Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет теории государства и права. Предмет теории государства и права.Стр 1 из 44Следующая ⇒
Предмет теории государства и права. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект шире предмета. предмет-сторона объекта, которая исследуется той или иной наукой. Если объект может быть общим для наук, то предмет одной не может совпадать с другой. Объектом является гос и право, а так же связанные с ними различные соц-пр процессы и явления. Особенности предмета: изучаются общие специфич закономерности; изучаются исходные проблемы; является общей теорией для всех юр наук; является ярким выражением единства гос и права. ТГП изучает в целом понятийный аппарат и вырабатывает рекомендации для всех юр наук. Она исследует общие подходы, средства и методы исследования проблемы отраслей права. Теория вырабатывает понятия права, сущности права, нормы, правоотношения, применения, законности. Определить предмет ТГП – значит установить круг тех общественных отношений, явлений, институтов, учреждений и проч, которое она изучат, те вопросы, которые она рассматривает. Предмет науки – это та область познания, на которую данная дисциплина направлена. Как следует из названия, эта наука изучает такие объекты, как государство и право. Но их исследуют и другие общественные науки – философия, социология, политология, и др. Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Иначе говоря, данная наука ставит своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права и, опираясь на другие отрасли знаний, формируется понятие, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений. Предмет ТГП не является застывшим: с течением времени он развивается и изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания, вместе с которыми меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в жизни общества, назначении, сущности. Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство проявляет свою деятельность прежде всего посредством принятия нормативных правовых актов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Как и другие общественные науки, ТГП изучает явления – государство и право, которые существуют в человеческом обществе и немыслимо вне его. В раскрытии своего предмета ТГП тесно взаимодействует с другими общественными науками, например, политологией, экономической теорией, так как невозможно познать в полной мере государственно-правовые явления вне связи с политическими, экономическими и иными факторами. Почему и гос-во, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Гос-во издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права гос-во получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму гос-го правления, структуру гос-ва, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы гос-ой деятельности. ТГП является: –общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как гос- во и право; -юр-й наукой, изучающей только гос-ую и правовую стороны общественной жизни; –общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития гос-ва и права.
Типы государства. Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства.
Основным существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность) Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает». Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека. Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу- пять стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления. Тойнби: Цивилизация – замкнутое состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, географических и иных признаков.10 независимых цивилизаций, постоянно живущих, и 650 временных обществ. египетская, китайская, иранская, сирийская, западная, дальневосточная, православная, мексиканская, арабская, иудейская. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно. Теория конвергенции. Конверг-плавное сближение государственных систем. Суть – создать единый лучший тип общества и государства. Форма государства. Форма государства – это способ организации политической власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно- властные структуры, как объединено население на данной тер-ии, каким образом оно связано через различные тер-ые и политические образования с гос-ом в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. Форма гос-ва – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества. Элементами формы государства выступают: 1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ой власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, в зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские. 2) форма государственного устройства – отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-ом в целом и его составным тер-ми единицами, по форме гос0го устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. 3) политический (гос-ый) режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос-ой власти, в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (гос-ый) режимы.
Принцип разделения властей. В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689—1755 гг.) Основные положения теории разделения властей следующие:
- разделение властей закрепляется конституцией; - согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам; - все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; - никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; - судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность. Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие. Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - «О духе законов», Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах. Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции). Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства.
Государство и церковь. В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы; б) иерархический характер, централизация управления; в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п. 2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее: 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность. 2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.
Светское государство. Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее: 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность. 2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.
Социальное государство Социальное государство – определенный этап в развитии правового государства, т.е это правовое государство, ориентированное на решение социальных задач граждан. Основная идея-новое понимание свободы-обязанность государства осуществлять социально-ориентированную политику и выравнивание неравенства в обществе. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются: 1. Демократическая организация государственной власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства. 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ). 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.). В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся: - поддержка социально незащищенных категорий населения; - охрана труда и здоровья людей; - поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; - сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; - поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность); - финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; - борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; - поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; - участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; - забота о сохранении мира в обществе. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку. Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России: - Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); - в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности; - отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; - не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; - отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; - снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»); - существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества; - в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства; - в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
Происхождение права. Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно, и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права. Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства. Формирование права проявляется: а) в записи обычаев, становлении обычного права; б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения; в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации. В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга
Право и мораль. Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы. Различия: 1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества. 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.111 с.) |