Формирование технических и социально-гуманитарных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование технических и социально-гуманитарных наук.



Технические науки. Становление тех. и с-г. наук происходило в эпоху вступления техногенной цивилизации в стадию индустриализма и было связано с обретнием наукой новых функций – быть производительной и социальной силой. В к. 18 – н. 19 вв наука становится ценностью цивилизации, активно участвует в формировании мировоззрения и проявляет прагматическую ценность – возможность систематического внедрения ее результатов в производство (новая техника и технологии).

В этот период нач. процесс интенсивного взаимодействия науки и техники à НТП à наука становится непосредственной производительной силой (идея социального прогресса связывалась с эффективным применением науки).

Важную роль в развитии науки сыграло развитие крупной машинной индустрии (в странах с развитым капитализмом наука получала преимущества в развитии). Наука à прибыль, свидетельство силы и престижа государства. Расширяющееся применение научных знаний в производстве сформировало общественную потребность в появлении особого слоя исследований, который бы обеспечивал приложение естественнонаучных теорий к области техники и технологии. В результате между естественнонаучными дисциплинами и производством возникают научно-теоретические исследования технических наук. Их становление в культуре было обусловлено 2 гр. факторов: 1. они утверждались на базе экспериментальной науки и для формир. технической теории было необходимо наличие базовой естеств. теории 2. практическая необходимость, когда при решении конкретных задач инженеры уже не могли опираться только на приобретенный опыт, а нуждались в научно-теоретическом обосновании создания искусственных объектов в рамках технических наук. Развитие инженерной деятельности в 19 и 20 вв. привело к дифференциации ее функций, их выделению в самостоятельные специализации (проектирование, конструирование, обслуживание технических устройств).

  Социально-гуманитарные науки. Также начинают складываться в эпоху индустриализма (19 в.), когда в культуре техногенной цивилизации оформилось отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования. Предпосылкой их формирования было выделение человека, его качеств, деятельности и социальных связей в качестве объекта исследования. В этот период оформляется статус «отношений вещной зависимости», которые ограничивают сферу «отношений личной зависимости» (преобладали в традиционных обществах). Определяющим фактором выступало развитие товарно-денежных отношений, когда капиталистический рынок превращал различные человеческие качества в товары, имеющие денежный эквивалент. Маркс первым проанализировал эти процессы в системе развитого капиталистического хозяйства и интерпретировал их как отчуждение, порождающее неподвластные человеку социальные силы и превращающее людей в объекты социального манипулирования. Зиммель разработал свою философскую концепцию денег, в которой удел. внимание социально-психологическим аспектам денежных отношений, их влиянию на духовную жизнь людей. Деньги играют особую знаково-символическую роль и являются культурным феноменом, опосредующим отношения людей. Зиммель первым сформулировал целостную теорию власти денег, которая проявляется в самых различных сферах человеческого бытия. Деньги создают дистанцию между предметом и потребляющим его человеком. Еще одно свойство денег: их способность превращать индивидуально неповторимые вещи., состояния, человеческие качества в количественные, калькулируемые объекты.

 

13. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Институциональная организация науки и ее историческая эволюция.

Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ними и социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. Наука конца 18 первой половины 19 века характеризовалась увеличением объема и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. Складывалась ситуация, при которой ученому все труднее было овладевать накопленной научной информацией, необходимой для успешных исследований. Чтобы профессионально владеть научной информацией, необходимо было ограничить сферы исследования и организовать знания в соответствии с возможностями "информационной вместимости" индивида. Все это с неизбежностью вело к специализации знания. Исследователь постепенно становился специалистом в одной, порой достаточно узкой, области знания, становясь «сторонним наблюдателем» в других сферах исследования и не претендуя на всеобъемлющее знание, все это  способствовало оформлению предметных областей науки, приводило к дифференциации наук, каждая из которых не претендовала на исследование мира в целом и построение некой обобщенной картины мира, а стремилась вычленить свой предмет исследования, отражающий особый фрагмент или аспект реальности.

Ситуация, связанная с ростом объема научной информации и пределами «информационной вместимости» субъекта, не только сущест­венно трансформировала формы трансляции знания, но и обострила проблему воспроизводства субъекта науки. Возникала необходимость в специальной подготовке ученых, когда на смену «любителям науки, вырастающим из подмастерьев, приходил новый тип ученого как тип университетского профессора».

Не случайно в данный период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда по­всеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учрежде­ния, в том числе и университеты. Первые университеты возникли еще в XII—XIII вв. (Парижский — 1160 г., Оксфордский — 1167 г., Кембридж­ский — 1209 г., Падуанский — 1222 г., Неапольский — 1224 г. и т.д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Длительное время в преподавании главное внимание уделялось проблеме гуманитарного знания. Однако в конце XVIII — начале XIX в. ситуация меняется. Начинает постепенно осознаваться необходимость в расширении сети учебных предметов.

Растущий объем научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно-организованного обучения. В свою очередь это оказало обратное влияние на развитие науки, в частности на ее дифференциацию и становление конкретных научных дисциплин.

Процесс преподавания требовал не только знакомства слушателей с совокупностью отдельных сведений о достижениях в естествознании, но систематического изложения и усвоения полученных знаний

Систематизация по содержательному компоненту и совокупности методов, с помощью которых были получены данные знания, стала рассматриваться как основа определенной научной дисциплины, отличающая одну совокупность знаний (научную дисциплину) от другой. Иначе говоря, систематизация знаний в процессе преподавания выступала как один из факторов формирования конкретных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.007 с.)