Нарушения пищевого поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения пищевого поведения



Отказ от пищи - общий термин, который охватывает широкий спектр нарушений питания у детей, в том числе и нарушающие их развитие. Они могут отказываться от пищи, но при этом пьют достаточно для того, чтобы поддерживать процесс развития и роста. Они отказываются есть многие продукты, но поддерживают массу своего тела, употребляя большое количество отдельных предпочитаемых продуктов. У других детей, отказывающихся есть, очень маленькая масса тела и они отстают от своих сверстников в физическом развитии. Поэтому прежде чем приступить к лечению, важно четко определить тип нарушения пищевого поведения, которое демонстрирует ребенок, учитывая при этом как этиологию нарушения, так и имеющиеся симптомы.

Диагностический термин «отказ от пищи» делает акцент на поведении, демонстрируемом ребенком, тогда как конструкт «нарушение развития» отражает результат с учетом роста и развития. Отказом от пищи следует считать крайне избирательное питание, плохой или изменчивый аппетит, отказ есть отдельные компоненты пищи, медленная еда и пищевые фобии. Показатель распространенности отказа от пищи достигает 25% в общей популяции и еще выше (почти 33%) среди детей с нарушениями развития. Можно выделить три группы факторов риска, имеющих отношение к нарушению развития: особенности личности и психическое здоровье родителей; характеристики ребенка, в том числе темперамента и нарушений в психической сфере; сложные семейные отношения, изоляция и недостаточные ресурсы.

Сложность нарушений пищевого поведения и их развития требует комбинации подходов и понимания проблемы, которую невозможно объяснить одной психологической теорией.

Один из методов лечения отказа от пищи - классическое формирование условных рефлексов. Когда ребенок не ест, у родителей и специалистов быстро возникает чувство фрустрации, в одинаковой степени сопровождающееся рекомендациями и попытками заставлять есть или лишать пищи с тем, чтобы он начал есть. У детей с выраженным избегающим поведением это может усиливать нарушение и усугублять уже имеющееся избегающее поведение. Для изменения поведения следует: 1) снижать уровень тревоги у ребенка и у родителя во время приема пищи; 2) избегать какого бы то ни было усиления эмоциональных реакций во время еды; 3) во время приема пищи избегать любых неприятных переживаний; 4) создавать такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятное переживание; 5) формировать постепенно меняющиеся серии незначительных изменений в питании; 6) формировать у ребенка доверие к приему пищи; 7) усиливать чувство компетентности у родителей, побуждая ребенка к достижению маленьких успехов. Затем следует процесс десенсибилизации и программа подкреплений.

Применяется метод формирования инструментальных условных рефлексов. К стандартным методам нормализации поведения относятся: моделирование, формирование, подкрепление, торможение условного рефлекса и использование тайм-аута. У детей младшего возраста эффективны также методы когнитивно-поведенческой терапии при использовании в комбинации с более стандартными поведенческими методами в условиях стационара.

Данные о степени и стиле взаимодействия между родителем и ребенком могут указывать на сферы, требующие вмешательства. Родитель может нуждаться в индивидуальной помощи по поводу нарушений в эмоциональной сфере, возникших из-за взаимоотношений с другими людьми (не с ребенком). Игровая терапия нацелена на улучшение отношений привязанности между родителем и ребенком.

Психологические методы лечения способствуют значительному улучшению пищевого поведения и устранению его нарушений у детей младшего возраста. Степень выраженности нарушений пищевого поведения колеблется в широких пределах - от распространенных легких и преходящих до тяжелых случаев, обусловленных сложными семейными проблемами, нарушениями в психической сфере родителей и трудными взаимоотношениями. Эти факторы снижают способность родителей удовлетворять меняющиеся потребности своего развивающегося ребенка. Ряд теоретических подходов и лечебных вмешательств необходим для удовлетворения различных потребностей этих семей. Родителей следует научить наблюдать за поведением своих детей, распознавать собственные реакции и менять собственное поведение для того, чтобы помочь ребенку. Методы нормализации поведения играют важную роль в лечении нарушений пищевого поведения и эффективны при условии глубокого понимания особенностей семейной жизни, взаимоотношений и отношений привязанности.

 

Расстройства сна

Расстройства сна у малышей весьма разнообразны. Распространенность их составляет 25% в возрасте 1—5 лет. Наиболее часто у детей выявляются Парасомнии (различные феномены, возникающие в процессе сна) и Инсомнии (расстройства инициации и поддержания сна). Наиболее интересны и чаще встречаются парасомнии. Причем мальчики подвержены таким расстройствам больше девочек.

Сноговорение

Это тот случай, когда ребенок разговаривает во сне. Представляет собой произнесение слов или звуков во время сна в отсутствие субъективного осознания эпизода. Эпизоды сноговорения имеют место в любой стадии сна, чаще во время неглубокого медленного сна (1 и 2 стадии). Известно, что они представляют собой доброкачественный феномен, встречается у большинства людей в течение жизни, однако в детском возрасте значительно чаще, чем во взрослом, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Так, в категории «часто или каждую ночь» сноговорение имело место у 5—20% детей и у 1—5% взрослых в общей популяции. Специальное лечение не проводится.

 

Бруксизм

Бруксизмом называют эпизоды скрежетания зубами во время сна. Скрежетание зубами обычно происходит один раз в секунду и продолжается 5 сек. или дольше. Затем эти эпизоды повторяются в течение ночи. Они могут иметь место в любой стадии сна. Причины скрежетания зубами неизвестны. Отмечается семейный характер наследования этого расстройства — 18% родственников пациентов имели в детстве или имеют в настоящее время подобные эпизоды. Как и в случае сноговорений чаще этот феномен отмечался у мальчиков. Так же прослеживается и ассоциация учащения эпизодов скрежетания зубами с дневными насыщенными эмоциями ситуациями. Не было отмечено связи бруксизма и наличия глистной инвазии у ребёнка (распространённый миф). У детей бруксизм очень редко приводит к повреждению (стиранию зубов), поэтому специальное лечение обычно не проводится. Используются ноотропные и седативные средства. Иногда приходится подбирать специальную шину.

 

Ночной энурез

Расстройство, характеризующееся частыми (для мальчиков после 5 лет более 2-х, для девочек — 1-го эпизода в месяц) случаями непроизвольного мочеиспускания во время сна. Распространенность ночного энуреза в возрасте 12 лет достигает 3%, чаще это мальчики. У детей с этим расстройством часто имеется очень глубокий сон (увеличен дельта-сон), однако эпизоды ночного энуреза случаются во всех стадиях. Выделяют первичную (энурез с рождения без «светлых промежутков») и вторичную (прерывался на 3—6 мес.) формы заболевания. Предполагается, что в развитии этого состояния большую роль играет врожденная или приобретенная дисфункция вегетативных аппаратов, управляющих мочевым пузырем. Отмечается достаточно тесная наследственная предрасположенность. Выделены гены семейных форм ночного энуреза. В лечении используются поведенческие методики (ограничение приема жидкости, поощрение, тренировка мочевого пузыря), психотерапия, физиотерапия, ноотропные средства, антидепрессанты (мелипрамин) и гормоны гипофиза (адиуретин).

 

Снохождение

Снохождением называют серию эпизодов комплексного поведения, возникающих во время сна и проявляющихся выполнением различных действий, чаще всего — хождением. Во время подобных эпизодов ребёнок может встать с кровати и совершать какие-либо действия. Чаще всего это просто «поход» в коридор, на кухню или в спальню родителей. Могут осуществляться и более сложные двигательные акты, имитирующие привычные действия: поиск игрушек, попытка открыть ключом дверь. Действия совершаются с открытыми глазами, с ничего не выражающим взглядом. На обращённые к нему вопросы ребёнок не реагирует. Подобный эпизод длится от нескольких секунд до нескольких минут, в среднем — около 6 мин. Характерным является амнезия случившегося эпизода наутро. Распространённость снохождений у детей — 10—30%. Наиболее часто они случаются в первой трети ночи. Наследственность по этим парасомниям отмечена у 20% больных. В план лечебных мероприятий входит проведение беседы с родителями по организации режима сна и поведению во время приступа, курсы седативной и ноотропной терапии, психотерапии. По данным литературы 5—7% случаев снохождения носит эпилептический характер, однако, скорее всего, эти данные сильно завышены.

 

Ночные страхи

К ним относят эпизоды пробуждений с громким криком и поведенческими и вегетативными проявлениями испуга. Внимание родителей может быть привлечено криком ребёнка, подойдя они обнаруживают его сидящим в постели с выражением страха или растерянности на лице. Дыхание и сердцебиение учащены, может отмечаться обильное потение. При этом ребёнок не реагирует на обращённые к нему слова, а попытки успокоить могут привести к усилению страха или сопротивлению. Наутро наблюдается амнезия происходившего. Ночные страхи встречаются реже, чем снохождения, распространённость их у детей составляет 1—4%, достигая пика в возрасте 4—12 лет. Чаще встречаются у мальчиков. Провоцировать эти эпизоды могут дневные эмоциональные ситуации, лихорадочное состояние и длительное недосыпание. Полисомнографическое исследование не выявляет специфической патологии. К лечебным мероприятиям относится психотерапия, ноотропная и седативная терапия.

 

Кошмары

Кошмарами называют сновидения устрашающего характера. Содержание сновидений пугает ребёнка, ему снится, что ему угрожают, причиняют боль, преследуют или нападают. От этого он просыпается в возбуждении, плачет или зовёт родителей. В отличие от ночных страхов кошмары чаще случаются под утро и приурочены к фазе быстрого сна. От ночных страхов кошмары отличаются тем, что ночное пробуждение является полным, ребёнок доступен контакту, рассказывает, что его испугало и наутро продолжает помнить об этом. Распространённость кошмаров у детей — 5—30%. Появление кошмарных сновидений у ребёнка может быть спровоцировано стрессовыми ситуациями, лихорадочными состояниями, приёмом психотропных препаратов. Учащение кошмаров может быть свидетельством неблагополучия в психоэмоциональной сфере ребёнка, проявлением имеющегося у него внутреннего конфликта. Среди лечебных мероприятий главенствующую роль играет психотерапия с возможным добавлением седативных и ноотропных средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.008 с.)