Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IX. Алгоритм сопровождения семей, находящихся в СОП /ТЖС
1-й этап: выявление семей группы риска. Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей, которые ставятся на внутренний учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями, находящимися в СОП и/или ТЖС. 2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко установить контакт с неблагополучными семьями бывает достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому. 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются социальный педагог, педагог-психолог и воспитатель. Педагог-психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости педагог-психолог посещает семьи воспитанников. Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится социальному педагогу и воспитателю, которые находятся в более тесном контакте с ребенком и его семьей и могут по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей. 4-й этап: составление картотеки семей «группы риска». Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
⁻ социальный паспорт семьи; ⁻ психолого-педагогическая характеристика на ребенка; ⁻ акт обследования жилищно-бытовых условий семьи; ⁻ результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения. 5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (кружки), в наблюдении и консультациях педагога-психолога, воспитателя. Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете. Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях педагога-психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе педагога-психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания. Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей старшим воспитателем в систему дополнительного образования, в консультации педагога-психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка. Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, индивидуальные беседы, консультации педагога-психолога.
Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки). В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения. 6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи: ⁻ психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка); ⁻ социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде); педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку); ⁻ правовой (повышение правовой компетентности родителей); ⁻ медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей). 7-й этап: анализ работы. Данный этап включает в себя: ⁻ наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет; ⁻ отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; ⁻ оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи. 8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета. Основанием для снятия с учета является: ⁻ улучшение положения в семье. ⁻ выбывание из детского сада. Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6. Разработать и провести просветительское, развивающее, коррекционное или профилактическое мероприятие для учащихся (воспитанников).
Для выполнения данного задания было составлено занятие, направленное на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Занятие было проведено совместно с педагогом старшей группы. Конспект заняти представлен ниже.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.007 с.) |