Глобализация и функции государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобализация и функции государства.



Глобальный (от фр. global - всеобщий и лат. globus - шар) — относящий­ся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, все­мирный.

Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают ин­тересы всей цивилизации.

Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.

К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нор­мальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу сво­ей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей ин­формационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др. Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу унич­тожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографи­ческого, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.

Что касается второй разновидности глобальных проблем современности, то, как заметил проф. Венгеров, «человечество - особый биологический вид, кото­рый существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения».

Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, ви­димо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов - целенаправленная деятельность государства.

Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возник­новение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна все­общность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Окенавская Хартия глобального общества. Вопрос: должны ли государства бороться с антиглобалистскими организациями. Развивается наука глобалистика. Как предотвратить негативные последствия глобализации.

В литературе предлагаются различные варианты деления функций на ви­ды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и клас­совые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функции основные и нео­сновные. Основные-подавлегие и уничтожение эксплуататорских классов.

К внутренним функциям современного российского государства в литера­туре (Л.А. Морозова) относят следующие:

- функцию обеспечения народовластия;

- политическая. Обеспечение гос и общественной безопасности, охрана суверенитета.

- экономическую функцию; организация экономики, ее функционирование и развитие, правовая охрана всех форм собственности и организация всех видов деятельности.

- социальную функцию; меры по удовлетворению соц потребностей, поддержание достойного образа жизни и условий труда.

- функцию налогообложения и финансового контроля;

- экологическую функцию; охрана окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, борьбу с негативными явлениями.

- функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

- духовно-нравственная. Поддержание нужного уровня образования, науки, культуры.

К внешним функциям:

- функцию интеграции в мировую экономику;

- обороны страны;

- поддержки мирового правопорядка;

- сотрудничества с другими государствами в решении глобальных про­блем современности.

 

23. Механизм государства и государственный аппарат.

Механизм государства — это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государ­ственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) ме­ханизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и ко­ординации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуж­дения, соответствующие техническому уровню каждой эпо­хи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая.

В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию.

Единый и целостный механизм государства дифферен­цируется (расчленяется) на составные части — органы, под­системы. Между ними существует своя иерархия: различ­ные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отноше­ниях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разно­образна, но при всех условиях в него входят органы управ­ления и органы принуждения.

Механизм современного государства отличается высо­кой степенью сложности, многообразием органов и учреж­дений, подразделяется на крупные подсистемы.

Следует иметь в виду, что система органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:

а) органы государства;

б) государственные учреждения;

в) государственные предприятия.

Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, админи­страции этих предприятий и учреждений включаются в общую систему госу­дарственных органов.

Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.

Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц госу­дарства. «Должностное лицо» - это не некое физическое лицо, а «индивиду­альный» элемент государства, своего рода «индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетен­цию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.008 с.)