A . Общие проблемы истории и философии науки 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

A . Общие проблемы истории и философии науки



Квалификация выпускника

Исследователь. Преподаватель-исследователь

 

Форма обучения

______________________________

____________________________________

Год поступления

__________________

 

Нижний Новгород

20___

1. Место и цели дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «История и философия науки» относится к числу дисциплин базовой части, является обязательной к освоению и изучается на 1-ом году обучения, в 1-ом и 2-м семестрах.

В рамках курса анализируется проблема возникновения науки, изучается социальный контекст развития науки, генезис и развитие дисциплинарной структуры научного знания, её современной состояние; изучается тождество и различие естественно-научного, социально-гуманитарного и технического знания, анализируются основные механизмы и современные проблемы научной познавательной деятельности.

Освоение курса истории и философии науки опирается на знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на двух предшествующих уровнях образования.

 Целью курса является:

•   научить эффективному использованию современной методологии науки в конкретном научном исследовании;

•   выработать у обучающихся осознание органичной связи, существующей между философией и конкретными науками;

•   сформировать умение экстраполировать методы научного познания из одной области научного познания в другую;

•   выработать навыки оценки социальных последствий результатов научной деятельности;

•   научить использованию в ходе конкретного научного исследования основных механизмов познавательной деятельности.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

 

Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими универсальными и общепрофессиональными компетенциями:

· Способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1).

· Способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2).

· Способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1)

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код и этап формируемой компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине «История и философия науки», характеризующие этапы формирования компетенций
УК-1 начальный Знать: - методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Уметь: анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши -при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации, исходя из наличных ресурсов и ограничений реализации этих вариантов Владеть: -навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях - навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях  
УК-2 начальный Знать  – методы научно-исследовательской деятельности; - основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира  Уметь: - использовать технологии планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований Владеть: - навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития - технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований
ОПК-1 начальный Знать: - методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Уметь: - анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов - при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Владеть: - навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

 

 

3. Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины составляет 4 зачётные единицы, всего - 144 часа, из которых 66 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (30 часов занятия лекционного типа, 36 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), 2 часа групповые консультации, 36 часов мероприятия промежуточной аттестации, 42 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.

 

 

Таблица 2

Структура дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Всего, часов

В том числе

Контактная работа, часов

Самостоятельная работа обучающегося, часов

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Занятия лабораторного типа

Контроль самостоятельной работы

Всего

Оч. Заоч. Оч. Заоч. Оч. Заоч. Оч. Заоч. Оч. Заоч. Оч. Заоч. Оч. Заоч.
1. Общие проблемы истории и философии науки[1]: a) для естественнонаучных и математических специальностей; b) для социально-гуманитарных специальностей. 36 36 30 30         1 1 31 31 5 5
2. Философские проблемы конкретной отрасли науки [2]: a) Философские вопросы социально-гуманитарных наук (социология, философия, психология, педагогика); b) Философские вопросы социально-гуманитарных наук (экономика); c) Философские вопросы социально-гуманитарных наук (юриспруденция); d) Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук (история, филология, политология, международные отношения); e) Философские проблемы биологии; f) Философские проблемы химии; g) Философские проблемы математики; h) Философские вопросы физики; 71 71     36 36     2 2 38 38 34 34
в том числе текущий контроль 1 1                        
Промежуточная аттестация 1 –  семестр 1, зачет в форме эссе. Промежуточная аттестация 2 – семестр 2, защита реферата и экзамен.

36

Итого 144 144 30 30 36 36     3 3 69 69 39 39

Таблица 3

Содержание разделов дисциплины

 

№П/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела   Форма проведения занятий Форма текущего контроля *
1. Общие проблемы истории и философии науки Предмет и основные концепции современной философии науки.  Наука в культуре современной цивилизации. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения научного знания. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы технологической революции. Наука как социальный институт. Лекции Эссе по проблемным и социально значимым вопросам развития науки и научно-технического прогресса
2. Философские проблемы конкретной отрасли науки Социально-гуманитарное знание в структуре современного научного знания. Специфика механизма познавательной деятельности в социально-гуманитарном знании. Роль социально-гуманитарного знания в формировании современного типа рациональности. Наука как коммуникация. Коммуникативный аспект социально-гуманитарного знания. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном знании. Специфические методы познания социально-гуманитарных наук. Новые методологии и их роль в современном социально-гуманитарном знании. Семинары Презентация темы реферата, написание и защита реферата

*Текущий контроль осуществляется на занятиях семинарского типа

 

Развернуты план модулей разделов:

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Ильин В.В. История и философия науки. Учебник. Москва.2019 (третье издание, дополненное и переработанное) Изд. «Проспект».

2.Алексеева Т.А. Бучило Н.Ф. и др. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. Москва 2019 изд. «Проспект».

3.Лешкевич Т.Г. Философия  науки. Учебное пособие. Москва. 2018. Изд. НИФРА.

4. Дитковская И.Э. Философия науки: вопросы истории естествознания. Курс лекций. Новосибирск 2019.Изд. «Сибирская академическая школа».

5.Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. Санкт Петербург. 2018. изд. Санкт Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

6. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии. Монография. Под ред. Касавина И.Т. и Ворониной Н.Н. Нижний Новгород 2018. Изд. Нижегородского госуд. университета им. Н.И. Лобачевского.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. БряникН.В. Ламберов Л.Д. и др. История и философия науки История и философия науки. Учебное пособие Москва. 2020. сер 76 Высшее образование. Изд. «Юрайт».

2. Князева Е.Н. Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований. Учебник. Москва 2020 Сер 76 Высшее образование. Изд. «Юрайт».

3. Кохановский В.П. Лешкевич Т.Г. Матяш Т.П. Фатхи Т.Б. Философия науки в поросах и ответах Учебное пособие для аспирантов. 5 издание. Ростов на Дону 2008 Изд. «Феникс».

4. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. Учебное пособие Москва 2006 изд. «Идея Пресс».

5.Лебедев С.А. Ильин В.В. и др. Введение в историю и философию науки. Учебное пособие. Москва 2005 Изд. «Культура».

6. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие под ред. Крянева Ю.В. и Моториной Л.Е. Москва 2010 изд. «Альфа -М».

7. Микешина. Л.А. Философия науки Учебник Москва. 2006. Изд.»Прогресс».

8. Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век. ТТ1-3. Санкт Петербург 2011 Изд. «Мир».  

 

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «История и философия науки» используются следующие образовательные технологии: проблемный метод изложения материала и диалогичная форма проведения лекций, методы научной дискуссии; на практических занятиях – технологии интерактивного обучения, презентация и выступление по теме реферата, причем, активное обсуждение и дискуссии в группе на семинарских занятиях должны помочь аспиранту уточнить тему и структуру реферата, глубже понять актуальность своей научной профессии, диссертации, увидеть её социальную значимость. Самостоятельная работа аспирантов связана с применением компьютерных и информационно-коммуникативных технологий; при заочной форме обучение используется Интернет-консультации.

Для лиц с ограниченными возможностями в зависимости от нозологии используются специальные методы и средства обучения.

5. Формы организации и контроля самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа является наиболее деятельным и творческим процессом, который выполняет ряд дидактических функций: способствует формированию диалектического мышления, вырабатывает высокую культуру умственного труда, совершенствует способы организации познавательной деятельности, воспитывает ответственность, целеустремленность, систематичность и последовательность в работе аспирантов, развивает у них бережное отношение к своему времени, способность доводить до конца начатое дело.

Самостоятельная работа аспиранта – это вся его работа по овладению содержанием учебной дисциплины и соответствующими практическими навыками, и умениями, активная интеллектуальная деятельность.

Содержанием самостоятельной работы аспирантов являются следующие ее виды:

- изучение понятийного аппарата дисциплины;

- работу над основной и дополнительной литературой;

- самоподготовка к практическим занятиям;

- самостоятельная работа аспиранта при подготовке к зачету;

- самостоятельная работа аспиранта в библиотеке;

- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

- консультации преподавателя дисциплины.

Самостоятельная работа аспиранта в библиотеке

Важным аспектом самостоятельной подготовки аспирантов является работа с библиотечным фондом.

    Это работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня аспирантов как очной, так и заочной формы обучения, в том числе:

а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе;

б) изучение книг, журналов, газет – в читальном зале;

в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога;

г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки.

    При подготовке докладов, эссе и иных форм работы аспирантов, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации: учебные пособия для вузов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.

Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет

    Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.

Контроль самостоятельной работы

В первом семестре по итогам лекций раздела «Общие проблемы истории и философии науки» аспиранты готовят эссе по проблемным и социально значимым вопросам развития науки и научно-технического прогресса, оценка которых является основанием для зачёта. Тематика эссе – свободная.

Во втором семестре в зависимости от направления подготовки осуществляется выбор тематики дальнейшей подготовки в виде курса «Философские проблемы конкретной отрасли науки». В ходе второго семестра осуществляется подготовка реферата. Тема реферата должна удовлетворять двум требованиям:

1. определяться сферой научных интересов аспиранта;

2. соответствовать содержанию изучаемого курса.

Тема реферата формулируется на консультации аспиранта со своим научным руководителем, рассматривается и утверждается руководителем семинарских занятий по истории и философии науки, который также осуществляет постоянное консультирование в ходе подготовки реферата.

6. Фонд оценочных средств для аттестации по дисциплине «История и философия науки»

6.1. Перечень проверяемых компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы формирования компетенций

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования приведен в Приложении 1.

6.2. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине. Описание шкал оценивания

Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде зачета по результатам первого семестра и подготовки и защиты реферата по результатам второго семестра. Итоговая аттестация по дисциплине проходит в виде кандидатского экзамена по годовому курсу.

Текущий контроль осуществляется во время проведения практических занятий и во время самостоятельной работы студента в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/) с применением балльно-рейтинговой системы оценивания. 

Оценка за текущий контроль успеваемости ставится по совокупности баллов, полученных студентом за выполнение заданий в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/), которые включают в себя эссе и реферат, а, также, за ответы на практических занятий, которые включают в себя контрольные работы, сообщения или доклады, участие в круглом столе и коллоквиуме.

Аспиранты, набравшие менее 60 баллов на мероприятиях промежуточной аттестации, не могут быть допущены к кандидатскому экзамену.

Критерии оценивания по дисциплине:

 

6.2.1. Зачет (Промежуточная аттестация 1) выставляется по результатам оценивания эссе, выполненного в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/). При проверке эссе преподаватель оценивает заинтересованность аспиранта вопросами развития науки и научного познания, способность самостоятельно обозначить точки активного роста нового знания, проблемные ситуации организации научных исследований, способность критически анализировать и сравнивать существующие философско-методологические концепции. Эссе оценивает сформированность компетенций УК-1, УК-2,

Критерии оценки за эссе:

1. Полнота раскрытия темы и проблематики.

2. Широта эрудиции, знания в области закономерности развития науки.

3. Логичность и связность изложения, грамотность.

4. Непротиворечивость, последовательность суждений и обоснованность выводов. 

Описание шкалы оценивания эссе:

Оценка, баллы Уровень подготовленности, характеризуемый оценкой
4 не выделена ключевая проблема; не осмыслены сложившиеся подходы, приведены соответствующие теме и проблеме примеры из обыденного; отсутствуют основные структурные элементы работы; не выделены варианты решений проблемы; выводы носят характер эмоциональный оценки
16 даны все определения, но в каждом случае смысл передан не совсем точно выделена ключевая проблема; не полно изложены сложившиеся подходы, не полно раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из обыденного опыта; выделены основные структурные элементы работы; не выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде, но выводы носят характер эмоциональный оценки
24 выделена ключевая проблема; критически осмыслены сложившиеся подходы, в целом раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из исследований; выделены основные структурные элементы работы; выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде, в выводах суммируются ранее высказанные оценки, выводы носят характер оценки с позиции здравого смысла
32 выделена ключевая проблема; критически осмыслены сложившиеся подходы, используются классификации, выделяются аспекты понятий; полностью раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из исследований; выделены основные структурные элементы работы; выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде в выводах суммируются ранее высказанные оценки, выводы носят характер оценки с теоретических позиций, выводы содержат оригинальные суждения автора, автор осознанно отмечает новизну, оригинальность своих выводов.
40 выделена ключевая проблема; критически осмыслены сложившиеся подходы, используются классификации, выделяются аспекты понятий; полностью раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из исследований; выделены основные структурные элементы работы; выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде в выводах суммируются ранее высказанные оценки, выводы носят характер оценки с теоретических позиций, выводы содержат оригинальные суждения автора, автор осознанно отмечает новизну, оригинальность своих выводов; наличие творческого подхода к изложению материала, в т.ч.: попытки привлечь неожиданные примеры, метафоры, авторские аргументы и формулировки проблемы, выходящие за рамки базовых определений

Балл менее 20 соответствует оценке «незачтено», баллы от 20 до 40 – оценке «зачтено».

 

6.2.2. В качестве текущего контроля (Промежуточная аттестация 2) сформированности компетенции ОПК-1 на занятии происходит обоснование темы реферата и презентация готового реферата, подготовка которого осуществляется в ходе второго семестра. Реферат выполняется в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/).

Тема реферата должна удовлетворять двум требованиям:

1. определяться сферой научных интересов аспиранта;

2. соответствовать содержанию изучаемого курса.

Тема реферата формулируется на консультации аспиранта со своим научным руководителем, рассматривается и утверждается руководителем практических занятий по истории и философии науки, который также осуществляет постоянное консультирование в ходе подготовки реферата

Реферат оценивается «зачтено» - «не зачтено», а достоинства и недостатки работы описываются в отзыве преподавателя. Оценка за реферат, отзыв преподавателя, презентация влияют на оценку за кандидатский экзамен.

Реферат – письменная работа объемом 15-20 печатных страниц, который будучи связанной с темой диссертационного исследования, позволяет аспиранту с помощью философской рефлексии осознать свою профессиональную работу в более широком контексте научных исследований.

Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. На отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение объемом 1,5-2 страницы.

4. Основная часть реферата одна или несколько глав (подпунктов, разделов) предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, их актуальность, общенаучная значимость, новизна, способность влиять на исследовательские традиции. В тексте обязательны ссылки на первоисточники цитирования или пересказа мысли, идеи, выводов, цифрового материала, таблиц.

5. Заключение содержит главные выводы, отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография (список литературы), указывается использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Защита реферата сопровождается выступлением по теме реферата, презентацией и дискуссией, модератором которой является преподаватель.

При проверке реферата преподавателем оценивается:

· Способность к анализу современных научных достижений, истории научных открытий.

· Связь темы реферата с темой диссертационного исследования. Обобщение с использованием философской рефлексии особенностей профессиональной исследовательской деятельности в более широком контексте научных достижений.

· Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, формулирование цели, определение задач исследования, соответствие выводов поставленной цели, убедительность выводов).

· Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

· Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

· Использование литературных источников.

· Культура письменного изложения материала.

· Культура оформления материалов работы.

                  Описание шкалы оценивания реферата:

Оценка, баллы Уровень подготовленности, характеризуемый оценкой
12 содержание не соответствует теме реферата, материал плохо систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы не раскрыты; в постановке проблемы нет самостоятельности; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы не продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; неправильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрировано низкая грамотность и культура изложения, культура оформления
24 содержание не соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован с недочетами, основные понятия проблемы раскрыты не полностью; в постановке проблемы отсутствует самостоятельность; присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована культура оформления
36 содержание соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы раскрыты полностью; в постановке проблемы присутствует самостоятельность; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы продемонстрировано умение обобщать, присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; привлечены новейшие работы по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.); правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована грамотность и культура изложения, культура оформления
48 содержание соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы раскрыты полностью и глубоко; в постановке проблемы присутствует новизна и самостоятельность; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; привлечены новейшие работы по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.); правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована грамотность и культура изложения, культура оформления
60 содержание соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы раскрыты полностью и глубоко; в постановке проблемы присутствует новизна и самостоятельность; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована грамотность и культура изложения, культура оформления

Балл менее 30 соответствует оценке «незачтено», баллы от 30 до 60 – оценке «зачтено»

Аспиранты, набравшие менее 60 баллов на мероприятиях промежуточной аттестации не могут быть допущены к кандидатскому экзамену.

 

6.2.3. Кандидатский экзамен по дисциплине учрежден и проводится в вузах России с 2004 г. по примерным программам, утвержденным приказом Минобразования России от 17.02.2004 г. № 697.

Программа кандидатского экзамена, состоит из трёх разделов:

1) Общие проблемы философии науки;

2) История и философия конкретной науки;

3) Собеседования по теме реферата

Экзаменационная оценка складывается из оценки знаний по общим проблемам истории и философии науки; из оценки степени усвоения курса «История и философия конкретной науки»; оценки за собеседование по реферату. Критерием суммарной оценки является степень усвоения содержания дисциплины и способность к практическому применению мировоззренческих, общенаучных и методологических принципов в конкретном научном исследовании (о чем можно судить по представленным презентации и реферату).

Процедура экзаменационного испытания предусматривает ответ аспиранта по вопросам экзаменационного билета, который заслушивает комиссия. После сообщения аспиранта и ответов на заданные вопросы, комиссия обсуждает качество ответа и принимает решение об оценке, вносимой в протокол. Особое внимание обращается на степень осмысления процессов развития науки и ее современных проблем, способность изложения собственной точки зрения в контексте с другими позициями.

Оценивая ответ, члены комиссии учитывают следующие основные критерии:

– уровень теоретических знаний (подразумевается не только формальное воспроизведение информации, но и понимание предмета, которое подтверждается правильными ответами на дополнительные, уточняющие вопросы, заданные членами комиссии);

– умение использовать теоретические знания при анализе конкретных проблем, ситуаций;

– качество изложения материала, то есть обоснованность, четкость, логичность ответа, а также его полнота (то есть содержательность, не исключающая сжатости);

- способность устанавливать внутри- и межпредметные связи,

- оригинальность мышления, знакомство с дополнительной литературой и другие факторы.

Критерии оценок:

Оценка отлично – исчерпывающее владение программным материалом, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений, твѐрдое знание основных положений дисциплины, умение применять концептуальный аппарат при анализе актуальных проблем. Логически последовательные, содержательные, конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и на дополнительные вопросы членов комиссии, свободное владение источниками. Реферат принят без замечаний.

Оценка хорошо – достаточно полные знания программного материала, правильное понимание сути вопросов, знание определений, умение формулировать тезисы и аргументы. Ответы последовательные и в целом правильные, хотя допускаются неточности, поверхностное знакомство с отдельными теориями и фактами, достаточно формальное отношение к рекомендованным для подготовки материалам. Реферат принят без существенных замечаний.

Оценка удовлетворительно – фрагментарные знания, расплывчатые представления о предмете. Ответ содержит как правильные утверждения, так и ошибки, возможно, грубые. Испытуемый плохо ориентируется в учебном материале, не может устранить неточности в своем ответе даже после наводящих вопросов членов комиссии. Реферат принят с небольшими замечаниями.

Оценка неудовлетворительно – отсутствие ответа хотя бы на один из основных вопросов, либо грубые ошибки в ответах, полное непонимание смысла проблем, не достаточно полное владение терминологией. Реферат не принят.

 

6.3. Примеры типовых контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценки результатов обучения, характеризующих сформированность компетенций.

6.3.1. Перечень тем эссе (контроль компетенций УК-1, УК-2)

· Научная картина мира и общенаучные принципы и понятия (системность, нелинейность, неопределенность, вероятность, дополнительность, флуктуация, энтропия, динамический хаос, бифуркация и др). (УК-1)

· Технический прогресс и развитие наук. Существуют ли пределы роста цивилизации? (УК-2)

· Наука и глобальные проблемы современности.(УК-2)

· «Чем угрожает обществу лженаука?» (УК-1)

·

Примерные темы рефератов (контроль компетенций ОПК-1)

· Современные методологические проблемы психологической науки

· Фундаментальные и прикладные исследования в психологии

· Сущность предпринимательства. Предпринимательство и бизнес.

· Информационный бизнес.

· Современное состояние социального института семьи в России.

· Соотношение лидерства и руководства.

· Правомерное поведение, правонарушения и ответственность:

· теоретико-методологический анализ.

· Правовой статус личности в правовом государстве.

· Эволюция политического режима в современной России,

· направления, принципы и механизмы конституционного процесса

· Институт президентства в современной политической практике

· Проблемы готовности детей к обучению в школе.

· Суггестопедия как принципиально новое направление в

педагогической психологии.

· Бихевиористская концепция научения. 

 

6.3.3. Примерные вопросы кандидатского экзамена

Взаимоотношение философии и науки: основные концепции (УК-1).

Проблема оснований науки (УК-2).

Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса (ОПК-1).

Методы познания социально-гуманитарных наук (ОПК-1).

Фальсификационизм К.Поппера (УК-2).

 

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания

1. Положение «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ННГУ», утвержденное приказом ректора ННГУ от 13.02.2014 г. №55-ОД;

2. Положение о фонде оценочных средств, утвержденное приказом ректора ННГУ от 10.06.2015 г. №247-ОД.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература:

1. Философия науки: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ивин А.А., Никитина И.П. - М.: Проспект, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392200924.html

2. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс] / М.И. Терехина, Г.П. Трофимова, М.Х. Хаджаров, В.И. Сорокина - М.: ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519695.html

3. Актуальные проблемы современного естествознания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю.А. Нефедьев, В.С. Боровских, С.А. Дёмин и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785000193297.html

Дополнительная литература:

1. Логика, методология, аргументация в научном исследовании [Электронный ресурс] / Демина Л.А., Пржиленский В.И. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392242641.html

2. Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra [Электронный ресу



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.004 с.)