Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация конституционного принципа равноправия в Российской Федерации

Поиск

Правовой статус человека занимает особое место в системе  международного права многих стран. Представляя собой совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности, этот статус определяет правовое и социальное положение человека в обществе, а также конкретизирует круг его возможностей. Закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации 1993 г. конституционный принцип равноправия, предполагает в качестве необходимого условия обеспечения принципа равноправия гарантию прав и свобод граждан РФ. Принцип равноправия занимает особое место в системе конституционных принципов правового статуса человека и гражданина в РФ, к которым относятся: - принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, признания их высшей ценностью (ст. 2 КСРФ);         -принцип неотчуждаемости основных прав и свобод; - принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; -принцип непосредственного действия прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; - принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

Прежде всего, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, признания их высшей ценностью (ст.2 КС) влияет на содержание всех конституционных прав и свобод, определяющих правовой статус человека и гражданина в РФ. Он является ориентиром при реализации любого конституционного права, в соответствии с этим принципом строятся не только все нормы гл. 2, но и все иные нормы Конституции РФ. Ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» закрепляет положение о том, что во взаимоотношениях между человеком и государством ведущая роль признается за человеком, а государство рассматривается как представитель интересов общества и несет обязанность соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека определяют смысл и содержание всех законов, принимаемых в государстве.

Закрепление в Основном Законе «равных возможностей для их реализации», т.е. реализации прав и свобод, имеет принципиальный характер, так как регламентирует важнейшие стороны жизнедеятельности человека, гражданина РФ. Такие права и свободы, как право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию согласно своим интересам и возможностям, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и так далее, представляют комплекс разрешительных норм, регулирующих социальные практики в соответствии с российским законодательством, прежде всего установками основного Закона РФ, т.е Конституцией Российской Федерации.

 Приоритетная роль Конституции РФ как основного Закона страны объясняется следующими причинами:

 во-первых, Конституция Российской Федерации является реальным регулятором наиболее значимых общественных отношений;

во-вторых, Конституция РФ обладает высшей юридической силой, что говорит о степени ее обязательности на всей территории Российской Федерации и распространении на всех граждан;

в-третьих, на данном документе как Основном законе Российской Федерации базируется все законодательство нашего государства;

в-четвертых, государство обязуется гарантировать «равные возможности» осуществлять политику, связанную с устранением дискриминации по гендерному, религиозному и национальному признакам, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, закрепление принципа равноправия в Основном Законе страны еще не означает решения проблемы. К примеру, равенство возможностей мужчины и женщины может быть достигнуто только при условии устранения традиционного патриархального покровительства женщин и разрушения культурного стереотипа посредством государственной политики. Механизм реализации защиты равноправия в России в рассматриваемом контексте включает в себя непосредственно нормы, обеспечивающие гендерное равенство, административный контроль за соблюдением этих норм, а также деятельность государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих выполнение требований осуществления государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Гендерное равноправие в Российской Федерации обеспечивается не только Конституцией РФ, но и УК РФ. УК РФ обеспечивает законность принципа равноправия, выполняет регулятивно-охранительную функцию, устанавливая уголовную ответственность за проявление какой-либо дискриминации по половому, расовому, национальному, религиозному и языковому признаку (ст. 136 УК РФ). Следует заметить, что данная статья отдельно не оговаривает нарушение равноправия между мужчиной и женщиной, как это сделано в части 3 статьи 19 Конституции РФ. Для более полной реализации гендерного равноправия стоит включить ответственность за нарушение равенства реализации возможностей его осуществления.

Административное обеспечение возможностей реализации конституционного принципа равноправия включает в себя деятельность государственных органов и их должностных лиц по защите гендерного равноправия. Ярким примером государственной деятельности в области обеспечения правового равенства является принятие ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г.[14]

Показательным примером обеспечения возможностей реализации конституционного принципа равноправия является наличие проблемы количественного представительства женщин на ведущих постах политики, экономики, науки и искусства. Приоритет мужчин в некоторых сферах, в частности, это касается химического производства, горных работ, металлургии, ремонта воздушных кораблей и водного транспорта, связан с тем, что женский организм менее вынослив и не предрасположен к некоторым видам работ, в связи с чем длительная занятость женщины в данной сфере может навредить ее здоровью и выполнению функции деторождения.[15]

В Российской Федерации женщинам запрещено замещение боевых должностей: стрелок, снайпер, танкист, водитель, артиллерист, механик. Это говорит о том, что некоторые профессиональные сферы не доступны женщинам в виду их физиологических  особенностей. В данном случае можно говорить о физиологическом  неравенстве, которое отражается на правоприменительной практике регламентации деятельности женщины в соответствии с трудовым законодательством. Однако решение этой проблемы в абсолютном соответствии с законом может быть затруднено в силу сложившихся конкретных условий, возникших, к примеру, в условиях военных действий, когда женщина занимает пост убитого или тяжело раненого мужчины. Так, хорошо известны имена более 2000 советских женщин – снайперов, выполнявших боевые задачи на фронтах Великой Отечественной войны. Многим советским женщинам- снайперам был присвоен титул выдающегося снайпера.[16]

Для решения данной проблемы можно было бы рекомендовать в законодательном порядке детализировать возможные отступления в реализации правой нормы по установлению степени равенства мужчин и женщин. С одной стороны, такие уточнения будут способствовать предупреждению произвола со стороны работодателя при принятии на работу женщин, потому что в законе четко будет прописано, какие действия он не вправе совершать. А, с другой стороны, поднимут до уровня разрешительной нормы действия женщин, выполняющих в экстренных ситуациях традиционно рассматриваемых в границах действий, выполняемых согласно трудовому законодательству только мужчинами. В качестве желаемого можно было бы рекомендовать создание специальных организаций, выполняющих контроль за соблюдением норм трудового законодательства в отношении женской трудовой занятости, рассматриваемой не только под углом зрения гендерных характеристик, но и в контексте ее материнских прав и обязанностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.01 с.)