Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения пищевого поведения
Отказ от пищи - общий термин, который охватывает широкий спектр нарушений питания у детей, в том числе и нарушающие их развитие. Они могут отказываться от пищи, но при этом пьют достаточно для того, чтобы поддерживать процесс развития и роста. Они отказываются есть многие продукты, но поддерживают массу своего тела, употребляя большое количество отдельных предпочитаемых продуктов. У других детей, отказывающихся есть, очень маленькая масса тела и они отстают от своих сверстников в физическом развитии. Поэтому прежде чем приступить к лечению, важно четко определить тип нарушения пищевого поведения, которое демонстрирует ребенок, учитывая при этом как этиологию нарушения, так и имеющиеся симптомы. Диагностический термин «отказ от пищи» делает акцент на поведении, демонстрируемом ребенком, тогда как конструкт «нарушение развития» отражает результат с учетом роста и развития. Отказом от пищи следует считать крайне избирательное питание, плохой или изменчивый аппетит, отказ есть отдельные компоненты пищи, медленная еда и пищевые фобии. Показатель распространенности отказа от пищи достигает 25% в общей популяции и еще выше (почти 33%) среди детей с нарушениями развития. Можно выделить три группы факторов риска, имеющих отношение к нарушению развития: особенности личности и психическое здоровье родителей; характеристики ребенка, в том числе темперамента и нарушений в психической сфере; сложные семейные отношения, изоляция и недостаточные ресурсы. Сложность нарушений пищевого поведения и их развития требует комбинации подходов и понимания проблемы, которую невозможно объяснить одной психологической теорией. Один из методов лечения отказа от пищи - классическое формирование условных рефлексов. Когда ребенок не ест, у родителей и специалистов быстро возникает чувство фрустрации, в одинаковой степени сопровождающееся рекомендациями и попытками заставлять есть или лишать пищи с тем, чтобы он начал есть. У детей с выраженным избегающим поведением это может усиливать нарушение и усугублять уже имеющееся избегающее поведение. Для изменения поведения следует: 1) снижать уровень тревоги у ребенка и у родителя во время приема пищи; 2) избегать какого бы то ни было усиления эмоциональных реакций во время еды; 3) во время приема пищи избегать любых неприятных переживаний; 4) создавать такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятное переживание; 5) формировать постепенно меняющиеся серии незначительных изменений в питании; 6) формировать у ребенка доверие к приему пищи; 7) усиливать чувство компетентности у родителей, побуждая ребенка к достижению маленьких успехов. Затем следует процесс десенсибилизации и программа подкреплений.
Применяется метод формирования инструментальных условных рефлексов. К стандартным методам нормализации поведения относятся: моделирование, формирование, подкрепление, торможение условного рефлекса и использование тайм-аута. У детей младшего возраста эффективны также методы когнитивно-поведенческой терапии при использовании в комбинации с более стандартными поведенческими методами в условиях стационара. Данные о степени и стиле взаимодействия между родителем и ребенком могут указывать на сферы, требующие вмешательства. Родитель может нуждаться в индивидуальной помощи по поводу нарушений в эмоциональной сфере, возникших из-за взаимоотношений с другими людьми (не с ребенком). Игровая терапия нацелена на улучшение отношений привязанности между родителем и ребенком. Психологические методы лечения способствуют значительному улучшению пищевого поведения и устранению его нарушений у детей младшего возраста. Степень выраженности нарушений пищевого поведения колеблется в широких пределах - от распространенных легких и преходящих до тяжелых случаев, обусловленных сложными семейными проблемами, нарушениями в психической сфере родителей и трудными взаимоотношениями. Эти факторы снижают способность родителей удовлетворять меняющиеся потребности своего развивающегося ребенка. Ряд теоретических подходов и лечебных вмешательств необходим для удовлетворения различных потребностей этих семей. Родителей следует научить наблюдать за поведением своих детей, распознавать собственные реакции и менять собственное поведение для того, чтобы помочь ребенку. Методы нормализации поведения играют важную роль в лечении нарушений пищевого поведения и эффективны при условии глубокого понимания особенностей семейной жизни, взаимоотношений и отношений привязанности.
Расстройства сна Расстройства сна у малышей весьма разнообразны. Распространенность их составляет 25% в возрасте 1—5 лет. Наиболее часто у детей выявляются Парасомнии (различные феномены, возникающие в процессе сна) и Инсомнии (расстройства инициации и поддержания сна). Наиболее интересны и чаще встречаются парасомнии. Причем мальчики подвержены таким расстройствам больше девочек. Сноговорение Это тот случай, когда ребенок разговаривает во сне. Представляет собой произнесение слов или звуков во время сна в отсутствие субъективного осознания эпизода. Эпизоды сноговорения имеют место в любой стадии сна, чаще во время неглубокого медленного сна (1 и 2 стадии). Известно, что они представляют собой доброкачественный феномен, встречается у большинства людей в течение жизни, однако в детском возрасте значительно чаще, чем во взрослом, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Так, в категории «часто или каждую ночь» сноговорение имело место у 5—20% детей и у 1—5% взрослых в общей популяции. Специальное лечение не проводится.
Бруксизм Бруксизмом называют эпизоды скрежетания зубами во время сна. Скрежетание зубами обычно происходит один раз в секунду и продолжается 5 сек. или дольше. Затем эти эпизоды повторяются в течение ночи. Они могут иметь место в любой стадии сна. Причины скрежетания зубами неизвестны. Отмечается семейный характер наследования этого расстройства — 18% родственников пациентов имели в детстве или имеют в настоящее время подобные эпизоды. Как и в случае сноговорений чаще этот феномен отмечался у мальчиков. Так же прослеживается и ассоциация учащения эпизодов скрежетания зубами с дневными насыщенными эмоциями ситуациями. Не было отмечено связи бруксизма и наличия глистной инвазии у ребёнка (распространённый миф). У детей бруксизм очень редко приводит к повреждению (стиранию зубов), поэтому специальное лечение обычно не проводится. Используются ноотропные и седативные средства. Иногда приходится подбирать специальную шину.
Ночной энурез Расстройство, характеризующееся частыми (для мальчиков после 5 лет более 2-х, для девочек — 1-го эпизода в месяц) случаями непроизвольного мочеиспускания во время сна. Распространенность ночного энуреза в возрасте 12 лет достигает 3%, чаще это мальчики. У детей с этим расстройством часто имеется очень глубокий сон (увеличен дельта-сон), однако эпизоды ночного энуреза случаются во всех стадиях. Выделяют первичную (энурез с рождения без «светлых промежутков») и вторичную (прерывался на 3—6 мес.) формы заболевания. Предполагается, что в развитии этого состояния большую роль играет врожденная или приобретенная дисфункция вегетативных аппаратов, управляющих мочевым пузырем. Отмечается достаточно тесная наследственная предрасположенность. Выделены гены семейных форм ночного энуреза. В лечении используются поведенческие методики (ограничение приема жидкости, поощрение, тренировка мочевого пузыря), психотерапия, физиотерапия, ноотропные средства, антидепрессанты (мелипрамин) и гормоны гипофиза (адиуретин).
Снохождение Снохождением называют серию эпизодов комплексного поведения, возникающих во время сна и проявляющихся выполнением различных действий, чаще всего — хождением. Во время подобных эпизодов ребёнок может встать с кровати и совершать какие-либо действия. Чаще всего это просто «поход» в коридор, на кухню или в спальню родителей. Могут осуществляться и более сложные двигательные акты, имитирующие привычные действия: поиск игрушек, попытка открыть ключом дверь. Действия совершаются с открытыми глазами, с ничего не выражающим взглядом. На обращённые к нему вопросы ребёнок не реагирует. Подобный эпизод длится от нескольких секунд до нескольких минут, в среднем — около 6 мин. Характерным является амнезия случившегося эпизода наутро. Распространённость снохождений у детей — 10—30%. Наиболее часто они случаются в первой трети ночи. Наследственность по этим парасомниям отмечена у 20% больных. В план лечебных мероприятий входит проведение беседы с родителями по организации режима сна и поведению во время приступа, курсы седативной и ноотропной терапии, психотерапии. По данным литературы 5—7% случаев снохождения носит эпилептический характер, однако, скорее всего, эти данные сильно завышены.
Ночные страхи К ним относят эпизоды пробуждений с громким криком и поведенческими и вегетативными проявлениями испуга. Внимание родителей может быть привлечено криком ребёнка, подойдя они обнаруживают его сидящим в постели с выражением страха или растерянности на лице. Дыхание и сердцебиение учащены, может отмечаться обильное потение. При этом ребёнок не реагирует на обращённые к нему слова, а попытки успокоить могут привести к усилению страха или сопротивлению. Наутро наблюдается амнезия происходившего. Ночные страхи встречаются реже, чем снохождения, распространённость их у детей составляет 1—4%, достигая пика в возрасте 4—12 лет. Чаще встречаются у мальчиков. Провоцировать эти эпизоды могут дневные эмоциональные ситуации, лихорадочное состояние и длительное недосыпание. Полисомнографическое исследование не выявляет специфической патологии. К лечебным мероприятиям относится психотерапия, ноотропная и седативная терапия.
Кошмары Кошмарами называют сновидения устрашающего характера. Содержание сновидений пугает ребёнка, ему снится, что ему угрожают, причиняют боль, преследуют или нападают. От этого он просыпается в возбуждении, плачет или зовёт родителей. В отличие от ночных страхов кошмары чаще случаются под утро и приурочены к фазе быстрого сна. От ночных страхов кошмары отличаются тем, что ночное пробуждение является полным, ребёнок доступен контакту, рассказывает, что его испугало и наутро продолжает помнить об этом. Распространённость кошмаров у детей — 5—30%. Появление кошмарных сновидений у ребёнка может быть спровоцировано стрессовыми ситуациями, лихорадочными состояниями, приёмом психотропных препаратов. Учащение кошмаров может быть свидетельством неблагополучия в психоэмоциональной сфере ребёнка, проявлением имеющегося у него внутреннего конфликта. Среди лечебных мероприятий главенствующую роль играет психотерапия с возможным добавлением седативных и ноотропных средств.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.008 с.) |