Значение истории педагогики на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение истории педагогики на современном этапе.



Значение истории педагогики на современном этапе.

Различным периодам развития общества соответствуют специфические условия его материальной и духовной жизни, которые меняются с течением времени. Но человечество накопило и непреходящие ценности: народное искусство, народные обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Эти исторические и социальные богатства играют огромную роль в развитии личности: соприкосновение с ними детей позволяет им с ранних лет освоить определенные жизненные и нравственные нормы, сохранить и передать их будущим поколениям.

История образования и педагогической мысли занимается изучением различных проблем: воспитание и образование в различные исторические периоды в Беларуси и зарубежных странах; воздействие на обучение и воспитание условий материальной и духовной жизни общества; место школьного образования в воспитании и развитии детей; сущность церковно-религиозного воспитания; педагогические теории и их воплощение в практике воспитания и др.

       Источниками истории педагогики являются: архивные материалы по вопросам народного образования; памятники древней письменности; древние рукописи, рассказывающие о воспитании и обучении; официальные материалы (законы об образовании и воспитании, проекты, концепции, отчеты, доклады и т.д.); учебники и учебные пособия; сочинения выдающихся педагогов прошлого и современности; общая и педагогическая пресса.

    История педагогики включает в современной трактовке следующие разделы:

– воспитание в первобытном обществе (до V тыс. до н.э.);

– школа и воспитание в Древнем мире (V тыс. до н.э.– IV век н.э.);

– воспитание и школа в эпоху Средневековья (V в. – XVI в.);

– школа и педагогика в Новое время (XVII в. – XIX в.);

– школа и педагогика в Новейшее время (с начала XXв. – по сегодняшний день).

Изучение истории педагогики призвано играть значительную роль в повышении педагогической культуры учителя, способствовать вооружению его педагогическим мастерством, передавать лучшие традиции гуманистической педагогики и тем самым помогать педагогу в его повседневной деятельности.

Задачи истории педагогики:

– содействовать уяснению хода и результатов взаимодействия общества и школы в различные исторические периоды;

– формировать представление о школе и педагогике в целом как о двигателе культурной и общественной эволюции;

 – способствовать усвоению основных педагогических идей и концепций, формированию навыков их объективного анализа;

– стимулировать интерес к изучению историко-педагогических реалий, освоению педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого.

 

Тема 7. КЛАССИКИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

XIX в.

 

1. Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци.

2. Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта.

3. Педагогические взгляды и общественно-педагогическая деятельность Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега.

4. Педагогические воззрения Р. Оуэна (для самостоятельного изучения).

 

Рекомендуемая литература

 

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 232–239.

2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. –С. 70–78.

3. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и пед-ой мысли): учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. –С.57–67.

4. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древ­нейших до наших времен. –СПб.: Алетейя, 2000. –Ч.2. – С. 151–173.

5. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для ст-в высш. учеб. заведений по пед. спец-м / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –С. 153–163.

Тема 12. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР С 1945 по 1992 гг.

 

1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.). Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений в послевоенное время.

2. Педагогическая деятельность и теория В.А. Сухомлинского.

3. Развитие педагогической теории в СССР в 60-70-е гг. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

4. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) и ее результаты. Развитие советской школы в конце 1980-х гг.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский, – М.: ВЛАДОС, 2000. –С.387–421.

2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 149–165.

3. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – С. 401–415.

4. Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – С. 547–565. 

5. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –С. 253–285.

 

1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.). Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений в послевоенное время.

В тяжелом положении оказалась советская школа в годы Великой Отечественной войны. Большое количество детей было лишено возможности учиться, особенно на оккупированных территориях и на территории боевых действий. В 1941–1942 гг. около 25% учащихся СССР по этим причинам не посещали школу. На территории России фашисты разрушили 20 тыс. школьных зданий. В то же время многие школьные помещения были приспособлены под заводы, казармы, госпитали и т.д. Большое количество школьников разного возраста принимали участие в работе эвакуированных заводов и госпиталей, строительстве оборонительных сооружений, сельскохозяйственных работах; многие старшие школьники и учителя принимали участие в боевых действиях.

В Беларуси ситуации в этот период выглядела следующим образом. Накануне Вел. Отеч. войны в Беларуси было 12, 2 тыс. школ, 116 внешкольных учреждений, в том числе 17 муз. школ. По количеству студентов на 10 тыс. населения Беларусь опережала Англию, Германию, Францию, Италию и др. В научно-исследовательских институтах работало 2200 научных сотрудников.

Немецко-фашистские захватчики сожгли на территории Беларуси более 200 гор., 9200 сел, 6177 школ, 20 млн. книг; расстреляли или отправили на каторжные работы в Германию несколько десятков тысяч учителей. Захватчиками стала проводиться политика «онемечивания» белорусской молодежи. Была введена инструкция, которая белорусским детям дозволяла заканчивать только четырехлетнюю начальную школу, где их должны были учить немецкому языку, считать до 500 и умению расписываться, уметь читать было необязательно. Педагоги должны были преподавать детям историю Германии, биографию Гитлера и его сподвижников, сущность «нового порядка»; внушать послушание, подчинение немцам. Разрешалось использовать физические наказания. Белорусские дети устраивали массовый бойкот захватчикам и не посещали школы.

Тайно от немецкой администрации учителя организовывали обучение детей в частных домах по сохраненным довоенным программам. Многие учителя с учениками уходили в леса к партизанам, и там воевали и учились одновременно (одним из таких педагогов был Петр Миронович Машеров – вдающийся политический деятель Беларуси в послевоенный период). В двух партизанских отрядах Брестского соединения учились 490 детей.

По мере освобождения белорусских территорий от захватчиков проводилась работа по возрождению народного образования. Помогали все республики Советского Союза: отправляли эшелоны со строительными материалами, книгами, школьным оборудованием, продуктами питания, медикаментами и т.д. В 1944–1945 уч. г.г. в республике начали свою деятельность 10127 школ (в том числе 8360 начальных, 1491 семилетних и 1209 средних общим количеством 1209 чел.). Была острая потребность в пед. кадрах (перед войной было 546 тыс. учителей, в 1944–1945 – 30 тыс.). Были введены краткосрочные педагогические курсы.

Несмотря на сложную обстановку военных лет, правительство СССР принимало решения по вопросам образования: были учреждены общеобразовательные школы рабочей молодежи (1943), открыты вечерние школы в сельской местности (1944), разработана система экзаменов после окончания начальной, семилетней и средней школы, принято постановление о награждении серебряными и золотыми медалями лучших учащихся школ.

В первые послевоенные годы внимание органов народного образования было сосредоточено на осуществлении всеобщего обязательного семилетнего образования. Наиболее существенные изменения в школьном образовании произошли в 1950-е гг. Из учебного плана школы были исключены логика и психология, уменьшено количество часов на историю, литературу, географию и т.д., введен ручной труд в младших классах, труд в мастерских в средних классах (5–7 класс) и практикум по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству в старших классах. Школа опять взяла ориентир на политехническое образование.

Этот подход применялся в сфере образования всех союзных республик, в том числе и Беларуси. С 1956 г. в Беларуси стали создаваться школы-интернаты для детей-сирот; технические училища с 1–2 летним сроком обучения и отделения в техникумах с 2–3 летним обучением для выпускников школ. С 1958 г. Стало внедряться всеобщее обязательное восьмилетнее образование. В апреле 1959 г. Был принят «Закон о школе», в котором говорилось, что главной задачей школы является подготовка учащихся к жизни и общественно-полезному труду, осуществление политехнического образования. 

В 1960–70-е гг. в системе народного образования происходили существенные изменения: получили развитие новые типы учебно-воспитательных учреждений (специализированные школы, школы с углубленным изучением предметов, школы-комплексы, объединяющие все учебные и воспитательные учреждения района, детские клубы и организации, сеть кружков технического и художественного творчества, действующая в учебно-воспитательных учреждениях). Также получили распространение в школах группы продленного дня, факультативные объединения учащихся. Создавались межшкольные учебно-производственные комбинаты для учащихся с целью их профессиональной ориентации и формирования первоначальных трудовых навыков. Увеличивалось количество высших учебных заведений. Так, например, в 1963 г. в Беларуси было уже 25 вузов. 

Планировался переход к всеобщему среднему 10-летнему образованию. В Беларуси в 1977 г. 98, 3 % выпускников 8-х кл. продолжили учебу и получили полное среднее образование. В целом в 1960–1970-е гг. в советской педагогике появляется плеяда замечательных педагогов, внедряющих собственные системы обучения и воспитания учащихся, дающие необычно высокие результаты. В числе таких учителей выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.  

Тема 13. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХ I вв.

1. Реформа белорусской школы (1998): задачи, направления, результаты.

2. Национальная система образования в Беларуси. Характеристика учреждений образования и воспитания в РБ.

3. Нормативно-законодательная база системы образования. Закон РБ «Об общем среднем образовании» (2006) и др.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 90–121.

2. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 184–191. 

3. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –С. 303–328.

4. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi: вучэбны дапаможнiк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. – С. 397–423. 

5. Закон РБ «Об общем среднем образовании» // Адукацыя i выхаванне. – 2006. –№ 9. –С. 3–19.

 

Значение истории педагогики на современном этапе.

Различным периодам развития общества соответствуют специфические условия его материальной и духовной жизни, которые меняются с течением времени. Но человечество накопило и непреходящие ценности: народное искусство, народные обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Эти исторические и социальные богатства играют огромную роль в развитии личности: соприкосновение с ними детей позволяет им с ранних лет освоить определенные жизненные и нравственные нормы, сохранить и передать их будущим поколениям.

История образования и педагогической мысли занимается изучением различных проблем: воспитание и образование в различные исторические периоды в Беларуси и зарубежных странах; воздействие на обучение и воспитание условий материальной и духовной жизни общества; место школьного образования в воспитании и развитии детей; сущность церковно-религиозного воспитания; педагогические теории и их воплощение в практике воспитания и др.

       Источниками истории педагогики являются: архивные материалы по вопросам народного образования; памятники древней письменности; древние рукописи, рассказывающие о воспитании и обучении; официальные материалы (законы об образовании и воспитании, проекты, концепции, отчеты, доклады и т.д.); учебники и учебные пособия; сочинения выдающихся педагогов прошлого и современности; общая и педагогическая пресса.

    История педагогики включает в современной трактовке следующие разделы:

– воспитание в первобытном обществе (до V тыс. до н.э.);

– школа и воспитание в Древнем мире (V тыс. до н.э.– IV век н.э.);

– воспитание и школа в эпоху Средневековья (V в. – XVI в.);

– школа и педагогика в Новое время (XVII в. – XIX в.);

– школа и педагогика в Новейшее время (с начала XXв. – по сегодняшний день).

Изучение истории педагогики призвано играть значительную роль в повышении педагогической культуры учителя, способствовать вооружению его педагогическим мастерством, передавать лучшие традиции гуманистической педагогики и тем самым помогать педагогу в его повседневной деятельности.

Задачи истории педагогики:

– содействовать уяснению хода и результатов взаимодействия общества и школы в различные исторические периоды;

– формировать представление о школе и педагогике в целом как о двигателе культурной и общественной эволюции;

 – способствовать усвоению основных педагогических идей и концепций, формированию навыков их объективного анализа;

– стимулировать интерес к изучению историко-педагогических реалий, освоению педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.024 с.)