Проблемы, связанные со зрением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы, связанные со зрением



 

В некоторых описаниях процессов, связанных с пробуждением Кундалини, в том числе и автобиографических, упоминаются проблемы, связанные со зрением. Человек чувствует, что глаза непроизвольно закрываются и он не может их открыть, или же наступает временная слепота. Все отмечают повышенную чувствительность к свету, иногда возникают болезненные ощущения в глазах Обычно эти симптомы быстро проходят.

Муктананда описывает время, когда он чувствовал, что зрачки обоих глаз концентрируются на одном и том же месте и он видит обоими глазами одно я то же. В своей рукописи он называет это состояние бинду бхеда. После этого в его глазах появлялся голубой свет. Он пишет, что, когда начинается этот процесс, некоторым ученикам кажется, что они теряют зрение. У него же глаза начали неистово вращаться и двигаться вверх-вниз. Другие, увидев это, были очень напуганы. Во время вращения глаз Кундалини пронзила зрительную чакру, и он почувствовал боль в глазах и ушах. По его словам, именно это обстоятельство привело его в конечном счете к ясновидению. [{18}]

Мне не приходилось встречать в литературе никаких указаний на средства, позволяющие облегчить такие нарушения, но в различных группах по изучению йогических асан я познакомился с множеством упражнений для глаз, включая вращение глазами по кругу, быстрое движение глаз в четырех направлениях и вверх-вниз, трение ладоней друг о друга, чтобы вызвать приток тепла и энергии, с последующим наложением их на глаза; пристальное вглядывание в луну или удаленные предметы, пока глаза не начнут слезиться (что, как говорят, развивает парапсихические способности). Кроме того, вокруг глаз имеются акупрессурные точки, и правильная акупрессурная обработка лицевых мышц приносит большое облегчение.

 

Общие указания

 

При таком количестве советов относительно правильного питания и самоконтроля для облегчения успешного пробуждения Кундалини не удивительно, что современные жители Запада, при всем существующем разнообразии пристрастий, чувственных удовольствий, материальных привязанностей и неорганизованном образе жизни, испытывают трудности при попытках управления этой энергией. Понятно, что жесткая структура ашрама или духовной общины рассчитана на облегчение плавного прохождения духовных процессов и является антитезой светскому обществу, хотя даже в ашраме возникает много затруднений. Большинство из нас возмущает посягательство на нашу свободу есть и пить то, что нам хочется, наслаждаться сексом, непосредственно следовать своим настроениям и цепляться за свой образ мыслей, как будто в нем весь смысл жизни, даже если взамен обещают духовное просветление. Мы болезненно воспринимаем то, что физические аспекты силы Кундалини ставят нас перед необходимостью перестроить свою жизнь. Некоторые стремятся найти средство, которое бы позволило полностью прекратить весь процесс, и с головой погружаются в светскую жизнь, но это все равно, что обрубить свои глубочайшие корни.

Вероятно, многие из тех, кто не интересуется йогой или другими духовными традициями, пытаются достичь компромисса между попыткой отдать должное духовным порывам и жизнью в мире невероятных искушений, ища медленного перехода к тому, что могло бы удовлетворить наклонности их глубинного Я. Как следует из литературы и рассказов тех, кто через это прошел, физические симптомы постепенно проходят по мере того, как человек прилагает все усилия, чтобы справиться с возникшими затруднениями, начать доверять проснувшейся в нем энергии и прийти к равновесию и использованию новой энергии в своей повседневной жизни. Обычно в таких случаях можно посоветовать заниматься йогой, соблюдать самодисциплину, умеренно питаться и избегать различных стимуляторов и мяса, не потакать вредным привычкам, избегать ненужных связей, чрезмерного возбуждения и сохранять спокойствие духа.

Кроме того, можно уделить внимание работе над своим телом и заняться самовыражением, чтобы избавиться от блокировки системы или ослабить напряжение. Некоторым может оказаться полезным вместо того, чтобы контролировать и блокировать энергию, позволить ей течь в течение длительного времени. Этого можно добиться, ежедневно посвящая определенное время отдыху или медитации. Кто-то может достигнуть блаженства, попытавшись установить взаимоотношения с этой энергией, то есть беседуя с нею как с союзником или товарищем и расслабляясь в ее потоке. Многие из нас непривычны к высоким энергетическим зарядам в своем теле и напрягаются, сопротивляясь им, или же реагируют так, как будто испытывают боль Когда нам удастся к ним приспособиться и расширить свое сознание, чтобы их охватить, они станут источником наслаждения. Это все равно, что вы стали бы сопротивляться оргазму вместо того, чтобы полностью отдаться этому ощущению. Одно и то же ощущение можно воспринимать как болезненное и как доставляющее удовольствие. Когда достигнуто доверие, энергетические явления редко бывают болезненными. Боль обычно вызывается сопротивлением или же она возникает, когда энергия пытается пройти через травмированные или сильно заблокированные участки тела.

История вопроса показывает, что при прохождении через трудные фазы связанного с пробуждением Кундалини процесса человек не должен оставаться один. Кришнамурти настаивал, чтобы все это время с ним находились двое друзей, хотя они не только не оказывали никакого влияния и не вмешивались в процесс, но даже его не понимали. Они должны были помешать ему случайно причинить себе вред, если бы он поддался желанию побежать или же поднялся и упал, почувствовав сильную боль. Кришна, Кеннет и Гоэл подчеркивают важность того, чтобы в течение всего процесса кто-нибудь находился рядом с вами. Муктананда, Твида и Радха зависели от поддержки своих гуру. Я думаю, что наиболее важное из того, что может сделать психотерапевт или друг, — это создать атмосферу поддержки и выступить в роли молчаливого, не склонного выражать свое отношение наблюдателя или слушателя. Те, у кого есть такие друзья или партнеры, получают от них огромную поддержку во время любого кризиса.

Когда возникает заболевание, которое кажется связанным с Кундалини, важно, конечно, не игнорировать его, а обратиться к врачу, так как медицинское вмешательство может оказаться необходимым.

Но если диагноз установить не удается, может быть, лучше всего на какое-то время отложить лечение. Медикаментозное лечение и диагностическое хирургическое вмешательство только ухудшат состояние. Иногда пробуждение Кундалини вызывает проявление скрытого заболевания, и тогда медицинское вмешательство необходимо. Иногда симптомы, причины которых не могли быть определены, спонтанно проходят. Вот почему так важно, чтобы врачи имели хотя бы элементарное представление об этом процессе

Периодически человек может ощущать энергетические разряды и другие явления типа прилива тепла или холода, или нарушения, связанные с приемом пищи, которые так же спонтанно проходят Некоторые духовные учителя, например, Рамакришна, Кришна, Кришнамурти, Муктананда и Твиди в течение некоторого времени испытывали чрезвычайные трудности, об этом же сообщают многие представители Запада. У других дискомфорт был минимальным. Нам остается лишь строить предположения, какие факторы лежат в основе такого различия. Они могут быть связаны со скоростью или глубиной раскрытия пробуждающейся Кундалини, продолжительностью йогической или любой другой духовной практики, способностью мозга реагировать на энергетические изменения, интенсивностью погружения в процесс, зрелостью или стабильностью образа жизни, типом личности, предшествующим психологическим и физическим состоянием, проводившейся раньше терапией или работой над телом, вмешательством гуру, которое облегчает процесс, видом кармы, которую нужно изжить, числом предыдущих жизней, в которых данный человек испытал пробуждение Кундалини, и другими факторами, которые выходят за пределы нашего понимания. Интересно было бы сравнить опыт определенного количества людей, в течение 20 лет практиковавших асаны и пранаяму, с опытом такого же количества людей, не занимавшихся йогой.

Я думаю, что раскрытие происходит не случайно, что пробуждением Кундалини управляет самая глубинная часть подлинного Я человека. Похоже, что на начальных стадиях этого процесса может и не возникнуть некоторых переживаний, которые люди испытывают на более поздних стадиях, и что тот, у кого были серьезные психологические проблемы, может быть опрокинут этим прорывом. Эта энергия толкает человека к достижению совершенства путем физического и эмоционального преобразования, и никто не возьмется кому бы то ни было предсказать, когда это произойдет или каков будет результат. Это встреча с божественным, и способность личности распознать эту встречу и включить ее в свой жизненный опыт сильно влияет на дальнейшее развитие психики.

 

Дыхание: великий генератор

 

Понимание взаимосвязи между дыханием и Кундалини важно по нескольким причинам. Во-первых, многие из тех, кому казалось, что они испытывают трудности при пробуждении Кундалини, практиковали пранаяму, а в большинстве книг, где обсуждаются эти методики, сказано, что пранаяма может стать очень опасной, если ею заниматься слишком усердно или без соответствующей подготовки, и руководства. А так как техника пранаямы сегодня с такой готовностью описывается в книгах и преподается в разных группах, появилась возможность заниматься ею без такой подготовки и в результате часто возникают проблемы. Чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями является причиной многих неприятностей, включая испарину, дрожь, временную потерю сознания, галлюцинации, покраснение глаз, чрезмерный разогрев тела и кровотечение десен.

Во-вторых, можно говорить о значительном сходстве этих йогических и современных дыхательных методик, в которых измененная схема дыхания используется для достижения измененных состояний сознания. Такие состояния сознания можно испытать и под гипнозом, а также при лечении с помощью физических упражнений и специальных методов дыхания. Кроме того, если врачу или психотерапевту известно, что клиент следует подобным практикам, он сможет точнее установить диагноз в случае пробуждения Кундалини.

И, наконец, я сомневаюсь, чтобы дыхательные упражнения, как метод достижения контроля, могли принести пользу тому, кто уже испытывает пробуждение Кундалини. Ли Санелла предостерегает против их использования, считая пранаяму опасной практикой. Однажды, отвечая на мои вопросы, Баба Хари Дас отметил, что разные люди нуждаются в разных дыхательных практиках в зависимости от своего темперамента и того, на какой ступени развития они находятся. Это одна из причин, почему так часто необходимо руководство мастера йоги. Свами Нараянанда считает пранаяму очень важной практикой, помогающей справиться с физическими проблемами, связанными с неправильным движением Кундалини в теле.

Согласно традициям йоги, изучение пранаямы осуществляется отдельными этапами, каждый из которых соответствует определенной стадии в практике йоги, и только после освоения более легких методик человек переходит к более сложным, рассчитанным на подготовленных учащихся. Прежде чем приступить к практике пранаямы, обычно изучают шесть очистительных дыхательных упражнений, предназначенных для того, чтобы очистить нади или артерии от загрязнения. Перед или параллельно с пранаямой для удерживания вдыхаемого воздуха в теле часто выполняется ряд сокращений горла, брюшной полости и анального сфинктера, называемых в йоге бандхами, или замками. Конечной целью пранаямы является гармонизация и контроль различных энергий тела, что ведет к пробуждению энергии Кундалини и правильному управлению этой энергией при ее освобождении и движении вверх по позвоночнику. Методы крийи-йоги специально направлены на то, чтобы освободить эту энергию путем сжатия анального сфинктера и последующего направления вдоха вверх от основания до чакры, расположенной над макушкой. По-видимому, йоги, практикующие эти методы, могут испытывать пробуждение Кундалини во время медитации, глубоко погружаясь в себя и достигая состояния покоя, блаженства и самадхи и не проходя через неуправляемые разрушительные состояния непосвященных.

Согласно Панча Синху, переводчику книги "Хатха Йога Прадипика", "пранаяма — это не что иное, как регулируемый соответствующим образом вид воздушного потока, который в противном случае течет быстро и неравномерно, не требуя больших усилий и не встречая чрезмерных ограничений; и если осуществлять такое регулирование, терпеливо поддерживая медленное и равномерное течение этого потока, в этом нет никакого риска". Он отмечает, что именно нетерпение при занятии йогой вызывает "чрезмерное давление на органы, в результате чего появляются боли в ушах, глазах, груди и т. п. Если три бандхи (или замка, согласно йогической терминологии) хорошо подготовлены при занятиях пранаямой, никакая опасность при этом не грозит". [{19}]

Согласно Свами Вишнудевананде, пранаяма — одна из важнейших практик для всех видов йоги. С помощью пранаямы можно управлять нервной системой и добиться постепенного контроля над праной, или жизненной энергией. "Мы постоянно истощаем свои жизненные силы, или энергию праны, за счет мыслей, желаний, действий и т. п… Йоги исчисляют возраст не по числу лет, а по числу вдохов". [{20}]

С помощью пранаямы прана доставляется ко всем участкам нервной системы, она захватывается при вдохе и накапливается в нервных центрах, особенно в солнечном сплетении. Это повышает жизненную энергию йога. Йоги утверждают, что привычка правильно дышать и соблюдение натуральной диеты могут возродить расу и избавить ее от таких болезней цивилизации, как повышенное и пониженное давление крови, заболевания сердца, астма и туберкулез. Эти практики позволяют также увеличить силу воли, самоконтроль, концентрацию, повысить моральные качества и углубить духовное развитие, поскольку йога позволяет управлять как физическим, так и эмоциональным состоянием.

Согласно древней "Гхеранда Самхите", факторы, влияющие на эффективность пранаямы, включают выбор подходящего места для практики и соответствующего правильного времени, умеренное питание и очищение нади. Она предостерегает от того, чтобы начинать заниматься йогой в жаркий, холодный или дождливый сезон, так как это может привести к болезни, и рекомендует для этого весну или осень. [{21}]

Йогам, практикующим пранаяму, "Гхеранда Самхита" рекомендует есть рис, ячменный или пшеничный хлеб, а также белую фасоль. Можно использовать также патолу (разновидность огурцов) и ряд других овощей. "Необходимо употреблять чистые, свежие и охлажденные продукты и съедать их в таком количестве, чтобы желудок был заполнен наполовину, испытывать удовольствие от еды и оставлять половину желудка пустой — это и называется умеренностью в питании". Необходимо избегать горечи, кислот, соли, острых и жареных блюд, творога, сыворотки, крупных овощей, вина, кокосовых орехов, перезрелых плодов хлебного дерева, некоторых бобовых, стеблей, тыкв, лука, лотоса и других привычных для Индии растений. Нельзя употреблять слишком тяжелую (плохо перевариваемую) пищу, испорченную, слишком горячую или несвежую, слишком холодную или слишком возбуждающую. [{22}]

Кроме того, йогу рекомендуется меньше путешествовать, избегать компании женщин, не греться у огня, не принимать ванну перед восходом солнца, не голодать и избегать всего, что причиняет боль телу.

Существует ряд методик пранаямы, рассчитанных на подготовленных учащихся, которые обычно не описываются в литературе, а изучаются с помощью учителя. Сюда входят различные виды дыхания типа учащенного быстрого выдыхания, задержка дыхания, удержание замков (бандх) при сосредоточении на шестой чакре, медленные повороты головы во всех направлениях, вращение желудка при задержке дыхания и направление вдоха вверх вдоль позвоночника, подобно тому как это делается в крийя-йоге. Глубокая медитация иногда приводит к непроизвольному выполнению пранаямы даже у тех, кто не знаком с ее методами, а мне приходилось также наблюдать это явление при работе с дыханием, как только человек терял над ним сознательный контроль.

Методам дыхания также придается большое значение в дзэн-буддизме. Приводя описание метода дыхания «Дзэн», Кеннет Роши пишет, что Шакьямуни Будда успешно достигал просветления с помощью правильного способа дыхания, который детям известен с рождения. Этот способ включает наблюдение естественного течения вдыхаемого воздуха и сознательное, в начале медитации или бессознательное, при утрате сознательности восприятия, возвращение внимания к следующему эллиптическому циклу:

Вдох начинается от основания позвоночника и продолжается вверх по позвоночнику до макушки; выдох начинается от макушки и направляется вниз по передней части тела вплоть до лобковой области, где у основания позвоночника переходит во вдох. Таким образом, дыхание идет по кругу, вдох сзади и направлен вверх, выдох спереди и направлен вниз, и это необычное дыхание поворачивает Колесо Дхармы. [{23}]

Существует рекомендация сознательно два-три раза проследить дыхательный цикл, а затем забыть о нем и дать возможность дыханию установиться естественным образом в том ритме, который является правильным для этого человека. Это очень мягкий дыхательный процесс, значительно менее насильственный, чем пранаяма или работа с дыханием, который можно считать абсолютно безопасным и полезным для сосредоточения и накопления энергии. Я считаю, что более интенсивные дыхательные упражнения также полезны для сосредоточения и управления внутренней энергией, но тот, у кого непроизвольно открылась Кундалини, должен относиться к ним с осторожностью. Как показывает мой собственный опыт, в течение короткого времени можно спокойно выполнять упражнения пранаямы и крийи, но если это продолжается больше 15 минут, интенсивность моей энергии сильно возрастает, может возникнуть боль в позвоночнике, и я чувствую себя "как натянутая струна" или же мне становится очень холодно. У некоторых движение этой энергии может вызывать другие неприятные явления типа физических повреждений или эмоциональных травм.

Не в меру усердные занятия пранаямой, когда дух "не очищен" и тело или эмоции не могут справиться с высокой интенсивностью выделяющейся при пробуждении Кундалини энергии, могут привести к возникновению эмоциональных трудностей и наступлению кризиса Кундалини. По-видимому, не стоит рекомендовать эту методику тем, кто склонен к чрезмерному усердию, если они не живут в ашраме и ими не руководит квалифицированный духовный учитель.

Тем, кто столкнулся с пробуждением Кундалини, полезно разобраться в методах пранаямы и советах по соблюдению диеты, потому что их целью является создание физической системы, которая позволяет поддержать пробужденную Кундалини. Эти методы способствуют достижению совершенного владения и управления внутренними процессами. Дыхание через левую ноздрю предполагает охлаждение системы тела, дыхание через правую ноздрю — ее нагрев. Дыхание через правую ноздрю предполагает также подъем эмоций, через левую — их успокоение. Правильно направленное дыхание дает энергию для очищения и раскрытия физической системы, освобождает ее от физических и эмоциональных нарушений, облегчает радикальные внутренние или внешние изменения температуры, способствует самообладанию и внутреннему спокойствию. Оно открывает врата к мистическому опыту. Существует много особых, рассчитанных на подготовленных адептов, упражнений пранаямы, предназначенных для воздействия на температуру, настроение, органические затруднения и ментальные расстройства.

Имеются данные, что современная работа с дыханием типа реберфинга приносит физическое удовлетворение и обеспечивает многие из тех физических изменений, которые приписываются пранаяме. Человек может испытать различного рода физическое освобождение, видеть всевозможные образы, пройти через катарсис и достигнуть духовного раскрытия. По-видимому, подготовка, которую дает йогу пранаяма, в значительной степени похожа, но без драматических переживаний — она учит просто сидеть и наблюдать, что бы ни произошло, тогда как работа с дыханием направлена на выражение и прохождение через катарсис. Оба процесса сходятся в одном — они представляют собой полное прохождение через сознавание или переживание происходящего без присоединения к нему, без попытки его усилить или избежать, что, по-видимому, приводит к освобождению и преобразованию личности. Часто при спонтанном пробуждении Кундалини человек, похоже, проходит через подобные внутренние попытки преобразования, и затрудняет это преобразование именно отсутствие границ или направления; необходимо обеспечить чувство безопасности, чтобы человек мог выдержать и прожить этот процесс, не вмешиваясь в него. При использовании методов йоги, дзэн или при участии в сессиях по работе с дыханием каждому известны временные рамки и цель, преследуемая занятием, и это удерживает в границах, которые позволяют эффективно справляться со страхом и с трудностями, особенно, если занятия проводит учитель. Если человек в это время один или окружен людьми, которые считают его ненормальным, он сильно страдает из-за отсутствия нужного окружения и границ. Психотерапевт может помочь создать и то и другое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.018 с.)