Лекция 8. Корпоративные информационные технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Корпоративные информационные технологии



 

План

  1. Принципы организации корпоративных информационных систем.
  2. Требования к КИС.
  3. Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий.

 

  1. Принципы организации корпоративных информационных систем

Корпоративные технологии – технологии, ориентированные на коллективную обработку, сбор, накопление, хранение, поиск и распространение информации

Последние несколько лет наблюдается выраженная тенденция замены бумажных документов более эффективными электронными процессами. Все больше компаний получают возможность высокоскоростного подключения к Интернету. Электронная почта становится обычным способом внутрикорпоративной и внешней связи. Движение денежных потоков, заключение договоров, оформление заказов, оплата счетов все шире приобретают электронный характер. Активное применение Интернет-технологий в локальных сетях меняет все, в том числе и способы взаимодействия между сотрудниками компании, с партнерами, поставщиками, клиентами.

Усиливающаяся конкуренция заставляет компании идти на большие затраты в области информационных технологий, однако многие из них не приносят ожидаемых результатов. Выделиться среди конкурентов сейчас можно по сумме факторов: качеству проектирования продукции и услуг, эффективности использования обратной связи с потребителями для улучшения продуктов и услуг, скорости совершенствования производственных и управленческих процессов, качеству маркетинга и эффективности управления распределением продукции и текущими запасами.

Около 30 лет ведутся споры о связи между информационными технологиями и организациями, в которых они используются, а также о том, что является первичным - организационное построение или информационные технологии. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что при существующем уровне информационных технологий первичны бизнес-процессы, организованные с их помощью и, приступая к преобразованиям в компании, необходимо сначала спроектировать эффективные бизнес-процессы, а затем приступать к изменению организационной структуры, определению функций и т.п.

КИС – это совокупность различных программно-аппаратных средств, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, объединенных в единую информационно-однородную систему, которая решает уникальные задачи конкретной организации. При этом КИС должна иметь возможность совершенствования и наращивания, накапливать данные, обобщать их, давать возможность их анализа, легко адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды ПКС, а также соответствовать потребностям корпорации.

Среди многообразия программ для бизнеса под термином "информационные технологии в корпоративном управлении" традиционно понимают "комплексные системы автоматизации управления". Известны и другие их названия - системы масштаба предприятия, корпоративные информационные системы (КИС), корпоративные (или комплексные) системы управления (КСУ), автоматизированные системы управления (АСУ).

Как правило, комплексные системы автоматизации управления представляют собой "базовые” универсальные решения, пригодные для различных типов предприятий. В первую очередь это касается финансового управления, управления складскими запасами, управления покупками и продажами. Но эти же системы часто имеют отраслевые решения, отражающие ту или иную специфику и содержащие соответствующую нормативно-справочную базу. Например, решение системы SAP R/3 для авиационной промышленности поддерживает учет и контроль серийных заводских номеров всех деталей самолета, сроков их эксплуатации, плановой замены или ремонта, что обеспечивает не только надежность производства, но и безопасность пассажиров.

Чтобы правильно сформулировать корпоративную стратегию и определить значение ИТ, необходимо учесть три основных изменения в бизнесе, которые происходят вследствие наступления новых технологий:

· Скорость заключения сделок и потребность в более индивидуализированной работе с клиентами требует от компаний перевода своей внутренней деятельности на электронные процессы;

· В области эффективности определяющими будут не организационные структуры, а бизнес-процессы, которые, освободившись от рутинных производственных и управленческих операций, бумажных процедур и документов, а также от организационных ограничений, будут сориентированы на внутренних и внешних клиентов и стратегические цели компании;

· Большинство сделок будет заключаться в виде электронных транзакций, выполняемых непосредственно участниками, при этом обслуживание клиентов станет определяющей функцией во всех областях бизнеса.

Поэтому сейчас активно пересматривается роль и место информационных технологий в жизни компаний, а также способы ведения бизнеса в современных условиях.

Билл Гейтс в книге "Бизнес со скоростью мысли" пишет, что компания - как и человек - для координации своих действий должна иметь свою "нервную систему" в виде механизма внутренних коммуникаций. Поскольку переход от бумажных форм к электронным является сегодня жизненно необходимым шагом на пути эволюции корпоративной "нервной системы", важно использовать этот процесс для радикального усовершенствования важнейших, стоящих в центре бизнеса процессов, а не просто для автоматизации действующих схем.

Основное назначение "электронной нервной системы" - поддержание условий, при которых сотрудники сообща занимаются как текущей работой, так и выработкой, внедрением и реализацией новых, эффективных решений и стратегий. При этом важное значение для любой компании имеют хорошие бизнес-рефлексы, которые позволяют ей направлять усилия на разрешение проблемных ситуаций и быстро реагировать на любую неожиданность.

Чтобы обойти конкурентов, компания должна обладать интеллектом, поэтому признаком хорошей "электронной нервной системы" является число полезных идей, "всплывающих" на верхние этажи компании с уровня менеджеров производства, администрирования, продаж и других интеллектуальных работников. В формировании корпоративного интеллекта "электронная нервная система" выполняет две функции: повышение эффективности сотрудников и объединение их способностей, формируя при этом совокупный интеллект всей компании и коллективную готовность к действию. Коэффициент интеллекта компании определяется тем, насколько хорошо ее ИТ-инфраструктура многофункциональна, обеспечивает быстрый доступ к информации и каков уровень совместного использования.

Даже при беглом рассмотрении основных характеристик информационных систем ясно, что при построении разных классов систем необходимо применение различных технологий.

Любая организация - это совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным.

Такой общий взгляд на организацию позволяет сформулировать некоторые общие принципы построения корпоративных информационных систем.

1. упорядоченность рабочих и управленческих процессов является важнейшей предпосылкой их эффективной компьютеризации. (привлекая клиентов и привязывая поставщиков возможностями уникального информационного сервиса при общении с корпорацией, с ее товарами или услугами (это один из основополагающих принципов современного маркетинга)).

В то же время широта охвата управленческих функций в корпоративных информационных системах обусловила их гораздо более высокую (по сравнению с локальными системами) сложность и стоимость. Приобретение такой системы объектом, не обладающим упорядоченностью и массовостью процессов, вряд ли способно немедленно повысить конкурентоспособные преимущества объекта. Но поскольку внедрению любой сложной системы предшествует обучение пользователей и этап настройки, подготовительный период неизбежно способствует перепроектированию, улучшению деловых процессов и соответствующих информационных процедур. Таким образом, внедрение корпоративной информационной системы сопровождается положительным качественным эффектом общей упорядоченности, который будет сопряжен с тем большим экономическим эффектом, чем выше окажется исходная упорядоченность, массовость деловых процессов, размеры предприятия, а также общая культура организации (это один из важнейших принципов современного менеджмента).

2. Стоимость комплексных корпоративных информационных систем соответствует финансовым возможностям крупных корпораций. Вместе с тем, модульная структура корпоративных информационных систем допускает приобретение и эксплуатацию части (модуля) такой системы, т. е. внедрение очередями, с последующим постепенным наращиванием до полных возможностей. Для поддержания соответствия системы изменяющимся внутренним и внешним условиям в течение длительного периода эксплуатации возможно дальнейшее развитие системы на самом объекте.

Таким образом, основными особенностями корпоративных информационных систем являются:

§ комплексность охвата функций управления;  

§ повышенная упорядоченность деловых процессов;

§ массовость операций;

§ эффективность использования компьютерно-телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

§ возможность локальной установки и внедрения отдельных частей системы;

§ адаптивность функциональной и инструментальной структуры системы к особенностям управляемого объекта;

§ возможность развития системы после ее внедрения на объекте.

Принципы построения КИС:

1. Производительность – время реакции системы, особенно той части, которая относится к работе сети (время между моментом возникновения запроса и получением ответа).

2. Надежность и безопасность – работоспособность всех компонентов системы.

3. Управляемость – возможность определения проблем в работе вычислительной системы.

4. Расширяемость – добавление новых элементов сети.

5. Прозрачность – скрытность особенностей сети от конечного пользователя.

6. Интегрированность – подключение к вычислительной сети разнообразного и разнотипного оборудования, программного обеспечения от разных производителей.

Одной из важнейших сетевых технологий является распределенная обработка данных, позволяющая повысить эффективность удовлетворения информационной потребности пользователя и, обеспечить гибкость и оперативность принимаемых им решений.

Достоинствами распределенной обработки информации:

- большое число взаимодействующих между собой пользователей;

- устранение пиковых нагрузок с централизованной базы данных за счет распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ;

- возможность доступа пользователя к вычислительным ресурсам сети ЭВМ;

- обеспечение обмена данными между удаленными пользователями.

При распределенной обработке производится работа с базой, т.е. представление данных, их обработка, работа с базой на логическом уровне осуществляется на компьютере клиента, а поддержание базы в актуальном состоянии - на сервере. При наличии распределенной базы данных база размещается на нескольких серверах. В настоящее время созданы базы данных по всем направлениям человеческой деятельности: экономической, финансовой, кредитной, статистической, научно-технической, маркетинга, патентной информации, электронной документации и т.д.

Распределенная база данных - база данных, части которой размещены на отдельных ЭВМ, входящих в сеть. При этом некоторые данные могут дублироваться.

При проектировании РБД осуществляется разбиение объекта на несколько частей (фрагментов) и размещение каждого фрагмента на один или несколько компьютеров. Размещение фрагментов может быть избыточным или безызбыточным.

К организации баз данных предъявляются такие общие требования как, обеспечение высокой скоростью обработки запросов, секретности, независимости (физической и логической) данных, безопасности и т.д. Кроме перечисленных требований, к РБД выдвигаются требования "прозрачности": распределенной структуры БД; совместного доступа к данным; распределенной обработки.

Совместный доступ к данным подразумевает модификацию одних и тех же данных несколькими пользователями не нарушая целостности РБД.

"Прозрачность" распределенной обработки означает независимость пользователей и программ от типа локальной вычислительной сети и применяемого сетевого программного обеспечения. Обработка запроса пользователя может производиться на нескольких ЭВМ.

  1. Требования к корпоративным информационным системам

Перед тем как приступить к формулированию подходов и требований к информационным технологиям, необходимо определиться, что именно надо сделать: либо автоматизировать старые бизнес-процессы, либо направить запланированные средства на создание принципиально новых бизнес-процессов. При выборе последнего варианта надо оценить функциональность разрабатываемых ИТ-систем относительно функций данной организации и насколько эти системы ориентированы на достижение стратегических целей, на внутренних и внешних клиентов и какой мере они соответствуют новым тенденциям.

Функциональные возможности корпоративных информационных технологий должны обеспечивать постоянный анализ основных ключевых областей деятельности организации и  изменение технологий при изменениях бизнес-процессов в организации. Важным элементом системы является удобный и понятный для сотрудников организации интерфейс. При взаимодействии с системой сотрудники обмениваются информацией через сетевую электронную почту, причем информация предоставляется согласно правам доступа конкретного сотрудника. Для принятия оптимальных управленческих решений должна предоставляться актуальная информация, соответствующая текущему моменту времени. Работа системы организуется так, чтобы информация вводилась в систему один раз, все данные логически организовывались в информационные страницы, доступные сотрудникам, а сотрудники могли отслеживать те характеристики работы организации, на которые они влияют.

Наиболее общие требования, предъявляемые к корпоративной системе еще на этапе разработки (или изучения имеющейся на рынке) системы:

Надежность - основное отличие систем коллективного пользования от систем персональных. В случае выхода из строя системы персональной может пострадать один пользователь. Он может сильно пострадать, но он будет один. При отказе же системы, обслуживающей сотни и тысячи человек, последствия будут неизмеримо более тяжелыми. Поэтому проблема обеспечения максимальной надежности очень остро стоит на всех уровнях корпоративных технологий, будь то уровни аппаратные, программные или организационные.

Производительность - система должна обслуживать заданное количество пользователей, обеспечивая при этом приемлемые характеристики для каждого конкретного пользователя. В силу того, что корпоративные системы предназначены для коллективного обслуживания, любой корпоративный сервер мощнее любого персонального компьютера.

Тем самым, и корпоративные, и персональные технологии занимаются проблемами увеличения производительности систем, только принципы определения этой производительности могут различаться. Для одних - выходная мощность, для других - пропускная способность. Очевидно, что последняя является более общим понятием, поскольку для обеспечения высокой пропускной способности системы в целом, необходимо, чтобы некоторые ее подсистемы имели высокую выходную мощность.

Стоимость - следствие надежности и производительности, а также количества построенных на определенной технологии систем. Для сложных систем бессмысленно говорить об их стоимости без рассмотрения стоимости их эксплуатации, куда входят расходы на сопровождение, модернизацию, обучение персонала и т.д.. При минимизации стоимости системы, подход, применяемый в корпоративных технологиях, сильно отличается от подхода технологий персональных. И корпоративные технологии на всех уровнях системы предназначены для уменьшения стоимости эксплуатации системы за определенный период времени.

 

  1. Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий.

В Беларуси интенсивно совершенствование информационного бизнеса и ведутся работы в следующих аспектах:

· правовой аспект — совершенствуются законодательные нормы, правовой статус методов и форм защиты информации;

· технический — разрабатывается и совершенствуется система стандартизации, оценки качества и унификации ИС, ТО и ПО;

· организационный — формируется информационная инфраструктура и организация технологических процессов обработки информации;

· экономический — исследуются закономерности формирования рынка ИТ, оценки конкурентоспособности, формирования системы маркетинга.

На территории Беларуси действуют стандарты оценки качества РБ и России, а также поддерживаются международные требования к качеству информационных технологий.

Выбирая систему автоматизации, руководители вынуждены решать весьма нелегкую задачу. На рынке Беларуси представлен широкий спектр автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). При этом задачу усложняет: а) отсутствие квалифицированных и опытных консультантов, разбирающихся одновременно и в бизнес-процессах, и в информационных технологиях; б) слабое или формальное следование международным стандартам качества многими разработчиками; в) множество "подводных камней", скрытых внутри каждого решения, о чем поставщики, как правило, умалчивают. При выборе компании-разработчика АСУП важно учесть все ключевые собственные потребности в автоматизации, включая перспективные, и соотнести их с возможностями и особенностями систем - функциональными и техническими.

Можно выделить три группы АСУП:

1) автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУТП). Их отличительная особенность - исключительно капиталоемкая материальная база: - датчики, контроллеры, устройства ввода информации, что затрудняет постоянное совершенствование таких систем на предприятии. Они имеют большее отношение к технике, чем к экономике.

2) системы поддержки принятия решений (СППР). Она довольно разнородна. Поэтому в ее рамках целесообразно выделить лишь наиболее распространенные продукты, присутствующие на белорусском рынке. В частности, наиболее известным разработчиком таких систем, предназначенных для описания бизнес-процессов предприятия, их оценки и реинжиниринга, является компания Ориент-Софт. Широко распространены на белорусском рынке также пакеты автоматизации отдельных управленческих функций: управления проектами, маркетинга, аудита, логистики, разработанные российской компанией ПроИнвест Консалтинг (Project Expert, Marketing Expert). В области автоматизации маркетинговой деятельности и стратегического менеджмента известны также продукты Касатка и Касатка-2, разработанные белорусско-американской компанией SBI.

3) корпоративные информационные системы (КИС). Включает в себя множество различных систем, как простых, так и сложных. В группе КИС используется пять видов стандартов (по возрастанию сложности):

- IC (Inventory Control) - системы складского и материального учета;

- MRP (Material Requirements Planning) - системы планирования потребности в материалах для производства;

- MRP-II (Manufacturing Resource Planning) - системы, позволяющие планировать все производственные ресурсы предприятия (сырье, материалы, оборудование, персонал и т.д.);

- ERP (Enterprise Resource Planning) - системы, объединяющие все ресурсы предприятия (а не только производственные), таким образом добавляя управление заказами, финансами и т.д.;

- CRM (Customer Relationship Management) - это направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес-стратегия, ядром которой является "клиенто-ориентированный подход". Данная концепция кроме реализованных в стандарте ERP функций охватывает также и взаимодействие с клиентами: оформление наряд-заказа, техзадание, поддержку заказчика на местах.

Большинство современных КИС позволяют решать все важнейшие функциональные задачи: 1) ведение бухгалтерского учета; 2) управление финансами предприятия (включая учет затрат в разрезе экономических элементов, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, финансовое планирование, финансовый контроль); 3) управление товарно-материальными потоками; 4) управление персоналом; 5) управление взаимоотношениями с клиентами и партнерами; 6) ведение внутрифирменного документооборота и другие функции.

Очень важно, чтобы в программах была заложена возможность увязать финансовую деятельность с другими функциональными областями бизнеса - в этом случае значительно упрощается работа финансового директора, т.к. свою часть финансовой деятельности смогут выполнять на местах другие функциональные менеджеры (по работе с персоналом, по производству, логистике, маркетингу и сбыту).

При выборе автоматизированной системы управления предприятием кроме функциональных возможностей АСУП не менее важен учет технических особенностей системы.

Большую роль в новых условиях организации производства приобретает координация бизнес-процессов предприятий, связанных между собой договорными отношениями и географически распределенных: покупателями, поставщиками, партнерами, связанными другими типами отношений, или разными филиалами одной компании. Важной тенденций изменения бизнес-среды предприятий в современных условиях можно назвать усиление специализации и передачу непрофильных функций сторонним субподрядчикам. Потребность в информационном обеспечении данных процессов вызвала бурное развитие новых стандартов построения АСУП, основанных на интеграции систем управления предприятия с внешними (и распределенными внутренними) пользователями (в частности, CRM). Разработанные первоначально как системы, необходимые для организации территориально распределенной работы международных корпораций, многие из этих стандартов нашли свое применение и в построении решений для управления коллективной работой средних и малых предприятий. Для того чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным, его АСУП должна обладать следующими возможностями:

- упростить коммуникации между пользователями, находящимися в территориально отдаленных точках;

- обеспечивать качественную коллективную работу: над корпоративными планами, их согласованием и принятием; взаимодействия по поводу их исполнения, контроля и оперативных корректировок;

- обеспечивать доступ к базам данных предприятия внешних пользователей (клиентов, партнеров) через Интернет;

- иметь достаточно высокий уровень надежности и безопасности: конфиденциальная информация должна быть надежно защищена даже в условиях открытости систем и интеграции их с внешней средой.

Локальные системы автоматизации, не обеспечивающие реализации перечисленных возможностей, служат препятствием к внедрению новых форм ведения бизнеса. Это наиболее часто встречающаяся причина "торможения" инноваций и изменений в бизнес-процессах. Внедрение же АСУП, обеспечивающей тесную интеграцию предприятия - как внутреннюю, так и с внешними пользователями, - упрощает задачу и снижает трудозатраты на привлечение новых выгодных клиентов, на обеспечение роста продаж; способствует появлению новых деловых партнеров, изменению структуры компании и поэтому является не чисто технической проблемой, а стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия. Успех практической реализации перечисленных возможностей АСУП во многом зависит от возможности интеграции системы с другим бизнес-ориентированным программным обеспечением.

Для обеспечения возможности тесной интеграции АСУП предприятия с внешней средой необходимо специализированное программное обеспечение, позволяющее координировать работу частей корпорации, расположенных в территориально удаленных точках, и работу с партнерами фирмы. Различные разработчики используют разные подходы к реализации данной функции.

1. Разработчики крупных корпоративных систем (например, SAP) создают собственную универсальную среду функционирования своих систем, позволяющую им работать под любыми операционными системами, как на персональных компьютерах, так и на мэйнфреймах. Подобные системы имеют высокую стоимость и требуют длительного времени на внедрение и обучение персонала, поэтому доступны только крупным компаниям. Про функционал этих продуктов говорить практически бесполезно: самые сильные из них "умеют практически всё".

2. Продукты Microsoft Business Solutions имеют очевидное преимущество в том, что они тесно интегрированы с другими продуктами компании Microsoft. Это, конечно, сильное конкурентное преимущество, ведь наш рынок в отличие от западного исторически привык работать с офисными продуктами Microsoft. Затраты на внедрение данных продуктов и обучение персонала значительно ниже по сравнению, например, с продуктами компании SAP. И хотя их стоимость также высока, они доступны уже гораздо большему числу предприятий: если SAP в Беларуси могут позволить себе единицы, то предприятий, объективно способных позволить себе продукты, например, Microsoft Axapta, и при этом довести до конца их внедрение - таких уже, возможно, не одна сотня.

3. Продукты ведущих российских компаний-разработчиков АСУП, например 1С и Галактика, значительно ниже в цене по сравнению с MBS и, естественно, SAP, но и уступают им в части реализованных технических возможностей. Хотя их функционал также очень широк. В усеченном варианте в данных системах реализован лишь стандарт CRM, и они слабо приспособлены к распределенной работе. Следует, однако, отметить, что данные системы наиболее широко распространены на отечественных предприятиях и учитывают большой спектр их потребностей, а также специфики отечественного рынка и законодательства. К тому же они динамично развиваются, поэтому в будущем можно ожидать их дальнейшего совершенствования.

4. В АСУП, построенных на платформах класса "collaboration software" (ПО для обеспечения сотрудничества), из технических функций хорошо обеспечен доступ к внешним и распределенным базам данных, например к данным системы учета; распределены права доступа в сети Интранет и Интернет. Эти системы технически способны обеспечить интеграцию распределенной среды через реализацию стандарта CRM. Их приобретение оптимально для компаний, имеющих потребность в организации внутреннего коллективного сотрудничества, слаженной работы филиалов, оперативных взаимоотношений с клиентами и партнерами. Например, эти платформы пользуются популярностью у самих фирм-"автоматизаторов" для организации их собственной деятельности. Однако широкая бизнес-функциональность подобных продуктов встречается очень нечасто.

В Республике Беларусь формируется система стандартизации и сертификации ИС. Действуют стандарты оценки программной продукции информационных систем, требования к открытым системам, общие требования к техническим средствам сбора, хранения и обработки информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.046 с.)