Работа над основной и дополнительной литературой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над основной и дополнительной литературой



    Изучение рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это не только мобилизует внимание, но и способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию.   Таким образом, конспектирование – одна из основных форм самостоятельного труда, требующая от аспиранта активно работать с учебной литературой и не ограничиваться конспектом лекций.

    Аспирант должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Самостоятельная работа аспиранта при подготовке к зачету.

    Итоговой формой контроля успеваемости аспирантов по учебной дисциплине «Эпоха постмодерна, ее выражение в культуре и философии» является зачет. В начале модуля рекомендуется внимательно изучить перечень вопросов к зачету, а также использовать в процессе обучения программу, учебно-методический комплекс, другие методические материалы, разработанные кафедрой по данной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение аспирантом существа того или иного вопроса за счет:

а) уточняющих вопросов преподавателю;

б) подготовки устных сообщений по отдельным темам, наиболее заинтересовавших аспиранта;

в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах;

г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.

    Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого аспиранта, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.

    Для систематизации знаний и понимания логики изучения предмета в процессе обучения рекомендуется пользоваться программой курса, включающей в себя разделы, темы и вопросы, определяющие стандарт знаний по каждой теме.

    При подготовке к экзамену конструктивным является коллективное обсуждение выносимых на экзамен вопросов с сокурсниками, что позволяет повысить степень систематизации и углубления знаний. Перед консультацией по предмету следует составить список вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем.

Самостоятельная работа аспиранта в библиотеке

Важным аспектом самостоятельной подготовки аспирантов является работа с библиотечным фондом.

    Это работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня аспирантов как очной, так и заочной формы обучения, в том числе:

а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе;

б) изучение книг, журналов, газет – в читальном зале;

в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога;

г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки.

    При подготовке докладов, эссе и иных форм работы аспирантов, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации: учебные пособия для вузов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.

Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет

    Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.

Контроль самостоятельной работы

В первом семестре по итогам лекций раздела «Общие проблемы истории и философии науки» аспиранты готовят эссе по проблемным и социально значимым вопросам развития науки и научно-технического прогресса, оценка которых является основанием для зачёта. Тематика эссе – свободная.

Во втором семестре в зависимости от направления подготовки осуществляется выбор тематики дальнейшей подготовки в виде курса «Философские проблемы конкретной отрасли науки». В ходе второго семестра осуществляется подготовка реферата. Тема реферата должна удовлетворять двум требованиям:

1. определяться сферой научных интересов аспиранта;

2. соответствовать содержанию изучаемого курса.

Тема реферата формулируется на консультации аспиранта со своим научным руководителем, рассматривается и утверждается руководителем семинарских занятий по истории и философии науки, который также осуществляет постоянное консультирование в ходе подготовки реферата.

6. Фонд оценочных средств для аттестации по дисциплине «История и философия науки»

6.1. Перечень проверяемых компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы формирования компетенций

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования приведен в Приложении 1.

6.2. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине. Описание шкал оценивания

Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде зачета по результатам первого семестра и подготовки и защиты реферата по результатам второго семестра. Итоговая аттестация по дисциплине проходит в виде кандидатского экзамена по годовому курсу.

Текущий контроль осуществляется во время проведения практических занятий и во время самостоятельной работы студента в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/) с применением балльно-рейтинговой системы оценивания. 

Оценка за текущий контроль успеваемости ставится по совокупности баллов, полученных студентом за выполнение заданий в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/), которые включают в себя эссе и реферат, а, также, за ответы на практических занятий, которые включают в себя контрольные работы, сообщения или доклады, участие в круглом столе и коллоквиуме.

Аспиранты, набравшие менее 60 баллов на мероприятиях промежуточной аттестации, не могут быть допущены к кандидатскому экзамену.

Критерии оценивания по дисциплине:

 

6.2.1. Зачет (Промежуточная аттестация 1) выставляется по результатам оценивания эссе, выполненного в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/). При проверке эссе преподаватель оценивает заинтересованность аспиранта вопросами развития науки и научного познания, способность самостоятельно обозначить точки активного роста нового знания, проблемные ситуации организации научных исследований, способность критически анализировать и сравнивать существующие философско-методологические концепции. Эссе оценивает сформированность компетенций УК-1, УК-2,

Критерии оценки за эссе:

1. Полнота раскрытия темы и проблематики.

2. Широта эрудиции, знания в области закономерности развития науки.

3. Логичность и связность изложения, грамотность.

4. Непротиворечивость, последовательность суждений и обоснованность выводов. 

Описание шкалы оценивания эссе:

Оценка, баллы Уровень подготовленности, характеризуемый оценкой
4 не выделена ключевая проблема; не осмыслены сложившиеся подходы, приведены соответствующие теме и проблеме примеры из обыденного; отсутствуют основные структурные элементы работы; не выделены варианты решений проблемы; выводы носят характер эмоциональный оценки
16 даны все определения, но в каждом случае смысл передан не совсем точно выделена ключевая проблема; не полно изложены сложившиеся подходы, не полно раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из обыденного опыта; выделены основные структурные элементы работы; не выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде, но выводы носят характер эмоциональный оценки
24 выделена ключевая проблема; критически осмыслены сложившиеся подходы, в целом раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из исследований; выделены основные структурные элементы работы; выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде, в выводах суммируются ранее высказанные оценки, выводы носят характер оценки с позиции здравого смысла
32 выделена ключевая проблема; критически осмыслены сложившиеся подходы, используются классификации, выделяются аспекты понятий; полностью раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из исследований; выделены основные структурные элементы работы; выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде в выводах суммируются ранее высказанные оценки, выводы носят характер оценки с теоретических позиций, выводы содержат оригинальные суждения автора, автор осознанно отмечает новизну, оригинальность своих выводов.
40 выделена ключевая проблема; критически осмыслены сложившиеся подходы, используются классификации, выделяются аспекты понятий; полностью раскрыта история и теории, связанные с данной проблемой; приведены соответствующие теме и проблеме примеры из исследований; выделены основные структурные элементы работы; выделены варианты решений, аспекты проблемы; выводы автора сформулированы в явном виде в выводах суммируются ранее высказанные оценки, выводы носят характер оценки с теоретических позиций, выводы содержат оригинальные суждения автора, автор осознанно отмечает новизну, оригинальность своих выводов; наличие творческого подхода к изложению материала, в т.ч.: попытки привлечь неожиданные примеры, метафоры, авторские аргументы и формулировки проблемы, выходящие за рамки базовых определений

Балл менее 20 соответствует оценке «незачтено», баллы от 20 до 40 – оценке «зачтено».

 

6.2.2. В качестве текущего контроля (Промежуточная аттестация 2) сформированности компетенции ОПК-1 на занятии происходит обоснование темы реферата и презентация готового реферата, подготовка которого осуществляется в ходе второго семестра. Реферат выполняется в Системе электронного обучения ННГУ (режим доступа: https://e-learning.unn.ru/).

Тема реферата должна удовлетворять двум требованиям:

1. определяться сферой научных интересов аспиранта;

2. соответствовать содержанию изучаемого курса.

Тема реферата формулируется на консультации аспиранта со своим научным руководителем, рассматривается и утверждается руководителем практических занятий по истории и философии науки, который также осуществляет постоянное консультирование в ходе подготовки реферата

Реферат оценивается «зачтено» - «не зачтено», а достоинства и недостатки работы описываются в отзыве преподавателя. Оценка за реферат, отзыв преподавателя, презентация влияют на оценку за кандидатский экзамен.

Реферат – письменная работа объемом 15-20 печатных страниц, который будучи связанной с темой диссертационного исследования, позволяет аспиранту с помощью философской рефлексии осознать свою профессиональную работу в более широком контексте научных исследований.

Структура реферата:

1. Титульный лист.

2. На отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение объемом 1,5-2 страницы.

4. Основная часть реферата одна или несколько глав (подпунктов, разделов) предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, их актуальность, общенаучная значимость, новизна, способность влиять на исследовательские традиции. В тексте обязательны ссылки на первоисточники цитирования или пересказа мысли, идеи, выводов, цифрового материала, таблиц.

5. Заключение содержит главные выводы, отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография (список литературы), указывается использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Защита реферата сопровождается выступлением по теме реферата, презентацией и дискуссией, модератором которой является преподаватель.

При проверке реферата преподавателем оценивается:

· Способность к анализу современных научных достижений, истории научных открытий.

· Связь темы реферата с темой диссертационного исследования. Обобщение с использованием философской рефлексии особенностей профессиональной исследовательской деятельности в более широком контексте научных достижений.

· Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, формулирование цели, определение задач исследования, соответствие выводов поставленной цели, убедительность выводов).

· Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

· Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

· Использование литературных источников.

· Культура письменного изложения материала.

· Культура оформления материалов работы.

                  Описание шкалы оценивания реферата:

Оценка, баллы Уровень подготовленности, характеризуемый оценкой
12 содержание не соответствует теме реферата, материал плохо систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы не раскрыты; в постановке проблемы нет самостоятельности; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы не продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; неправильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрировано низкая грамотность и культура изложения, культура оформления
24 содержание не соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован с недочетами, основные понятия проблемы раскрыты не полностью; в постановке проблемы отсутствует самостоятельность; присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована культура оформления
36 содержание соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы раскрыты полностью; в постановке проблемы присутствует самостоятельность; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы продемонстрировано умение обобщать, присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; привлечены новейшие работы по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.); правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована грамотность и культура изложения, культура оформления
48 содержание соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы раскрыты полностью и глубоко; в постановке проблемы присутствует новизна и самостоятельность; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; привлечены новейшие работы по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.); правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована грамотность и культура изложения, культура оформления
60 содержание соответствует теме реферата, материал систематизирован и структурирован, основные понятия проблемы раскрыты полностью и глубоко; в постановке проблемы присутствует новизна и самостоятельность; в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы продемонстрировано умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы; присутствие основных «классических» литературных источников по проблеме; правильно оформлены ссылки на используемую литературу; продемонстрирована грамотность и культура изложения, культура оформления

Балл менее 30 соответствует оценке «незачтено», баллы от 30 до 60 – оценке «зачтено»

Аспиранты, набравшие менее 60 баллов на мероприятиях промежуточной аттестации не могут быть допущены к кандидатскому экзамену.

 

6.2.3. Кандидатский экзамен по дисциплине учрежден и проводится в вузах России с 2004 г. по примерным программам, утвержденным приказом Минобразования России от 17.02.2004 г. № 697.

Программа кандидатского экзамена, состоит из трёх разделов:

1) Общие проблемы философии науки;

2) История и философия конкретной науки;

3) Собеседования по теме реферата

Экзаменационная оценка складывается из оценки знаний по общим проблемам истории и философии науки; из оценки степени усвоения курса «История и философия конкретной науки»; оценки за собеседование по реферату. Критерием суммарной оценки является степень усвоения содержания дисциплины и способность к практическому применению мировоззренческих, общенаучных и методологических принципов в конкретном научном исследовании (о чем можно судить по представленным презентации и реферату).

Процедура экзаменационного испытания предусматривает ответ аспиранта по вопросам экзаменационного билета, который заслушивает комиссия. После сообщения аспиранта и ответов на заданные вопросы, комиссия обсуждает качество ответа и принимает решение об оценке, вносимой в протокол. Особое внимание обращается на степень осмысления процессов развития науки и ее современных проблем, способность изложения собственной точки зрения в контексте с другими позициями.

Оценивая ответ, члены комиссии учитывают следующие основные критерии:

– уровень теоретических знаний (подразумевается не только формальное воспроизведение информации, но и понимание предмета, которое подтверждается правильными ответами на дополнительные, уточняющие вопросы, заданные членами комиссии);

– умение использовать теоретические знания при анализе конкретных проблем, ситуаций;

– качество изложения материала, то есть обоснованность, четкость, логичность ответа, а также его полнота (то есть содержательность, не исключающая сжатости);

- способность устанавливать внутри- и межпредметные связи,

- оригинальность мышления, знакомство с дополнительной литературой и другие факторы.

Критерии оценок:

Оценка отлично – исчерпывающее владение программным материалом, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений, твѐрдое знание основных положений дисциплины, умение применять концептуальный аппарат при анализе актуальных проблем. Логически последовательные, содержательные, конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и на дополнительные вопросы членов комиссии, свободное владение источниками. Реферат принят без замечаний.

Оценка хорошо – достаточно полные знания программного материала, правильное понимание сути вопросов, знание определений, умение формулировать тезисы и аргументы. Ответы последовательные и в целом правильные, хотя допускаются неточности, поверхностное знакомство с отдельными теориями и фактами, достаточно формальное отношение к рекомендованным для подготовки материалам. Реферат принят без существенных замечаний.

Оценка удовлетворительно – фрагментарные знания, расплывчатые представления о предмете. Ответ содержит как правильные утверждения, так и ошибки, возможно, грубые. Испытуемый плохо ориентируется в учебном материале, не может устранить неточности в своем ответе даже после наводящих вопросов членов комиссии. Реферат принят с небольшими замечаниями.

Оценка неудовлетворительно – отсутствие ответа хотя бы на один из основных вопросов, либо грубые ошибки в ответах, полное непонимание смысла проблем, не достаточно полное владение терминологией. Реферат не принят.

 

6.3. Примеры типовых контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценки результатов обучения, характеризующих сформированность компетенций.

6.3.1. Перечень тем эссе (контроль компетенций УК-1, УК-2)

· Научная картина мира и общенаучные принципы и понятия (системность, нелинейность, неопределенность, вероятность, дополнительность, флуктуация, энтропия, динамический хаос, бифуркация и др). (УК-1)

· Технический прогресс и развитие наук. Существуют ли пределы роста цивилизации? (УК-2)

· Наука и глобальные проблемы современности.(УК-2)

· «Чем угрожает обществу лженаука?» (УК-1)

·

Примерные темы рефератов (контроль компетенций ОПК-1)

· Современные методологические проблемы психологической науки

· Фундаментальные и прикладные исследования в психологии

· Сущность предпринимательства. Предпринимательство и бизнес.

· Информационный бизнес.

· Современное состояние социального института семьи в России.

· Соотношение лидерства и руководства.

· Правомерное поведение, правонарушения и ответственность:

· теоретико-методологический анализ.

· Правовой статус личности в правовом государстве.

· Эволюция политического режима в современной России,

· направления, принципы и механизмы конституционного процесса

· Институт президентства в современной политической практике

· Проблемы готовности детей к обучению в школе.

· Суггестопедия как принципиально новое направление в

педагогической психологии.

· Бихевиористская концепция научения. 

 

6.3.3. Примерные вопросы кандидатского экзамена

Взаимоотношение философии и науки: основные концепции (УК-1).

Проблема оснований науки (УК-2).

Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса (ОПК-1).

Методы познания социально-гуманитарных наук (ОПК-1).

Фальсификационизм К.Поппера (УК-2).

 

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания

1. Положение «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ННГУ», утвержденное приказом ректора ННГУ от 13.02.2014 г. №55-ОД;

2. Положение о фонде оценочных средств, утвержденное приказом ректора ННГУ от 10.06.2015 г. №247-ОД.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература:

1. Философия науки: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ивин А.А., Никитина И.П. - М.: Проспект, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392200924.html

2. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс] / М.И. Терехина, Г.П. Трофимова, М.Х. Хаджаров, В.И. Сорокина - М.: ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519695.html

3. Актуальные проблемы современного естествознания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю.А. Нефедьев, В.С. Боровских, С.А. Дёмин и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785000193297.html

Дополнительная литература:

1. Логика, методология, аргументация в научном исследовании [Электронный ресурс] / Демина Л.А., Пржиленский В.И. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392242641.html

2. Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra [Электронный ресурс] / Ивин А.А. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392210718.html

3. Противоречие смерти подобно. Философский очерк о логическом противоречии [Электронный ресурс] / Ивин А.А. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392211173.html

4. Философия коллективного творчества. История, язык, мораль, религия, игры, идеология и др. [Электронный ресурс] / Ивин А.А. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392218110.html

5. Современная философия. Интеллектуальные технологии XXI века [Электронный ресурс] / Пржиленский В.И. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392218141.html

6. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания [Электронный ресурс] / Ильин В.В. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392247042.html

7. Философия и право [Электронный ресурс] / Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392238620.html

8. Знание. Общество. Смысл [Электронный ресурс] / Демина Л.А., Пржиленский В.И. - М.: Проспект, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392218028.html

9. Философия языка и коммуникации [Электронный ресурс] / Мечковская Н.Б. - М.: ФЛИНТА, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976525641.html

10. Самая главная молекула: От структуры ДНК к биомедицине XXI века [Электронный ресурс] / Франк-Каменецкий М. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785916716481.html

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.083 с.)