Правовое государство: понятие и признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое государство: понятие и признаки.



ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ И НОМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ. (если будет время можешь 32 вопрос прочитать)

Основной постулат естественно-правового подхода – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от гос-ва норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

Исходный пункт теории естественного права — природа человека, социальные качества людей. Люди признаются равными по своей природы, они от природы наделены естественными стремлениями, разумом и так далее. Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые независимо от того, закреплены они где-либо или нет. Они вытекают из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и других факторов. В силу этого естественные права, хотя и в известной мере зависят от условий общественной жизни, в своей сути являются природными, неизменными. Содержание природных или естественных прав человека не определяется государством. Государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Законы, принимаемые государственными органами, могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении закона с естественными правами, закон не признавался обоснованным и отвечающим правам человека. Но все представители естественно правовой теории сходились в мнении о том, что право — это прежде всего высокая идея, призванная охватить все проявления правовой реальности. А вот содержание этой высокой идеи различные мыслители определяли по-разному: для одних эта идея сводилась к божественному началу, для других — к объективному разуму, для третьих — к равенству и так далее. Но в целом всегда эта идея связывалась с природой человека и признавалась первичной по отношению к законам и регулируемыми ими общественными отношениями. В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, то есть выражает закон. Яркими представителями теории естественного права называют Бродского, французских просветителей, Радищева и так далее.

Нормативное понимание права – самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Положительное в данном подходе: 1) подчеркивает определяющее св-во права – нормативность; 2) нормативность органически связана с формальной определенностью права; 3) фиксированность средств гос. принуждения в случаях нарушения права; 4) противостояние режиму произвола и беззаконию; 5) косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей воли; 6) ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юр.практики; 7) признание широких возможностей гос-ва влиять на общественное развитие. Отрицательное в данном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юр.норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития.

 

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический государственный режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России - республика.

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская форма правления;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) идеологическое и политическое многообразие;

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое государство;

8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления). Основной Закон РФ закрепляет, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РФ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демок­ратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источни­ком власти в России является народ, кроме того, в по­ложении о том, что эту власть сам народ и осуществ­ляет как непосредственно, так и через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность российского государства прояв­ляется и в том, что его граждане равноправны и об­ладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государ­стве установлена выборность органов законодатель­ной власти и представительных органов местного са­моуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика российского государства в качест­ве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою оче­редь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В со­ставе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральны­ми органами государственной власти, осуществ­ляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответ­ствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей тер­ритории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законо­дательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального зна­чения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее предста­вительного и законодательного органа - Федерально­го Собрания, состоящего из двух палат - Совета Фе­дерации и Государственной Думы.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «республиканская форма правления» ха­рактеризует государство, в котором все высшие ор­ганы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными пред­ставительными учреждениями. Республиканская фор­ма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Гла­вой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а предста­вительным и законодательным органом - Федераль­ное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представите­лей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государ­ственная Дума - избирается населением сроком на че­тыре года.

Согласно Конституции, на общефедеральном уров­не законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судеб­ную - федеральные суды (Конституционный Суд, Вер­ховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные феде­ральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

 

7. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обеспечивающая свободотворческую и предпринимательскую деятельность, создающая возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

В основе любого гражданского общества лежат:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Гражданское общество - общество свободных индивидов, т.е. каждый индивид является собственником, свободен в выборе форм собственности, профессии и вида труда. Индивид не зависим от государства, т.е. может быть членом политической партии или объединения, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления;

Гражданское общество - суть открытое социальное образование. В нём обеспечивается свобода слова, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда

Гражданское общество - сложная система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения, клубы) позволяет реализовать потребность и интересы индивидов;

Гражданское общество - саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в организации реализуют свои интересы, обеспечивают развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы;

Гражданское общество - правовое демократическое общество, обеспечивается и защищается естественными и приобретёнными правами человека и гражданина.

8. ФУНКЦИИ ГОС-ВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи гос-ва по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Функции гос-ва и их содержание обусловлены- а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор); б) сущностью государства, его природой; в) целями и задачами государства.
Функции делятся на виды: общесоциальные и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние; постоянные и временные. Основные и не основные.

Внутренние функции:1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т. п.; 2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т. д.; 3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве; 4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры; 5) налогообложения и финансового контроля;

Внешние функции: 1) экономическое сотрудничество с другими странами; 2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ; 3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов; 4) борьба за мир и мирное существование; 5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами; 6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В различные исторические периоды функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.

При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.

С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.

В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.

Классификация функций государства —

выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– экономическая функция;

– функция налогообложения;

– функция социальной защиты;

– экологическая функция;

– культурная функция;

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) экологические;

д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

а) охранительные;

б) регулятивные.

Отличие функций государства от функций государственных органов – функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ.

Существует несколько подходов к классификации типов гос-ва. Широко распространенной явл концепция типологии гос-ва в зависимости от формационного критерия, позволяющего выделить 4 основных типа гос-ва: рабовладельческое (организация полит.власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономич. Формации, 9-8 вв.до н.э.), феодальное (7-9 вв., эконом.основа – частная собствен.феодалов на землю, владение крепостными), буржуазное (16-17 вв., производственные отношения) и социалистическое гос-во (диктатура пролетариата).

Другая классификация основывается на исторической типологии и обусловлена экономическими критериями. Различают 3 исторических типа гос-ва: традиционные (аграрные) гос-ва (эконом. жизнь – с/х, источники права – обычаи и религиозные нормы), индустриальные гос-ва (доминирует индустриальное произ-во, формируется гражд.общ-во, источник права - закон), постиндустриальные гос-ва (большая децентрализация, уменьшается роль закона как источника права, приобретают знач. нормативный договор и локальный нормативный акт).

Существуют также след. виды классификации типов гос-ва:1) по темпоральному критерию (древние, средневековые, нового времени, сегодняшние); 2) по патектарному признаку: централизованные и децентрализованные; 3) по конфессионному признаку: светские и религиозные.

СООТНОШЕНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РФ

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитим-ный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гразеданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

Гос-во - это политич. организация общ-ва, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос. механизма управление делами общ-ва, суверенную публичную власть, предающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободу граждан, законность и правопорядок.

Взаимодействие. Процесс возникновение гос-ва и права протекал параллельно. Гос-во и право является продуктом общества на определённом этапе развития. Взаимосвязь гос-ва и права проявляется в следующем: нормы права не могут возникать, развиваться и функционировать без гос-ва; нормы права являются результатом правотворческой деятельности гос-ва; юридические нормы становятся обще обязательными, потому что они устанавливаются и санкционируются гос-вом; гос-во гарантирует реализацию правовых норм, охраняет от нарушений.

Гос-во зависит от права, оно не может нормально функционировать, не опираясь на право. В законодательном закреплении нуждается организация деятельности гос. аппарата. Правовые нормы определяют систему гос. механизма, устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан.

В современном российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. В нынешних условиях чрезвычайно важно защитить права особо уязвимых групп населения - вынужденных переселенцев и беженцев, военнослужащих, детей, женщин, инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных свободы и др. В Конституции РФ закреплен названный принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую).

ГОС-ВО В ПОЛИТИЧ.СИСТЕМЕ ОБЩ-ВА НА ПРИМЕРЕ РФ.

Политич. система общества представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политич. отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политич. власти. В самом общем виде назначение политич. системы можно определить как управление делами общества посредством политич. власти.

В науке существует множество различных понятий политич. системы. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политич. системы: 1) тесная связь ее с гос-ной властью, с борьбой за гос. власть и ее осуществление; 2) выражение политич. интересов различных классов, социальных слоев и групп; 3) наличие организационных форм выражения политич. интересов; 4) урегулированность отношений между институтами политич. системы правовыми, политич. нормами и политич. традициями.

С учетом названных признаков политич. систему определяют как совокупность гос-ных и негос-ных политич. институтов, выражающих политич. интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политич. решений гос-вом. Составной частью политич. системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политич. нормы и политич. традиции.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОС-ВА.

Гос-во является закономерным этапом развития человеческого общ-ва. Гос-во – политическая организация публичной власти, действующая на определенной территории, на определенный круг лиц, издающая общеобязательные нормативно-правовые акты на своей территории и обладающая аппаратом насилия для обеспечения соблюдения этих актов. Признаки гос-ва:

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Гос. власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

2. Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население гос-ва, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только гос-во включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию гос. решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

3. Гос-ный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах.

4. Наличие права, законов. Неразрывная связь гос-ва и права. Любое гос-во проводит свою гос. политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само гос-во, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое гос-во.

5. Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы - это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, - чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.

6. Наличие аппарата принуждения.

7. Гражданство.

8. Символика.

9. Представительство на международной арене.

ВИДЫ СОЦ.НОРМ.

Норма - это образец, правило поведения. Упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями. Где есть общество, там должны быть правила общежития или социальной нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе и отношение человека к другим людям. Признаки социальных норм: 1) устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом; 2) требование социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, а на всех людей; 3) социальные нормы - это обязательные правила поведения. Требование норм охраняется силой общественного мнения, гос. принуждением.

Виды соц. норм: 1) по сфере регулирования общественных отношений - нормы морали (правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве), нормы обычаев (правила поведения, сложившееся в результате длительного повторения людьми определённых действий), нормы традиции (исторически сложившиеся и сложившиеся из поколения в поколение), политические нормы (общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами), экономические нормы (регулируют общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ), нормы общественных организаций (регулируют общественные отношения внутри организации между их членами); 2) по способу образования - стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) образованные в результате сознательной деятельности людей (норма права); 3) по способу закрепления (письменные, устные). Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории, на которой она перемещалась. Однако если какая-либо другая, как правило, родственная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей предоставлялась возможность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем – идеализированное существо – покровитель отдельного члена группы или всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».

 

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЩ-ВА НА ПРИМЕРЕ РФ.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - 1) совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов - правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов). Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Правовая система — комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску. К ее основным элементам относятся:

1)явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);

2) право и выражающее его законодательство;

3) правовые отношения;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.

Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.

Правовую систему не следует смешивать с юридической надстройкой. Юридическая надстройка — составная часть правовой системы, включающая в себя правовые взгляды, правовые нормы, правовые отношения и правовые учреждения. Юридическая надстройка призвана показать место правовых явлений по отношению к экономике, производственным отношениям, подчеркнуть вторичность правовых явлений и первичность, определяющую роль отношений базисных. Понятие же правовой системы шире по объему (количеству входящих в нее элементов) и иное по своему функциональному назначению, так как служит выражению внутренних связей правовых явлений, их структуры и организации.

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.

Выделяют две классификации правовых систем: 1) Рене Давид: романо-германская, англосаксонская, социалистическая (в основе лежит два критерия - идеологический (фактор религии и философии) и юридическая техника) 2) Цвайгерт: романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая, индуистская, право ислама (он берет понятие правовой стиль, который учитывает пять факторов – происхождение и эволюция правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа правовых институтов и способы их толкования, идеологический фактор).

Для выделения основных правовых семей, наиболее существенными по мнению большинства ученых являются три группы критериев: 1) исторический генезис (т.е. возникновение их развития) 2) система институтов права 3) структура правовых семей С их учетом выделяют: 1) страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции) 2) англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) 3) семьи религиозно-правовые (ислам, иудаизм) 4) социалистическая (Китай, Вьетнам) 5) семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, религиозная (восточная) правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА (НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД).

По нормативному подходу право определяется как совокупность охраняемых гос-ом норм. Право представляет собой иерархическую систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее соответственно идут нормы обыкновенного закона, Нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности. Правом признается гос. воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой гос-ва. Во взгляде на действительность и решение дела через юридические очки, через призму принятых гос-ом нормативных актов — содержание нормативного подхода к праву (одновременно положительное и отриц.). Вначале о положительном. 1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права — его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило — это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое. 2. Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает воз­можность руководствоваться правовыми требованиями. 3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права. 4. Противостояние режиму произвола и беззаконию. 5. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли. 6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики. 7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития.

ПРАВОСОЗНАНИЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.09 с.)