Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

B . Общие проблемы истории и философии науки

Поиск

(для социально-гуманитарных специальностей)

30 ак.ч., лекции,

д.ф.н., проф. Пак Г.С.

Тема 1. Наука как объект философского и научного исследования. Предметное поле философии науки. – 2 ак.ч. Наука как метод и объект познания. Конструирование предмета исследования в социологии науки, психологии науки, науковедении, наукометрии. Культурологический подход к науке. Проблема выявления философского образа науки. Наука как система знания, как специфическая познавательная деятельность и как социальный институт. Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина. Центральная проблема философии науки.
Тема 2. Развитие основных концепций философии науки. – 6 ак.ч. Классический позитивизм: основные подходы к пониманию науки. основные причины возникновения позитивистского подхода. Эмпириокритицизм как новая фаза позитивизма. Конвенциализм. Логический позитивизм: основания возникновения и причины распада. Фальсификационализм К.Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Теория парадигм Т.Куна. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда. Концепция «неявного знания» М. Полани. Эволюционная эпистемология: основные принципы и представители
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации – 4 ак.ч. Культура и цивилизация. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития. Традиционная и техногенная типы цивилизации. «Вызов – ответ» - философско-историческая концепция развития А. Тойнби и её эвристические возможности в условиях современной цивилизации. Функции науки в культуре. Наука в структуре общественного сознания: наука и повседневность, наука и искусство, наука и религия, наука и идеология. Сциентизм и антисциетизм.
Тема 4. Концепции возникновения науки. – 3 ак.ч. Проблема возникновения науки: основные подходы. Античная философия и античная наука. Философия и наука в средневековый период. Развитие философских и научных концепций эпохи Возрождения и их влияние на дальнейшее развитие цивилизации. Философия и наука Нового времени. Предмет исследования философии и предмет исследования науки в современный период. Методы философского исследования и методы науки. Понятийный аппарат философии и понятийный аппарат науки. Философия: от служанки теологии к служанке технологии.
Тема 5. Проблема оснований науки – 3 ак.ч. Общие представления об основаниях и обоснованности знания. Проблема предпосылочного знания. Модели оснований научного знания. Основания для кумулятивистских и антикумулятивистских моделей развития науки. Идеалы и нормы научности как основания науки: внутренние и внешние идеалы научности. Научная картина мира – связующее звено науки и культуры. Проблема популяризации научных открытий. Философские основания науки.
Тема 6. Проблема рациональности научного знания – 3 ак.ч. Идеи рациональности в философии и науке. Классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности. Представление об открытой и закрытой рациональости. Современные концепции рациональности. Истинность, логичность и рациональность научного знания. Рациональное, нерациональное и иррациональное в науке. Интуиция и рациональность. Представление о рациональности в социально-гуманитарном знании. Рациональность и свобода. Виды рациональности в социально-гуманитарных науках: социологическая, коммуникативная, ограниченная, навязанная и др.
Тема 7. Структура и динамика научного знания. - 3 ак.ч. Проблема классификация наук. Формирование дисциплинарной матрицы науки. Проблемы интеграции и дифференциации науки. Междисциплинарность и трансдисциплинарность как характеристики современного научного знания. Эволюция и революция в науке. Научная революция и смена парадигм в социально-гуманитарных науках. Модели роста естественнонаучного и гуманитарного знания. О соотношении фундаментальных и прикладных исследований. Роль научного и вненаучного знания в социальных технологиях
Тема 8. Методология научного исследования. Научный поиск – 3 ак.ч. Общая характеристика методов науки: тождество и различие методов исследования в естественных и социально-гуманитарных науках. Исключительные методы социально-гуманитарного познания. Эмпирические методы исследования, их роль в социальных и гуманитарных науках. Структура научного факта. Объяснение, понимание и прогнозирование в науке. Основные формы научного знания и их значение для развития науки. Специфика научных проблем. Допроблемные формы научного знания. научные гипотезы, их типология. Роль и место гипотез в современной науке. Новые методологии: синергетика, сетевой подход, блокчейн, «Big date» как новые парадигмы методологии науки. Возможности их применения в социально-гуманитарном знании.
Тема 9. Коммуникации в науке. Кодекс научного сообщества. – 3 ак.ч. Трудности взаимоотношения ученых с современными общественными организациями. Коммуникативный аспект науки: от общения к коммуникации. Особенности коммуникаций в естественнонаучных и гуманитарных отраслях научного знания. Особенности коммуникаций в естественнонаучных и гуманитарных отраслях научного знания. Галисоновские «зоны обмена». Коммуникативные технологии и их роль в цифровом обществе. Роль социальных сетей в формировании ученого. Р. Мертон о кодексе ученого.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020).

2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с.

3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с.

4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с

5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с.

6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf

2.Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: Весь мир, 2016. – 262 с.

3.Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с.

4.Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. Учебное пособие. Москва: изд. «Идея Пресс», 2010. -264 с.

6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

7. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с.

 8. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского

 

2a. Философские проблемы конкретной отрасли науки:

философские вопросы социально-гуманитарных наук

(социология, философия, психология, педагогика)

36 ак.ч., семинары,

д.ф.н., проф. Пак Г.С.

Тема 1. Проблема демаркации научного знания – 4 ак.ч. О соотношении естественных и социально-гуманитарных наук. Специфика социально-гуманитарного знания. Диалектика субъект-объектных отношений в познании социальной реальности. Проблема демаркации социальных и гуманитарных наук: о предмете и методе. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарном познании.
Тема 2. Коммуникативное общество и коммуникативная рациональность – 4 ак.ч. От рациональной коммуникации к коммуникативной рациональности. Коммуникативная рациональность и ее место, и роль в структуре научной рациональности. От общения к коммуникации. Новое понимание субъекта коммуникации: трансформация субъекта в актора, появление новых субъектов познания и коммуникации. Социальные сети в социально-гуманитарном познании. Коммуникативные технологии в социально-гуманитарном дискурсе.
Тема 3. Роль ценностей в познании социальной реальности – 4 ак.ч. Три теоретико-познавательных интереса и их роль в интерпретации социальной реальности. Социально-гуманитарное знание между наукой и идеологией. Гендерный подход и проблема объективности в научном познании. Идеи гуманизма в социальном познании. Амбивалентность идей гуманизма. Кризис гуманистических идей и Big date
Тема 4. Достоинство научного знания как проблема современной эпистемологии – 4 ак.ч. Русская философская традиция понимания цельности знания. Диалектика рационального и внерационального в современных науках о человеке и обществе. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук. Биорациональность и телесно-ориентированный подход в познании.
Тема 5. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном познании – 4 ак.ч. Проблема идеализации в социальном познании. Теории и их роль в системе социально-гуманитарного знания. Критерий определения научной новизны социальных теорий. Специфика социального эксперимента, наблюдения. Проблема использования математических моделей и методов в социально-гуманитарном знании. Социометрия как экспериментальный метод и наука об обществе.
Тема 6. Специфические методы познания социально-гуманитарного наук – 3 ак.ч. Трехступенчатая аллегореза, герменевтика, нарратив, феноменологическая очевидность: их использование в социологии, психологии, педагогике. Социально-гуманитарная экспертиза как способ производства нового социального знания. Философско-методологический анализ текста как основа гуманитарного знания. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании.
Тема 7. Проблема истины в социально-гуманитарном знании – 3 ак.ч. Истина и научная повседневность. Основные концепции истины в психологии, педагогике, социологии. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость. Терроризм и справедливость. Проблема объективности социально-гуманитарного знания. Триангуляция как метод достижения объективности научного знания.
Тема 8. Механизмы социального развития – 3 ак.ч. Культурные генотипы развития: традиционный, мобилизационный, инновационный. Революционный путь развития и типы личности. Эволюционный путь развития и способы личностного участия. Роль социальных трансформаций в смене парадигм научного исследования в социально-гуманитарных науках.
Тема 9. Роль знаний в обществе технонауки – 3 ак.ч. Социальная реальность общества технонауки. Проблема соотношения теоретического и прикладного знания в науках об обществе и человеке. Наука: от служанки идеологии в служанки технологии. Социальные и гуманитарные технологии в психологии, социологии, педагогике. Идеи нейронауки в современном социально -гуманитарном знании.
Тема 10. Кодекс ученого и этика науки – 4 ак.ч. Р. Мертон о кодексе ученого: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм. Амбивалентность положения ученого в рыночном обществе. О достоинстве социальных и гуманитарных наук и достоинстве ученого. Этика ученого и проблема личной ответственности в научном исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020).

2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с.

3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с.

4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с

5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с.

6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бажанов В.А. Мозг-культура-социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях.-М.: Канон + РОСИ, «Реабилитация», 2019. -288 с.

2. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf

3. Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: весь мир, 2016. - 262 с».

4. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с.

5. Медведев В.И., Кушелев В.А. — Социально-гуманитарное познание между наукой и идеологией: проблема объективности // Философская мысль. – 2019. – № 9. – С. 26 - 35. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.9.30884 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30884

6. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с.

7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

8. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с.

9. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. -413 с.

 

2 b. Философские проблемы конкретной отрасли науки:

философские вопросы социально-гуманитарных наук

(экономика)

36 ак.ч., семинары,

д.ф.н., проф. Пак Г.С.

Тема 1. Проблема демаркации научного знания – 4 ак.ч. Специфика социально-гуманитарного знания. Диалектика субъект-объектных отношений в познании социальной реальности. Проблема демаркации социальных и гуманитарных наук: о предмете и методе. Экономика как социальная наука: объект, предмет и субъект познания. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарном познании.
Тема 2. Коммуникативное общество и коммуникативная рациональность – 4 ак.ч. Коммуникативная рациональность и ее место и роль в структуре научной рациональности. От общения к коммуникации. Новое понимание субъекта коммуникации: трансформация субъекта в актора, появление новых субъектов познания и коммуникации. Экономическая рациональность и её разновидности. Коммуникативные технологии в экономическом дискурсе.
Тема 3. Роль ценностей в познании социальной реальности – 4 ак.ч. Три теоретико-познавательных интереса и их роль в интерпретации социальной реальности. Экономика: между наукой и идеологией. Проблема объективности в экономическом познании. Идеи гуманизма в социальном познании. Амбивалентность идей гуманизма и их реализация в современных моделях философии хозяйства.
Тема 4. Достоинство научного знания как проблема современной эпистемологии – 4 ак.ч. Русская философская традиция понимания цельности знания. Диалектика рационального и внерационального в современных науках о человеке и обществе. Критический анализ идей «общества потребления». Жизнь как категория социально-гуманитарных наук. Представление о субъекте экномической деятельности. Биорациональность и экономические потребности.
Тема 5. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном познании – 4 ак.ч. Модель «экономического человека» в постнеклассической науке. Теории и их роль в системе социально-гуманитарного знания. Критерий определения научной новизны социальных теорий. Специфика социального эксперимента, наблюдения в различных областях экономического знания. Проблема использования математических моделей и методов в экономике
Тема 6. Трансформация предмета экономики в индивидуализированном обществе.– 4 ак.ч. Смена ценностных ориентиров в современной экономической жизни. Современные модели организации экономической жизни. Социально-гуманитарная экспертиза как способ производства нового социального знания. Конкуренция как механизм экономического развития. Критический анализ. Концепт пространства и времени в социальном познании.
Тема 7. Проблема истины в социально-гуманитарном знании – 3 ак.ч. Истина и научная повседневность. Основные концепции истины в различных областях экономики. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость. Экономика и право. Проблема справедливого экономического устройства общества.
Тема 8. Механизмы социального развития – 3 ак.ч. Культурные генотипы развития: традиционный, мобилизационный, инновационный. Революционный путь развития и типы личности. Эволюционный путь развития и способы личностного участия. Роль социальных трансформаций в смене парадигм экономического знания
Тема 9. Роль знаний в обществе технонауки – 3 ак.ч. Социальная реальность общества технонауки. Проблема соотношения теоретического и прикладного знания в науках об обществе и человеке. Наука: от служанки идеологии в служанки технологии. Социальные и гуманитарные технологии в экономике. Идеи нейронауки и проблема принятия решений.
Тема 10. Кодекс ученого и этика науки – 3 ак.ч. Р. Мертон о кодексе ученого: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм. Амбивалентность положения ученого в рыночном обществе. О достоинстве социальных и гуманитарных наук и достоинстве ученого. Этика ученого и проблема личной ответственности в научном исследовании. Мораль и право в индивидуализированном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020).

2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с.

3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с.

4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с

5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с.

6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бажанов В.А. Мозг-культура-социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях.-М.: Канон + РОСИ, «Реабилитация», 2019. -288 с.

2. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf

3. Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: весь мир, 2016. - 262 с».

4. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с.

5. Медведев В.И., Кушелев В.А. — Социально-гуманитарное познание между наукой и идеологией: проблема объективности // Философская мысль. – 2019. – № 9. – С. 26 - 35. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.9.30884 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30884

6. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с.

7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

8. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с.

9. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. -413 с.

 

2с. Философские проблемы конкретной отрасли науки:

философские вопросы социально-гуманитарных наук

(юриспруденция)

36 ак.ч., семинары,

д.ф.н., проф. Пак Г.С.

Тема 1. Проблема демаркации научного знания – 4 ак.ч. О соотношении естественных и социально-гуманитарных наук. Понятие и социо-гуманитарная природа юридической науки. Проблема демаркации социальных и гуманитарных наук: о предмете и методе. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарном познании.
Тема 2. Сущность и становление научной рациональности в юридическом познании – 4 ак.ч. Философские установки классической юриспруденции. Неклассические парадигмы юриспруденции. Постнеклассические формы рефлексии юридической науки. Коммуникативная рациональность и коммуникативные технологии в правовом дискурсе.
Тема 3. Роль ценностей в познании социальной реальности – 3 ак.ч. Три теоретико-познавательных интереса и их роль в интерпретации социальной реальности. Гендерный подход и его идеи в науках о праве. Идеи гуманизма в социальном познании. Амбивалентность идей гуманизма. Гуманистические идеи в науках праве.
Тема 4. Достоинство научного знания как проблема современной эпистемологии – 4 ак.ч. Русская философская традиция понимания цельности знания. Особенности развития философско-правовой мысли в России. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук. Диалектика рационального и внерационального в современных науках о человеке и обществе. Иррационализм и право (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, экзистенциализм).
Тема 5. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном познании – 4 ак.ч. Позитивистский тип правового философствования, его эволюция. Специфика социального эксперимента, наблюдения в различных областях права. Проблема использования математических моделей и методов в юриспруденции. Философско-методологический анализ текста как основа гуманитарного знания. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании. Социально-гуманитарная экспертиза как способ производства нового социального знания: нравственные и правовые аспекты.
Тема 6. Специфические методы познания социально-гуманитарного наук – 3 ак.ч. Истина и научная повседневность. Основные концепции истины в различных областях права. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость. Терроризм и справедливость. Философско-идеологический подход в философии права (на примере марксизма).
Тема 7. Механизмы социального развития – 3 ак.ч. Культурные генотипы развития: традиционный, мобилизационный, инновационный. Революционный путь развития и типы личности. Эволюционный путь развития и способы личностного участия. Роль социальных трансформаций в смене парадигм научного исследования в науках о праве.
Тема 8. Постнеклассическая методология юридической деятельности – 4 ак.ч. Синергетический подход. Проявление синергетических эффектов в области права. Герменевтическая рефлексия. Применение идей герменевтики в правовой деятельности. Феноменологическая школа права. Идеи нейронауки в юриспруденции.
Тема 9. Роль знаний в обществе технонауки – 3 ак.ч. Проблема соотношения теоретического и прикладного знания в науках об обществе и человеке в цифровую эпоху. Социальные технологии: критический анализ. Социальная реальность общества технонауки: новые аспекты правового регулирования. Социальные технологии в правовой деятельности.
Тема 10. Кодекс ученого и этика науки – 3 ак.ч. Р. Мертон о кодексе ученого: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм. Амбивалентность положения ученого в рыночном обществе. Этика ученого и проблема личной ответственности в научном исследовании. Свобода и ответственность в деятельности ученого-юриста. Нравственная культура юриста. Роль нравственных качеств личности в утверждении принципа справедливости в обществе

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.Бондаренко, О. В. История и философия науки: учебное пособие / О. В. Бондаренко, О. П. Ильина. — Иркутск: Иркутский ГАУ, 2017. — 269 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133357 (дата обращения: 04.11.2020).

2..Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва: Из-во. «Проспект»., 336 с.

3.История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей/ под. Ред. М.А. Эскиндарова, А.Н. Чумакова. М.: Проспект, 2018. – 688 с.

4.Лешкевич Т Г Философия науки: учебное пособие М: Из-во ИНФРА-М, 2018. - 272 с

5.Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки М.: РИОР,ИНФРА-М, 2017. – 205 с.

6.Степин В. С. История и философия науки. М.: из-во Академический проект, 2017 - 424 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бажанов В.А. Мозг-культура-социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях.-М.: Канон + РОСИ, «Реабилитация», 2019. -288 с.

2. История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой, И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 146 с. ISBN 978-5-6041212-5-2. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t6.pdf

3. Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. - М.: весь мир, 2016. - 262 с».

4. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург: из-во Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 2018 – 640 с.

5. Медведев В.И., Кушелев В.А. — Социально-гуманитарное познание между наукой и идеологией: проблема объективности // Философская мысль. – 2019. – № 9. – С. 26 - 35. DOI: 10.25136/2409-8728.2019.9.30884 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30884

6. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с.

7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально – гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени канидата наук/ под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

8. Философия науки (Общий курс): Учебное пособие для вузов 5-е изд /Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект; Альма Матер. 2007.-731 с.

9. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород: Изд.- во Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. -413 с.

10. Жуков В. Н. Философия права. М.: Из-во: Алгоритм. 2019. -559 с.

 

2 d. Философские проблемы конкретной отрасли науки:

современные философские проблемы социально-гуманитарных наук

 (история, филология, политология, международные отношения)

36 ак.ч., семинары,

д.ф.н., проф. Кутырев В.А.

Тема1. Особенности философского отношения к миру и роль философии в социально-гуманитарном познании. Специфика социально-гуманитарного познания – 3 ак.ч.    Философия – культивируемая мудрость на основе интегрального знания о природе, обществе и человеке. Две трактовки философии: как наиболее общей науки и как мировоззренческой рефлексии над культурой, ее предельными основаниями. Философия как неотъемлемая часть социально-гуманитарного познания, проблематизирующее мышление о мире, в котором обсуждаются причины и цели деятельности людей. Выделение из философии самостоятельных специальных дисциплин социально-гуманитарного цикла (экономика, антропология, социология, психология, культурология). Социально-гуманитарное знание в эпоху классического позитивизма. Первые социально-научные концепции (О.Конт, К. Маркс, Г. Спенсер). Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения в обществе. Особенности социального познания с сравнении с естественно-научным и техническим. Различие социального и гуманитарного познания. Гуманитарное знание как science и humanity. Социально-гуманитарные технологии, STS как исследование науки техники и гуманизм.
Тема 2. Философия жизни как предпосылка гуманистического направления в социальном познания 19-20 в. (формирование неклассической парадигмы) – 3 ак.ч.    Философия жизни против философии разума. Философия любви Фейербаха, страдания Шопенгауэра, воли Ницше, философия всеединства Соловьева, философия интуитивизма Бергсона. Романтизм и экзистенциализм. Критика философами жизни идей Просвещения, классической рациональности и европейской культуры в целом. Донаучное, ненаучное и вненаучное знание. Природа ценностей, их виды и роль в социально-гуманитарном познании. Баденская школа неокантианства: различие номотетического и идеографического методов в познании, критика объективизма и субъективизма. В. Дильтей: науки о природе и науки о культуре, объяснение и понимание. Бытие как единство сущего и должного.
Тема 3. Антропологический поворот, экзистенциализм и философия жизненного мира в социально-гуманитарном познании 19-20 в. – 3 ак.ч.    От предметности к значению и смыслам. От познания к пониманию. Герменевтика как общая теория интерпретации. Вещи и феномены, принцип интенциональности и вещи-в-сознании в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Человек – это в известном смысле все» (М. Шелер). Программа антропологизации философии. Ценности как отношения и качества. Жизненный мир как центральное понятие наук об обществе и культуре. Реалистическая феноменология и фундаментальная онтология М. Хайдеггера. «Забвение бытия» как процесс технического отрицания человеческого измерения мира. Экзистенциализм – философия свободы и субъективности. Кризис антропологизма и гуманизма.
Тема 4. Структурно-лингвистический поворот и постмодернизм как философское предвидение информатизации и технологизации социогуманитарного познания – 3 ак.ч.    Структурно-лингвистический поворот в культуре и познании. «Конец метафизики». От вещей к отношениям, от материи к информации, от субстанциализма к структурализму. «Мир есть язык» (Л. Виттгенштейн). Информационная революция и становление «общества знания». Возникновение компьютерных наук. История человечества как смена дискурсивных формаций. Общество постмодерна. От социального общения к информационным коммуникациям. Постмодернизм как рефлексия техногенной реальности. «Археология знания» М. Фуко и «Логика смысла» Ж. Делеза. Теория грамматологии Ж. Деррида. Информационная реконструкция человеческой телесности: «тело без органов» и «тело без пространства». Информационная трансформация субъекта. От мира вещей к миру симулякров. От логоса к матезису. Гуманизм или трансгуманизм и гуманология, антропология или персонология.
Тема 5. Общество как саморазвивающаяся система – 3 ак.ч.    Природа и общество. Социум как мир артефактов. Сферы и уровни общественной жизни. Социальная синергетика. Взаимодействие естественного и искусственного как ключевая проблема современности. Проблемы устойчивого развития общества. Хозяйство и экономика как фундамент социальной жизни. Виды собственности в истории. Типология исторического развития, формационный и цивилизационный подходы к ней. Солидарность и конфликты, реформы и революции в социальных отношениях. Экономизм как образ жизни в обществе потребления. Социальные технологии и возникновение Техноса. Современные проблемы модернизации российского общества. Цифровизация и глобализация мира, проблемы сохранения наций и культурной идентичности людей. Патриотизм и космополитизм.
Тема 6. Философия науки и техники – 3 ак.ч.    Наука как форма деятельности и социальный институт. Формирование и фазы развития научного сообщества. Наука и бизнес. Ролевая структура научной деятельности. Возникновение технонауки. Сущность и исторические этапы развития техники. Техника и глобальные проблемы современного мира. Информационный этап технологической революции. Новационное общество и компьютеризация социальных отношений. Социальная и виртуальная реальности. Четвертая промышленная (цифровая) революция и формирование «6-го технологического уклада». Философия и STS (научно-технологические исследования). Постгуманизм и «симметрическая онтология». Модель бытия «актор-сеть». Проблема коэволюции предметного и виртуального миров. Что несет человечеству Искусственный интеллект. «Невидимый обман» и этика информационно-компьютерных технологий. Об ответственности «инженеров знания» перед обществом. Проблемы информационной безопасности и экология предметного мира.
Тема 7. Философия культуры – 3 ак.ч. Понятие культуры в истории общества. Культура и цивилизация. Ценность и польза. Культура как институциализация духовно-ценностных отношений. Формы духовной жизни в обществе. Роль религии в жизни людей. Процессы секуляризация сакрального и религиозный фундаментализм. Искусство в современном мире. Феномен «no art» и «art science». Культурный кризис нашего времени. Феномен бездуховности в рыночном обществе. Глобализация культуры в современную эпоху. Замена культурных регуляторов межчеловеческих отношений экономизмом и социотехникой. Масскульт и массмедиа. Культура, антикультура, контркультура и посткультура. Феномен мультикультурализма. Культура, образование и технология. Традиционализм и постмодернизм в культуре. Экология культуры.
Тема 8. Философия человека – 3 ак.ч.    Проблемы антропогенеза. Современные дискуссии. Человек как телесное существо, его природные константы. Культурная анатомия человека. Основные вопросы биоэтики. Генетическая инженерия и возможности изменения человека как родового существа. Биомедицинская генетика: проблемы эвтаназии, пересадки чужих органов, искусственные органы, клонирование и т.д. Начало роботехнической революции. Человек как «бесценное существо». Моральное, религиозное и правовое регулирование манипуляций природой гомо сапиенс. Человеческая жизнь как ценность. Право на жизнь и право на смерть. Социальная институциализация контроля над технологиями воздействия на человека. Гуманизм и «совершенствование человека». Экология антропологической (расовой, половой, этнической культурной) идентичности. Человек как социальная индивидуальность. Исторические типы социальной индивидуальности: дикарь, варвар, личность, ак


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.011 с.)