Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции. Философские предпосылки перестройки оснований науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции. Философские предпосылки перестройки оснований науки.



Перестройка оснований научной дисциплины в результате ее внут­реннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира. К обнаружению ука­занных объектов может привести совершенствование средств и методов исследования (например, появление новых приборов, аппа­ратуры, приемов наблюдения, новых математических средств и т.д.). Накопление знаний о новых объектах, не получивших обоснова­ние в рамках принятой картины мира и противоречащих ей, в конеч­ном итоге приводит к радикальной перестройке ранее сложившихся оснований науки.

Иначе говоря, в системе знаний возникают парадоксы, которые являются сигналами того, что наука включила в сферу своего исследования новый тип процессов, существенные характери­стики которых не были отражены в картине мира. Система знания не может оставаться противоречивой (не­противоречивость теории является нормой ее организации), но, для того чтобы устранить парадоксы, требовалось изменить физическую картину мира, которая воспринималась исследователями как адекват­ное отражение действительности. Для этого были предложены постулаты - положения, вводимые для объяснения новых фактов допол­нительно к ранее принятым принципам. Их накопление свидетельствует о несовершенстве теории. Постулаты - нечто вроде подпорок, которые поддерживают падающие стены теоретической постройки, когда становится неус­тойчивым ее фундамент.

Однако не всегда для науки достаточно введение постулатов, иногда нужна радикальная перест­ройка самого фундамента теоретического знаний. Для этого исследователь должен посмотреть на состояние сложившегося физическо­го знания как бы со стороны. Философско-методологический анализ является необходимым ус­ловием перестройки научной картины мира в эпохи научных революций, т.к. выполняет 2 взаимосвязанные функции: критическую (рассмотрение фун­даментальных понятий и представлений науки как исторически из­менчивых) и кон­структивно-эвристическую (выработка новых оснований исследования).

В классической науке построение теории начиналось с поиска системы наглядных представлений о природе, составляющих научную картину мира. Эти представления затем проходили длитель­ную проверку опытом и принимались в качестве оснований для со­здаваемых теорий. В неклассической науке, прежде чем выдвигать новые представления картины мира, стараются выявить условия и принципы деятельности, проанализировать основания метода, по­средством которого обнаруживаются соответствующие характеристи­ки природы, выражаемые картиной мира.

Таким образом, перестройка оснований науки не является актом внезапной смены парадигмы (как это считает Т. Кун), а представляет собой процесс, который начинается задолго до непосредственного преобразования норм исследования и научной картины мира. На­чальной фазой этого процесса является философское осмысление тенденций научного развития, рефлексия над основаниями культуры и движение в поле собственно философских проблем, позволяющее философии наметить контуры будущих идеалов научного познания и выработать категориальные структуры, закладывающие фундамент для построения новых научных картин мира. Все эти предпосылки и «эскизы» будущих оснований научного по­иска конкретизируются и дорабатываются затем в процессе методо­логического анализа проблемных ситуаций науки.

26. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.

Научные революции возможны не только как результат внутридисциплинарного развития, но и также благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на «парадигмальных прививках» - переносе представлений специальной научной картины мира, а также идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую. Этот путь научных революций не был описан с доста­точной глубиной, между тем он является ключевым для пони­мания процессов развития многих научных дисциплин и формирования дисцип­линарно организованной науки.

Систематизация фактов и их объяснение почти до конца 18 века осуществлялись посредством натурфилософских схем. Особенность функцио­нирования механической картины мира: синтез знаний, осуще­ствляемый в ее рамках, был связан с редукцией различного рода про­цессов и явлений к механическим. Правомерность этой редукции обосновывалась всей системой философско-мировоззренческих оснований науки, в которых идеи механицизма играли доминирующую роль.

Однако по мере экспансии механической картины мира во все но­вые предметные области наука все чаше сталкивалась с необходимос­тью учитывать особенности этих областей, требующих новых, немеха­нических представлений. К концу XVIII — началу XIX в. произошла революция в науке, свя­занная с перестройкой ее оснований, появлением новых форм ее институциональной организации и ее новых функций в динамике со­циальной жизни.

После формирования дисциплинарно организованной науки каждая Дисциплина обретает свои специфические основания и свой импульс внутреннего развития. Но науки не становятся абсолютно автономны­ми. Они взаимодействуют между собой, и обмен парадигмальными принципами выступает важной чертой такого взаимодействия.

Таким образом, общая научная картина мира может быть рассмот­рена как такая форма знания, которая регулирует постановку фунда­ментальных научных проблем и целенаправляет трансляцию пред­ставлений и принципов из одной науки в другую. Иначе говоря, она функционирует как глобальная исследовательская программа науки, на основе которой формируются ее более конкретные, дисциплинар­ные исследовательские программы.

Внедряясь в новую отрасль исследования, парадигмальные принципы науки затем как бы притачиваются к специфике новой области, превращаясь в картину реальности соответствующей дисциплины и в новые для нее нормативы исследования. Показательным примером в этом отношении могут служить революции в химии XVII - первой половине XIX столетия, связанные с переносом в химию из физики идеалов количественного описания, представлений о силовых взаимодействиях между частицами и представлений об атомах. Идеалы количественного описания привели к разработке в химии XVII - XVIII вв. конкретных методов количественного анализа, которые, в свою очередь, взрывали изнутри флогистонную концепцию химических процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.005 с.)