Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
B . Общие проблемы истории и философии наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(для социально-гуманитарных специальностей) 30 ак.ч., лекции, д.ф.н., проф. Пак Г.С. |
||
Тема 1. Наука как объект философского и научного исследования. Предметное поле философии науки. – 2 ак.ч. | Наука как метод и объект познания. Конструирование предмета исследования в социологии науки, психологии науки, науковедении, наукометрии. Культурологический подход к науке. Проблема выявления философского образа науки. Наука как система знания, как специфическая познавательная деятельность и как социальный институт. Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина. Центральная проблема философии науки. | ||
Тема 2. Развитие основных концепций философии науки. – 6 ак.ч. | Классический позитивизм: основные подходы к пониманию науки. основные причины возникновения позитивистского подхода. Эмпириокритицизм как новая фаза позитивизма. Конвенциализм. Логический позитивизм: основания возникновения и причины распада. Фальсификационализм К.Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Теория парадигм Т.Куна. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда. Концепция «неявного знания» М. Полани. Эволюционная эпистемология: основные принципы и представители | ||
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации – 4 ак.ч. | Культура и цивилизация. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития. Традиционная и техногенная типы цивилизации. «Вызов – ответ» - философско-историческая концепция развития А. Тойнби и её эвристические возможности в условиях современной цивилизации. Функции науки в культуре. Наука в структуре общественного сознания: наука и повседневность, наука и искусство, наука и религия, наука и идеология. Сциентизм и антисциетизм. | ||
Тема 4. Концепции возникновения науки. – 3 ак.ч. | Проблема возникновения науки: основные подходы. Античная философия и античная наука. Философия и наука в средневековый период. Развитие философских и научных концепций эпохи Возрождения и их влияние на дальнейшее развитие цивилизации. Философия и наука Нового времени. Предмет исследования философии и предмет исследования науки в современный период. Методы философского исследования и методы науки. Понятийный аппарат философии и понятийный аппарат науки. Философия: от служанки теологии к служанке технологии. | ||
Тема 5. Проблема оснований науки – 3 ак.ч. | Общие представления об основаниях и обоснованности знания. Проблема предпосылочного знания. Модели оснований научного знания. Основания для кумулятивистских и антикумулятивистских моделей развития науки. Идеалы и нормы научности как основания науки: внутренние и внешние идеалы научности. Научная картина мира – связующее звено науки и культуры. Проблема популяризации научных открытий. Философские основания науки. | ||
Тема 6. Проблема рациональности научного знания – 3 ак.ч. | Идеи рациональности в философии и науке. Классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности. Представление об открытой и закрытой рациональости. Современные концепции рациональности. Истинность, логичность и рациональность научного знания. Рациональное, нерациональное и иррациональное в науке. Интуиция и рациональность. Представление о рациональности в социально-гуманитарном знании. Рациональность и свобода. Виды рациональности в социально-гуманитарных науках: социологическая, коммуникативная, ограниченная, навязанная и др. | ||
Тема 7. Структура и динамика научного знания. - 3 ак.ч. | Проблема классификация наук. Формирование дисциплинарной матрицы науки. Проблемы интеграции и дифференциации науки. Междисциплинарность и трансдисциплинарность как характеристики современного научного знания. Эволюция и революция в науке. Научная революция и смена парадигм в социально-гуманитарных науках. Модели роста естественнонаучного и гуманитарного знания. О соотношении фундаментальных и прикладных исследований. Роль научного и вненаучного знания в социальных технологиях | ||
Тема 8. Методология научного исследования. Научный поиск – 3 ак.ч. | Общая характеристика методов науки: тождество и различие методов исследования в естественных и социально-гуманитарных науках. Исключительные методы социально-гуманитарного познания. Эмпирические методы исследования, их роль в социальных и гуманитарных науках. Структура научного факта. Объяснение, понимание и прогнозирование в науке. Основные формы научного знания и их значение для развития науки. Специфика научных проблем. Допроблемные формы научного знания. научные гипотезы, их типология. Роль и место гипотез в современной науке. Новые методологии: синергетика, сетевой подход, блокчейн, «Big date» как новые парадигмы методологии науки. Возможности их применения в социально-гуманитарном знании. | ||
Тема 9. Коммуникации в науке. Кодекс научного сообщества. – 3 ак.ч. | Трудности взаимоотношения ученых с современными общественными организациями. Коммуникативный аспект науки: от общения к коммуникации. Особенности коммуникаций в естественнонаучных и гуманитарных отраслях научного знания. Особенности коммуникаций в естественнонаучных и гуманитарных отраслях научного знания. Галисоновские «зоны обмена». Коммуникативные технологии и их роль в цифровом обществе. Роль социальных сетей в формировании ученого. Р. Мертон о кодексе ученого. | ||
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020). 2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с. 3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с. 4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с 5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с. 6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf 2.Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: Весь мир, 2016. – 262 с. 3.Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с. 4.Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с. 5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. Учебное пособие. Москва: изд. «Идея Пресс», 2010. -264 с. 6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с. 7. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с. 8. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского | |||
| |||
2a. Философские проблемы конкретной отрасли науки: философские вопросы социально-гуманитарных наук (социология, философия, психология, педагогика) 36 ак.ч., семинары, д.ф.н., проф. Пак Г.С. | |||
Тема 1. Проблема демаркации научного знания – 4 ак.ч. | О соотношении естественных и социально-гуманитарных наук. Специфика социально-гуманитарного знания. Диалектика субъект-объектных отношений в познании социальной реальности. Проблема демаркации социальных и гуманитарных наук: о предмете и методе. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарном познании. | ||
Тема 2. Коммуникативное общество и коммуникативная рациональность – 4 ак.ч. | От рациональной коммуникации к коммуникативной рациональности. Коммуникативная рациональность и ее место, и роль в структуре научной рациональности. От общения к коммуникации. Новое понимание субъекта коммуникации: трансформация субъекта в актора, появление новых субъектов познания и коммуникации. Социальные сети в социально-гуманитарном познании. Коммуникативные технологии в социально-гуманитарном дискурсе. | ||
Тема 3. Роль ценностей в познании социальной реальности – 4 ак.ч. | Три теоретико-познавательных интереса и их роль в интерпретации социальной реальности. Социально-гуманитарное знание между наукой и идеологией. Гендерный подход и проблема объективности в научном познании. Идеи гуманизма в социальном познании. Амбивалентность идей гуманизма. Кризис гуманистических идей и Big date | ||
Тема 4. Достоинство научного знания как проблема современной эпистемологии – 4 ак.ч. | Русская философская традиция понимания цельности знания. Диалектика рационального и внерационального в современных науках о человеке и обществе. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук. Биорациональность и телесно-ориентированный подход в познании. | ||
Тема 5. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном познании – 4 ак.ч. | Проблема идеализации в социальном познании. Теории и их роль в системе социально-гуманитарного знания. Критерий определения научной новизны социальных теорий. Специфика социального эксперимента, наблюдения. Проблема использования математических моделей и методов в социально-гуманитарном знании. Социометрия как экспериментальный метод и наука об обществе. | ||
Тема 6. Специфические методы познания социально-гуманитарного наук – 3 ак.ч. | Трехступенчатая аллегореза, герменевтика, нарратив, феноменологическая очевидность: их использование в социологии, психологии, педагогике. Социально-гуманитарная экспертиза как способ производства нового социального знания. Философско-методологический анализ текста как основа гуманитарного знания. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании. | ||
Тема 7. Проблема истины в социально-гуманитарном знании – 3 ак.ч. | Истина и научная повседневность. Основные концепции истины в психологии, педагогике, социологии. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость. Терроризм и справедливость. Проблема объективности социально-гуманитарного знания. Триангуляция как метод достижения объективности научного знания. | ||
Тема 8. Механизмы социального развития – 3 ак.ч. | Культурные генотипы развития: традиционный, мобилизационный, инновационный. Революционный путь развития и типы личности. Эволюционный путь развития и способы личностного участия. Роль социальных трансформаций в смене парадигм научного исследования в социально-гуманитарных науках. | ||
Тема 9. Роль знаний в обществе технонауки – 3 ак.ч. | Социальная реальность общества технонауки. Проблема соотношения теоретического и прикладного знания в науках об обществе и человеке. Наука: от служанки идеологии в служанки технологии. Социальные и гуманитарные технологии в психологии, социологии, педагогике. Идеи нейронауки в современном социально -гуманитарном знании. | ||
Тема 10. Кодекс ученого и этика науки – 4 ак.ч. | Р. Мертон о кодексе ученого: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм. Амбивалентность положения ученого в рыночном обществе. О достоинстве социальных и гуманитарных наук и достоинстве ученого. Этика ученого и проблема личной ответственности в научном исследовании. | ||
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020). 2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с. 3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с. 4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с 5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с. 6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Бажанов В.А. Мозг-культура-социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях.-М.: Канон + РОСИ, «Реабилитация», 2019. -288 с. 2. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf 3. Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: весь мир, 2016. - 262 с». 4. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с. 5. Медведев В.И., Кушелев В.А. — Социально-гуманитарное познание между наукой и идеологией: проблема объективности // Философская мысль. – 2019. – № 9. – С. 26 - 35. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.9.30884 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30884 6. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с. 7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с. 8. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с. 9. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. -413 с. | |||
| |||
2 b. Философские проблемы конкретной отрасли науки: философские вопросы социально-гуманитарных наук (экономика) 36 ак.ч., семинары, д.ф.н., проф. Пак Г.С. | |||
Тема 1. Проблема демаркации научного знания – 4 ак.ч. | Специфика социально-гуманитарного знания. Диалектика субъект-объектных отношений в познании социальной реальности. Проблема демаркации социальных и гуманитарных наук: о предмете и методе. Экономика как социальная наука: объект, предмет и субъект познания. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарном познании. | ||
Тема 2. Коммуникативное общество и коммуникативная рациональность – 4 ак.ч. | Коммуникативная рациональность и ее место и роль в структуре научной рациональности. От общения к коммуникации. Новое понимание субъекта коммуникации: трансформация субъекта в актора, появление новых субъектов познания и коммуникации. Экономическая рациональность и её разновидности. Коммуникативные технологии в экономическом дискурсе. | ||
Тема 3. Роль ценностей в познании социальной реальности – 4 ак.ч. | Три теоретико-познавательных интереса и их роль в интерпретации социальной реальности. Экономика: между наукой и идеологией. Проблема объективности в экономическом познании. Идеи гуманизма в социальном познании. Амбивалентность идей гуманизма и их реализация в современных моделях философии хозяйства. | ||
Тема 4. Достоинство научного знания как проблема современной эпистемологии – 4 ак.ч. | Русская философская традиция понимания цельности знания. Диалектика рационального и внерационального в современных науках о человеке и обществе. Критический анализ идей «общества потребления». Жизнь как категория социально-гуманитарных наук. Представление о субъекте экномической деятельности. Биорациональность и экономические потребности. | ||
Тема 5. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном познании – 4 ак.ч. | Модель «экономического человека» в постнеклассической науке. Теории и их роль в системе социально-гуманитарного знания. Критерий определения научной новизны социальных теорий. Специфика социального эксперимента, наблюдения в различных областях экономического знания. Проблема использования математических моделей и методов в экономике | ||
Тема 6. Трансформация предмета экономики в индивидуализированном обществе.– 4 ак.ч. | Смена ценностных ориентиров в современной экономической жизни. Современные модели организации экономической жизни. Социально-гуманитарная экспертиза как способ производства нового социального знания. Конкуренция как механизм экономического развития. Критический анализ. Концепт пространства и времени в социальном познании. | ||
Тема 7. Проблема истины в социально-гуманитарном знании – 3 ак.ч. | Истина и научная повседневность. Основные концепции истины в различных областях экономики. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость. Экономика и право. Проблема справедливого экономического устройства общества. | ||
Тема 8. Механизмы социального развития – 3 ак.ч. | Культурные генотипы развития: традиционный, мобилизационный, инновационный. Революционный путь развития и типы личности. Эволюционный путь развития и способы личностного участия. Роль социальных трансформаций в смене парадигм экономического знания | ||
Тема 9. Роль знаний в обществе технонауки – 3 ак.ч. | Социальная реальность общества технонауки. Проблема соотношения теоретического и прикладного знания в науках об обществе и человеке. Наука: от служанки идеологии в служанки технологии. Социальные и гуманитарные технологии в экономике. Идеи нейронауки и проблема принятия решений. | ||
Тема 10. Кодекс ученого и этика науки – 3 ак.ч. | Р. Мертон о кодексе ученого: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм. Амбивалентность положения ученого в рыночном обществе. О достоинстве социальных и гуманитарных наук и достоинстве ученого. Этика ученого и проблема личной ответственности в научном исследовании. Мораль и право в индивидуализированном обществе. | ||
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020). 2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с. 3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с. 4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с 5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с. 6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Бажанов В.А. Мозг-культура-социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях.-М.: Канон + РОСИ, «Реабилитация», 2019. -288 с. 2. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf 3. Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: весь мир, 2016. - 262 с». 4. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с. 5. Медведев В.И., Кушелев В.А. — Социально-гуманитарное познание между наукой и идеологией: проблема объективности // Философская мысль. – 2019. – № 9. – С. 26 - 35. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.9.30884 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30884 6. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с. 7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с. 8. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с. 9. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. -413 с. | |||
| |||
2с. Философские проблемы конкретной отрасли науки: философские вопросы социально-гуманитарных наук (юриспруденция) 36 ак.ч., семинары, д.ф.н., проф. Пак Г.С. | |||
Тема 1. Проблема демаркации научного знания – 4 ак.ч. | О соотношении естественных и социально-гуманитарных наук. Понятие и социо-гуманитарная природа юридической науки. Проблема демаркации социальных и гуманитарных наук: о предмете и методе. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарном познании. | ||
Тема 2. Сущность и становление научной рациональности в юридическом познании – 4 ак.ч. | Философские установки классической юриспруденции. Неклассические парадигмы юриспруденции. Постнеклассические формы рефлексии юридической науки. Коммуникативная рациональность и коммуникативные технологии в правовом дискурсе. | ||
Тема 3. Роль ценностей в познании социальной реальности – 3 ак.ч. | Три теоретико-познавательных интереса и их роль в интерпретации социальной реальности. Гендерный подход и его идеи в науках о праве. Идеи гуманизма в социальном познании. Амбивалентность идей гуманизма. Гуманистические идеи в науках праве. | ||
Тема 4. Достоинство научного знания как проблема современной эпистемологии – 4 ак.ч. | Русская философская традиция понимания цельности знания. Особенности развития философско-правовой мысли в России. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук. Диалектика рационального и внерационального в современных науках о человеке и обществе. Иррационализм и право (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, экзистенциализм). | ||
Тема 5. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном познании – 4 ак.ч. | Позитивистский тип правового философствования, его эволюция. Специфика социального эксперимента, наблюдения в различных областях права. Проблема использования математических моделей и методов в юриспруденции. Философско-методологический анализ текста как основа гуманитарного знания. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании. Социально-гуманитарная экспертиза как способ производства нового социального знания: нравственные и правовые аспекты. | ||
Тема 6. Специфические методы познания социально-гуманитарного наук – 3 ак.ч. | Истина и научная повседневность. Основные концепции истины в различных областях права. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость. Терроризм и справедливость. Философско-идеологический подход в философии права (на примере марксизма). | ||
Тема 7. Механизмы социального развития – 3 ак.ч. | Культурные генотипы развития: традиционный, мобилизационный, инновационный. Революционный путь развития и типы личности. Эволюционный путь развития и способы личностного участия. Роль социальных трансформаций в смене парадигм научного исследования в науках о праве. | ||
Тема 8. Постнеклассическая методология юридической деятельности – 4 ак.ч. | Синергетический подход. Проявление синергетических эффектов в области права. Герменевтическая рефлексия. Применение идей герменевтики в правовой деятельности. Феноменологическая школа права. Идеи нейронауки в юриспруденции. | ||
Тема 9. Роль знаний в обществе технонауки – 3 ак.ч. | Проблема соотношения теоретического и прикладного знания в науках об обществе и человеке в цифровую эпоху. Социальные технологии: критический анализ. Социальная реальность общества технонауки: новые аспекты правового регулирования. Социальные технологии в правовой деятельности. | ||
Тема 10. Кодекс ученого и этика науки – 3 ак.ч. | Р. Мертон о кодексе ученого: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм. Амбивалентность положения ученого в рыночном обществе. Этика ученого и проблема личной ответственности в научном исследовании. Свобода и ответственность в деятельности ученого-юриста. Нравственная культура юриста. Роль нравственных качеств личности в утверждении принципа справедливости в обществе | ||
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020). 2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с. 3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с. 4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с 5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с. 6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Бажанов В.А. Мозг-культура-социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях.-М.: Канон + РОСИ, «Реабилитация», 2019. -288 с. 2. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf 3. Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: весь мир, 2016. - 262 с». 4. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с. 5. Медведев В.И., Кушелев В.А. — Социально-гуманитарное познание между наукой и идеологией: проблема объективности // Философская мысль. – 2019. – № 9. – С. 26 - 35. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.9.30884 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30884 6. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с. 7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с. 8. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с. 9. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. -413 с. 10. Жуков В. Н. Философия права. М.: Из-во: Алгоритм. 2019. -559 с. | |||
| |||
2 d. Философские проблемы конкретной отрасли науки: современные философские проблемы социально-гуманитарных наук (история, филология, политология, международные отношения) 36 ак.ч., семинары, д.ф.н., проф. Кутырев В.А. | |||
Тема1. Особенности философского отношения к миру и роль философии в социально-гуманитарном познании. Специфика социально-гуманитарного познания – 3 ак.ч. | Философия – культивируемая мудрость на основе интегрального знания о природе, обществе и человеке. Две трактовки философии: как наиболее общей науки и как мировоззренческой рефлексии над культурой, ее предельными основаниями. Философия как неотъемлемая часть социально-гуманитарного познания, проблематизирующее мышление о мире, в котором обсуждаются причины и цели деятельности людей. Выделение из философии самостоятельных специальных дисциплин социально-гуманитарного цикла (экономика, антропология, социология, психология, культурология). Социально-гуманитарное знание в эпоху классического позитивизма. Первые социально-научные концепции (О.Конт, К. Маркс, Г. Спенсер). Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в обществе. Особенности социального познания с сравнении с естественно-научным и техническим. Различие социального и гуманитарного познания. Гуманитарное знание как science и humanity. Социально-гуманитарные технологии, STS как исследование науки техники и гуманизм. | ||
Тема 2. Философия жизни как предпосылка гуманистического направления в социальном познания 19-20 в. (формирование неклассической парадигмы) – 3 ак.ч. | Философия жизни против философии разума. Философия любви Фейербаха, страдания Шопенгауэра, воли Ницше, философия всеединства Соловьева, философия интуитивизма Бергсона. Романтизм и экзистенциализм. Критика философами жизни идей Просвещения, классической рациональности и европейской культуры в целом. Донаучное, ненаучное и вненаучное знание. Природа ценностей, их виды и роль в социально-гуманитарном познании. Баденская школа неокантианства: различие номотетического и идеографического методов в познании, критика объективизма и субъективизма. В. Дильтей: науки о природе и науки о культуре, объяснение и понимание. Бытие как единство сущего и должного. | ||
Тема 3. Антропологический поворот, экзистенциализм и философия жизненного мира в социально-гуманитарном познании 19-20 в. – 3 ак.ч. | От предметности к значению и смыслам. От познания к пониманию. Герменевтика как общая теория интерпретации. Вещи и феномены, принцип интенциональности и вещи-в-сознании в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Человек – это в известном смысле все» (М. Шелер). Программа антропологизации философии. Ценности как отношения и качества. Жизненный мир как центральное понятие наук об обществе и культуре. Реалистическая феноменология и фундаментальная онтология М. Хайдеггера. «Забвение бытия» как процесс технического отрицания человеческого измерения мира. Экзистенциализм – философия свободы и субъективности. Кризис антропологизма и гуманизма. | ||
Тема 4. Структурно-лингвистический поворот и постмодернизм как философское предвидение информатизации и технологизации социогуманитарного познания – 3 ак.ч. | Структурно-лингвистический поворот в культуре и познании. «Конец метафизики». От вещей к отношениям, от материи к информации, от субстанциализма к структурализму. «Мир есть язык» (Л. Виттгенштейн). Информационная революция и становление «общества знания». Возникновение компьютерных наук. История человечества как смена дискурсивных формаций. Общество постмодерна. От социального общения к информационным коммуникациям. Постмодернизм как рефлексия техногенной реальности. «Археология знания» М. Фуко и «Логика смысла» Ж. Делеза. Теория грамматологии Ж. Деррида. Информационная реконструкция человеческой телесности: «тело без органов» и «тело без пространства». Информационная трансформация субъекта. От мира вещей к миру симулякров. От логоса к матезису. Гуманизм или трансгуманизм и гуманология, антропология или персонология. | ||
Тема 5. Общество как саморазвивающаяся система – 3 ак.ч. | Природа и общество. Социум как мир артефактов. Сферы и уровни общественной жизни. Социальная синергетика. Взаимодействие естественного и искусственного как ключевая проблема современности. Проблемы устойчивого развития общества. Хозяйство и экономика как фундамент социальной жизни. Виды собственности в истории. Типология исторического развития, формационный и цивилизационный подходы к ней. Солидарность и конфликты, реформы и революции в социальных отношениях. Экономизм как образ жизни в обществе потребления. Социальные технологии и возникновение Техноса. Современные проблемы модернизации российского общества. Цифровизация и глобализация мира, проблемы сохранения наций и культурной идентичности людей. Патриотизм и космополитизм. | ||
Тема 6. Философия науки и техники – 3 ак.ч. | Наука как форма деятельности и социальный институт. Формирование и фазы развития научного сообщества. Наука и бизнес. Ролевая структура научной деятельности. Возникновение технонауки. Сущность и исторические этапы развития техники. Техника и глобальные проблемы современного мира. Информационный этап технологической революции. Новационное общество и компьютеризация социальных отношений. Социальная и виртуальная реальности. Четвертая промышленная (цифровая) революция и формирование «6-го технологического уклада». Философия и STS (научно-технологические исследования). Постгуманизм и «симметрическая онтология». Модель бытия «актор-сеть». Проблема коэволюции предметного и виртуального миров. Что несет человечеству Искусственный интеллект. «Невидимый обман» и этика информационно-компьютерных технологий. Об ответственности «инженеров знания» перед обществом. Проблемы информационной безопасности и экология предметного мира. | ||
Тема 7. Философия культуры – 3 ак.ч. | Понятие культуры в истории общества. Культура и цивилизация. Ценность и польза. Культура как институциализация духовно-ценностных отношений. Формы духовной жизни в обществе. Роль религии в жизни людей. Процессы секуляризация сакрального и религиозный фундаментализм. Искусство в современном мире. Феномен «no art» и «art science». Культурный кризис нашего времени. Феномен бездуховности в рыночном обществе. Глобализация культуры в современную эпоху. Замена культурных регуляторов межчеловеческих отношений экономизмом и социотехникой. Масскульт и массмедиа. Культура, антикультура, контркультура и посткультура. Феномен мультикультурализма. Культура, образование и технология. Традиционализм и постмодернизм в культуре. Экология культуры. | ||
Тема 8. Философия человека – 3 ак.ч. | Проблемы антропогенеза. Современные дискуссии. Человек как телесное существо, его природные константы. Культурная анатомия человека. Основные вопросы биоэтики. Генетическая инженерия и возможности изменения человека как родового существа. Биомедицинская генетика: проблемы эвтаназии, пересадки чужих органов, искусственные органы, клонирование и т.д. Начало роботехнической революции. Человек как «бесценное существо». Моральное, религиозное и правовое регулирование манипуляций природой гомо сапиенс. Человеческая жизнь как ценность. Право на жизнь и право на смерть. Социальная институциализация контроля над технологиями воздействия на человека. Гуманизм и «совершенствование человека». Экология антропологической (расовой, половой, этнической культурной) идентичности. Человек как социальная индивидуальность. Исторические типы социальной индивидуальности: дикарь, варвар, личность, ак
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.011 с.) |