Субъективное право: понятие, виды, значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное право: понятие, виды, значение.



Субъективное право - юридически обеспеченная мера возможного поведения конкретного лица, гарантирующая ему самодеятельность, свободу выбора, пользование материальными и духовными благами на основе существующих отношений производства и обмена. Субъективное право - право, принадлежащее конкретному лицу. Предпосылкой субъективного права явл. правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное ПРАВО - необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридич. Субъективное ПРАВО включает как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от другого лица (других лиц),поскольку такое поведение обусловливает осуществления субъективного ПРАВА. Так, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в рамках закона самостоятельно, не прибегая к помощи других лиц, не требуя от них совершения каких-либо действий. Такие субъективные ПРАВА именуются абсолютными, они защищаются против всякого и каждого, кто своим поведением препятствует осуществлению этих прав. По договору же купли-продажи продавец вещи вправе требовать от ее покупателя уплаты стоимости вещи, т.е. совершения определенного действия (исполнения обязанности). Такое субъективное ПРАВО именуется относительным, поскольку требование о совершении действия (или воздержании от него) относится к определенному лицу или к нескольким определенным лицам. В случае нарушения субъективного ПРАВА оно защищается законом в принудительном порядке путем предъявления в суде или ином установленном законом гос-ном органе притязания к нарушителю.

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА.

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридич. норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его соц. направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в спец. акте, влечет юр. последствия); - на неофициальное (не имеет юр-ки обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует спец. познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридич. норм). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ (НПА): ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса — систематизации.

Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законод-ва и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых НПА, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юр. предписаниями и т.п.

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Инкорпорация — это способ систематизации, при кот. НПА подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологич., систематич. (предметном) в единых сборниках и др. изданиях. Консолидация — это способ систематизации, при кот. несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный НПА с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Кодификация — это такой вид систематизации, кот. имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного НПА (основ законод-ва, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законод-ва с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной соц. сферы. Кодификационные акты -это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.004 с.)