Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционное закрепление принципа равноправия
Провозглашенное равенство в правах и свободах человека и гражданина дополняется положениями о том, что предусмотренные в самой конституции или в законодательстве права и обязанности одинаково принадлежат всем индивидам (гражданам), независимо от пола, расы, политических, религиозных и других убеждений, национального и социального происхождения, имущественного состояния или других подобных признаков. Отраслевое законодательство в содержании ст. 1.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), названной «Принцип равенства перед законом», воспроизводит принцип равноправия граждан как основу правового регулирования применительно к соответствующим сферам правоотношений. Так, положения этой статьи уточняют применение конституционного принципа равноправия к должностным лицам, совершившим административные правонарушения, а также к лицам, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства: «1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. 2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом»[6].
Правоприменительная практика использования конституционного принципа равноправия содержится не только в статье 19 Конституции РФ 1993 года, но и в других статьях, указывающих на содержание принципа равенства применительно, к примеру, к налоговым отношениям, обозначенным в тексте Основного Закона РФ как «общие принципы налогообложения» (ч. 3 ст. 75)[7] без уточнения содержания этого понятия, расшифровка которого закреплена в Налоговом кодексе РФ. Специально стоит вновь остановиться на положении неоднозначности правового равенства между мужчиной и женщиной, закреплённых в ч. 3 ст. 19 Основного закона Российской Федерации. К примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях»[8] право на их получения до 2019 г. имеют женщины, достигшие 55 лет, а мужчины 60 лет. Предпринятая в 2019 году попытка Правительства РФ повысить возраст выхода на пенсию женщин до 60 лет, а мужчин до 65 лет была в 2020 году отменена в связи негативным отношением населения нашей страны на эту инициативу властей. Другим примером неоднозначности правового равенства между мужчиной и женщиной является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г.[9], согласно п. а), ч. 1 ст. 22 которого призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»[10] установлен запрет на женский труд в профессиях связанных с литейными, сварочными, котельными, холодноштамповочными, волочильными, давильными, кузнечно-прессовыми, металлопрокатными, монтажными, горными и др. видами работ (общее количество запрещённых работ для женщин составляет 456). Рассмотренные выше нормы носят дискриминационный, но справедливый характер в отношении мужчин, закрепляя привилегированное положение женщины в правовой системе Российской Федерации.
Вынесенные в отдельный абзац рассматриваемых статей положение о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации, по нашему мнению, вызывают определенные сомнения. Полагаем, что провозглашение равенства прав мужчины и женщины является неким архаизмом, калькой из предыдущих советских конституций и даже логически избыточно, так как ранее в этой же статье было сказано о равенстве всех перед законом и судом, о гарантированности прав и свобод, независимо, в том числе, и от пола. Глубокие связи между конституционным принципом равноправия и свободы прослеживаются давно. Развитие демократических начал, осуществление идеи народовластия невозможно без предоставления определенных свобод, ограниченных законом. Свобода является ключевым признаком жизнедеятельности индивида, в известной степени обеспечиваемой государством. Однако свобода индивида проявляется вне сферы связей между государством и гражданином. В общем значении свобода означает отсутствие каких-либо ограничений жизнедеятельности индивида. Но такой свободы в реальном общественном бытии не существует. Пределом свободы конкретного человека является свобода других людей и необходимость отвечать объективным требованиям, формирующимся в процессе функционирования общества. С целью обеспечения этих требований устанавливается правопорядок, который в то же самое время ориентирует государственную деятельность на защиту индивидуальной свободы[11]. Нельзя сказать, что этот принцип прямо нарушается на территории нашей страны, однако, в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве имеются ряд статей, закрепляющих более «льготное» положение женщин, совершивших преступление, а также женщин- потерпевших. Так, например, ст. 145 УК РФ[12] предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Принятие данной нормы берет свои начала, скорее всего, из демографической политики государства, которое желает повысить рождаемость и увеличить население нашей страны. Однако нельзя не упомянуть также и то, что для женщин есть отдельный состав преступления - убийство матерью новорожденного ребенка, так что о дискриминации в данном случае не приходится говорить, а все послабления вызваны лишь физиологическими особенностями, на которые законодатель не в силах повлиять[13]. Таким образом, конституционный принцип равноправия, понимаемый как основа юридического регулирования взаимоотношений государства с человеком и гражданином, что является определяющим признаком любого демократического общества, основополагающей характеристикой конституционного статуса личности. Конкретизация общих положений конституционного принципа равноправия, изложенных в ст.19, осуществляется во многих разделах Конституции РФ 1993г., а также в отраслевом законодательстве, регулирующем правоприменительную практику в различных сферах общественной жизни. Такое соотношение Конституционного принципа равноправия (ст. 19) и его правоприменительная практика раскрывают особенности нормативного закрепления принципа равноправия в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, а также в отраслевом законодательстве.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.005 с.) |