Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность бюрократии.

Поиск

Слово «бюрократия» (от франц. «bureau» - стол, канцелярия и греч. «kratos» - власть) буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы.

Наметим основные черты этого явления.

Во-первых, бюрократия - это явление общественное, социальное, прису­щее только социуму (обществу).

Во-вторых, бюрократия, как и демократия, - это явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть. Не случайно в составе обоих слов содержится указание на власть. Бюрократия и демократия - это два различных, а точнее - противоположных, способа организации власти в социальном коллективе.

В-третьих, бюрократия, как и демократия, может касаться не только влас­ти государственной, но и власти в любой общественной организации (напри­мер, в партии).

Полностью искоренить бюрократию (как в рамках конкретной властно-управленческой системы, так и в масштабе общества) можно, только лишив ее названной объективной основы путем перехода на принципиально иной способ управления, а именно - на самоуправление, которое предполагает совпадение (полное или частичное) субъекта и объекта власти.

Каким же образом разделение субъекта и объекта власти в общественных (социальных) организациях способствует появлению бюрократии? Дело в том, что субъект власти в том или ином социальном образовании (коллективе, ор­ганизации, обществе) наделен властью в интересах этого коллектива или об­щества в целом, в целях его эффективного, социально полезного управления. Однако реальное несовпадение субъекта и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (неполное совпадение) их интересов, что потенциально таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения инте­ресов властной системы (если она имеет коллективный характер) и ее членов. Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность.

Думается все-таки, что бюрократия - это не сово­купность бюрократов (так же, как демократия - это не совокупность демо­кратов), а определенный способ организации власти в официальных общест­венных образованиях.

Итак, бюрократизм можно охарактеризовать как социальную аномалию, патологию, присущую профессиональным (отделенным от объекта управле­ния) властно-управленческим системам (как государственных, так и негосу­дарственных организаций), суть которой в том, что властный субъект начина­ет постепенно утрачивать качества элемента в целостной системе властеотношения «субъект — объект», то есть перестает в своей профессиональ­ной деятельности ориентироваться на ту цель, для которой он создан, и начи­нает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, учитывая в первую очередь свои собственные интересы, а в дальнейшем переходит к раз­рушительной экспансии внутри системы, что в конечном счете приводит к ги­бели самой властно-управленческой системы.

 

25. Понятие и классификация органов государства.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полно­мочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позво­ляет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной са­мостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной маши­не свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных слу­жащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, граж­данских и других отношений, не имеющих связи с государ­ственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных слу­жащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных пра­вомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируют­ся в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и долж­ностные лица, которые обладают властными полномочия­ми, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (сово­купности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юри­дически закреплена (в конституции или текущем законода­тельстве). Реализация органом государства своей компетен­ции — это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обла­дает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению право­вые акты. Эти акты могут быть нормативными или индиви­дуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государ­ства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финан­сирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реа­лизации функций государства, используя для этого соот­ветствующие формы и методы.

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо возника­ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей (представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Ме­стные органы государства функционируют в административ­ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной компетенции. Органы общей ком­петенции правомочны решать широкий круг вопросов. На­пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специ­альной (отраслевой) компетенции специализируются на вы­полнении какой-то одной функции одного вида деятельнос­ти (министерство финансов, министерство юстиции).

 

Принцип разделения властей.

В современном мире разделение властей - характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разде­ления властей - итог многовекового развития государственности, поиска на­иболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689—1755 гг.)

Основные положения теории разделения властей следующие:

- разделение властей закрепляется конституцией;

- согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

- все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;

- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

- судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое уст­ройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государ­ства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения вла­сти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвра­тить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает прин­ципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остает­ся за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отноше­нию к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пас­сивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - «О духе законов»,

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений го­сударственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограниче­ние ветвей власти в установленных правом пределах.

Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и вопло­щение ее на практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел та­кую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демо­кратических государств. Как один из принципов организации государствен­ной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О го­сударственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гла­сит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная дея­тельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы при­нимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, пере­численным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласован­ное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государствен­ной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).

Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между ко­ролевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.009 с.)