Принципы организации и деятельности гос. Аппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности гос. Аппарата.



Гос. аппарат – это совокупная связь органов гос-ва, основанная на их субординации и распределении властных полномочий.

Гос. аппарат – это воплощение, выражение гос. власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками. В специальном, более узком значении под гос. аппаратом понимают лишь систему гос. органов, наделенных властными полномочиями. При этом «специальными властными полномочиями, необходимыми для осуществления возлагаемой на них работы, наделены все звенья гос. аппарата. В целом ими охватываются все стороны гос. деятельности». В широком смысле понятие гос. аппарата как совокупности всех гос. органов совпадает с определением механизма гос-ва, идентично ему. В более узком смысле под гос. аппаратом понимают аппарат гос. управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «гос. аппарат» в науке административного права».

Правовая форма деятельности гос. аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях. Она складывается из следующих трех форм деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной

Правотворческая – особая форма деятельности гос. органов, направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов.

Правоприменительная деятельность – сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации права; как стадия правового регулирования; как юр. факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права – всегда действие, акт поведения управомоченного лица.

Правообеспечительная (правоохранительная) функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Например, вынесение приговора по уголовному делу обусловливает исполнение норм уголовного права, предусматривающих данное наказание.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

  • Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
  • Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций[1].
  • Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
  • Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.

Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:

1. принцип приоритета прав человека;

2. принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;

3. принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

4. принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

5. принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

6. принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

7. принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии "по горизонтали";

8. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

9. принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата

следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в

основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-

классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и

задачи государственного аппарата. Одним из таких принципов является принцип законности иконституционности организации и деятельности государственного аппарата.

 

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОС-ВА.

Гос-во является закономерным этапом развития человеческого общ-ва. Гос-во – политическая организация публичной власти, действующая на определенной территории, на определенный круг лиц, издающая общеобязательные нормативно-правовые акты на своей территории и обладающая аппаратом насилия для обеспечения соблюдения этих актов. Признаки гос-ва:

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Гос. власть распространяется лишь на территорию государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

2. Наличие публичной (государственной) власти. Публичной эта власть называется, потому что она распространяется на все население гос-ва, выступая от его имени. К публично-политической власти относятся органы власти и управления, а также специальный аппарат принуждения. Только гос-во включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию гос. решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

3. Гос-ный суверенитет, т.е. независимость государства, как во внутренних, так и во внешних делах.

4. Наличие права, законов. Неразрывная связь гос-ва и права. Любое гос-во проводит свою гос. политику, для претворения в жизнь которой необходимо закрепить ее в нормативно-правовом акте. Право при этом узаконивает не только само гос-во, но и его политику. Таким образом, формируется демократическое правовое гос-во.

5. Наличие налогов и налоговой системы. Налоги и сборы - это часть доходов населения, которая безвозмездно удерживается государством и расходуется на содержание публично-политической власти, государственного аппарата и на нужды всего общества в целом. При этом существует обратная связь между количеством налогов и количеством государственных органов. Чем больше государственный аппарат, тем больше налогов, - чем меньше государственный аппарат, тем меньше налогов.

6. Наличие аппарата принуждения.

7. Гражданство.

8. Символика.

9. Представительство на международной арене.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.)