (людей государственной службы), которые предрасположены к учебе с рождения и являют собой опору порядка Поднебесной; людей, которые достигают знания благодаря учению и вопреки ограниченным задаткам – к таким он относил и себя; людей, не способных к процессу постижения знаний – «чернь». Идеально воспитанный человек по Конфуцию должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Важнейшее качество, которым должен обладать благородный муж – жэнь (гуманность, человеколюбие), которое в первую очередь связывалось с умением разбираться в людях и быть справедливыми по отношению к ним. Конфуций подчеркивал, что все благородные личностные качества должны сочетаться в людях с любовью к учению. Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция – это трактат «Беседы и суждения» («Лунь юй»). В нем воспроизведены беседы философа с учениками, содержится много мудрых мыслей: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно»; «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»; «Учиться и время от времени повторять изученное». Помимо концепции «благородного мужа» ключевыми понятиями «Бесед и суждений» являются принципы добродетели, ритуала, справедливости, мудрости, доброго намерения и человечности. Последнему качеству уделяется особое значение. Из 492 главок трактата касаются человечности 58.
Своеобразно развивали конфуцианский взгляд на воспитание китайские мыслители Мэн-цзы (Мэн Кэ, 372-289 г.г. до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 298-238 г.г. до н.э.). Мэнцзы основывался на идее доброй природы человека, Сюньцзы наоборот, считал, что в человеке берет начало злая природа и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Т. об., на исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н.э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, основной идеей образования и воспитания.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.013 с.) |