IX. Алгоритм сопровождения семей, находящихся в СОП /ТЖС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. Алгоритм сопровождения семей, находящихся в СОП /ТЖС



1-й этап: выявление семей группы риска.

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей, которые ставятся на внутренний учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями, находящимися в СОП и/или ТЖС.

2-й этап: установление контакта с семьей.

Нередко установить контакт с неблагополучными семьями бывает достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

3-й этап: изучение семьи.

Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются социальный педагог, педагог-психолог и воспитатель. Педагог-психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости педагог-психолог посещает семьи воспитанников. Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится социальному педагогу и воспитателю, которые находятся в более тесном контакте с ребенком и его семьей и могут по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.

4-й этап: составление картотеки семей «группы риска».

Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:

⁻ социальный паспорт семьи;

⁻ психолого-педагогическая характеристика на ребенка;

⁻ акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;

⁻ результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.

5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска».

План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (кружки), в наблюдении и консультациях педагога-психолога, воспитателя.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.

Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях педагога-психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе педагога-психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей старшим воспитателем в систему дополнительного образования, в консультации педагога-психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.

Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, индивидуальные беседы, консультации педагога-психолога.

Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска».

Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи:

⁻ психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

⁻ социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде); педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);

⁻ правовой (повышение правовой компетентности родителей);

⁻ медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

7-й этап: анализ работы.

Данный этап включает в себя:

⁻ наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет;

⁻ отслеживание динамики развития детско-родительских отношений;

⁻ оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.

8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета. Основанием для снятия с учета является:

⁻ улучшение положения в семье.

⁻ выбывание из детского сада.

Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Баркан А. И. Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. М, 2015 г.
  2. Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями. М., 2019 г.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2010 г. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями. М., 2007 г.
  4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей. М., 2007 г.
  5. Курчинка Мэри Ш. Ребенок с «характером». СПб., 2016 г.
  6. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей? М., 2018 г.
  7. Лупан С. Поверь в свое дитя. М. 2014 г.
  8. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. СПб., 2017 г.
  9. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 2015 г

 

6. Разработать и провести просветительское, развивающее, коррекционное или профилактическое мероприятие для учащихся (воспитанников).

 

Для выполнения данного задания было составлено занятие, направленное на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Занятие было проведено совместно с педагогом старшей группы. Конспект заняти представлен ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.007 с.)